Космический стук

Вячеслав_Старухин

Что в курилке накопилось много грустных тем.
Чтобы их разбавить, привожу отрывок из книги генерала Каманина, наставника космонавтов.

В 11:30 Москва передала нам сообщение о том, что Хабаровск по КВ принял от “Ястреба” тревожное донесение: “В 9 часов 5 минут был космический стук”. Об этой радиограмме немедленно доложили Тюлину и Королеву. Сергей Павлович попросил меня разобраться с этим донесением и переговорить с Быковским. Мы со специалистами разобрали все возможные причины появления стука и для более обоснованного их определения решили попросить “Ястреба” ответить на ряд вопросов. На мой первый вопрос о характере стука, Валерий ответил, что он не понимает, о каком стуке идет речь. Я сказал ему, что речь идет о космическом стуке, который он слышал. Быковский расхохотался и сказал: “Был не стук, а стул, стул, понимаете?” и добавил: “Я сходил по-большому, покакал, покакал, понимаете?” Этот ответ на КП был встречен гомерическим хохотом. Мы поздравили Быковского с “мировым рекордом” (он первым из людей сделал это в космосе) и пожелали ему счастливого полета. Быковский чувствует себя отлично и мог бы пролетать 7-8 суток, но орбита “Востока-5” быстро снижается, и полет более 5 суток небезопасен. Мы единогласно решили сажать Быковского в конце пятых суток полета.

А вот еще, уже из других воспоминаний. Здесь речь идет об аэродроме в Кубинке:

Вообще-то тот наш комдив казался неплохим мужиком. Очень молчаливый - редко кто на службе слышал от него громкие разгоны. А в моём контрольном полёте, как оказалось, это его качество было возведено в превосходную степень. За все полчаса, проведенные с ним в воздухе, я по СПУ только пару раз услышал какое-то короткое бубнение. Слов не разобрал, но по тону было ясно, что никакой реакции или ответа от меня это не требовало - я на них и не прореагировал.
  В самостоятельных же нечастых полётах ему не то, чтобы не везло… Все они заканчивались вполне благополучно, но почему-то частенько в них приключались курьёзы. То во время ночных полётов весь находящийся на старте лётный и инженерно-технический состав вдруг онемеет от изумления, увидев подруливающий в темноте к аэродрому по дороге, аж со стороны гарнизона, МиГ-21БИС! Оказывается - это наш комдив, освободив на пробеге после ночной посадки полосу, свернул вместо крайней рулёжки в примыкающую к ней дорогу для технического транспорта. Но истребитель - не машина, задний ход не включишь и не побибикаешь. И, обнаружив вдруг такое дело, газуя и подтормаживая, поехал он тогда молча по “большому кругу”, руководствуясь дальше, как и на обычном механическом транспортном средстве, правилами дорожного движения…

Concord
Вячеслав_Старухин:

Что в курилке накопилось много грустных тем.
Чтобы их разбавить, привожу отрывок из книги генерала Каманина, наставника космонавтов.
А вот еще, уже из других воспоминаний. Здесь речь идет об аэродроме в Кубинке:

Был у меня подобный случай на ночных полетах. В 84-84 г служил в Бутурлиновском полку Борисоглебского ВВАУЛ техником самолета Миг-21. Так же на ночных полетах, доложив летчику об исправности и готовности самолета к вылету, дал ему расписаться в ЖПС (журнал подготовки самолета). Обычно после этого ЖПС кладут на бетон и прижимают стремянкой, чтобы его не унесло струей от выруливающего самолета, но летчик по привычке бросил журнал на крыло. Я в темноте этого не заметил и дал сигнал - можно выруливать. Предствьте мое состояние, когда я увидел, что ЖПС проезжает мимо меня на крыле и похоже тоже собирается в полет. Казалось бы ну и что такого, черт с ним. Он, конечно, далеко на крыле не улетит. Да и новый завести можно. Но дело в том, что это документ за потерю которого в случае ЧП можно сесть в тюрьму и надолго.
Что же делать, побежал догонять. Самолет перед выруливанием на ВПП еще проходит осмотр в дальнем конце рулежки на тех. посту. Пара прапорщиков осматривает самолет на предмет течи и посторонних предметов. Напоминаю - это ночь, бегу за самолетом, а он втопил газ как на Феррари. Фонарь, естественно, впопыхах забыл на старте. Кричу прапорам - “Держи его”, но где там. За ревом двигателя ничего они слышать не могут. Добегаю до тех. поста, когда самолет, включив пушечный форсаж ушел в черное небо как чиркнувшая спичка. Прапоры, конечно, ничего не увидели и я побежал дальше к ВПП. В общем я совершал одну предпосылку к летному происшествию за другой. Выходить на ВПП нельзя, а ЖПС найти нужно. Через 30 мин. прилетит мой голубь, потребует ЖПС, чтоб расписаться что все ОК, ан его нет… Сразу доклад по команде и …
На ночных полетах полоса освещается мощными прожекторами только во время взлетов и посадок. И вот я в потьмах, считай на ощупь ползаю по ВПП в поисках этого проклятого ЖПС. Вдруг врубаются прожектора и я как заяц на ночной охоте сигаю в сторону с ВПП. Мимо меня в каких нибудь 20-30 метрах проносится, как в кино, очередной 21-й. Зрение в такой ситуации работает дискретно, МиГ летит покадрово, будто освещенный стробоскопом. Жуткое зрелище! Все, это п-ц!
Вдруг слышу крик одного из прапоров: “Костя, с тебя бутылка МАССАНДРЫ”. Понимаю, что ребята все таки нашли журнал. Как оказалось он свалился еще до поста, а в темноте я его не заметил.
Когда я подбегал к старту с журналом и языкам на плече мой самолет уже рулил от дальнего конца ВПП. Вот такие приключения
😁
ЗЫ. Для тех кто не служил в авиации
МАССАНДРА - водоспиртовая смесь, для охлаждения РЛС, шасси и антиоблединения (на разных типах - разное)
Точно не помню, но расшифровывается примерно так: Микаян … дал радость авиаторам 😃

kithogue

Служил в авиации - оператор пеленгатора и дальнего привода (Саваслейка и Шершаган - Сары-Шаган, кто знает), так что расшифровку не забуду никогда. “Микоян Артём, Славный Сын Армянского Народа, Дал Радость Авиаторам”. Ещё. В гидравлике там у нас была спирто-глицериновая, а не водоспиртовая, смесь. А в антиобледенение так вообще чистяк шёл. Во как.

Concord
kithogue:

Служил в авиации - оператор пеленгатора и дальнего привода (Саваслейка и Шершаган - Сары-Шаган, кто знает), так что расшифровку не забуду никогда. “Микоян Артём, Славный Сын Армянского Народа, Дал Радость Авиаторам”. Ещё. В гидравлике там у нас была спирто-глицериновая, а не водоспиртовая, смесь. А в антиобледенение так вообще чистяк шёл. Во как.

В Сары-Шагане бывал (см. топик про Беркут)
Массандра (или иначе сутыга) охлаждала шасси на Су-15
а Миг-25 вообше спиртоносец
а гидравлика - АМГ-10
😃

Samson

Спирт-глицерин применялся на старых машинах, знаменитый ликер “шасси”. А в гражданской авиации спиртоснабженцем были Ан-10 (“спиртовоз”) и, позднее, Як-42 (в начальный период эксплуатации стабилизатор допускалось поливать в качестве антиобледенительной жидкости только спиртом).
Как то попал в командировку на военный аэродром в Тамбове, спецам потребовался на дефект спирт. Спросили у “вояк” - отвечают: “Несите емкость!”.
Ну, наши строго по инструкции - водочная тара с винтом, наклейка “Яд!” - и пошли… У прапоров - глаза из орбит вылезли! “Вы что - о…ли!!! Как наливать!!!” И вызывают спиртозаправщик - автоцистерну с “пистолетом”! Наши спецы от зависти потеряли дар речи. Два дня их потом не видно было… Прапор им трехлитровую банку налил!

kithogue

Да, с этими спиртовозами на полосе много смешных случаев было… 20 лет прошло, а всё помню как вчера. БОЕВАЯ АВИАЦИЯ-НАВСЕГДА!!!

Concord
kithogue:

Да, с этими спиртовозами на полосе много смешных случаев было… 20 лет прошло, а всё помню как вчера. БОЕВАЯ АВИАЦИЯ-НАВСЕГДА!!!

Интересна система списания спирта, принятая в наших ВВС (на примере нашего полка)
В предполетную подготовку техник обязан проверить антиобледенительную систему (МиГ-21 - емкость бака всего 4,5 литра. Расположен в нише перед фонарем кабины. Омывается только лобовое стекло). Для этого техник обязан нажать на кнопку АОС на 1 сек. При этом инженерами полка (штабом) установлено, что с боевого самолета сливается 200 мл. спирта, а со спарки - 250!
В реальной жизни спиртовые бачки самолетов были совершенно пусты. На некоторых даже не было пробок - дифицит. Дело в том, что караул (тогда обычно из лиц среднеазиатской национальности) этого факта не знал и регулярно вскрывал вверенную ему технику на предмет алкоголя. Не найдя ничего веселящего, эти бойцы просто от злости зашвыривали пробки подальше в кусты. Вот так и рождался дифицит и соответственно дружественное воровство у технического персонала. Мне лично приходилось сдавать свой самолет в КВР - плановый капитальн-восстановительный ремонт в далеком городе Чирчик Узбекской ССР. Пришлось для сдачи занять данную пробку у друзей - техников и после сдачи ее обратно выкрасть и привезти в полк.
Летчики тоже участвовали в этой системе списания и распределения спирта. Когда приближались торжественные события - например сдача курсантами гос. экзаменов, летчики усиленно искали на ясном небе облака и делали запись в ЖПС - “использована ПОЖ (противообледенительная жидкость)”.
Спирт заливался в самолет только когда он шел на перелет на другой аэродром. Точнее он не заливался, а должен был заливаться, но кто же это допустит? Для этих случаев умельцы мастерили плоские канистры. Летчик сидел на них в полете. А уже за боевыми самолетами следовал Ан-26 - самолет спиртовой поддержки с канистрами для сбора сего ценного продукта.
Как же распределялся списаный спирт? Тут тоже все было по “регламенту”: 60% - оставлял у себя инженерный отдел, т.е. выпивалось штабом, остальное делилось между летным и техническим составом.
Скажу про себя - пить сей технический спирт для меня не было никакойго удовольствия,поэтому пробовал его только на коллективных мероприятиях. А вот для авиамодельных нужд он вполне годился и за 2 года удалось сэкономить 10л канистру.

Samson

“Протирать следует малым количеством - дыхнув на поверхность после принятия спирта внутрь!” - из золотого фонда “Наставления для молодых специалистов аэрофлота”.