Raptor miniTitan E325

Vladlen

Лопасть должна поворачиваться без заеданий независимо от затяжки, может лопастедержатели с задирами?

P_i_l_o_t
Vladlen:

Лопасть должна поворачиваться без заеданий независимо от затяжки, может лопастедержатели с задирами?

Это было на других лопастях, сейчас они поломаны. Задиров не было, лопасти были от паркфлайера, по отзывам неплохие. Тогда бабочку побелил именно затяжкой. После посадки смотрел как стоят лопасти. Одна чуть убегала вперед. Тогда лопасти поворачивались туго. Но такого, чтобы момент усилий при повороте лопасти, не было.

Как вариант, подтянуть затяжку лопастей попробую. Спасибо.

Vovets:

EDGE - это действительно одни из лучших лопастей. СтОят $40 везде. Что-то не то у Вас с механикой головы всё-таки.

Когда вы говорите про механику головы, где можно ждать проблем с бабочкой? Крепление хаба, подшипник и посадочное место в цапфе, износ линк, межлопастной вал, демферы, крепление микшеров - или еще что-то?

Vladlen
P_i_l_o_t:

Это было на других лопастях, сейчас они поломаны. Задиров не было, лопасти были от паркфлайера, по отзывам неплохие. Тогда бабочку побелил именно затяжкой. После посадки смотрел как стоят лопасти. Одна чуть убегала вперед.

при нормальной затяжке лопасти не убегают при остановке ротора, сила, устанавливающая их правильно при вращении, намного больше.
если лопасти перетянуть, появится вибрация при раскрутке.

Vovets
P_i_l_o_t:

Когда вы говорите про механику головы, где можно ждать проблем с бабочкой?

Где угодно, поэтому готовый рецепт сложно дать не “пощупав”. Общая идея такая. Бабочка на нормальных лопастях вызвана тем, что при одном и том же азимуте (т.е. положении лопасти относительно корпуса модели) разные лопасти имеют разный угол атаки. Для того, чтобы понять, что не так, нужно выставить коллективный шаг того режима, при котором проявляется бабочка. Т.е., например, левую ручку в положение висения. Ставим одну лопасть например вперёд. Теперь берём угломер и меряем угол. При этом рукой сильно выбираем люфты в сторону уменьшения угла (именно в эту сторону они выбираются в полёте). Запоминаем сколько получилось. Теперь поворачиваем другую лопасть в это же положение (вперёд). Повторяем измерение. При этом также внимательно смотрим на все рычаги.
Если это ничего не даёт, тщательно проверяем, что все шарниры в системе рычагов вращаются свободно, в том числе под нагрузкой, никакие подшипники не хрустят и не закусывают, особенно радиальные и упорные в цапфах. При проверке упорных их нужно тянуть. Упорные желательно смазывать чем-то типа литола.

P_i_l_o_t
Vladlen:

при нормальной затяжке лопасти не убегают при остановке ротора, сила, устанавливающая их правильно при вращении, намного больше.
если лопасти перетянуть, появится вибрация при раскрутке.

Спасибо.

Vovets:

Где угодно, поэтому готовый рецепт сложно дать не “пощупав”. Общая идея такая. Бабочка на нормальных лопастях вызвана тем, что при одном и том же азимуте (т.е. положении лопасти относительно корпуса модели) разные лопасти имеют разный угол атаки. Для того, чтобы понять, что не так, нужно выставить коллективный шаг того режима, при котором проявляется бабочка. Т.е., например, левую ручку в положение висения. Ставим одну лопасть например вперёд. Теперь берём угломер и меряем угол. При этом рукой сильно выбираем люфты в сторону уменьшения угла (именно в эту сторону они выбираются в полёте). Запоминаем сколько получилось. Теперь поворачиваем другую лопасть в это же положение (вперёд). Повторяем измерение. При этом также внимательно смотрим на все рычаги.
Если это ничего не даёт, тщательно проверяем, что все шарниры в системе рычагов вращаются свободно, в том числе под нагрузкой, никакие подшипники не хрустят и не закусывают, особенно радиальные и упорные в цапфах. При проверке упорных их нужно тянуть. Упорные желательно смазывать чем-то типа литола.

С теорией настройки все понятно. Шарниры вращаются свободно, не хрустят. Упорные подшипники смазаны, радиальные вращаются легко.

Но как объяснить: поднял верт в воздух - бабочка. Посадил, подстроил лопасти - нет бабочки. Заменил акк, поднял - снова бабочка. Акк менялся не меняя положение вертолета, даже лопасти сохранили посадочное положение(к ним не прикасался). Вибрации при раскрутке ротора после замены акк не было.
Бабочка просматривалась от момента полной раскрутки до посадки. Такого, что при раскрутке нет бабочки, а она появляется при висении, у меня нет.

Vovets
P_i_l_o_t:

С теорией настройки все понятно.

Т.е. Вы измеряли углы как я описал и они одинаковые? Чудес не бывает. Какая-то деталь отличается у одной из лопастей, причём ещё и “едет”. Остаётся только гадать. Хаб не гнутый, с флайбаром всё в порядке, ничего нигде не проворачивается? Плечи флайбара одинаковые? Может тарелка разваливается?

P_i_l_o_t
Vovets:

Вы измеряли углы как я описал и они одинаковые?

Этого не делал. Но сделаю.
Хаб новый - пластик. Флайбар - плечи одинаковые, все закреплено, люфты есть.
Межлопасной вал новый, проверял на стекле.

Вопрос по ОР. Ставил новый из упаковки. Верхняя точка вала биения при работающем двигателе не показывает. Этого достаточно, чтобы убедиться, что вал ровный. Хаб на вал садится плотно.

P_i_l_o_t

Сегодня отлетал три аккумулятора. Все Замечательно, лезвия лопастей в одной плоскости. Были посильнее затянуты лопасти и заменены линки.

Большое спасибо всем, кто подсказал решение проблемы.

1 month later
P_i_l_o_t

Сразу оговорюсь, эта информация для новичков, и это мои ощущения. Может кому-то будет интересно. Это не для тех кто летает 3Д, а для тех кому нужен налет и не знает как подступиться к вертолету. Я не против сима, но удовольствия от полетов на симуляторе не получаю.
Заменил двигатель 3800кв на двигатель 2100кв. Для новичка, кто летает блинчиком, - самое то. Пиньон 11, обороты на передатчике линейка 80%. Вертолет приторможен, ленив, но полетное время 15 минут. Управлял им сегодня в полусонном состоянии. Летает медленно, но красиво. Мне очень и очень понравилось. Естественно, для полетов с сильными порывами ветра это не подойдет.

Прошу совет.
Информации о FBL много, но зачастую противоречивая и немного устаревшая. Преобладает точка зрения, что FBL эффективен для пятисотки и выше. Для 450 вертолета смысла переходить на FBL нет. Откликнитесь те, у кого есть иная точка зрения.
Меня интересует, что докупать из электроники, чтобы реально почувствовать FBL.

Vladlen

странная информация, все мелкие модели теперь только FBL, и сначала надо переделать механику, если есть такая возможность.

Tigron

Юрий,
Не надо давать вредных советов. А то новички Вас прочитают, а потом будет куча вопросов. 😃
Обороты для миниТитана четко прописаны в инструкции. По паспорту обороты должны составлять от 2100 до 2800 в зависимости от стиля полета. Исходя из этого подбираются характеристики мотора, пиньен, количество ячеек и емкость аккумуляторов. Что вы и сделали.
Однако новички на пониженных оборотах обычно летают не долго. Поэтому совершенно не обязательно тратить деньги на еще один мотор. Лучше потратить их на тахометр (все равно пригодиться), сразу купить нормальный мотор, а обороты временно прибрать понизив кривую газа в передатчике. Таким образом, их всегда можно потом поднять. В Вашем же случае поднимать уже некуда - полка и так 80%.
По поводу FBL, пожалуйста, определитесь сначала, что именно вы хотите в ней почувствовать? Хорошая FBL система по управляемости не сильно отличается от палки. FBL берут обычно из-за всяких электронных примочек типа внешнего гувернера (системы удержания оборотов завязанной на шаг лопастей), системы автостабилизации полета или, чтобы просто была возможность менять настройки (скорость управления) “на лету”. Плюс - меньше частей в голове, которые нужно чинить при краше. Минус - нужны более мощные и дорогие цифровые сервы на голову (которые тоже начинают больше умирать при крашах). Аэродинамический эффект от снятия лопаток даже на больших вертолетах иллюзорный. А еще FBL систему нужно уметь настраивать, ибо ошибка в настройке будет стоить завязанного на старте в узел вертолета. Выбирать Вам!
Я сам давно выбрал в пользу FBL. При этом мой миниТитан так и остался флайбарным и до сих пор (уже более 5 лет) летает, как запасной вертолет. 😃

Vovets

Дмитрий, не надо давать неточной информации, а то новички и т.д.

Tigron:

Аэродинамический эффект от снятия лопаток даже на больших вертолетах иллюзорный.

Это неверно, эффект огромный. FBL летает точнее, нет необходимости всё время подруливать, почти до нуля снижает влияние ветра. Особенно это актуально для мелких размеров, которые не дают времени раздумывать. Сложнейшие манёвры 3DX последнего времени стали возможны только благодаря FBL.
По настройке скажу по своему опыту. Из четырёх систем, Microbeast, Skookum SK540, V-bar, Futaba GY750 только последнюю настроить непросто. Остальные имеют пресеты для разного количества опыта пилотов и, если всё сделать по инструкции, которую нужно внимательно прочитать, летят сразу достаточно хорошо. Микробист считается самым простым в настройке, для В-бар и Скукум нужен компьютер.
Все знакомые пилоты, кто пересел на FBL не имеют никакого желания возвращаться на палку. И качество пилотирования сразу возрасло, это я тоже наблюдал вот этим летом.
Так что моё мнение - выбирать нечего, хочешь расти в пилотировании - FBL.

Tigron

Вообще-то, информация точная. Хороший FBL в первую очередь должен хорошо эмулировать палку. То, что вы описали - это все дополнительные программные примочки. Собственно ради них FBL и берут. Однако точность и качество полета FBL все равно вторичны. Качество полета в первую очередь зависит от рук пилота. FBL ему только помогает или мешает (в случае неправильной настройки), но полет и маневры по прежнему осуществляет пилот. Хороший пилот отлетает сложные фигуры и на палке, а плохому всегда что-то между ног мешает, и FBL ему не поможет.
По поводу простоты настроек, спорный вопрос. Да, чтобы правильно настроить FBL нужно очень внимательно прочитать инструкцию. Что, к сожалению, новички делают далеко не всегда. Я знаю миллион историй, когда вертолет закручивало на старте из-за неправильно включенной компенсации по циклическому шагу. И знаю некоторых пилотов (особенно среди ДВСников), которые столкнувшись с не очень удачным FBL или запутавшись в его настройках, бросили и вернулись на палку.
Чтобы научиться хорошо летать нужно брать симулятор и фигачить виртуальные верты до посинения. Обучение новым фигурам проходит только так.
И еще пара замечаний. Скокум можно настроить с программатора. Он, зараза, не дешевый, но иногда его в поле взять проще, чем компьютер. FBL влияние ветра никуда не убирает, ибо это физика. Да, FBL помогает с ним бороться, но вертолет все равно сдувает и подруливать надо. Ну, и садиться в режиме автовыравнивания, особенно на маленьком вертолете, очень удобно.
Касательно вопроса Юрия, по моему мнению ему FBL понадобится только на следующем вертолете, когда он дорастет до сложных фигур. Флайбара ему хватит не на один сезон полетов.

P_i_l_o_t
Tigron:

Не надо давать вредных советов.

Это не совет. Я получил то, что хотел для отдыха. Нигде этого не читал, нигде не слышал. Это для себя. Отступить от инструкции, поэкспериментировать (это же за мой счет, свой риск беру на себя) - имею право. Я же сказал,что это не для тех кто получает удовольствие от 3Д. На авто сразу от 160км/ч удовольствия не получишь. Больше налет - уверенней пилотирование, больше желание и на большие обороты ротора и на мотор по-мощнее. А насчет вопросов - чем их больше, тем больше желание разобраться и понять суть процесса. В жизни пригодится.

Vovets:

Так что моё мнение - выбирать нечего, хочешь расти в пилотировании - FBL

Я это понял. Что для титана конкретно эффективно: Microbeast, Skookum SK540, V-bar, какие конкретно сервы под какую систему, лопасти? На 600, 700 класс вертолетов не перехожу, не загорелся большими вертолетами.

Tigron:

Чтобы научиться хорошо летать нужно брать симулятор и фигачить виртуальные верты до посинения.

Тут я не спорю. Это если для спорта и сокращения срока подготовки. А если просто для души? Я же деньги на нем не зарабатываю. Это мой отдых.

Для меня сим, чтобы подтвердить правильность понимания того, что предстоит делать в воздухе. Не более.

Tigron:

Качество полета в первую очередь зависит от рук пилота

На 100% согласен. И от налета. Птицы не сидят же за симом. От простого к немного более сложному и т.д. Ускорять процесс в полетах не собираюсь.

Tigron:

Касательно вопроса Юрия, по моему мнению ему FBL понадобится только на следующем вертолете

А если параллельно то на одном, то на другом? Хуже от этого не будет, или будет? Просто для того, чтобы разобраться с настройками, а?

Tigron
P_i_l_o_t:

А если параллельно то на одном, то на другом? Хуже от этого не будет, или будет? Просто для того, чтобы разобраться с настройками, а?

Хуже не будет, наоборот только лучше. Я, как уже говорил, оставил миниТитан с флайбаром. Все остальные верты у меня уже FBL.
Выбирать на миниТитан нужно то, что влезет. FBL от греха подальше обычно прячут в корпус. У миниТитана в корпусе места очень мало. Ширина посадочного места под хвостом 29-30 мм. Некоторые системы типа Микробиста можно поставить вертикально на место традиционного приемника с левого бока. Изучайте ТТХ и выбирайте себе подходящую по деньгам и возможностям. Лопасти менять не обязательно. Родную FBL голову для миниТитана найти сложно, но можно. Сервы на АП нужны будут цифровые обязательно с металлическим редуктором с усилием, как минимум, 2-2.5 кг/см3 и скоростью в районе 0,10 сек./60 град.

Vovets
P_i_l_o_t:

Что для титана конкретно эффективно: Microbeast, Skookum SK540, V-bar

Сейчас я бы брал на 450-й mini-vbar. Лопасти желательно специальные FBL или любые нейтральные. Желательно жёсткие. И демпферы нужны жёсткие. Сервы - быстрые цифровые, Align 410, Savox 257 или типа того. Вертолёт должен быть свободен от вибрации. Особенно это касается хвостового ротора.

P_i_l_o_t
Vovets:

Сейчас я бы брал на 450-й mini-vbar

Если можно, в чем изюминка ?

Vovets:

Особенно это касается хвостового ротора.

Это отбалансированные задние лопасти? Или что-то еще?

Tigron:

Родную FBL голову для миниТитана найти сложно, но можно

Mini Titan Flybarless Rotor Head Conversion KIT(3924) helikraft.com/…/Mini+Titan+Flybarless+Rotor+Head+C… - эта подходит?

Vovets
P_i_l_o_t:

Если можно, в чем изюминка ?

Скажем так, я настроил систему дома, принёс на поле и она полетела как надо, именно так как мне хотелось. Они дольше всех на рынке.

P_i_l_o_t:

Это отбалансированные задние лопасти? Или что-то еще?

Это отбалансированное заднее всё. Т.е. всё, что вращается с частотой ХР. Ровные валы, отсутствие перекосов, исправные подшипники. Хвостовой ротор нужно (если нужно) балансировать весь в сборе. В вибаре есть приятная штука - анализатор вибраций. В версии pro (это спец. прошивка, продаётся отдельно за ~$40) есть анализатор спектра вибраций, очень помогает в тяжёлых случаях.

P_i_l_o_t

Спасибо. mini-vbar pro - с ваших слов мне уже понравилась.

Tigron
P_i_l_o_t:

Mini Titan Flybarless Rotor Head Conversion KIT(3924)

Да, она самая!

Дешевая копия mini-Vbar
rcopen.com/forum/f65/topic320587
Прошивку pro можно купить отдельно.
Не стоит так дико заморачиваться на вибрации. Сильно чувствительны к вибрациям только системы с автостабилизацией и то, когда этот режим включен. На электричках вибрации традиционно маленькие. Чтобы получить сильные вибрации надо иметь совсем убитую электричку с гнутыми валами или сильно перетянуть лопасти в держателях. Мелкие вибрации убираются виброизоляцией самой коробочки FBL.
Обратите еще внимание на продукцию Skookum, iKon и bavarianDEMON от Helicommand

P_i_l_o_t
Tigron:

Обратите еще внимание на продукцию Skookum, iKon и bavarianDEMON от Helicommand

А они хорошо работают на маленьких вертолетах?

Tigron:

Дешевая копия mini-Vbar

На этой неделе где-то читал, микадо снизил цену на mini-Vbar до 140$.
FU- BAR все-таки китаец. Брака у них поболее. Кстати движок, который мне был интересен “Turnigy 450 H2218 Brushless outrunner 2100KV” уже отказал. Регуль перестал его раскручивать. Другой движок поставил - все заработало. Буду заказывать Scorpion HKII-2221-12 Brushless Motor (450 Class) Review.
На mini-Vbar оригинале все уже проверено, а качество однозначно стоит денег.
На FU- BAR интересны размеры - он меньше. Паркфлайер исключил FU- BAR из продажи.