Тренер 500-того класса для 3D

smelyanin

О модели вертолёта думал ещё с детства, точнее класса с 5-го. Мне тогда было 11 лет, что-то пытался мастерить в сарайчике, в основном самолёты. Иногда взрывал взрывпакеты на огороде )) И чтобы направить эту энергию в созидательное русло мой дедушка отвёл меня в авиомодельный кружёк «СЮТ» маленького городка Смела, это на Черкащине. Там я проводил всё своё свободное от школы время. И однажды, увидев в журнале «Моделист-конструктор» 80-х годов чертежи радиоуправляемого вертолёта F3C, больше ни о каких летающих, плавающих, ездящих моделях думать не мог. Это была копия модели вертолёта Cobra немецкого конструктора Шлютера. Но, в детстве не мог ни о чём подобном мечтать, денег на это не было. Потом учёба в институте, работа… Почти лет на 20 это затихло. И вот недавно, точнее год назад вспомнил о своей детской мечте. Не знал с чего начать. В основном обзоры моделей в интернете 10-ти летней давности. Человека, который подсказал бы что да как, тоже рядом не было. Но, надо было с чего-то начинать. Имел в пользовании около полугода 3-х канальный сосник, 4-х канальный мелколёт WL 911, флайбарную и безфлайбарную (FBL и DFC) 450-тку, 550-от Gaui (Hurricane).

Сделал вывод, что мне не хочется держать и обслуживать всю эту «эскадрилью», было решено приобрести так сказать «единый» вертолёт, по аналогии с танками, лёгкие-средние-тяжёлые ) Такой себе тренер. Выбор вертолёта-тренера пал на машину в размере 500 по Алайну (лопасть 425-430 мм). Выбор такого типоразмера обусловлен стабильностью полёта при стандартной скорости ветра 5-8 м/с в наших лесостепных зонах. Такой размер имеет уже отличную читабельность в пределах 50-60 метров и способностью ротора буквально «держаться» за воздух. Немаловажным, даже наверное основным пунктом для меня было наличие запчастей на Ebey, Benggood Aliexpress, а также «фирменных» сайтах ALZRC, Align, Tarot. Предполагалось держать дома ЗИП с расчёта на 1 краш. Ещё нужна была уверенность, что запчасти на эту тушку будут выпустаться 3-5 лет. Раму хотел сложносоставную, с карбоновых пластин, но и не сильно сложную. Рамы по типу LOGO мне не нравятся. Очень геморно и не удобно её собирать, да и не понимаю я как можно сервы крепить шурупами ! В целом механика сделана под Align 500 Pro. Также, основную скрипку сыграла цена на Li-po 6-ти баночные аккумуляторы 6S на 3000 mAh. Возится с ДВС моторами и хранить топливо негде, да и не хотелось слышать этот противный звук (помню моторы КМД 2.5). Ещё нужно было всё это возить в общественном транспорте… Короче, выбор пал на электрический сетап.

По факту имеем раму ALZRC 500 Pro с компоновкой по мотивам Gaui x3 и х4. Трей крепится на Г-образную балку и на 2 бобышка, которые вкручиваются в дюралевые части рамки. Сервы автомата перекоса расположены под углом 45 относительно оси ротора.

Главный ротор TAROT 500 DFC, по сути это увеличенный до 500-того размера хаб от TAROT 450 DFC. Лопасти 430 мм карбоновые ALZRC, не раз гребли землю при наклоне во время посадки, ну ничего, целые. В общем сам хаб выглядит как-то мясисто, крепко.

Канопа заказана на фирме Fusuno, покраска с переди жёлто-зелёная с «ядовитым» оттенком, в пасмурную, да и в солнечную погоду видно метров на сто. Крепится на пластиковые рожки. От алюминиевых решено было отказаться, так как были случаи их вырывания «с кишками», а так в случае чего, пластик просто сломается, чем погасит энергию удара.
Хвостовая серва крепится болтами на карбоновую раму. Такое крепление наиболее удачно, в отличии от крепления сервы на трубе. Наблюдал крашь, при котором была оторвана труба, тяга, подкосы и всё это хозяйство не отлетело только благодаря проводам сервы. Также, благодаря тому, что серва крепится в хвосте рамы, под вилкой хвоста, нет необходимости использования тяг, как у GAUI x4, меньше узловых соединений – больше надёжность и точность. Тяга хвоста карбоновая, в отличии от железных тяг преимущества схожи, как если сравнивать карбоновую трубу и дюралевую.

Исходя из опыта эксплуатации кардана и ремня в 450-тке, выбор пал на кардан. Это меньшая потеря энергии, меньше вибрации, нет истераний ремня. К стати, в 450-тке передатку регулярно рвало от жёстких посадок. На 500-тке передатка от ALZRC имеет поперечный штифт. За пол года эксплеатиции было порядка 8-10 жёстких посадок, при которых задние лопасти гребли щебень. Обрыва не было ни разу. Хотя на зубьях появились едва заметные следы износа. Также, нет необходимости подтягивать ремень. Работает кардан громче ремня, но этот свистящий звук мне очень приятен.

Хвостовой хаб TAROT 500 Pro, обычный, не двухточечный. Работает без нареканий. Лопасти на хвосте карбоновые 70 мм, подходят на стрейчи 450, типа 360-480 размера. Можно поставить стандартные 76 мм для 500-тки, но пока устраивают эти. Плавник самодельный, покрашен светоотражающей краской. Очень читабелен в солнечную и пасмурную погоду.

Труба карбоновая. Было решено отказаться от использования алюминиевой трубы. Карбон более упругий и лучше противостоит нагрузкам. Даже если удары происходяят не от краша, а от грубых посадкок, карбон это удары держит. Что не раз происходило при отработке некого подобия авторотации на высоте 1-1.5 метра.

Щаськи пластиковые от Align 500, есть в запасе ALZRC 500. На изгибах имеют утолщения. Удар держат отлично – проверенно ))) До этого были карбоновые с алюминиевыми ушками, на морозе отлетели, лопнули в 4-х местах на изгибах.

Сервы «средненего» размера, старые добрые цифровые Rotor Star. Усилие 4.8 кг/ 0.09 сек. Уже не выпускаются года 2-3, но у меня есть на них шестерни, так что пользуюсь пока ими. Тем более, что в настройке V-бара манёвренность на уровне 88, при шкале до 120-ти. То есть, ещё есть куда расти.
Серва на хвосте ALZRC DM 1531T на 6 вольтах выдаёт 4 кг за 0.04 сек., двигатель бесколлекторный (на 8.4 в 5.5 кг/0.03 сек). Ещё серва имеет в своей конструкции алюминиевый радиатор. После полёта она холодная.

Трёхосевая система представлена «жёлтым» К-bar. К-бар трудится ровно один год. Стоял на 450-тке, теперь на 500-тке. Никаких проблем нет. Работает чётко. К слову жёлтые к бары установлены на верты моего друга, а именно: ALZRC 420 и Goblin 630. Его они полностью устраивают.

Регультор оборотов Hobbiwing Platinum Pro 100 A. Отличный гувернёр, возможность питать борт на 6, 7.4, 8.4 вольта, отдельный датчик оборотов для гувернёра фбл системы (если есть желание его использовать), разные уровни защиты и т.п. Куллер больше для антуража, мотор потребляет 80 ампер, то есть имеем запас в 20 ампер. Даже не знаю что можно лучше поставить. Это наверное лучшие регуляторы оборотов на сегодняшний день. Не зря ТОП-пилоты массово их используют, а Align комплектуя ими свои 700-тки называет такой комбо набор «TOP COMBO».

Мотор Scorpion 3026 на 1600 ват 6-ти баночный. Хотя уже его заменили новыми моделями, он не уступает им в мощности и вал с подшипниками на него ещё продают на оф. сайте производителя.

В целом получился не плохой сетапчик, мне он очень нравится и на данном этапе изучения базы 3D пилотажа полностью устраивает. Да, управляется машина через Taranis Q Х7.

Фух… Как-то так 😃 До встречи на полётах !

Comtech

А узел для крепления хвостовой балки (Tail Boom Case) какой использовали?

smelyanin

Вилка ставится от T rex 500 pro. Установлена производства ALZRC. От 500 Е не влазит 😃 Сама рама сделана под комплектующие от Pro.

Comtech

Обгонку чью использовали? Align или ALZRC?

smelyanin

Не хотелось рисковать 😃 Обгонка алайновская. Отлетала уже 200-250 акков.

11 days later
Comtech

Валентин, а Вы за моторчиком Scorpion 3026 как нибудь ухаживаете? Подшипник смазываете как рекомендуют?

smelyanin

Там подшипники закрытого типа, они с сальником идут. Смазка уже с завода идёт. Я бы их не смазал, даже если бы захотел. Подшипники одеваются на вал плотно. Не вижу смысла смазывать вал в месте соприкосания с подшипником, они плотно болжны сидеть, без проскальзывания. Недавно поменял большой подшипник, тот который ближе к пиньону, в нём выработка появилась, хотя он не скорповский, а хороший аналог.

smelyanin

Всё-таки посажа подшипники на вал с помощью фиксатора.

10 months later
Comtech

Валентин, подскажите в такую раму какой по размеру аккум может влезть. Интересна полная ширина между боковинами рамы и высота от трея до низа рамы (до металлических деталей внизу). На сайте ALZRC пишут что 40х50 аккумы можно использовать, как-то маловато кажется.

smelyanin

Максимум что туда лезит это 3000 мАh, он 43х43 мм. Можно всунуть аккум и чуть больше по высоте, до 50 мм.

Comtech

Ну т.е. я правильно понимаю, что в пределе по ширине 43 мм впихнется, а по высоте 50 мм?

smelyanin

Хочу уточнить. Замерял аккумы. Без проблем лезет 43*39 мм и 43*43 мм. Но, 43*43 мм впритык.

Comtech

Ок, спасибо. У меня в T-rex 500L в облипочку влезают 44х45мм. Получается в этой расширенной снизу раме ALZRC смысла нет, то на то и выходит.
Ещё раз спасибо.

1 month later
patrik

Купи Vbar NEO прошей до “спасалки” и без него не летай!!!

EVIL

Какой вес вертолета получился?

smelyanin

После 1.5 года тренировок на 500-тке и участия в соревнованиях на 600-тке Алайн, а также крашах (куда ж без них) появился кое-какой опыт. В кратце. После появления у меня 600-тки от Алайн, а потом ещё одной 600-тки от того же Алайн ) задумал избавится от 500-тки, как не от актуального для меня размера. Полёты на 600-тке мощны и стабильны. 500-тка стояла на шкафу, изредка на ней летал и падал, как мне казалось из-за размера лопасти 500-того размера. Но, потом оказалось, что 600-тка тоже тяжелее воздуха и так же падает ))) и падать на 600-тке для меня ой как больно и накладно. От этого есть страх в тренировках и отработке чего-то нового. Даже те моменты, которые отработаны на 500-тке, требуют привыкания на 600-том размере. От этого есть небольшой стресс, но до того момента, когда фигура уже отработана на большом верте. Потом хорошо отработанную фигуру летать на 600-тке очень легко и приятно. Конечно, цена аккумов 35 у.е. это не 70 у.е… Их в 500-тку надо 1 шт. ) В начале сезона было три краша на 500-тке по зарулам на роллах. Думал это из-за размера и силовой самого верта, типа ротор не справляется. Потом включил максимальную полку (75% на регуле хоббивинг) и подобрал экспоненту и расходы на пульте, это 25 и 70 соответственно. В полётнике экспоненту не трогал. Верт стал стабильние, напоминает 600-тку. Интересный момент с карбоновой балкой. Она прочная, держит жёсткую авторотацию. Но, когда верт падает на хвост, она не гнётся, а выдирает всё с “кишками”. Хвостовой кейс по полам, а балка с трещинкой. В общем, лучше ставить стандартную дюралевую трубу. Также, максимальные обороты убрали проблему со скручивание хвоста при резких пич-пампах. Ещё пришёл к выводу, что лучше ставить главный вал от ALZRC. Во первых комплект из 2-х штук стоит на Али около 10 у.е., а оригинальные что-то около 30 у.е. Также валы от ALZRC дюралевые. Зато в отличии от оригинальных стальных лучше поглотят энергию от удара, а не передадут её на раму. Также, не имея собственной машины, возить её в общественном транспорте не так тяжело, как 600-тку ))) Карбоновые лопасти, а это 3 пары, я побил в начале сезона. Теперь поставил недорогой стеклопластик, а на хвост пластиковые лопасти. Получилось очень бюджетно. Пока, меня качество полёта полностью устраивает. Также, в планах поставить небольшую фичу, двухточечный хвостовой хаб на хвост от ALZRC. В общем, эта модель 500-тки для меня очень актуальна. По стабильности полёта и бюджету, в сравнении с 450-тым и 600-тым размером - это золотая середина. А подбор правильных настроек сделал полёт очень комфортным. В данный момент, 500-тка остаётся для меня основным тренером, а 600-тку уже использую для подготовке перед самими соревнованиями.

EVIL:

Какой вес вертолета получился?

1500 g

2 months later
Sergey161

К стати, в 450-тке передатку регулярно рвало от жёстких посадок. На 500-тке передатка от ALZRC имеет поперечный штифт. За пол года эксплеатиции было порядка 8-10 жёстких посадок, при которых задние лопасти гребли щебень. Обрыва не было ни разу.

Не совсем понял, как устроена передатка, чтобы не рвало шестерни? У меня на 500-ке шестерни хвоста и переднего редуктора - слабое место…

5 months later
smelyanin

Задумал я стрейчатуть 500-тку по типу Trex 500 XT под лопасти 470 мм. Тем более, что по расчётам передаточных чисел вращение ротора у него такое же, как у Trex 500 Pro под лопасти 430 мм. Размеры конических шестерен у хт и pro разные. Решил для начала заказать карданный вал от рекса 500хт и посмотреть, подойдёт ли он к коничкам 500 pro, а потом двигаться дальше. Карданный вал приехал с Англии за неделю. Оказалось , что стаёт он идеально. Диаметр такой же, как у кардана от 500 pro. Даже подшипничек, который шёл в комплекте, оказался один в один, как у 500 pro. Длинна кардана оказалась больше на 7 см. Тягу буду делать из тяги от 600-того т рекса. Или закажу карбоновую, пока не решил. Да, в комплекте был сальник. Что-то около 20-22 мм. Труба у 500 хт большего диаметра. Есть модификация т рекс 500х на ремне. Видать сделали трубу большего диаметра для использования ещё и ремня. Лопасти 470мм алайн дороже 430 мм на 5$. Хвостовые лопасти у 500 хт стандартные для 500-ток алайн - 76 мм. Труба у 500 pro диаметром 16 мм. Её я уже купил. Правда пришлось купить 1 метр. Готовлю трубу для стрейча и ждём лопасти 470 мм.

VladZ
smelyanin:

Труба у 500 хт большего диаметра. Есть модификация т рекс 500х на ремне. Видать сделали трубу большего диаметра для использования ещё и ремня.

500X появился изначально на ремне, потом уже и с валом сделали вариант. Балка 19мм диаметром сделана для большей жесткости (чтобы не скрутило ее от нагрузки на хвостовом роторе) и лучше гасила вибрации.

smelyanin

А трубу 16 мм с карбона может скрутить от нагрузки ?

smelyanin

И если кардан прямой, то какие там могут быть вибрации ? Труба 19 мм была выбрана в 500х из-за использования ремня, чтобы он туда попросту влез.

Vladlen
smelyanin:

А трубу 16 мм с карбона может скрутить от нагрузки ?

Может прогнуть центробежной силой, для того и промежуточный подшипник ставят.

VladZ
smelyanin:

А трубу 16 мм с карбона может скрутить от нагрузки ?

Если стенки тонкие, то может разорвать. Карбон не во всех направлениях одинаково держит нагрузки, из-за этого на самолетах алюминиевые шасси предпочтительнее (сам сломал большое количество карбоновых).

Покупал как-то карбоновые трубки тарота для трекса500, так некоторые лопались и трещинами исходили от затяжки хвостового кейса.

На 700ках Алайна хвостовые балки из алюминия и карбона, а не одного карбона.

smelyanin:

И если кардан прямой, то какие там могут быть вибрации ? Труба 19 мм была выбрана в 500х из-за использования ремня, чтобы он туда попросту влез.

Для вибраций на хвосте мест много: ротор, валы, подшипники, лопасти…
Если на старой 500ке раскрутить основной ротор постепенно до полных оборотов на земле, то в некотором диапазоне оборотов ротора можно увидеть приличные вибрации хвостовой балки, только раскосы и спасают.

Первые трексы500 тоже были на ремне), проблем с размещением ремня не было.

Vladlen:

Может прогнуть центробежной силой, для того и промежуточный подшипник ставят.

Всегда думал, что подшипник для фиксации самого вала, чтобы вибраций меньше было. Там же резинка на нем, она балку не удержит

Vladlen
VladZ:

Всегда думал, что подшипник для фиксации самого вала, чтобы вибраций меньше было. Там же резинка на нем, она балку не удержит

Я думал про вал речь 😃
А на балку какие нагрузки на кручение? Разве что если задний подшипник заклинит?