Как правильно заряжать NiMH?

Renitron

Давайте поговорим про аккумуляторы?
Раздел немного пролистал - все равно вопросы остались… Весь раздел не пролистал. Наверное лень 😒

Итак. Аки - метал-гидридные NiMH.

Ситуация первая. Имеем накал с аккумулятором и зарядку с фиксированным током 250мА. Соответственно ток не регулируем и вопрос величины зарядного тока не обсуждаем. В инструкции написано, что первоначально необходимо зарядить ак в течении 14 часов, впоследствии - 12 часов.
Однако судя по упаковке - емкости аков в комплекте с накалом бывают разные - от 1600 до 2400. Напрашивается вывод - инструкцию ф топку!
Собственно вопрос делится на два:

  • какой коэффициент K для метал-гидридов выбрать при расчете времени заряда ака T=K*C/I?
  • какой коэффициент К в вышеуказанной формуле выбрать для ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО заряда ака? И надо ли вообще первоначально заряжать ак дольше, чем в последствии?

    Ситуация вторая.
    Имеем уже взрослый зарядник. Соответственно вопросы из ситуации один повторяются, плюс добавляется новый:
  • какой ток заряда выбрать?
    _- какой коэффициент K для метал-гидридов выбрать при расчете времени заряда ака T=K*C/I?
  • какой коэффициент К в вышеуказанной формуле выбрать для ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО заряда ака? И надо ли вообще первоначально заряжать ак дольше, чем в последствии?_

Ну и на закуску. Надо ли ДОРАЗРЯЖАТЬ NiMH и как правильно это делать (как долго и каким током)?

Всем спасибо.

За “повторение пройденного” можете побить. Только плз не очень сильно.

The_AGENT

“Небольшой” ликбез по аккумуляторам, надеюсь здесь найдутся ответы.

1. Никель- кадмиевые аккумуляторы.

Никель-ка́дмиевый аккумуля́тор (NiCd) — вторичный химический источник тока, электрохимическая система которого устроена следующим образом: анодом является металлический кадмий Cd (в виде порошка), электролитом — гидроксид калия KOH с добавкой гидроксида лития LiOH (для образования никелатов лития и увеличения ёмкости на 21-25 %), катод — гидрат окиси никеля NiOOH с графитовым порошком (около 5-8 %). ЭДС никель-кадмиевого аккумулятора около 1,45 В, удельная энергия около 45—65 Вт·ч/кг. В зависимости от конструкции, режима работы (длительные или короткие разряды), и чистоты применяемых материалов, срок службы составляет от 100 до 3500 циклов заряд-разряд.

Параметры
Теоретическая энергоёмкость: 237 Вт·ч/кг.
Удельная энергоёмкость: 45—65 Вт·ч/кг.
Удельная энергоплотность: 50—150 Вт·ч/дм³.
Удельная мощность: 150 Вт/кг.
ЭДС: 1,2—1,35 В.
Саморазряд: 10 % в месяц.
Рабочая температура: −15…+40 °С.
В отличие от обычных, одноразовых, элементов питания, NiCd-аккумулятор держит напряжение «до последнего», а затем, когда энергия аккумулятора будет исчерпана, напряжение быстро снижается.

Наиболее благоприятный режим для NiCd-аккумулятора — разряд средними токами (фотоаппарат), заряд в течение 14 часов током, равным 0,1 от ёмкости аккумулятора, выраженной в ампер-часах.

Аккумуляторы этого типа подвержены эффекту памяти и быстро выходят из строя в случае частой зарядки неполностью разряженного аккумулятора.

Аккумулятор, разряжаемый слабыми токами (например, в пульте дистанционного управления телевизором), быстро теряет ёмкость и выходит из строя.

Хранить NiCd аккумуляторы нужно в разряженном виде.

Области применения
Малогабаритные никель-кадмиевые аккумуляторы используются в различной аппаратуре как замена стандартного гальванического элемента.

Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются на электрокарах, трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах.

2. Никель-металл-гидридный аккумулятор
Никель-металл-гидридный аккумулятор (Ni-MH) — вторичный химический источник тока, в котором анодом является водородный металлогидридный электрод (обычно гидрид никель-лантан или никель-литий), электролит — гидроксид калия, катод — оксид никеля.

История изобретения
Исследования в области технологии изготовления NiMH аккумуляторов начались в семидесятые годы и были предприняты как попытка преодоления недостатков никель-кадмиевых аккумуляторов. Однако применяемые в то время металл-гидридные соединения были нестабильны, и требуемые характеристики не были достигнуты. В результате процесс разработки NiMH аккумуляторов застопорился. Новые металл-гидридные соединения, достаточно устойчивые для применения в аккумуляторах, были разработаны в 1980. Начиная с конца восьмидесятых годов, NiMH аккумуляторы постоянно совершенствовались, главным образом по плотности запасаемой энергии. Их разработчики отмечали, что для NiMH технологии имеется потенциальная возможность достижения ещё более высоких плотностей энергии.

Параметры
Теоретическая энергоёмкость (Вт·ч/кг): 300 Вт·ч/кг.
Удельная энергоёмкость: около — 60-72 Вт·ч/кг.
Удельная энергоплотность (Вт·ч/дм³): около — 150 Вт·ч/дм³.
ЭДС: 1,3 В.
Рабочая температура: −40…+55 °С.
Срок службы: около 300-500 циклов заряда/разряда.

Описание
В отличие от обычных, одноразовых, элементов питания, никель-металл-гидридные аккумуляторы держат напряжение “до последнего”, а затем, когда энергия аккумулятора будет исчерпана, напряжение быстро снижается. Этот тип аккумулятора разработан для замены никель-кадмиевых аккумуляторов. Он имеют примерно на 30 % большую емкость при тех же самых габаритах, но меньший срок службы - от 300 до 500 циклов заряда / разряда. Саморазряд примерно в 1.5 - 2 раза выше, чем у никель-кадмиевых аккумуляторов. Менее подвержены эффекту памяти и циклы глубокого разряда требуются реже. Перед зарядом рекомендуется полный разряд. Экологически безопасны.

Наиболее благоприятный режим работы:

Разряд небольшим током, от 0,2 до 0,5 номинальной ёмкости, время заряда - обычно примерно 30 минут.

Хранение
Аккумуляторы нужно хранить полностью заряженными! При хранении надо регулярно (раз в 1—2 месяца) проверять напряжение. Оно не должно падать ниже 1 В. Если же напряжение упало, необходимо зарядить аккумуляторы заново. Единственный вид аккумуляторов, которые могут храниться разряженными, — это Ni-Cd аккумуляторы.

Области применения

High power Ni-MH Battery of Toyota NHW20 Prius, Japan
Nickel-metal hydride battery made by Varta, «Museum Autovision», AltlußheimЗамена стандартного гальванического элемента, электромобили.

3. Литий-полимерный аккумулятор
Литий-полимерный аккумулятор (Li-pol или Li-polymer) — это более совершенная конструкция литий-ионного аккумулятора. Используется в мобильных телефонах, цифровой технике.

Обычные, бытовые литий-полимерные аккумуляторы не способны отдавать большой ток, но существуют специальные силовые литий-полимерные аккумуляторы, способные отдавать ток в 10 и даже 20 раз превышающий численное значение емкости (10-20С). Они широко применяются в портативном электроинструменте, в радиоуправляемых моделях и в некоторых современных электромобилях.
Преимущества: низкая цена за единицу емкости; большая плотность энергии на единицу объема и массы; низкий саморазряд; толщина элементов до 1 мм; возможность получать очень гибкие формы; экологически безопасные; незначительный перепад напряжения по мере разряда.

Недостаток: диапазон рабочих температур ограничен: элементы плохо работают на холоде и могут взрываться при перегреве выше 70 градусов Цельсия. Требуют специальных алгоритмов зарядки (зарядных устройств), представляют повышенную пожароопасность при неправильном обращении.

4.Литий-железо-сульфидный аккумулятор — это вторичный химический источник тока в котором анодом является литий-алюминиевый сплав, электролит -сплав хлорида-фторида и сульфида лития в матрице из оксида магния (твердый электролит), катод — сульфид железа.

Параметры
Теоретическая энергоемкость:560 Вт·ч/кг.
Удельная энергоемкость(Вт·ч/кг): около — 120 Вт·ч/кг.
Удельная энергоплотность(Вт·ч/дм³): около — 250 Вт·ч/дм³.
ЭДС: 1,35 В.
Рабочая температура:+450 °С.

Область применения
аккумулятор позволяет безопасно отдать огромные токи заряда и разряда(свыше 50C). это позволяет заряжать аккумуляторы в очень короткие сроки(единицы минут). нашли применения в устройствах, нуждающихся в крайне быстрой зарядке: шуруповерты, аккумуляторные дрели и т.п. имеют чуть меньшую удельную емкость чем Литий-полимерный аккумулятор,но зато намного более прочную оболочку(похожую на бытовые пальчиковые аккумуляторы и батарейки). Литий-полимерный аккумулятор имеет мягкую оболочку. это приемущесто возволяет использовать LiFe также и в механически более грубых условиях.

Безопасная эксплуатация и утилизация
данный типа аккумулятора отличается от других Литиевых аккумуляторов, и нуждается в специализированном зарядном устройстве! использование не предназначенных зарядников может значительно уменьшить емкость аккумулятора, а перезаряд привести к взрыву и воспламенению. любые литиевые аккумуляторы нельзя оставлять заряжаться в помещении без присмотра, а так же утилизировать сжиганием. химический состав Литиевых аккумуляторов очень активен!

Электрический аккумулятор можно встретить на любой модели с радиоуправлением. От него работает приёмник радиоуправления, сервомашинки, гироскоп, и другая электроника. На моделях с электроприводом аккумулятор питает электродвигатель, приводящий в движение модель.

Основные характеристики аккумуляторов
Ёмкость аккумуляторов измеряется в миллиампер-часах (мА·ч). Бортовые батареи для сервоприводов и приёмника обычно имеют ёмкости от 200—300 до 2000 мА·ч. Ходовые аккумуляторы — до 5300 мА·ч и выше. [1](англ.)
Масса элемента зависит от его типа и емкости. Важное значение имеет отношение емкости к массе, показывающее, какова плотность запасаемой аккумулятором энергии.
Токоотдача характеризует способность аккумулятора отдавать ток определенной величины. Обозначается в численных значениях емкости. Например 10С для аккумулятора емкостью 600 мА*ч означает, что данный аккумулятор способе отдавать ток, равный 10*0.6 = 6 Ампер. бытовые аккумуляторы способны отдавать ток до 3С; силовые, необходимые для питания ходового двигателя модели - от 10С и выше.
Внутреннее сопротивление определяет токоотдачу батареи. Чем меньше сопротивление, тем выше ток, который способен отдавать аккумулятор. При превышении допустимого тока, внутри элемента возрастает тепловыделение, возникает риск перегрева элемента, способный в свою очередь привести к закипанию электролита с интенсивным газообразованием и последующему взрыву элемента.
Напряжение элемента зависит от типа (химии) аккумулятора: типа использованных внутри него реагентов и реакций между ними.
Напряжение батареи зависит от числа элементов в аккумуляторной батарее и напряжения каждого элемента в отдельности. Чем выше напряжение батареи, тем выше максимальный ток, который эта батарея может отдать в нагрузку с фиксированным сопротивлением.

Типы аккумуляторов
Никель-кадмиевые

Элементы 2/3A и Sub-CЭлементы имеют форму цилиндра (в просторечии именуются “банками”), наиболее распространенные типоразмеры, применяемые на моделях: Sub-C (43х23 мм, вес ~65-75 гр.) и 2/3A (29х17 мм, вес ~20 гр.). Довольно часто используются и более привычные “бытовые” типоразмеры: АА и ААА, например в батареях для питания приемника и сервоприводов. Номинальное напряжение одного элемента 1,2в (1,35в полностью заряженного без нагрузки). Кадмиевые аккумуляторы отличаются неприхотливостью в эксплуатации, высоким сроком службы (до 1000 циклов заряд-разряд) и относительно низкой удельной емкостью (емкостью на единицу массы батареи).

Никель-металл-гидридные
Имеют те-же типоразмеры, что никель-кадмиевые, но обладают в полтора-два раза большей емкостью элементов при той же массе. Уступают кадмиевым аккумулятором по сроку службы. В качестве силовых Ni-MH аккумуляторы распространены в авто и судомоделях, в модельной авиации мало используются из-за довольно большого веса. Как и кадмиевые аккумуляторы, они постепенно уступают место более ёмким аккумуляторам на основе лития.

Литий-полимерные
Представляют собой пластины прямоугольной формы, номинальное напряжение одного элемента (пластины) 3,6в; полностью заряженного 4,2в. Обладают примерно втрое большей емкостью на единицу массы, чем никель-металл-гидридные аккумуляторы. Требуют аккуратного и осторожного обращения при эксплуатации: неправильная зарядка, перегрев или механическое повреждение литий-полимерных батарей может привести к их возгоранию! Для зарядки используются только специальные зарядные устройства для литий-полимерных аккумуляторов; в процессе заряда не допускается оставлять процесс без присмотра - чтобы исключить риск возникновения пожара. Благодаря своим выдающимися емкостным характеристикам литий-полимерные аккумуляторы широко применяются на современных летающих моделях, обеспечивая столь высокую мощность, что электрические авиамодели с литий-полимерными батареями сравнимы а порой и превосходят аналогичные модели с ДВС.

Литий-феррумные
Сравнительно новый тип аккумуляторов, сочетающий в себе емкость литиевых элементов с неприхотливостью и надежностью кадмиевых батарей. На данный момент выпускается два вида батарей в герметичном цилиндрическом корпусе: емкостью 2300 мА*ч и 1100 мА*ч. Номинальное напряжение одного элемента 3,3в. Массового распространения еще не получили, но уже успешно применяются отдельными энтузиастами на самых различных типах моделей!

Способы зарядки аккумулятора

В процессе зарядки аккумулятора в нем происходят химические преобразования. Только часть поступающей энергии тратится на эти преобразования, другая часть превращается в тепло. Можно ввести понятие «КПД процесса зарядки аккумулятора». Это та часть энергии, поступающей от зарядного устройства, которая запасается в аккумуляторе. Значение КПД никогда не бывает 100%, при одних условиях зарядки КПД выше, при других – ниже. Тем не менее, КПД может быть довольно высоким, что позволяет производить зарядку большими токами не опасаясь перегрева аккумулятора. Химические реакции, которые протекают в NiMH аккумуляторе при его зарядке, являются экзотермическими, в отличие от NiCd аккумуляторов, где они эндотермические. Это означает, что КПД зарядки NiMH аккумуляторов ниже, и они более горячие в процессе зарядки. Это требует более тщательного контроля процесса зарядки.
Скорость зарядки аккумулятора зависит от величины зарядного тока. Ток зарядки обычно измеряют в единицах C, где C – численное значение емкости аккумулятора. Это не совсем корректно с точки зрения размерностей физических величин, но принято считать, что ток 1C для аккумулятора емкостью 2500 мА/ч равен 2500 мА. По скорости различают несколько видов зарядки: капельная зарядка (trickle charge), быстрая зарядка (quick charge) и ускоренная зарядка (fast charge). Капельная зарядка обычно определяется как зарядка током 0.1C, быстрая зарядка – током порядка 0.3C, ускоренная зарядка – током 0.5…1.0C. На самом деле принципиальных отличий между быстрой и ускоренной зарядкой нет, они отличаются лишь предпочтительными методами определения конца зарядки. Поэтому есть смысл разделять только два вида зарядки: капельная и быстрая. К быстрой зарядке можно отнести любую зарядку током, большим 0.1C. Принципиальным отличием капельной и быстрой зарядки является то, что при быстрой зарядке зарядное устройство должно автоматически заканчивать процесс, пользуясь какими-то критериями. При капельной зарядке окончание процесса можно не детектировать, а аккумулятор может находится в состоянии капельной зарядки сколь угодно долго.

Быстрая зарядка
Большинство производителей NiMH аккумуляторов приводят характеристики своих аккумуляторов для случая быстрой зарядки током 1C. Хотя иногда можно встретить рекомендации не превышать ток 0.75C. Эти рекомендации связаны с опасностью открывания вентиляционных отверстий аккумулятора при быстрой зарядке в условиях повышенной температуры окружающей среды. «Умное» зарядное устройство должно оценить условия и принять решение о допустимости быстрого заряда. Считается, что быстрый заряд можно использовать только в диапазоне температур 0…+40°C и при напряжении на аккумуляторе 0.8…1.8 В. КПД процесса быстрой зарядки очень высок (порядка 90%), поэтому аккумулятор нагревается слабо. Однако в конце зарядки КПД этого процесса резко падает и практически вся подводимая к аккумулятору энергия начинает превращаться в тепло. Это вызывает резкий рост температуры и давления внутри аккумулятора, что может вызвать его повреждение. И хотя для современных аккумуляторов взрыва, скорее всего, не последует, просто откроются вентиляционные отверстия и часть содержимого аккумулятора будет безвозвратно утрачена. Это точно не пойдет на пользу аккумулятору, не говоря уже об изменении внутренней структуры электродов под воздействием высокой температуры. Поэтому при быстрой зарядке аккумулятора очень важно зарядку вовремя прекратить. К счастью, в режиме быстрой зарядки есть довольно надежные критерии, по которым зарядное устройство может это сделать.

Алгоритм работы быстрого зарядного устройства состоит из нескольких фаз:
1. Определение наличия аккумулятора.
2. Квалификация аккумулятора (qualification).
3. Пред-зарядка (pre-charge).
4. Переход к быстрой зарядке (ramp).
5. Быстрая зарядка (fast charge).
6. Дозарядка (top-off charge).
7. Поддерживающая зарядка (maintenance charge).

Капельная зарядка (trickle charge)
Вопреки существующему мнению, капельная зарядка не способствует долгой жизни аккумуляторов. Дело в том, что при капельной зарядке зарядный ток не отключают даже после того, как аккумулятор полностью зарядился. Именно поэтому ток выбирается малым. Считается, что даже если вся энергия, сообщаемая аккумулятору, будет превращаться в тепло, при столь малом токе он не сможет существенно нагреться. Для NiMH аккумуляторов, которые значительно хуже реагируют на перезарядку, чем NiCd, ток капельного заряда рекомендуется не более 0.05C. Для аккумуляторов большей емкости значение тока капельной зарядки больше. Это означает, что в зарядном устройстве, предназначенном для зарядки аккумуляторов большой емкости, аккумуляторы малой емкости будут сильно нагреваться, что сокращает срок их службы. Снижение тока капельной зарядки ведет к увеличению длительности зарядки сверх разумного. Аккумулятор большой емкости, установленный в зарядное устройство, предназначенное для зарядки аккумуляторов малой емкости, может вообще никогда не достичь своего полного заряда, так как с процессом заряда будет конкурировать саморазряд. Долго находясь в таких условиях, аккумуляторы начинают деградировать, теряя емкость.
При всем желании, надежно детектировать конец капельной зарядки невозможно. На низких зарядных токах профиль напряжения плоский, практически нет характерного максимума в конце зарядки. Температура также растет плавно. Единственным методом является ограничение процесса зарядки по времени. Однако при этом нужно знать не только точную емкость аккумулятора (которая зависит от возраста и состояния аккумулятора), но и величину его начального заряда. Исключить влияние начального заряда можно только одним способом – полностью разрядить аккумулятор перед зарядкой. А это еще больше удлиняет процесс зарядки и укорачивает жизнь аккумулятора, которая определяется количеством
циклов заряд-разряда. Еще одной помехой при вычислении длительности капельной зарядки является низкий КПД этого процесса. Для капельной зарядки КПД не превышает 75%, более того, КПД зависит от многих факторов, в том числе от температуры и состояния аккумулятора. Единственным преимуществом капельной зарядки является простота реализации (без контроля конца зарядки). В то же время производители NiMH аккумуляторов не рекомендуют пользоваться капельной зарядкой. И только в самое последнее время производители аккумуляторов специально отмечают, что современные NiMH аккумуляторы не деградируют под воздействием длительной капельной зарядки.

Фаза определения наличия аккумулятора
В этой фазе обычно проверяется напряжение на выводах аккумулятора при включенном генераторе зарядного тока примерно 0.1C. Если при этом напряжение оказывается выше 1.8 В, это значит, что аккумулятор отсутствует или поврежден. В любом случае зарядка начинаться не должна. Как только будет обнаружено меньшее напряжение, делается вывод, что аккумулятор подключен и можно начинать зарядку.
Во всех других фазах зарядки на фоне основных действий должна производится проверка наличия аккумулятора. Эта необходимость связана с тем, что аккумулятор в любой момент может быть вынут из зарядного устройства. При этом из любой фазы зарядное устройство должно перейти на первую фазу – определение наличия аккумулятора.

Фаза квалификации аккумулятора
Зарядка начинается с фазы квалификации аккумулятора. Эта фаза нужна для грубой оценки начального заряда аккумулятора. Если напряжение на аккумуляторе меньше 0.8 В, то быструю зарядку производить нельзя. В этом случае требуется дополнительная фаза пред-
зарядки. Если же напряжение больше этой величины, то фаза пред-зарядки пропускается. На практике аккумуляторы никогда не разряжают ниже 1.0 В. Поэтому фаза пред-зарядки реально никогда не используется, разве что при зарядке глубоко разряженных или долго не бывших в употреблении аккумуляторов.

Фаза пред-зарядки
Эта фаза предназначена для начальной зарядки глубоко разряженных аккумуляторов. Значение тока пред-зарядки выбирается в пределах 0.1…0.3C. Фаза пред-зарядки должна быть ограничена во времени (например, 30 мин). Более длительная пред-зарядка смысла не имеет, так как у исправного аккумулятора напряжение должно довольно быстро достигнуть порогового значения 0.8 В. Если же напряжение не растет, значит аккумулятор поврежден и процесс зарядки нужно прервать с индикацией ошибки.
Во всех длительных фазах зарядки необходимо контролировать температуру и прекращать зарядку при достижении критического значения. Для NiMH аккумуляторов максимально допустимой во время зарядки считают температуру 50°C. Как и во всех других фазах, необходимо контролировать наличие аккумулятора.

Фаза перехода к быстрой зарядке
Если напряжение на аккумуляторе выше 0.8 В, то можно начинать быструю зарядку. Сразу включать большой зарядный ток не рекомендуется. Ток нужно плавно повышать в течение 2…4 мин, пока он не достигнет заданного тока быстрой зарядки.
В этой фазе необходимо контролировать температуру и прекращать зарядку при достижении критического значения. Как и во всех других фазах, необходимо контролировать наличие аккумулятора.

Фаза быстрой зарядки В этой в фазе ток зарядки устанавливают в пределах 0.5…1.0C. Основной проблемой при быстрой зарядке является точное определение момента окончания зарядки. Если фазу быстрой зарядки вовремя не прекратить, аккумулятор будет разрушен. Поэтому весьма желательно, чтобы для определения окончания быстрой зарядки использовалось сразу несколько независимых критериев.
Для NiCd аккумуляторов обычно применялся так называемый –dV метод. В процессе зарядки напряжение на аккумуляторе растет, но в самом конце зарядки оно начинает падать. Для NiCd аккумуляторов критерием окончания зарядки являлось снижение напряжения примерно на 30 мВ (на каждый аккумулятор). –dV – это самый быстрый метод, он хорошо работает даже с частично заряженными аккумуляторами. Если, например, установить на зарядку полностью заряженный аккумулятор, то напряжение на нем начнет быстро расти, затем довольно резко падать. Это вызовет окончание зарядки.
Для NiMH аккумуляторов этот метод работает не столь хорошо, потому что падение напряжения для них менее выражено. При токах зарядки менее 0.5C максимум напряжения вообще может отсутствовать, поэтому зарядное устройство, предназначенное для зарядки аккумуляторов малой емкости, не всегда может определить конец зарядки аккумуляторов большой емкости. При повышенных температурах максимум напряжения также несколько смазывается. Слабое падение напряжения в конце зарядки вынуждает повышать чувствительность, что может привести к досрочному завершению быстрой зарядки из-за помех. Помехи генерируются как самим зарядным устройством, так и проникают из питающей сети. По этой причине не рекомендуется заряжать аккумуляторы в автомобиле, так как бортовая сеть обычно имеет очень высокий уровень помех. Сам аккумулятор тоже является источником шумов. Поэтому при измерении напряжения нужно применять фильтрацию. Надежность метода –dV уменьшается при зарядке батарей последовательно соединенных аккумуляторов, если отдельные аккумуляторы в батарее различаются по
степени заряда. При этом пик напряжения для разных аккумуляторов батареи наступает в разные моменты времени, и профиль напряжения смазывается.
Иногда для NiMH аккумуляторов вместо метода –dV используют метод dV=0, когда вместо падения напряжения детектируют плато на профиле напряжения. Критерием конца зарядки в этом случае служит постоянство напряжения на аккумуляторе в течение, например, 10 минут. Метод dV=0 можно рассматривать как вариант метода –dV с установленным нулевым порогом изменения напряжения.
Несмотря на все трудности определения конца зарядки методом –dV, именно этот метод большинством производителей NiMH аккумуляторов называется как основной при быстрой зарядке. Типичным значением для изменения напряжения в конце зарядки током 1C является –2.5…–12 мВ на один аккумулятор.
Сразу после включения большого зарядного тока напряжение на аккумуляторе может испытывать флуктуации, которые могут быть неверно восприняты как падение напряжения в конце зарядки. Для предотвращения ложного прекращения быстрой зарядки первые 3…10 мин (hold off time) после включения зарядного тока контроль –dV должен быть выключен.
Одновременно с падением напряжения в конце зарядки начинает расти температура и давление внутри аккумулятора. Поэтому конец зарядки можно определить по возрастанию температуры. Устанавливать абсолютный порог температуры для определения момента окончания зарядки не рекомендуется, так как сильное влияние на точность будет оказывать температура окружающей среды. Поэтому чаще используют не саму температуру, а скорость ее изменения dT/dt. Считается, что при зарядном токе 1C процесс зарядки нужно завершать, когда скорость роста температуры dT/dt достигнет 1°C/мин. Нужно отметить, что при токах зарядки менее 0.5C скорость роста температуры почти не меняется и этот критерий использовать нельзя. Ввиду тепловой инерции метод dT/dt склонен вызывать некоторый перезаряд аккумулятора.
Как метод dT/dt, так и метод –dV вызывают некоторый перезаряд аккумулятора, что ведет к снижению срок его службы. Для того, чтобы обеспечить полный заряд аккумулятора, завершение заряда лучше проводить малым током при низкой температуре аккумулятора, так как при повышенных температурах способность принимать заряд у аккумуляторов заметно падает. Поэтому фазу быстрой зарядки желательно завершать чуть раньше. Существует так называемый inflexion метод определения окончания быстрой зарядки [3]. Суть этого метода заключается в том, что анализируется не максимум напряжения на аккумуляторе, а максимум производной напряжения по времени. Т.е. быстрая зарядка прекратится в тот момент, когда скорость роста напряжения будет максимальной. Это позволяет завершить фазу быстрой зарядке раньше, когда температура аккумулятора еще не успела значительно подняться. Однако этот метод требует измерения напряжения с большей точностью и некоторых математических вычислений (вычисления производной и цифровой фильтрации полученного значения).
Некоторые зарядные устройства используют не постоянный зарядный ток, а импульсный [4]. Импульсы тока имеют длительность порядка 1 сек, промежуток между импульсами – порядка 20…30 мс. Как преимущество такого метода называют лучшее выравнивание концентрации активных веществ по всему объему, меньшую вероятность образования крупных кристаллических образований на электродах и их пассивации. Точных данных по эффективности такого метода нет, во всяком случае, вреда он не приносит. С другой стороны, такой способ имеет другие преимущества. В процессе детектирования окончания быстрого заряда необходимо точно измерять напряжение на аккумуляторе. Если измерение проводить под током, то дополнительную погрешность будет вносить сопротивление контактов, которое может быть нестабильным. Поэтому на время измерения зарядный ток желательно отключать. После выключения зарядного тока необходимо сделать паузу 5…10 мс, пока напряжение на аккумуляторе установится. Затем можно производить измерение. Для эффективной фильтрации помех сетевой частоты можно произвести ряд
последовательных выборок на интервале 20 мс (один период сетевой частоты) с последующей цифровой фильтрацией.
Идея заряда импульсным током получила дальнейшее развитие. Был разработан метод, который называют FLEX negative pulse charging или Reflex Charging. Этот метод отличается от простого импульсного заряда наличием в промежутках между импульсами тока зарядки импульсов разрядного тока. При длительности импульсов тока зарядки порядка 1 сек длительность импульсов разрядного тока выбирается порядка 5 мс. Величина разрядного тока больше тока зарядки в 1.0…2.5 раз. Как преимущество такого метода называют более низкую температуру аккумулятора в процессе зарядки и способность устранять крупные кристаллические образования на электродах (вызывающих эффект «памяти»). Но есть результаты независимой проверки это метода фирмой General Electric, которые говорят о том, что пользы такой метод не приносит, как, впрочем, и вреда.
Поскольку правильное определения окончания быстрого заряда является очень важным, хорошее зарядное устройство должно использовать несколько методов определения сразу. Кроме того, должны проверяться некоторые дополнительные условия для аварийного прекращения быстрой зарядки. Так, в фазе быстрой зарядки необходимо контролировать температуру аккумулятора и прекращать быструю зарядку в случае достижения критического значения. Для быстрой зарядки ограничение по температуре более жесткое, чем для зарядки вообще. Поэтому при достижении температуры +45°C необходимо аварийно прекратить быструю зарядку и перейти на фазу дозарядки меньшим током. Очень желательно пред продолжением зарядки дождаться остывания аккумулятора, так как при повышенных температурах способность принимать заряд у аккумуляторов падает.
Еще одним дополнительным условием является ограничение времени быстрой зарядки. Зная ток зарядки, емкость аккумулятора и КПД процесса зарядки можно вычислить время, необходимое для полной зарядки. Таймер быстрой зарядки должен быть установлен на время, больше расчетного на 5…10%. Если это время истекло, а ни один из способов детектирования окончания быстрой зарядки не сработал, она аварийно прекращается. Такая ситуация, скорее всего, говорит о неисправности каналов измерения напряжения и температуры.
Кроме того, как и во всех других фазах, необходимо контролировать наличие аккумулятора.

Фаза дозарядки
В этой фазе ток зарядки устанавливают в пределах 0.1…0.3C. При токе дозарядки 0.1C производители рекомендуют длительность дозарядки 30 мин. Более длительная дозарядка приводит к перезаряду, что увеличивает емкость аккумулятора на 5…6%, но сокращает количество циклов заряд-разряда на 10…20%. Еще одним положительным эффектом дозарядки является выравнивание заряда аккумуляторов в батарее. Те аккумуляторы, которые полностью заряжены, будут рассеивать подводимую энергию в виде тепла, в то время как другие будут заряжаться. Если фаза дозарядки идет непосредственно после фазы быстрой зарядки, полезно в течение нескольких минут остудить аккумуляторы. С повышением температуры способность аккумулятора принимать заряд существенно падает. Например, при температуре 45°C аккумулятор способен принять только 75% заряда. Поэтому дозарядка, проведенная при комнатной температуре, позволяет получить более полный заряд аккумулятора.

Поддерживающая зарядка Капельная подзарядка
Зарядные устройства, предназначенные для зарядки NiCd аккумуляторов по окончанию процесса зарядки обычно переходят в режим капельного заряда, чтобы поддерживать аккумулятор в полностью заряженном состоянии. Это приводит к тому, что температура аккумулятора всегда остается повышенной, что уменьшает срок службы аккумулятора. Для NiMH аккумуляторов долго находится в состоянии капельной зарядки нежелательно, так как эти аккумуляторы плохо переносят перезаряд. По крайней мере, ток поддерживающей зарядки должен быть очень низким, чтобы только компенсировать саморазряд. Для NiMH аккумуляторов саморазряд составляет до 15% емкости в первые 24 часа, затем саморазряд снижается и составляет 10…15% в месяц. Для того, чтобы скомпенсировать саморазряд, достаточен средний ток менее 0.005C. Некоторые зарядные устройства включают ток поддерживающей зарядки раз в несколько часов, остальное время аккумулятор отключен. Величина саморазряда сильно зависит от температуры, поэтому еще лучше сделать поддерживающий заряд адаптивным: небольшой ток зарядки включается лишь тогда, когда обнаруживается заданное уменьшение напряжения на аккумуляторе.
В принципе, от фазы поддерживающей зарядки можно вообще отказаться, но если между зарядкой и использованием аккумуляторов проходит время, то непосредственно перед использованием аккумуляторы нужно подзарядить для компенсации саморазряда. Хотя более удобно, если зарядное устройство постоянно поддерживает аккумуляторы в состоянии полной зарядки.

Виктор

Вот хочется кинуть помидорку за такой “краткий” ликбез, но жалко ведь человек старался. Ведь клиент писал, что ему лень читать и он просит конкретные ответы на свои вопросы, а тут целая книга и всё в теории, я так думаю что у него вопросы так и останутся.

The_AGENT

ну так и ответили бы. Кстати, клиент не писал что ему лень читать))

Борис, мой тебе совет, купи сразу нормальную зарядку, ибо ночники убивают аккумы. Если ее нет, то на зарядке родной наверняка есть диод. На обычном ночнике он меняет цвет.когда зарядка завершена. Если по цифрам, то аккум 1600мАн такой зарядкой будет заряжаться примерно 7-8 часов, аккум на 2400мАн - примерно 9-10 часов. Плохо тем, что она разряжать не умеет, а гидриды от этого теряют емкость со временем. Если же пользоваться умной зарядкой, то там надо при разрядке выставлять 0.9в на банку или же 5.4в (при 6 баночном аккуме) на весь пак. Заряжать лучше током не более 1А, если торопишься, то можно лить номинал, соответственно 1.6А и 2.4А.

Renitron
The_AGENT:

Борис, мой тебе совет, купи сразу нормальную зарядку, ибо ночники убивают аккумы

Уже едет. I-MAX B8. А пока теорией запасаюсь.

Наверное и эту банку от накала заряжать буду от И-макса… Шнурок отрежу от “ночника” и буду мутить че-нить…

Виктор

У меня такая “прикурка” уже три сезона служит. Перед полётным днём сунул на ночь в розетку и весь следующий день не беспокоишься. И признаков умирания ещё нет.

Renitron
Виктор:

У меня такая “прикурка” уже три сезона служит.

Прикурка - это штатный сетевой зарядник (в комплекте с накалом)?

14 days later
Renitron

Продолжу тему заряда акков.

Теперь про заряд акков для апы.
Предполагается покупка аков (апа еще едет).
Соответственно 8 шт формата АА.

Вопрос 1. На что обратить внимание при покупке? Какие брать, какие не брать… Какая минимальная емкость предпочтительней?

Вопрос 2. Как заряжать? Учитывая не самую низкую стоимость аков, хочется заряжать их по-уму. Соответственно с помощью “умного” зарядника (I-MAX B8). Как подключить аки к заряднику? Все одновременно можно, или по 4, или вообще объединять нельзя? Подключать последовательно? Если последовательно - не случится ли недозаряд одних и перезаряд других?
Где посмотреть боксы для батарей?

PS на всякий случай тип апы - Futaba 3pm

invisible13
Renitron:

Прикурка - это штатный сетевой зарядник (в комплекте с накалом)?

Штатный сетевой зарядник в комплекте с накалом - “ночник”

Для батарей есть боксы в Чип-Дипе и прочих магазинах радиодеталей.

Renitron
invisible13:

Для батарей есть боксы в Чип-Дипе и прочих магазинах радиодеталей.

Уже нашел. Спасибо за наводку.

А что насчет “как подключать/заряжать”?

PS Аки у меня возле работы продаются - варта и GP 2700mAh. Стоимость около 200р. Вопрос о “какие” снимается…

Поговорил с умными людьми.
Вопросы снимаются…
Выбираю липольки…
Всем спасибо.

Gintas
Renitron:

Продолжу тему заряда акков.
Теперь про заряд акков для апы.

Не мучайтесь и купите липо 3S (11.1 вольт - зарядник взрослый нужен)
Родные футабы (кадмий) забодали … в итоге, на поле, воткнул батарейку липо 11.1V 350mA … заряжается очень бысро и не просто, а очень просто - втыкал без переделок, хотя много тем по этому поводу и с добавлением диодов.
Накал гидридный можно дозаряжать … кадмий с паметью - выкинуть проще чем тратить время, но первая зарядка должна осушествлятся маленьким током, иначе через 5 мин зарядник “скажет” , что АКБ заряжан, хотя на самом деле в нём поместилось 150мА. А вообще, накал надо иметь нормальный (с индикатором) и ДП батарейку на всякый случай.
P.S. Батарейка гидридная больше 3х лет теряет почти половину емкости. А кадмий, это вообще ДЕМО версия! (очень капризные и с памяятью, хотя иногда “дресируется” …
Удачи.
Пока чепатал, сам докумекал, что это каменный век …
А в место накала, чего решили использовать? (приблуду от EZ стартера) ?

Renitron

Собственно вчерашними изысканиями пришел к аналогичным выводам по каждому из Ваших предложений.
Спасибо.

Renitron

Вчера развлекался с зарядником. I-Max B8.
Взялся заряжать банку для накала.
3600мАч, 1.2В, Китай. Новая. Разряженная.
Поставил цикл. Ток разряда 3.6А, ток заряда 3.6А.
Разрядилось всего 3мАч (ну собственно это было ожидаемо).
В процессе заряда до 3000мАч все было ок. Ни БП, ни зарядник, ни батарея не нагревались.

Однако в итоге акк зарядился до 4500мАч. При этом он разогрелся до очень высокой температуры (не мерял, но рука не держит)… И судя по звуку - похоже закипел.

Первый раз “развлекаюсь” с такими умными зарядниками.
Что было сделано не так?

Зарядник не отловил дельта-пик?
Токи заряда-разряда я правильно выбрал?
Или надо было выставить предел по закачиваемой энергии (сейчас стоит 5000мАч)?
Или это такая хреновая батарейка попалась?
Или так и должно быть?

Прежде чем заряжать (или гробить) другие акки - хотелось бы разобраться, чтобы делов не натворить. Если уж этот акк помрет - ладно, не жалко, но пусть с пользой, как первопроходец.

(Все настройки - по-умолчанию)

makim

ну то что залилось больше емкости - объяснимо. кпд химии не 100%. я примерно процентов 30 прибавляю, ну а потом беспокоится уже начинаю. пару раз встречал акки, как будто песком засыпанные внутри - заливалось до 10!!!а\ч. и не грелось, что поразительно. зарядка i-maxb6. вот.

Renitron

Про емкость я не парюсь…
И собственно про перегрев - тоже… .Химия все ж таки…

У меня собственно три вопроса:

  • не был ли вызван перегрев какими-то моими неправильными действиями?
  • насколько часто такой перегрев возникает?
  • надо ли все бросать и бежать в магаз за термодатчиком. Или это такой гавеный акк и его надо выбросить…
Tofick

У меня тоже зарядник плохо ловит дэльта-пик. При зарадке бортового аккума 1600мАч током 1,6А не захотел ловить при привышении ёмкости. Отключил руками, т.к. аккум начал нагреваться. При заряде 0,5-0,8А дэльта пик ловился отлично…

Renitron
The_AGENT:

ну так и ответили бы. Кстати, клиент не писал что ему лень читать))

Заряжать лучше током не более 1А, если торопишься, то можно лить номинал, соответственно 1.6А и 2.4А.

Вопрос самому себе - зачем спрашивал, если ответы не слушал…

Ну и чтобы уж до конца разобраться… Каким током разряжать? Тоже 0.5С (или 1А например), или можно 1С?

Tofick

Разряжать можно и 1С. Они-ж всётаки силовые, им и 10-15А нормально на разряд.

makim

где-то слышал, что д-пик неявно выражается при токах заряда менее 0.3С. проводил эксперимент , ставил на 0.1С и спокойно вливал в стартерную батарею 1800мАч более 3000. дальше было страшно-отключал. нагрева при таких токах небыло совсем. как писал выше - зарядка умная, но видать тож ошибается. т.е чтоб зарядка увидела д-пик, надо ставить больше чем 0.3С, я ставлю 0.5С.

Renitron
makim:

где-то слышал, что д-пик неявно выражается при токах заряда менее 0.3С.

“… Для NiMH аккумуляторов этот метод работает не столь хорошо, потому что падение напряжения для них менее выражено. При токах зарядки менее 0.5C максимум напряжения вообще может отсутствовать …” - в статье, которую Агент привел выше.

Renitron

Пришли батареи борт + ротостарт.
Борт не проверял, а для ротостарта (6 банок) - напряжение 3.4В (должно быть по-идее не менее 6В).
Стоит ли применить “медленную” зарядку 0.1С, пока напряжение не поднимется до 6В? Или сразу 0.5-0.6С ставить и не париться?

Gintas

Низя! (если не липо полимер или не лифе)
Первый заряд маленким током - не менея 16 часов. После разрядки - опять маленьким током, но уже 12 чсасов. У меня на футабовском борте от пульта (6ех - 2.4ггц фаст) на батарейке написано (примерно так)!
Стал заряжать 0.5С потом 1с и они закончились … (могу подарить)
Вот такая
Примерно, только Sanуo и жёлтая, но там же всё “нарисовано глупыми дядьками”.

14 days later
Renitron

Мысли вслух.
Перед зарядкой гидридов рекомендуется их полная разрядка (до напряжения ок. 1В).
Если выставлять небольшой ток разряда (0.1-0.3С), из аккумулятора “выкачивается” больше энергии, чем при более высоких токах разряда (0.5-1.0С).
По “бытовой” логике получается, что разряд меньшими токами (например 0.1С) предпочтительнее для аккумулятора, т.к. обеспечивает более полноценный разряд перед его зарядом.
Но как это скажется на емкости и длительности жизни аккумулятора?