ЯК 54 2.05 ДВС Great Planes

PVA

Собственно решил освещать сборку , уже многим известного ЯК 54 2.05 ДВС Great Planes www.greatplanes.com/performance/…/gpma1411.html
Не однократно эта моделька обсуждалась, но сборку я так и не нашел, так что буду рад объективным комментариям и добрым советам.
Итак: все комплектующие уже приобретены осознанно и заменяться не собираются😁
Двигло:OS FS 200S www.hobbycenter.ru/product_info_21578.html
после OS160fx с прожерливостью ознакомлен, топливом запасся😁
винт 20х8 МА дерево
Сервы: РВ Futaba 3050MG, Элероны HS 645MG, РП HS 5645MG, Газ HS300
Задача - получить красивый , достаточно спокойный аппарат.

Начал с усиления узла крепления стоек, на предидущей модели СУ31 от GP, оценил встроенные ал. уголки, которые достаточно просто и очень существенно усиливают этот элемент. Подобное решение использует и “себа” на 120-й катане и “аэроворкс” на новых моделях (сам видел). Итак, прикупил ал. уголок 15-й и приступил, наклеял фанеру 3мм на плоскость, где будет крепиться уголок , разметил отверстия (главное не спешить) и за вечер решил задачу.
Сейчас занимаюсь установкой двигла, поскольку мотор весит один кг, чтобы не получить заднюю центровку , все двигаю максимально вперед. А именно, бак можно подвинуть на 5 см вперед, относительно стандартной установки, да и мотору пойдет на пользу т.к. помпы нет.

svbfox

Поздравляю с обновкой !
Самолет - достойный, летает как по рельсам…
У меня такой-же , только с 40-й бензинкой. (вес 6400)
Смотрите центровку- при весе моего мотора 1460 и с учетом сдвига “практически всего” в нос пришлось догружать 140гр для получения штатной.

С уважением…

PVA

Вот и первый момент, который меня насторожил: вымерил расстояние от мотошпангоута до места крепления винта и вот - мотор устанавливается на почти самый край моторамы:( . Моторчик-то 32 куба и 4т, вибрация там “будь здоров”, не рассыпится ли моторама. При усилии, относительно оси мотора , вал двигателя отклоняется на 1-2 мм. Вообще моторама расчитана на 180-й движек, я слышал, что эта моторама легко выдерживает 26 кубов бензиныча, а там вибрация поболее. 😃

svbfox

В принципе на вид и на ощуп она выглядит достаточно прочно…
Но я-бы не рисковал.
в МДСе есть виброгасящие мотрамы (металл) правда цена не совсем гуманная…

Эдуард_из_Питера

Вы хотели сэкономить на топливе, установив OS 200? Мотор гораздо слабее 160 даже при том, что 160 я гонял на стандартном топливе, а 200- на 10%. Я тоже хотел его ставить на этот самолет, но, сравнив характеристики (стендовые), решил поставить 160, как ни хотелось бы 4 такта.

PVA
Эдуард_из_Питера:

Вы хотели сэкономить на топливе, установив OS 200? Мотор гораздо слабее 160 даже при том, что 160 я гонял на стандартном топливе, а 200- на 10%. Я тоже хотел его ставить на этот самолет, но, сравнив характеристики (стендовые), решил поставить 160, как ни хотелось бы 4 такта.

Итак:😃 ни где я экономить не собирался, тем более на моторе, с чего вы взяли? У меня, как я уже упомянал, был 160-й и тяга в статике у него с топливом, где 10% нитры, была 7200 (винт АРС 18*8) . Я нашел человека, который эксплуатирует 200-й 4-т, и тяга в статике 8500-9000 с винтом 20*8 “межлик” и топливо у 4т должно быть минимум 15% нитры. Если мне память не изменяет, мы с Вами уже общались на эту тему.😃

svbfox:

В принципе на вид и на ощуп она выглядит достаточно прочно…
Но я-бы не рисковал.
в МДСе есть виброгасящие мотрамы (металл) правда цена не совсем гуманная…

Я, сейчас общался с товарищем, он меня убедил оставить как есть по-ряду причин, одна из них - куча новых дырок в мотошпангоуте при установке навой моторамы.

Эдуард_из_Питера

Странно… Мой 160 с винтом 18х8 на стандартном топливе после часа обкатки давал те же 7200, а вот OS 200 с 10% топливом еле выдал с тем же винтом 6800.
Что за уникальный мотор у Вашего человека? Ведь это 12-13 кг тяги 😃
Научите как с этого мотора снять такие характеристики и пиво с меня (ой, а как же я его Вам доставлю?).
Ну ни в жись OS 200 не выдаст с винтом 20х8 даже 8000.
Припоминаю,- вроде Вы мне и советовали OS 200 на этот ЯК. Что-ж, куплял я его, но он слаб оказался, и вибрация у него недецкая, в отличие от 160, который жужжит ровненько (винт тот-же, балансировка ОК) 😦

PVA
Эдуард_из_Питера:

Странно… Мой 160 с винтом 18х8 на стандартном топливе после часа обкатки давал те же 7200, а вот OS 200 с 10% топливом еле выдал с тем же винтом 6800.
Что за уникальный мотор у Вашего человека? Ведь это 12-13 кг тяги 😃
Научите как с этого мотора снять такие характеристики и пиво с меня (ой, а как же я его Вам доставлю?).
Ну ни в жись OS 200 не выдаст с винтом 20х8 даже 8000.
Припоминаю,- вроде Вы мне и советовали OS 200 на этот ЯК. Что-ж, куплял я его, но он слаб оказался, и вибрация у него недецкая, в отличие от 160, который жужжит ровненько (винт тот-же, балансировка ОК) 😦

Уважаемый Эдуард из Питера, я очень рад за Ваш 160-й, цифрами в пред-м посте я указывал тягу в граммах 8500-9000гр. 4т-15% НИТРЫ!!! Дальнейшее сравнение мощностных хор-к этих моторов лучше продолжить в разделе Моторы. ДВС. Повторюсь: я сознательно укомплектовал этот аппарат и заменяться здесь ни чего не будет.

Петруччо

Слава, привет! 😃
Как процесс сборки? Удачно?
Смотри, по поводу установки мотора, есть такие ньансы:
дело в том что сей самолет собирают нерадивые китайцы и он в каждой партии имеет разный вес, поэтому когда будешь ставить мотор обязательно ставь его как можно больше на вынос! Лучше немного передняя, чем чуть-чуть задняя, тем более если ты собрался ровно летать. Когда поставишь мотор - бак - серву газа - приемник посмотри центровку и уже исходя их нее смотри куда ставить хвостовые сервы - все 4 или 2 на РВ а 2 в фюз на РН, кароче смотри так чтобы расположить электронику с минимум доводки свинцом на нос/хвост. У меня например на носу 3W-55 с зажиганием (1800гр где-то), а центровка всё равно ЗАДНЯЯ!

PVA
Петруччо:

Слава, привет! 😃
Как процесс сборки? Удачно?
Смотри, по поводу установки мотора, есть такие ньансы:
дело в том что сей самолет собирают нерадивые китайцы и он в каждой партии имеет разный вес, поэтому когда будешь ставить мотор обязательно ставь его как можно больше на вынос! Лучше немного передняя, чем чуть-чуть задняя, тем более если ты собрался ровно летать. Когда поставишь мотор - бак - серву газа - приемник посмотри центровку и уже исходя их нее смотри куда ставить хвостовые сервы - все 4 или 2 на РВ а 2 в фюз на РН, кароче смотри так чтобы расположить электронику с минимум доводки свинцом на нос/хвост. У меня например на носу 3W-55 с зажиганием (1800гр где-то), а центровка всё равно ЗАДНЯЯ!

Петь, привет, как обещал, создал тему и сборка идет полным ходом:). Всю “ботву” двигаю максимально вперед 😵. Сам боюсь задней центровки, ну сделаю все , что можно. На хвосте будет не более двух серв РВ, еще можно сэкономить в весе на хвосте, заменив металл-е тяги на аллюминиевые из вязальных спиц. Диаметр около 5мм, один знакомый так делает уже не один год и оч. доволен. Единственное - морока с нарезанием резьбы, т.е. нарезать точно по оси спицы. Физика такая: сэкономив на хвосте 30гр, нам не надо нагружать на нос около 100гр. Еще есть такая идея, попробую заказать скобу на РВ из ТИТАНА, но тогда надо ставить серву в два раза мощнее на РВ. В общем в раздумиях:) Пока сделал отверстие в мотошпангоуте под горловину бака и установил серву с тягой на газ.

aladdin

чёта я не понял, какая скоба на рв? две половинки, две сервы и всё.
сервы рв тоже можно поставить под фонарь и провести две карбоновые тяги в трубках.

PVA
aladdin:

чёта я не понял, какая скоба на рв? две половинки, две сервы и всё.
сервы рв тоже можно поставить под фонарь и провести две карбоновые тяги в трубках.

Тож вариант, но честно говоря, колхозить лишнего не хочется. Как сказал Петр, надо все присобрать, а потом уже думать куда что ставить. На фотке выше видно: красное- фиксатор резьбы, вокруг отверстия наклеил стекломат на эпоксидке ( в процессе сверления шпон отщепился, вот решил наклеить).

DmitryB

Установив скобу можно съкономить одну серву, но вот по поводу титана на скобу… у меня стойки из титана, на кручение фиг знает, повнимательнее на этом моменте, как то оно не ахти прочно вроде…

aladdin

нельзя на таком размере ставить скобу и одну серву. как минимум будет скручивать самик в полёте, но может и порвать половинку руля. дальше будет как у Антона с яком сомензини.

PVA

Скорее всего, все будет стандартно: две сервы на РВ и одна на тросах на элеватор.

an2an

т.е. 3 сервы на руль высоты? 😃

DmitryB

Ну а че… с запасиком… 😃
Все правильно, лучше уж сервы сдвинуть каким то образом вперед чем со скобами рисковать.

PVA
an2an:

т.е. 3 сервы на руль высоты? 😃

😁 Блин, оговориля, конечно на тросах на руддер 😂

Петруччо

Так, так…стоп!
Никаких скоб, это не 0,46 тренер!😃 Это Йаг54, аццкая 3Д и 3А-Х машина, раз сказано 2 сервы на РВ - значит 2!
Я так понял бак по макс. вперед выдвинул?.. Правильно! Бак стоковый или какой докупать будешь? Аппетит у твоего моторчика будет некислый, так что 800гр для него я думаю на 10мин должно хватить + посадка.
По поводу тяг, не стоит заморачиваться, стандартные тоже хороши, только ржавеют за 2 сезона немного:) веса много не выиграешь, это я думаю лишние заморочки, но если хочется - то на то он и авиамоделизьм!
2 сервы ставь на РН в фюз, и когда поставишь все сервы, то см. ЦТ и выбирай место под аккумулятор. При таком раскладе как у тебятам места должно хватить более чем, можешь двигать его туда-сюда. По аккам посоветую Дюралайт + стабилизатор, он бездонной ёмкости + достаточно тяжелый чтобы использовать в качестве груза для центровки.
Фонарь собрал? Если нет - то айда в ПЖ или к рекламщикам за дыухстороннем скотчем от 3М, ширина 5мм, клеится на ура, хрен отдерешь. По инструкции вроде как там фонарь нужно циакрином приклеивать или каким-то ещё двустронним скотчем, я сразу эту идею отмел - 3М + болтики = намертво!
4 грибка, в кот. вворачиваются болтики крепления фонаря ПРОКЛЕИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЦИАКРИНОМ, у меня со временем 2 разболтались, т.к. 55СС вибрировали. Да, заодно посмотри все непроклеи, может найдешь косяки где, лишних 50гр смолы погоды не сделают!😃
Вроде все:)

PVA

Да, на счет скобы я подсмотрел у Дим Димыча на себовской катане 120, разумеется это крайняя мера и не для самиков такого сайза. Большую надежду возлагаю на бак, что в комплекте, думаю там пол-литра минимум (на нем не написано), если что , то с центровкой должен выручить. В том году летал на СУ31 160 GP, на руддере стояла одна машинка, в общем-то для “ножа” хватало, ставить вторую , наверное смысла нет, но я подумаю. У этой усилие 12кг. До борта, еще далеко, но я привык летать на NiCd, объясню почему: примерно знаю сколько расходует один полет (опытным путем) и без подзарядки могу несколько дней летать,т.к. нет саморазряда, как на Мгидридах. Естественно не до полного разряда, потом вес - для центровки. ПРОЛИТЬ ЭПОКСИТКОЙ - ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ!!!😒 Любую сборку начинаю с этого, просто здесь отвлекся на стойки и мотор, сегодню пролью.

PVA

В общем присобрал максимально все, развесил все по местам где что должно быть. Шасси, глушак и т.д , что должно быть спереди запихнул под капот, короче все кроме тросиков, кабанчиков и приемника и удлинителя РВ и к своему удивлению все ОК . Центровка 130мм , даже, если после сборки центровка сместится назад, то не более 5-10мм, это можно будет легко компенсировать винтом потяжелее, например
АРС 20х8. В общем, предварительное взвешивание выглядит многообещающим. С полным баком 100 % центровка уйдет вперед. По крайней мере я на это очень надеюсь😇