Помогите. Проблема в мире Китайских лодок.

Сергей_ZW

Здравствуйте! На просторах китайских магазинов существует серия лодок под брендом «Skytech». Модельный ряд этих лодок, H100, H101, H102, H103, H105, H106, отличаются лишь дизайном, и идентичны по внутреннему содержимому. Эти лодки отличаются не высокой ценой (≈ 2000р), при этом имея штатную аппаратуру 2.4 Ггц, водяное охлаждение двигателя, функцию переворота, задний ход, звуковой сигнал с пульта о скором разряде аккумулятора, и скорость до 25 км/ч.
Сам являюсь обладателем модели H106 (алиэкспресс), отличается двойной водозащитной «трюма», и как показала практика эффективной,- воды набирает около 5 мл за одно катание, а то и вовсе сухо.
Пульт управления по факту имеет, триммеры руля (вправо/влево), триммеры назад/вперёд, два стика и lcd-дисплей.

Но все эти лодки объединяет одна проблема,- это несоразмерность поворота руля,- хода сервопривода. То есть максимально левое положение доходит до 50° от нейтрали, а крайнее правое только до 25°.

При обращении в техническую поддержку «Skytech» активно пыталась помочь, отправляя мне картинки из инструкции, но после того, когда я им отправил видео, и объяснил, что это не помогает, выдали гениальный ответ,- «Вы должны положить лодку в воду и играть с ней, а не смотреть на движения сервопривода. 😃. Жизнь коротка и прекрасна, чтобы тратить её на такие мелочи! 😁» Вот так.
Некоторые люди решили эту проблему, просто механически сместив тягу хвоста управления так, чтоб лодка в нейтрали уже была повёрнута вправо на n-ый угол, тем самым компенсируя несоразмерность поворота. В этом случае, чтоб заставить плыть лодку прямо, нужно постоянно держать стик не много влево, что не удобно, так что такой способ не подходит.
При многочисленных попытках выяснено (не только моих), что сам сервопривод в полном порядке, и его замена ни чего не даёт. Механические уступы как на приводе, так и самом хвосте руля движениям не препятствуют. При использовании триммеров руля, диапазон поворота серво не увеличивается, а просто смещается нейтраль.
Предполагаю, (осциллограф отсутствует), что управляющий сигнал на серво искусственно зарезан вправо, либо с передатчика, либо приёмника.

Поэтому возникает вопрос,- как с минимальными затратами можно решить данный не достаток?

При чтении форумов появились догадки-вопросы:

  1. Можно ли решить проблему установкой цифрового привода? Вроде как их можно программировать, к примеру при сигнале на серво влево 1мс/- 100% повернуться влево, а при сигнале к примеру 1,8 мс/ 100% вправо. В теории, для аналогового серво сигнал в 1,8 мс ≈ 60% вправо,- а 2мс соответствует 100% крайне правому положению.
  2. Существует ли какое то промежуточное устройство для коррекции движения сервопривода, просто поставив его в разрыв сигнального провода, между приёмником и серво? Может как то серво тестер приспособить? Или специальные схемы есть в Китае?
  3. Как то исказить значение потенциометров либо в серво, либо в пульте управления, чтобы сместить нейтраль в левое положение, тем самым компенсировав повороты руля?

В общем, уважаемые знатоки, как и все обладатели таких лодок, буду рад идеям и предложениям по устранению выше описанного недостатка.

SAZ118

Об этом писали и в этой теме, и в других. В серве к крайним выводам потенциометра подсоединены резисторы и, если изменять их величину, то можно менять углы поворота и положение нейтрали.

MaikG3
Сергей_ZW:

ешить проблему установкой цифрового привода? Вроде как их можно программировать,

такой привод превысит в разы стоимость лодки…

александр_амбаров

Привет… Я так понял по фото что там простая тяга в виде проволоки. Может поставить регулируемый узел…

svetoteni

Взять любую серву про которую известно, что она исправна и, скажем, отрабатывает 60 градусов (110, 90, 130, 180 - варианты разные).
Подключить к приемнику вместо рулевой сервы и дать расходы в оба конца. Если угол отработки будет отличаться от инструкции - дело в настройках пульта. Если “условно нормальная” серва отработает штатно - замените ту, что сейчас установлена на лодке.

Токсик

Привет всем!

Все почему то забывают про длинны рычагов.
На фотке видно что тяга на рулевой машинке имеет большое плечо.
А что если на рулевой машинке вставить тягу по ближе к оси машинке, уменьшится плечо и получится короче ход тяги.
Это из ранних классов предмета по физике применение рычагов.

Всем пока, пока, пока.

Сергей_ZW
SAZ118:

Об этом писали и в этой теме, и в других. В серве к крайним выводам потенциометра подсоединены резисторы и, если изменять их величину, то можно менять углы поворота и положение нейтрали.

Гуглил, - не нашёл подобных описанных вами переделок серво. Если возможно, дайте ссылку. Сам пробовал, (эксперимент) резистор 20_Ком подтыкал к средней и крайней ноге потенциометра сервы, но кроме “рысканья” ни каких положительных результатов.

александр_амбаров:

… там простая тяга в виде проволоки. Может поставить регулируемый узел…

Да, всё верно, простая тяга между серво и хвостом лодки. А если серво двигает хвост лодки по сигналу с пульта д/у, это ведь тоже “регулируемый узел”? 😃 Вопрос в том, как его настроить, и чтоб затраты на модификации не превзошли стоимость лодки 😃

Токсик:

Все почему то забывают про длинны рычагов. Это из ранних классов предмета по физике применение рычагов

С рычагами всё испробовано вдоль и поперёк. Даже учитель физики заходил в гости из ранних классов,- не_помогло. 😁 😁

svetoteni:

Взять любую серву про которую известно, что она исправна и, скажем, отрабатывает 60 градусов (110, 90, 130, 180 - варианты разные).
Подключить к приемнику вместо рулевой сервы и дать расходы в оба конца. Если угол отработки будет отличаться от инструкции - дело в настройках пульта. Если “условно нормальная” серва отработает штатно - замените ту, что сейчас установлена на лодке.

Проблема общая для всех этих лодок. Заведомо рабочие сервы выдут себя так же, люди писали уже. При этом дефолтовый серво может работать, (восстанавливать нейтраль), в диапазоне 110° точно.То есть если в выключенном состоянии его провернуть примерно на 60° от нейтрали (в обе стороны), при включении он восстановит своё положение. Механически серву ни что не ограничивает при данном использовании.

svetoteni:

Если угол отработки будет отличаться от инструкции - дело в настройках пульта.

А возможен такой вариант, что дело в настройках приёмника?

Сергей_ZW

На всякий случай вот внутренности штатного пульта д/у. www.picshare.ru/view/10090226/ , www.picshare.ru/view/10090227/. Но по моим наблюдениям “крутить” там не чего.

MaikG3:

такой привод превысит в разы стоимость лодки…

А что если использовать контроллер arduino Nano V3.0 habr.com/ru/post/402645/, стоит порядка 200р в Китае, может программироваться и управлять до 12 шт серво. Вот только не понятно можно ли его использовать как промежуточное устройство? Грубо говоря в разрыв сигнального провода между приёмником лодки и серво? А этим контроллером просто корректировать нужный угол поворота.

SAZ118
Сергей_ZW:

Гуглил, - не нашёл подобных описанных вами переделок серво. Если возможно, дайте ссылку. Сам пробовал, (эксперимент) резистор 20_Ком подтыкал к средней и крайней ноге потенциометра сервы, но кроме “рысканья” ни каких положительных результатов.

Видимо плохо искали… Подтыкать это не тот метод, в данном случае надо выпаять штатный резистор на крайней ноге, а лучше на двух крайних ногах, и вместо них впаять потенциометры, примерно на 2-3 Ком, и вращая установить необходимые углы. На всякий случай последовательно с потенциометрами надо предусмотреть резисторы примерно 500 Ом, чтобы в крайнем положении что-нть не коротнуть. Не старайтесь устанавливать угол поворота руля более ± 30 гр, при превышении указанного угла происходит срыв потока с пера руля и эффективность его уменьшается.
P.S. 20 Ком для этих манипуляций, слишком много.

Сергей_ZW
SAZ118:

В данном случае надо выпаять штатный резистор на крайней ноге, а лучше на двух крайних ногах, и вместо них впаять потенциометры, примерно на 2-3 Ком, и вращая установить необходимые углы.

Читал много про принципы работы сервоприводов… Этот метод поможет точно выставить нейтраль, но каким образом это расширит диапазон отклонения сервопривода вправо?? Ведь по сути величина отклонения серво зависят от импульсов управляющего сигнала. Так же и триммером руля с пульта я могу выбрать около 5°. То есть намеренно поставив руль на 5° правее, “выбираю” левым триммером эти 5°, но это всё равно не расширяет диапазон отклонения серво вправо ни на чуть… Если возможно,- раз я не нашёл,- скинте хотя бы одну ссылку почитать о способе с потенциометрами.

svetoteni
Сергей_ZW:

А возможен такой вариант, что дело в настройках приёмника?

Нет. Дело в настройках передатчика.
Основания. Винт на модели один, при движении уже есть поворачивающий момент. В связи с этим - поворот в одну сторону легче, чем в другую.

Реализация комфортного для пользователя режима работу руля такова, что при равных отклонениях стика - руль должен отрабатывать неравные расходы с тем, чтобы итоговый поворачивающий момент лодки (винт + руль) был одинаков в обе стороны. Не исключаю, что это “зашито” в пульт.

Теперь немного поворчу по-стариковски… Надёжность системы равна надёжности самого слабого элемента. При увеличении количества элементов в системе - надёжность уменьшается пропорционально количеству. Вам оно надо? Колхозить какие-либо новые элементы - (резко) снижать общую надёжность системы.
Паять сопротивления в 21 веке??? На копеечную серву? Да помилуйте, один только секас по её снятию - установке отобьёт у Вас желание, плюс с вероятностью не ниже 50% - первая серва будет сожжена нах.

ИМХО - замена аппаратуры на, например, такую (бюджет), или Flysky i6, или ещё какую - лишь бы были настройки конечных точек, решит Вашу задачу равных отклонений руля.

SAZ118
Сергей_ZW:

Читал много про принципы работы сервоприводов… Этот метод поможет точно выставить нейтраль, но каким образом это расширит диапазон отклонения сервопривода вправо?? Ведь по сути величина отклонения серво зависят от импульсов управляющего сигнала. Так же и триммером руля с пульта я могу выбрать около 5°. То есть намеренно поставив руль на 5° правее, “выбираю” левым триммером эти 5°, но это всё равно не расширяет диапазон отклонения серво вправо ни на чуть… Если возможно,- раз я не нашёл,- скинте хотя бы одну ссылку почитать о способе с потенциометрами.

Забыл добавить, что после того как будут установлены требуемые углы, надо потенциометры с резисторами выпаять, измерить их суммарное сопротивление и впаять вместо них постоянный резистор с ближайшим номиналом. Если нейтраль при этом сместится от нужного положения, то сняв рычаг и переставив его на 1-3 зубца в необходимую сторону, можно восстановить правильное положение нейтрали.

Сергей_ZW:

Ведь по сути величина отклонения серво зависят от импульсов управляющего сигнала.

Да это так, но потенциометр является элементом обратной связи и определенный угол поворота соответствует определенному напряжению на движке потенциометра. И если увеличить номинал резистора на крайней ноге потенциометра, то при этом угле напряжение на движке окажется меньше, поэтому серва будет увеличивать угол пока не достигнет заданного напряжения. Поэтому чем больше будет номинал резистора, тем максимальный угол будет больше. Но возможности увеличения угла таким способом не очень велики. Мне, например, чтобы получить суммарный угол 180 гр у обычной сервы, пришлось ставить в разрыв сигнального провода стретчер на Attini13.
Замена аппаратуры - самый простой способ решения этой задачи, но самый не бюджетный.

LongSwords

Здравствуйте. вот просто мое мнение, дело в том куске текстолита с кремнием в который китайцы запихнули приемник регулятор оборотов. основания - двухмоторные лодочки типа Пираньи. Там логика работы регулятора была до 100% мощности в перед, поворот - остановка одного из моторов и до 50% мощности на задний ход, т.е. 100% стоп -50%. очень уж напоминает описание работы (точнее не работы)сервы у ТСа.
не расстраивайся, профессиональный соревнования по кругу идут и в одну сторону))))
тут многие с китайскими переделками заморачивались rcopen.com/forum/f129/topic143899/121 rcopen.com/forum/f68/topic226460 вот например

Сергей_ZW
LongSwords:

до 50% мощности на задний ход, т.е. 100% стоп -50%.

Здесь кстати тоже на задний ход до_50% от максимума. Может есть какая то взаимосвязь? По сути влево серво отклоняется в два раза больше, чем вправо (50°/25°)

LongSwords:

не расстраивайся, профессиональный соревнования по кругу идут и в одну сторону))))

Лодкой мы довольны. Покупал сыну на д/р - 6 лет, вот вместе занимаемся,- меня тоже затянуло… 😃 Но всегда интересно/хочется что то улучшить, разобраться в вопросе и найти оптимальное решение. К тому же на основе этого опыта в дальнейшем можно заняться конструированием своих моделей.

svetoteni:

Не исключаю, что это “зашито” в пульт.

С вероятностью 95%, что зашито. У всех лодок этой фирмы, разных моделей (внешне), выпущенных в разные годы,- такая болячка. Для аппаратур с названием, есть инструкции как залить новую прошивку с помощью программатора. Но тут кроме надписи “MAX TECH” имени нет, даже маркировка с микросхем затёрта.

svetoteni:

Паять сопротивления в 21 веке??? На копеечную серву?

Ну тут вообще логическая цепочка… 😃 😃 Мы родом из века 20ого,- паять копеечные сопротивления на копеечную серву вполне себе способ, при условии, что поможет. 😃 Хотя меня по-прежнему терзают смутные сомнения, по поводу этого способа, ибо я как только не гуглил, но такого способа не нашёл. Единственное в какой то статье про серво упоминалось,- “что народные умельцы с целью расширить диапазон серво, искажают управляющий сигнал с помощью потенциометров, что крайне не надёжно”,- и всё.

Сергей_ZW
SAZ118:

Замена аппаратуры - самый простой способ решения этой задачи, но самый не бюджетный.

Это я знал до создания темы,- не подходит категорически. И дело не только в бюджете. Я думаю многим интересен (и мне) именно процесс модернизации моделей своими руками, с познанием принципов работы механизмов, поиск каких то новых и эффективных решений. …А так купить новые аппаратуру, приёмник, и т.д., воткнуть провода и поплыли/полетели, это не то. Потом что то сломалось,- опять новое,- это путь “общества потребления” без познаний и смысла.

Сергей_ZW
SAZ118:

Отличная статья по ссылке. То что надо, наглядно, доступно. После выходных сделаю, отпишусь о результатах. Сделал бы и раньше, но ребёнок (сын) планирует заплыв по Волге в выходные, а если в ходе модификации что то пойдёт не так,- детские мечты могут и не сбыться.😁😁

SAZ118:

Не старайтесь устанавливать угол поворота руля более ± 30 гр, при превышении указанного угла происходит срыв потока с пера руля и эффективность его уменьшается.

Учту при настройке. В идеале хотелось бы расширить диапазон поворота вправо до 45°, а влево оставить те же 50°. В этой модели руль (хвост) не много смещён относительно центра лодки вправо, плюс штатные аккумы формата 18350 расположены по левому борту лодки, что при резком рулении (вправо) на скорости может привести к перевороту. Поэтому для стабильности, вправо пусть рулит чуть меньше, чем влево. Так же в планах установка высоко-токовых 18650 (штатные греются прилично),- они в самый раз помещаются перпендикулярно от борта до борта лодки.

LongSwords
Сергей_ZW:

Сообщение от LongSwords
до 50% мощности на задний ход, т.е. 100% стоп -50%.
Здесь кстати тоже на задний ход до_50% от максимума. Может есть какая то взаимосвязь? По сути влево серво отклоняется в два раза больше, чем вправо (50°/25°)

взаимосвязь простая китайцы использовали тот же блок управления что и раньше, не заморачиваясь его переделкой. у него в “мозги” зашито 1 канал (двигатель) от +100% до -50% и 2 канал (поворот) от 100% до -50%.

Сергей_ZW:

Замена аппаратуры - самый простой способ решения этой задачи, но самый не бюджетный.
Это я знал до создания темы,- не подходит категорически. И дело не только в бюджете. Я думаю многим интересен (и мне) именно процесс модернизации моделей своими руками, с познанием принципов работы механизмов, поиск каких то новых и эффективных решений. …А так купить новые аппаратуру, приёмник, и т.д., воткнуть провода и поплыли/полетели, это не то. Потом что то сломалось,- опять новое,- это путь “общества потребления” без познаний и смысла.

к сожалению для данного аппарата это единственный вариант кроме шаманства с сервой. да и в дальнейшем самый толковый. (это мой собственный опыт). Пробуйте, если затянет вы сами придете к такому выводу, как и я в свое время.
а модернизация как раз и подразумевает замену\переделку узлов и агрегатов. Это смысл самого слова модернизация.

ZigZag_ZZ

Смещение батареи и ПЕРА руля от продольной оси парахода, компенсирует крутящий момент вращения гребного винта и позволяет лодке двигаться ровно и поворачивать как влево, так и вправо с практически равным радиусом поворот…

Сергей_ZW
SAZ118:

Увы. Но данный способ на данном сервоприводе почему то не работает. Сделал как написано в статье по ссылке. В разрыв между платой управления и крайнем выводами потенциометра припаял переменные резисторы 2.2 кОм. Единственное, что изменяется, дак это нейтральное положение серво. Снял подробное видео на 3 мин. с указанием какие значения выставлял резисторами. Ссылка

LongSwords:

зашито 1 канал (двигатель) от +100% до -50% и 2 канал (поворот) от 100% до -50%.

В описании написано, что приёмник 4х-канальный. На дисплее самого пульта так же высвечивается, при отклонении стиков, 1,2 канал,- газ/задняя, 3,4 канал,- вправо/влево. Хотя наверное это особого значения не имеет.

ZigZag_ZZ

А вы не смотрели внутрь передатчика, бывает что потенциометр вклеивают косо, и одно плечё может до конца не доходить, чисто механически…

Сергей_ZW
ZigZag_ZZ:

А вы не смотрели внутрь передатчика

Смотрел. Измерял потенциометры на стиках,- всё в норме. Выше есть ссылки на фото “внутренностей” передатчика.

Сергей_ZW

В самой серве потенциометр на 5 кОм, в теории (то что по ссылке), при подключении двух резисторов 2,5 кОм на крайние выводы потенциометра_серво, должен расширять его диапазон на 200%. Я же в начал со значений ≈ 2,2 кОм, что соответствует увеличению диапазона на 88% в обе стороны. Но как видно на видео, меняется только нейтраль серво, и на диапазон не влияет. От чего же этот способ ни как не расширил диапазон движения??

Сергей_ZW

Ещё интересный момент, изначально припаялся, перепутал местами крайние выводы, дак серво попытался развернуться на 180 гр. Откуда же плата управления узнала, что нужно перевернуться? На самом потенциометре ни каких дополнительных элементов нет, чтобы понять, что он “вверх ногами”

9 months later
Sputnik

Приветствую. Удалось как либо победить китайскую технику?

Сергей_ZW:

дак серво попытался развернуться на 180 гр. Откуда же плата управления узнала, что нужно перевернуться

Сергей_ZW:

Читал много про принципы работы сервоприводов

Ни откуда, это как раз и есть принцип сервы. Грубо - мотор сервы поворачивает вал до тех пор пока разность потенциалов на резисторе сервы и на резисторе передатчика станет равна 0. Мотор должен быть припаян так, чтобы при его работе, разность потенциалов уменьшалась. Если мотор припаян неверно, то серва никак об этом не знает, она включает его и он крутится до тех пор пока не упрется механически. То есть это не “плата управления узнала, что нужно перевернуться” - это неправильно спаянная схема.