Специальные цены   новые товары
+ Ответить в теме
Страница 272 из 456 ПерваяПервая ... 262 270 271 272 273 274 282 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 10,841 по 10,880 из 18206

BAIT BOAT для рыбалки

Тема раздела Судомодели. Общий в категории Судомодели; Сообщение от Probelzaelo Ошибка принципиальная в том что у вас максимальный упор получен при КПД винта = 0% те в ...

  1. #10841

    Регистрация
    30.12.2014
    Адрес
    Netanya, Israel
    Возраст
    70
    Сообщений
    970
    Цитата Сообщение от Probelzaelo Посмотреть сообщение
    Ошибка принципиальная в том что у вас максимальный упор получен при КПД винта = 0% те в статике, когда винт не создает ни какого полезного движения при этом скольжение лопастей = 100%, потому что отсутствует поступательное движение, испытание происходит "на швартовых"...
    Я думаю, что Вы здесь не совсем правы, т.к. КПД винта не равен нулю - он совершает работу по созданию тяги.

  2.  
  3. #10842

    Регистрация
    30.12.2014
    Адрес
    Netanya, Israel
    Возраст
    70
    Сообщений
    970
    Цитата Сообщение от grek-68 Посмотреть сообщение
    Андрей, посмотри может сгодится? http://ru.aliexpress.com/item/2Pcs-1...982181075.html
    Не совсем подходит, т.к. большие обороты и маленький момент. Если и использовать, то только с редуктором 1:3, тогда параметры будут более соответствовать требуемым нашим корабликам.
    Почему все так избегают использовать редукторы, хотя совершенно очевидно, что с ними при использовании двигателей с 10.000-12.000 об/мин можно получить оптимальный режим работы винта? Есть простая формула, которая показывает зависимость между скоростью лодки, шагом винта и оборотами винта. N (об/сек) = V:[P х (0,7-0,75)], где N - обороты винта, V - скорость лодки, P - шаг винта в метрах, 0,7-0,75 - коэффициент проскальзывания. Простой пример - скорость лодки 2 метра в сек., шаг винта - 0,05 метра. Отсюда N = 2 : (0,05х0,7) = 57 об/сек или 57х60 = 3428 об/мин. В зависимости от диаметра винта считается мощность двигателя. Там сложнее, но примерно можно принять, что нам нужны при наших габаритах и весе корабликов следующие параметры винта и двигателя - D винта = 50-60 мм, мощность на валу винта = 15-20 ватт или момент 32-45 mNm. Отсюда электрическая мощность двигателя равна 15-20 ватт разделить на КПД двигателя (0,6-0,65). Получается P дв. = (15-20):0,65 = 23 - 31 ватт. Всё остальное избыточно. Не забываем про потери в дейдвуде и прибавляем к полученной мощности двигателя ещё 6-8 ватт, а так же потери при ХХ, которые тоже легко считаются. Чем меньше обороты двигателя, тем меньше потери от ХХ. Реальные суммарные потери равны току двигателя умноженному на напряжение при холостых оборотах винта на воздухе. С редуктором можно применять более оборотистые и менее мощные двигатели. Да и винты нам нужны не от скоростных моделей и с небольшим шагом. Если всё это учесть, то с одной зарядки аккумуляторов можно будет проплыть в 1,5-2 раза большее расстояние.
    Я никого ни за что не агитирую, а просто показываю как правильно подобрать пару винт-двигатель.

  4. #10843

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от grek-68 Посмотреть сообщение
    Андрей, посмотри может сгодится?
    Да спасибо большое, это то что нужно.

    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    Не совсем подходит, т.к. большие обороты и маленький момент.
    Для моей задачи даже очень.

  5. #10844

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    маленький момент.
    Маленький крутящий момент???? А как Вы это поняли????

    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    как это звучит у Вас между строк
    Я не уверен что нужно читать между строк. Если я что то пишу то я пишу прямо и без скрытого смысла. А видио я попросил у Вас для тог что бы понять как Вы проверяли тягу и чем. И поверьте никакого сарказма с мой стороны.

  6.  
  7. #10845

    Регистрация
    16.03.2007
    Адрес
    Petah-Tiqva, Israel
    Возраст
    47
    Сообщений
    953
    Попался мне на глаза движок от фирмы Pittman. Движок - GM9434G105 - имеет редуктор 5.9 : 1
    На холостых оборотах потребляет около 200 мА, или 0.2 А. При попытке притормозить вал, около 2 ампер.
    Померил обороты ХХ. Без редуктора около 6000 от 12 вольт. Хочу запользовать в своей лодке.
    Один момент меня беспокоит: редуктор сделан как часть двигателя. Полностью избавиться от него я не могу.
    Вопрос в том, стоит ли удалить внутренности редуктора, дабы не было лишней нагрузки на вал?
    Или плюнуть и использовать как есть?
    К дейдвуду буду крепить за свободный конец вала, предназначенный для энкодера.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения
Название: pittman.jpg‎
Просмотров: 29
Размер:	53.3 Кб
ID:	1057529  

  8. #10846

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от appolinari Посмотреть сообщение
    Померил обороты ХХ
    А как промеряли прибором или как то еще??? Просто почему спрашиваю не охота покупать прибор для разового замера.

  9. #10847

    Регистрация
    16.03.2007
    Адрес
    Petah-Tiqva, Israel
    Возраст
    47
    Сообщений
    953
    Скидал тахометр на основе ардуино и оптического (щелевого) концевика.
    На вал мотора посадил пластиковый лепесток, который проходя через щель концевика заставляет ардуину считать. Сей час у меня на лодке стоит двигатель "Мабуши". У него 8500 об/мин паспортная чв. Думаю поменять на выше указанный.

  10.  
  11. #10848

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от appolinari Посмотреть сообщение
    кидал тахометр на основе ардуино и оптического (щелевого) концевика.
    Спасибо.

  12. #10849

    Регистрация
    16.03.2007
    Адрес
    Petah-Tiqva, Israel
    Возраст
    47
    Сообщений
    953
    Замерил ток при остановленном плоскогубцами вале двигателя. Получил 4 ампера.

  13. #10850

    Регистрация
    14.07.2012
    Адрес
    Украина,хмельницкий
    Возраст
    45
    Сообщений
    232
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    не охота покупать прибор для разового замера.
    Андрей ,уменя есть тахометр оптический , могу отдолжить на пару недель.отошлю "новой почтой".

  14. #10851

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от vlad155 Посмотреть сообщение
    Андрей ,уменя есть тахометр оптический
    Я Вам в личку написал.

    Какой рег выбрать.
    http://ru.aliexpress.com/item/400A-B...978064828.html
    http://ru.aliexpress.com/item/Ffree-...801827846.html
    http://ru.aliexpress.com/item/6-12V-...303179124.html
    http://ru.aliexpress.com/item/320A-R...048698200.html
    http://ru.aliexpress.com/item/free-s...685294318.html
    Последний раз редактировалось Carpfish; 15.04.2015 в 21:56.

  15. #10852

    Регистрация
    30.12.2014
    Адрес
    Netanya, Israel
    Возраст
    70
    Сообщений
    970
    Цитата Сообщение от vlad155 Посмотреть сообщение
    Андрей ,уменя есть тахометр оптический , могу отдолжить на пару недель.отошлю "новой почтой".
    У меня есть ближе и отсылать не надо

  16. #10853

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    У меня есть ближе и отсылать не надо
    ?????

  17. #10854

    Регистрация
    13.02.2014
    Адрес
    Ростов-на-дону
    Возраст
    44
    Сообщений
    160
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Какой рег выбрать.
    Первая ссылка самое то.

  18. #10855

    Регистрация
    25.03.2015
    Адрес
    Ставрополь
    Возраст
    29
    Сообщений
    60

  19. #10856

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от 14mishasaper88 Посмотреть сообщение
    Я бы вам вот этот посоветовал http://ru.aliexpress.com/item/320A-6...282907618.html
    А стоп у этого рега есть??? если есть то как от него избавится. Очень неудобно с этой функцией. Или если кто знает какой рег без стопа может подскажите.

  20. #10857

    Регистрация
    05.02.2014
    Адрес
    Новороссийск
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,878
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    А стоп у этого рега есть???
    есть! для раздрая не гуд!

  21. #10858

    Регистрация
    05.04.2015
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    39
    Сообщений
    36
    Подскажите, подойдет ли вместо Mabuchi RS-555PH-3255 вот такой R540-30130 12.0V
    двигатель?

  22. #10859

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Виктор22 Посмотреть сообщение
    Подскажите, подойдет ли вместо Mabuchi RS-555PH-3255 вот такой R540-30130 12.0V
    двигатель?
    http://belchip.by/sitedocs/r540.jpg Я думаю что вполне. Хотя смотря какой винт будет.

  23. #10860

    Регистрация
    05.04.2015
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    39
    Сообщений
    36
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    http://belchip.by/sitedocs/r540.jpg Я думаю что вполне. Хотя смотря какой винт будет.
    Наверное 40 шаг 1.

  24. #10861

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Виктор22 Посмотреть сообщение
    Наверное 40 шаг 1.
    Лопастей сколько???

  25. #10862

    Регистрация
    05.04.2015
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    39
    Сообщений
    36
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Лопастей сколько???
    3 лопасти.

  26. #10863

    Регистрация
    05.02.2014
    Адрес
    Новороссийск
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,878
    Цитата Сообщение от Виктор22 Посмотреть сообщение
    3 лопасти.
    фото или ссылку на винт?

  27. #10864

    Регистрация
    05.04.2015
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    39
    Сообщений
    36
    Цитата Сообщение от Kosta23rus Посмотреть сообщение
    фото или ссылку на винт?
    Винта еще нет, но приметно таких параметров думаем брать.

  28. #10865

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Виктор22 Посмотреть сообщение
    Винта еще нет, но приметно таких параметров думаем брать.
    Большая просьба померить ток под нагрузкой.

  29. #10866

    Регистрация
    02.03.2011
    Адрес
    Санкт-Петербург, Оренбург,
    Возраст
    49
    Сообщений
    2,566
    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    оясните пожалуйста в чём принципиальная ошибка?
    Ошибка была в определении КПД вернее в выражении что КПД в движении уменьшится. Для ВМГ считается что КПД=0%, как раз на швартовых при 100% скольжении, когда не создается движения корпуса. В целом рассуждение верное, но была небольшая неточность в самом принципе определения откуда считать ).

    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Probelzaelo Посмотреть сообщение Ошибка принципиальная в том что у вас максимальный упор получен при КПД винта = 0% те в статике, когда винт не создает ни какого полезного движения при этом скольжение лопастей = 100%, потому что отсутствует поступательное движение, испытание происходит "на швартовых"... Я думаю, что Вы здесь не совсем правы, т.к. КПД винта не равен нулю - он совершает работу по созданию тяги.
    Если мерой работы считать усталость, это один подход - спортивный. Но при "сдельной" оценке ни кого не волнует количество бесполезных и вспомогательных телодвижений.
    Другим словом все накладные расходы у нас за счет исполнителя, те количество предоставленного ресурса - аккумлятора ограничено, ни кто не предложит больше, но за счет этого ресурса нужно обеспечить и доставку на место и возврат на базу, причем многократно.

    В нашем случае полезное действие ВМГ(ВинтоМоторгойГруппы) это движение судна вперед.
    Потому что даже нагрев двигателя это тоже работа, но в нашем случае она не только бесполезная, как и обьем перемещаемой воды, но и вредная. Следовательно любая работа не направленная на движение корпуса вперед тратится впустую и снижает общий КПД для ВМГ, зря потребляя энергию источника.
    Последний раз редактировалось Probelzaelo; 17.04.2015 в 12:24.

  30. #10867

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Вот как бывает.

  31. #10868

    Регистрация
    25.03.2015
    Адрес
    Ставрополь
    Возраст
    29
    Сообщений
    60
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Вот как бывает.
    Этот кораблик всем корабликам кораблик!!!

  32. #10869

    Регистрация
    14.09.2014
    Адрес
    Винница
    Возраст
    69
    Сообщений
    55
    А нужно ли это для рыбалки??? При такой скорости,с какой попытки попадешь в зону лова?

  33. #10870

    Регистрация
    05.02.2014
    Адрес
    Новороссийск
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,878
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Вот как бывает.
    и по ходу дела, уже не лечится!


  34. #10871

    Регистрация
    13.01.2013
    Адрес
    Уральск
    Возраст
    55
    Сообщений
    4,606
    Цитата Сообщение от 14mishasaper88 Посмотреть сообщение
    Этот кораблик всем корабликам кораблик!!!
    поставьте пару бесколлекторников по 1500W ,и у вас так будет
    кстати очень удобно будет по воде прыгать и корм сразу разбрасывать

  35. #10872

    Регистрация
    05.02.2014
    Адрес
    Новороссийск
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,878
    Цитата Сообщение от puss5 Посмотреть сообщение
    поставьте пару бесколлекторников по 1500W ,и у вас так будет
    Но причина прыжков не только в безколлекторниках, еще очень интересная форма обводов на носу поплавка.

  36. #10873

    Регистрация
    13.01.2013
    Адрес
    Уральск
    Возраст
    55
    Сообщений
    4,606
    Цитата Сообщение от Kosta23rus Посмотреть сообщение
    Но причина прыжков не только в безколлекторниках, еще очень интересная форма обводов на носу поплавка.
    без мощности, хоть лыжу там поставь, у него просто нос срезан под 45 градусова если ему сделать стандартные носы,он и на глиссер не выйдет и возможно и под воду занырнет! ,а прыжки у него потому, что задняя центровка и дейдвуды задраны наверняка, ну и конечно мощность вот он на дно и выходит!

  37. #10874

    Регистрация
    05.02.2014
    Адрес
    Новороссийск
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,878
    Цитата Сообщение от puss5 Посмотреть сообщение
    а прыжки у него потому, что задняя центровка и дейдвуды задраны наверняка, ну и конечно мощность!
    мощность - однозначно! но вот форма носа...

    А вот еще одно произведение , вернее переделка этого ломастера.
    интересное начинается после 4минуты

  38. #10875

    Регистрация
    30.12.2014
    Адрес
    Netanya, Israel
    Возраст
    70
    Сообщений
    970
    Цитата Сообщение от Probelzaelo Посмотреть сообщение
    Ошибка была в определении КПД вернее в выражении что КПД в движении уменьшится. Для ВМГ считается что КПД=0%, как раз на швартовых при 100% скольжении, когда не создается движения корпуса. В целом рассуждение верное, но была небольшая неточность в самом принципе определения откуда считать ).
    Я думаю, что это неверное понимание сути КПД движителя. Энергия аккумулятора преобразуется ВМГ в создание как раз тяги, которая и заставляет корабль двигаться. На швартовых эта тяга полностью компенсируется удержанием корабля на месте, но она никуда не девается.


    В нашем случае полезное действие ВМГ(ВинтоМоторгойГруппы) это движение судна вперед.
    Потому что даже нагрев двигателя это тоже работа, но в нашем случае она не только бесполезная, как и обьем перемещаемой воды, но и вредная. Следовательно любая работа не направленная на движение корпуса вперед тратится впустую и снижает общий КПД для ВМГ, зря потребляя энергию источника.
    В нашем случае полезной работой будет создание тяги, а не прочие потери на преобразовании энергии аккумуляторов. Насколько эффективно мы сможем преобразовать энергию аккумуляторов в создание тяги настолько эффективным и будет наш движитель. Понятно, что чем выше тяга при прочих равных условиях, тем быстрее будет двигаться наш корабль, но задача, как я её понимаю, состоит в том чтобы подобрать такую тягу, которая позволит при наименьших затратах энергии пройти большее расстояние. Как правило, мы не можем ничего изменить в уже готовом корпусе. Здесь что получилось, то получилось. Для каждого корпуса существует своя оптимальная, с т.з. минимума затрат энергии при максимальном пройденном расстоянии, скорость. Вот её и надо определить для имеющегося корпуса и соответственно подобрать тягу ВМГ. Для оценки эффективности ВМГ я вообще бы ввёл такое понятие как затраченные ампер-часы, а лучше ватт-часы на единицу пройденного расстояния. Поскольку наши кораблики примерно равного веса и размеров, то такое сравнение было бы вполне корректным. Расчёты показывают, что скоростные винты с большим шагом (Р = 1,2 - 1,4) и большими оборотами двигателей (10.000-12.000 об/мин, а то и больше) при наших скоростях движения (1-2 м/сек) имеют КПД на уровне 20-30%, т.е. попросту месят воду и не создают эффективной тяги. Как я вижу, у многих нет понимания этого и они считают, что чем выше обороты и мощнее двигатель, тем быстрее будет двигаться кораблик, а вопрос об эффективном расходовании аккумуляторов вообще не рассматривается. У меня несколько иной подход - я хочу сделать наиболее экономичное преобразование энергии аккумулятора для своего корпуса в движение и добиться максимальной дистанции с одной зарядки. При этом хочется получить скорость движение в пределах 1,5-2 м/сек. Какой окажется реальная скорость и какие будут затраты энергии на это покажут только натурные испытания. По максимуму задача такая - на одном комплекте аккумуляторов пройти 250х2х(20-30) = 10-15 км. Ёмкость аккумуляторов 320Wh - 16Vх20Ah. Насколько реальной окажется эта задача я даже представить сейчас не могу. В принципе могу удвоить ёмкость аккумулятора, но это ещё 2,5 Кг веса, хотя его и можно будет сделать заменяемым прямо на берегу. Будем посмотреть, как говорится

  39. #10876

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    на одном комплекте аккумуляторов пройти 250х2х(20-30) = 10-15 км.
    Олег я рыбачу со своим кораблем уже второй год. Вот мои данные. Завожу 4 палки примерно на 250-280 метров. Берем для простоты расчетов 250 метров. Реально в сутки кораблик работает раз 15 ну 18 максимум. Соответственно 15 раз по 500 метров равно 7500 метров. Или 18Х500 равно 9000 метров. И это при весе 7 кг и с акками свинцовыми 12 вольт 12 ампер. И еще не разу я за сутки не разредил акки в ноль. Вольтаж падал до 8,5 вольт. Так что если Вы собираетесь рыбачить трое или четверо суток без подзарядки возможно это у Вас и получится. Только один вопрос, а зачем Вам это нужно ??? Неужели нельзя взять еще один или два акка и не парить себе так мозг с экономией акков. Возможно нужно проще посмотреть на эту задачу???

  40. #10877

    Регистрация
    25.03.2015
    Адрес
    Ставрополь
    Возраст
    29
    Сообщений
    60
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Олег я рыбачу со своим кораблем уже второй год. Вот мои данные. Завожу 4 палки примерно на 250-280 метров. Берем для простоты расчетов 250 метров. Реально в сутки кораблик работает раз 15 ну 18 максимум. Соответственно 15 раз по 500 метров равно 7500 метров. Или 18Х500 равно 9000 метров. И это при весе 7 кг и с акками свинцовыми 12 вольт 12 ампер. И еще не разу я за сутки не разредил акки в ноль. Вольтаж падал до 8,5 вольт. Так что если Вы собираетесь рыбачить трое или четверо суток без подзарядки возможно это у Вас и получится. Только один вопрос, а зачем Вам это нужно ??? Неужели нельзя взять еще один или два акка и не парить себе так мозг с экономией акков. Возможно нужно проще посмотреть на эту задачу???
    А какие у вас двигатели и винты если не секрет?

  41. #10878

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от Oluch Посмотреть сообщение
    При этом хочется получить скорость движение в пределах 1,5-2 м/сек.
    Вот тоже не пойму зачем. За две минуты проехать 250 метров наверное можно. Но зачем такая скорость??? Мой пароход едет 7-10 минут в одну сторону на расстояние 250-280 метров, зависит от волны и ветра. Или я чего то не понимаю?? или возможно чем быстрее мы завезем прикорм тем быстрее поймаем рыбу.

    Цитата Сообщение от 14mishasaper88 Посмотреть сообщение
    А какие у вас двигатели и винты если не секрет?
    Сам собрал, винт в трубе. Мотор 550 винт 32мм двух лопастной.

  42. #10879

    Регистрация
    25.03.2015
    Адрес
    Ставрополь
    Возраст
    29
    Сообщений
    60
    Цитата Сообщение от Carpfish Посмотреть сообщение
    Сам собрал, винт в трубе. Мотор 550 винт 32мм двух лопастной.
    А мотор как называется?

  43. #10880

    Регистрация
    16.07.2012
    Адрес
    Украина, Одесса
    Возраст
    45
    Сообщений
    3,372
    Цитата Сообщение от 14mishasaper88 Посмотреть сообщение
    А мотор как называется?
    BRS 550 SH Вот то что написана на моторе. Галимый китай покупал на рынке в сервисе по ремонту шуруповертов.http://img04.olx.ua/images_slandocom...fotografii.jpg

+ Ответить в теме

Похожие темы

  1. Корпус кораблика для рыбалки.
    от appolinari в разделе Судомодели. Общий
    Ответов: 300
    Последнее сообщение: 30.05.2013, 21:33
  2. Продам эхолот для рыбалки
    от lushano в разделе Барахолка. Разное
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 19.07.2010, 23:17
  3. тримаран для рыбалки
    от Agressor48 в разделе Судомодели. Общий
    Ответов: 17
    Последнее сообщение: 23.02.2010, 00:49
  4. Корабль для рыбалки
    от Oleg37 в разделе Судомодели. Общий
    Ответов: 32
    Последнее сообщение: 25.04.2008, 23:18

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения