Что случилось с хвостом, варианты?
На выходных, что то случилось с Раптором 90 3D… Летал до этого нормально… Через какое то время понадобилась замена коренного подшипника в двигателе… Двигатель был снят, подшипник поменян, и водружен на место.
При подлете, раскручиваю ротор на земле, все окей… Останавливаю, немного бедню иглу среднего газа, раскручиваю и взлетаю… Верт висит какое то время - сек 10-15, потом начинает уводить хвост влево, компенсирую стиком, хвост уводит сильнее, еле еле получается предотвратить вращение стиком до упора, понимаю, что ситуация нештатная, нужно сажать… в таком положении, когда хвост норовит постоянно уехать сажать сложно, принимаю решение ротировать в ХОДЕ (настроен холостой ход) дабы убрать момент. Включаю ХОЛД хвост начинает в бешенном темпе вращать все в туже сторону, что ли бо сдель с ним не удается… Сажать в таком экстремальном режиме не умею, поэтому верт падает на бок ломает лопасть и плюхается на хвост…
Грешили на зубья конической шестерни в ХР, сказали вроде как бывает их срезает… Открываю дома все закрытые узлы… ни одна шестеренка на вертолете не пострадала, все как новые, не считая масла на подшипниках… Я был в шоке, так как хвостом верт долбанулся явно, сломал балку в районе рамы и ХР весь в пыли и грязюки… Посмотрел на вал привода ХР, все цело, фиксирующие винты на месте, все держится на ура…
От сюда вопрос, что это могло такое быть? И как при этом выжили конические шестерни?
У меня напросился лишь один вывод, былка постепенно, от переноски и полетов частично выскочила со своего крепления, в результате пространство стало между ХР и креплением балки длиннее… далее вал выскочил из какой то из шестеренок, в результате тяга на ХР пропадает… Возможно такое?
Да, еще дома попробовал пассатижами вытащить кусок балки оставшийся в креплении к раме, не получилось, лишь оторвался кусок за который тянул 😵
Гира стоит 611, со времени последнего удачного полета ничего в настройках не менялось…
если хвост уводит влево - это за основным ротором? если так то тяга на Х.Р. не пропала, а стала максимальной, т.е. проблемы в управлении Х.Р. как вариан подклинило тягу, в плюс она еще шла а обратно нет.
и при авторотации, для удержания направления Х.Р. не нужен т.к. О.Р. вращается свободно и не закручивает фюзеляж.
вращение при авторотации: возможно в сторону вращения О.Р. при заклинивании обгонки, или при отказе управления Х.Р.
Во время висения хвост еще было возможно корректировать с помощью стика…
После врубления ХОЛД и перехода в холостые хвост уже не возможно было держать стиком… Старался просто как можно дольше продержать верт в горизонтальном положении, возможно если б держал достаточно долго, ротор бы потерял инерцию и верт просто плюхудся на шасси, дабы отделаться малым… Увы с такой скоростью вращения ничего не получилось… к тому же сторона вращения плохо мне дающаяся…
Не дают покоя целые шестерни прихода ХР… вспоминая 600ку с валом, там достаточно легко их срезать, при например ротации неудачной или если чуть задеть хвостом землю или травку на посадке… А тут все цело, ни один зуб не пострадал…
в висении тяга Х.Р. стала рости (по разным причинам), после отключения мотра в холде, момент от вращения О.Р. пропал, но шаг Х.Р.котрый компенсирует этот момент, остался прежним (а должен был стать нулевым) в результате скорость вращения вертолета увеличилась (почти до максимально возможной)
причина - заклинивание управления Х.Р. в районе угла предкомпенсации и более.
Ну ладно… может быть, хотя вообще не понятно как он летал до этого без проявления такого… Буду восстанавливать и уже смотреть дальше…
забыл про вероятную причину - это тримирование хвоста в режиме удержания - на гироскоп пойдет постоянная команда поворот (правда это полностью компенсируется стиком)
из мех причин заедание слайдера на оси Х.Р. причиной чего может стать намотавшаяся при взлете трава.
В момент инициализации гирика ты мог верт дернуть 😉
В момент инициализации гирика ты мог верт дернуть 😉
Теоретически да Дим, но сомневаюсь, 90 размер не так уж и легко дернуть. Если б дернул, то скорее всего проявилось бы сразу, еще на взлете. А так взлетел нормально, повисел потом стало уводить хвост, сначала мало, потом больше, врубил ХОЛД ему вообще башню снесло…
У моего друга был подобный случай только все обошлось без краша летает он хорошо. А причина была в кольцах которые держат тягу управления ХР она отклеилась сместилась в край балки и заклинила тягу в крайнем положении. Проверь этот вариант.
У моего друга был подобный случай только все обошлось без краша летает он хорошо. А причина была в кольцах которые держат тягу управления ХР она отклеилась сместилась в край балки и заклинила тягу в крайнем положении. Проверь этот вариант.
Я о них тоже думал, но проверить ничего не удасться, т.к. балка сломалась и по ней все сдвинулось при краше… Просто учту этот момент при ремонте… Спсб.
Ну и машинку проверь хвостовую, она ооочень может глючить причем непостоянно 😉
Ну и машинку проверь хвостовую, она ооочень может глючить причем непостоянно 😉
Ага, проверю… Спасибо…
Был похожий случай.От вибрации выкрутилась втулка из хвостового слайдера(без локтайта) и заблокировала его в крайнем положении.Удалось посадить на авторотации,хотя и прилично вращало.
Очень похоже на кольца ,было такое на 50-м