Калькулятор аэродинамики

Octane

Всем доброго времяни суток, попал мне в руки вот этот калькулятор написаный в икселе:
 banned link
Вопрос знатокам: стОит ли доверять производимым им расчётам. В теории и из практики построения моделей я конечно представляю что происходит с самолётом в воздухе, но сам призводить расчоты не умею, а хотелось бы научиться хотябы азам. И еще: в этом калькуляторе все спец. тэрмины написаны по английски, легко запутаться даже зная разговорный язык, может найдётся добрый человек и переведёт их хотябы на примере моноплана, если конечно этот калькулятор вообще правильно работает. Я думаю это будет полезно не только мне. Спасибо

Mikele_P

Сразу скажу, что это не аэродинамика – это пропорции модели. Да. По этим Ёкселькам прикинуть можно. По крайней мере защитит от совсем грубых ошибок.
А по поводу научиться хотя бы азам - похвально. Далеко не у всех есть такое желание. 😃 Есть тут на форуме товарисЧ один, который модели сам делает хорошо, только он что-то не шибко знаниями делиться хочет. По крайней мере я выпытать ничего не смог.
За себя скажу – книжку (у меня в бумажном варианте есть) “Радиоуправляемые модели планеров” Автор: В.Е.Мерзликин, Год издания: 1982 (book.ru-deluxe.ru/17305-radioupravljaemye-modeli-p…) год “курил”, попутно заглядывая в интернеты. Книжка путняя, но даже после полного ее понимания еще много белых мест по аэродинамике остается, например, моторный момент не описан, вторые режимы, курсовая устойчивость (соотношение стабиль/киль), маневренность и т.д…

Чуть не забыл…
Общепринятые понимаемые моменты, например, про толщину профиля на концах – вообще для модели весЧь не однозначная. 😉

А “калькулятор” аэродинамики – звучит сильно, если учесть что там система диффуров рассчитываться должна.

Вольный перевод
~Mean Air Chord (MAC) Средняя аэродинамическая хорда (САХ)
Ailerons Элероны
Area Площадь (крыла/управляющей плоскости)
Aspect Ration (AR) Удлинение (крыла/стабилизатора)
Barn Door Элерон вида “Дверь Сарая”
CG (% of Chord) Центр тяжести (%САХ)
CG Location Полодение ЦТ
Chord Хорда (крыла/стабилизатора)
Dihedral Desired Degrees Угол поперечного V
Dihedral Угол поперечного V
Dihedral Measurement Мзмерение угола поперечного V
Elevator Руль высоты
Empenage Оперение
Engine Size Размер двигателя
Estimated Weight Ожидаемый вес
Flaps Закрылки
Fuse Length (A) Длина фюзеляжа
Gear Location Расположение шасси
Height Высота
High Wing (1 degrees) Верхнеплан
HORIZONTAL STAB Стабилизатор
Landing Gear Шасси
Length Длина
Low Wing (3 degrees) Низкоплан
MAC САХ
Mean Air Chord (MAC) САХ
Mid Wing (2 degrees) Среднеплан
Nose Length (😎 Длина носовой части
Prop Diameter Диаметр пропа
Recommended Dihedral Рекомендуемое поперечное V
Root Chord Корневая хорда
Rudder Руль направления
Span Размах
Spread Разнос шасси
Strip Элерон вида “Во весь размах”
Tail Wheel Хвостовое колесо
Target Area Требуемая площадь
Tip Chord Концевая хорда
Total Chord Суммарная хорда (стабилизатора)
Total Root Chord Суммарная корневая хорда
Total Tip Chord Суммарная концевая хорда
VERTICLE FIN Вертикальное оперение
WING Крыло
Wing Loading (oz/ft2) Нагрузка на крыло
Wing Span Размах крыла

Octane

Ухты!!, спасибо Вам Михаил огромное, сейчас постараюсь вбить перевод в файл,
С Калькулятором аэродинамики перебрал)) Ирония судьбы но эта книжка у меня тоже в бумаге есть, в юности друг по кружку на др подарил, я тогда f1a занимался, забыл совсем про неё, сейчас нашол, попробую начать читать, спасибо что напомнили, дело в том что я очень долго модэлизмом не занимался вообще и сейчас вспоминаю пока теорию, да и нового появилось очень много

Mikele_P
Octane:

эта книжка у меня тоже в бумаге есть… попробую начать читать

Тогда советую побольше внимания на поляры, чтоб понять их потаенный смысл. Конкретно график Cy(alfa) от Cx(alfa) для разных Re.

Octane

Да, спасибо за совет, буду разбираться с теорией, а вот практику собираюсь начать с чего попроще, пока думаю с чего именно, р.у. никогда не строил

RomanH

А может программу свою давайте напишем?

Найду интересно я соратников…
За программирование отвечаю я, а вот за алгоритмы…

Octane

я бы с удовольствием пошол в саратники)) но к сожалению пока сам ламер в этом вопросе, может кто знающий подтянется?

Palar
Octane:

может кто знающий подтянется?

Не, не подтянется, не нана это. Потому-чта :
АЭРОДИНАМИКА - ЭТО ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВНУТРЕННЕГО МИРА АБСТРАКТНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ -, а Вам оное надо ? 😁
Есть простенькая програмка flow vision обзывается, дерзайте:
www.tesis.com.ru/software/flowvision/fv_exp.php
www.tesis.com.ru/software/flowvision/
torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1593516

В разделе форума “статьи” всё , что надо знать про аэродинамику, очень хорошо изложено, остальное простому смертному знать не обязательно ибо оно божественно и человеческому разумению непостижимо. 😈

Concord
RomanH:

А может программу свою давайте напишем?

Найду интересно я соратников…
За программирование отвечаю я, а вот за алгоритмы…

За алгоритмы не скажу, а вот отлично описанная (с формулами) физика полета именно модели есть у этого замечательного автора!
Болонкин А. - Теория полета летающих моделей
rconline.ru/modules/wfdownloads/singlefile.php?cid…

Lazy

Зачем давать ссылку на книгу, которую нельзя скачать в свободном доступе? Способ пиарить свой форум?

Palar

Болонкин давно уже лежит спокойно в свободном доступе -
www.jmk-project.narod.ru/b/…/cont.htm
Только толку от этого мало. Правильно выбрать необходимые коэффициенты и параметры практически никто не сможет. Для общего развития книжка вполне достойная.

Lazy

Я знаю, что Болонкин лежит в свободном доступе. Зачем давать ссылку на НЕ свободный?

Palar
Lazy:

Я знаю, что Болонкин лежит в свободном доступе. Зачем давать ссылку на НЕ свободный?

Это автору темы, что Вы в курсе, я не совневаюсь.

За программирование отвечаю я, а вот за алгоритмы…

Алгоритмы чего ?

Lazy
Palar:

Это автору темы

А, тада прошу пардону.

Octane

Всем большое спасибо за помощ, читаю литературу

Mikele_P
Lazy:

А, тада прошу пардону.

Добрый день, Владимир

Может быть тогда, раз вы здесь появились, раскроете хоть пару секретов,
что и как вы для своих моделей просчитываете?

Lazy

У меня нет секретов. Спрашивайте - отвечу. Но спрашивайте предметно, а не взагали и ни о чём. Писать сочинения на свободную тему нет ни времени ни желания.

Mikele_P
Lazy:

У меня нет секретов. Спрашивайте - отвечу. Но спрашивайте предметно, а не взагали и ни о чём. Писать сочинения на свободную тему нет ни времени ни желания.

Ок. Попробую. Для начала:

  1. Где-то среди ваших писем или постов видел, что вы сказали что-то типа “просчитываю минимум для трех режимов”. Что вы имели в виду? Расчет для стабильного горизонтального полета на трех скоростях (например, посадочной, крейсерской и максимальной) или что-то еще?
  2. Для себя пока что выбрал, что нужно добиваться наивысшего качества Сl/Cd (в русском варианте Cy/Cx) на всем летном интервале скоростей и при этом максимально низкой скорости на срыв. А каков Ваш критерий “хорошей модели”?
  3. Получил тот же результат, что и когда-то у Вас: NACA 2415 для XFLR5 – лучший профиль. Закралось сомнение, что это просто из-за “заточки” программы под этот профиль. Были ли у вас такие сомнения?
  4. Не могу выловить критерий для оценки скорости перехода во вторые режимы. 😦 Как вы с этим боритесь?
  5. Крыло. В отличии от теории даже на сайте RC Design: Правлильно ли я понял результаты расчетов, что наименее несущий профиль на концах – это скорее пособник штопора, чем его враг, т.к. менее несущие профили срывает раньше?
  6. Стоить ли брать в расчет угол скоса потока на концах крыльев для прикидки срыва потока на корне/конце крыла, т.к. по моим прикидкам этот скос уменьшает фактический угол атаки. Или я не прав?
  7. Все-таки хотелось бы вашего вольного сочинения на тему: Как правильно рассчитать модель. Мой план пока что состоит в следующем (беру для полукопий или моделей с известной геометрией, т.к. с ними меньше свободы в выборе):
    а. Оцениваю площадь крыла и вес модели. По ним грубо прикидываю, какойпрофиль из наименее несущих и наименее “толстых” можно применить, чтобы скорость срыва была в районе 7 м/с.
    б. По геометрии самлета считаю TLV и задумываюсь над тем на сколько переднюю центровку возможно придется взять, чтобы модель была стабильной.
    в. Из имеющейся геометрии по коневой и концевой хорде подбираю профили (по относительной толщине) так чтобы поляра корня имела срыв более ранний или хотябы одновременный с концевой. Как правило побеждает единая относительная толщина. (Не всегда) Оцениваю сами поляры профилей на то, насколько ранний и резкий срыв.
    г. Строю модель в XFLR5. Для поляры с постоянной подъемной силой равной массе модели смотрю: Сl/Cd от Vx (подбираю профили чтобы соответствовать п.2); Угол атаки Alfa модели от Vx (чтобы был близок к нулю на крейсерской скорости); Суммарный момент от Vx (чтобы был нулём на крейсерской скорости) При этом стараюсь сделать так чтобы продольное V было ближе к нулю.
    д. Играясь углом отклонения РВ смотрю на: стабильный горизонтальный полет при минимальной и максимальной скоростях. Для максимальной оцениваю сопротивление и то, потянет ли там мотоустановка. Для минимальной – не вваливаюсь ли на вторые режимы, а если вваливаюсь, то когда.
    е. (редко) прикидываю, как будет влиять моторный момент. И как его устранить при необходимости.

Вот как-то так. 😃

Скорее всего упустил море моментов, т.к. ВООБЩЕ не понимаю, например, то, как правильно рассчитать планер и режимы его полета.

Точно упустил, т.к. не знаю как правильно оценить поперечное V. Поэтому делаю его по-наитию.

Lazy

Компьютер на элементах женской логики:
нет
нет
нет и больше не проси…

P.S.
А делаете вы все правильно, по моему…

Mikele_P
Lazy:

Компьютер на элементах женской логики:
нет
нет
нет и больше не проси…

А говорили, что секретов нет. 😦

Lazy:

P.S.
А делаете вы все правильно, по моему…

Дело то не в том, что правильно. А в том, что ЕЩЕ можно посчитать и оценить?
А то бывает строишь-строишь модель, а она и не летит почти…

Lazy

…меры в женщинах и пиве
он не знал и не хотел…

Щаз. Я всё брошу и начну сидеть два часа перед компом, писать ответ на 6 вопросов. Аха…Край надо знать.

Mikele_P
Lazy:

Щаз. Я всё брошу и начну сидеть два часа перед компом, писать ответ на 6 вопросов. Аха…

Хоть выборочно… Всё лучше чем так. Или хоть ссылки или даже намеки, где читать об этом…

Lazy:

Край надо знать.

😊Ну, что делать… Что интересовало – то и спросил.

Lazy
  1. Режимы - какие нужны для конкретной модели. Взлёт\полёт\посадка. Полёт с разной нагрузкой. Итд.
  2. Не бывает одинакового качества во всём диапазоне скоростей. Это есть функция скорости…
  3. Не бывает “лучшего” профиля. Каждому - своё применение.
  4. Никак не борюсь. Не нужно мне это.
  5. Всё с точностью до наоборот. Что то вы неправильно поняли.
  6. Можно многое брать в расчёт. Зачем?
  7. Сочинений писать не буду…
Mikele_P
Lazy:
  1. Режимы - какие нужны для конкретной модели. Взлёт\полёт\посадка. Полёт с разной нагрузкой. Итд.

Полет с разной нагрузкой, т.е. имеется в виду при разной массе модели?

Lazy:
  1. Не бывает одинакового качества во всём диапазоне скоростей. Это есть функция скорости…

Извиняюсь, неправильно выразился. Для поляры с постоянной подъемной силы, график Cl/Cd от Vx лежал выше остальных.

Lazy:
  1. Не бывает “лучшего” профиля. Каждому - своё применение.

Я понимаю, только для крыльев удлинения 5 и размахом 0.8-1м у меня получалось, что график качества с профилем NACA24 всегда выше остальных с аналогичной толщиной, и что срыв происходит позже. Вот какраз из-за того, что не бывает идеального профиля у меня и возникло подозрение, что XFLR5 просто “врет”.

Lazy:
  1. Никак не борюсь. Не нужно мне это.

А не страшно, что неожиданно самолет перетормозит и свалится? Как ваш бомбордировщик с отказом одного мотора, например?

Lazy:
  1. Всё с точностью до наоборот. Что то вы неправильно поняли.

Возможно.😊 А как тогда учитывать? Вручную прикидывать добавочный угол на поляре? Так он ведь “плавает” в зависимости от подъемной силы? Или есть какой-то другой метод, типа вычислить максимальный угол скоса потока и его добавлять?

Lazy:
  1. Можно многое брать в расчёт. Зачем?

Чтоб летать было комфортнее. Летало и не пдало. По крайней мере само. 😃

Lazy:
  1. Сочинений писать не буду…

Жаль. Было б интересно. Ну не верю я, что человек, который строит своими руками такие серьезные модели, может быть ленивым. 😉

Еще одна хорошая книжка
Коровин А.Е.,Новиков Ю.Ф.
Практическая аэродинамика и динамика полета самолетов ЯК-52, ЯК-55, ДОСААФ, 1989 г. ISBN: 5-7030-0184-6

GSL
Mikele_P:
  1. Не могу выловить критерий для оценки скорости перехода во вторые режимы. 😦 Как вы с этим боритесь?

Если с начала координат провести касательную к поляре, то точка касания будет границей первого и второго режимов (вторые выше точки).

На задаваемые вами вопросы есть ответы в книгах по моделизму. Особенно в книгах 40-х - 60-х годов. Многие из книг доступны в инете. Ну например книги Готтесмана, Миклашевского. Есть и других авторов, но на память не помню, надо дома смотреть.