Кит биплана "Лазурит" 30сс

argnew

Решил создать эту тему по сборке биплана 30 сс. из кита.
Прикупил я его пару лет назад. Руки дошли только сейчас.
Кит разработан и нарезан Иваном Тиуновым (Stracher).

Кит изготовлен из 3 мм. тополевой фанеры.

ТТХ:

  • Изготовлено из тополиной фанеры
  • Передняя кромка крыла имеет плавное скругление
  • Тонкий профиль крыла
  • Размах 1550 мм
  • Длина 1450 мм
  • Площадь крыла 94 дм2
  • Ориентировочная полетная масса 4,5…5 кг

Двигатель бензиновый 30…35 кубиков или электрический эквивалент.

Сайт разработчика:
laser74.ucoz.ru/news/…/2012-09-01-12

Как Иван на днях написал - это чуть ли не единственный изготовленный и реализованный кит, так что о его полетных качествах, как я понял, пока ничего не известно.

В ките - только дрова и фонарь, так что капот надо делать самому. Фурнитуру то же надо докупать отдельно.

Вообщем начал собирать.
Пока только сваял оперение и каркас фюзеляжа. так что оценивать (пока) буду только их конструкцию и сборку.

К оперению претензий нет. Все стыкуется отлично.

Я бы только не делал облегчения в концевых нервюрах деталей оперения.
Они бальзовые и отверстия облегчения никакой заметной экономии веса не дают. Зато усложняют обтяжку модели пленкой. Даже не усложняют , а делают затруднительной надежность обтяжки концевых. Да и концевые получаются излишне хрупкие.

По фюзеляжу:

К точности “нарезки” претензий нет.

По стыковске деталей нашел одну ошибку, в пазах крепления полушпангоута к фюзеляжу (который сразу за кабиной устанавливается). На прилагаемом фото - стрелочкой указал где такая байда получилось. Ошибка мелкая и за секунды исправляется натфилем.

Поскольку фюзеляж уже практически собран могу сделать только ДВА существенных замечания (или пожелания) по его конструкции:

  1. После зашивки РН (его вклеиваемой в фюзеляж части) оказалось, что ее ширина на 1 (1,5) миллиметр больше, чем ширина задней части фюзеляжа. Это не страшно, но на эстетику влияет. (см. на прилагаемом фото).

  2. Задние гаргроты (и нижний и верхний) - нарезаны из пенопласта. При этом ответная часть (для формования сендвича) в посылке отсутствует. Да и один из двух пенопластовых гаргротов нарезан кривовато.

Попортив пару заготовок пенопласта на изготовление нового гаргрота своими силами я (Ради экономии времени и из нежелания городить для этого шаблоны и стенд) решил сделать гаргроты наборными. Т.Е. изготовил несколько полушпангоутов и стянул все это стрингерами (карбоновыми прутками - 2,5 мм.). Зашивать гаргроты не буду. Только поставил бальзовые косынки там, где это необходимо для обтяжки. К тому же, грамотная обтяжка таких гаргротов придаст фюзеляжу некоторое сходство с фюзеляжем самолета 20-30 - х. Что прикольно.

Конструкция гаргротов получилась ГОРАЗДО крепче и надежней, а по весу - идентична сендвичу. Если не легче.

Насмотревшись, за последние пару лет, как делают самолеты такого класса бренды, я бы запроектировал его под 2 мм. фанеру, делая места силовых элементов из склейки 2-х 2мм. пластин. Модель получилась бы легче. Но она и так не тяжелая. Даже если взлетный вес получится в районе 5000 гр., при такой площади крыла самолет будет порхать, как бабочка. А 30 мотора ему хватит с избытком. Тем более, что профиль “узкий”. Точно не мерил, но похоже на 9-10 %.

Мне сборка данного самолета доставляет удовольствие тем, что он очень необычен по конструкции. К тому же я к бипланам давно “не ровно дышу”. 😃

argnew

Поскольку “черновые” работы по фюзу закончены, все стыки в нем проклеены (Кроме планки ног, мотокороба и конструкции крепления верхнего крыла. По ним еще буду думать), то, в следующий раз, займусь сборкой крыльев. Начну с нижнего.

Губанов_Игорь

Тополевой фанеры 2мм нигде не встречал совсем. Бренды делают, кажется из липовой, 2мм, но где купить в малых количествах, то же не совсем ясно

argnew

В fasrshop она продается. Около 400 рублей за лист 930x300. Я там , пару месяцев назад,набрал листов 20-30. Двушки (там она толщиной 2 - 2,3 мм) и полторашки (Хотя, скорее, 1.6-1,8). Толщина там “гуляет” от листа к листу и лучше приезжать закупаться со штангенциркулем. Что бы набрать более-менее одинаковые листы для конкретного проекта.

Единственное что плохо- фрезер эту фанеру “крошит” слегка и она от этого склонна к расслоению. При резке лазером все отлично.

PS/ Иван (автор кита) прислал мне файлы капота. Во всех возможных форматах. Что здорово упростит его изготовление.

Stracher
argnew:

Кит разработан и нарезан Иваном Тиуновым (Stracher)

Разработан - да, нарезан - нет.

argnew:

Я бы только не делал облегчения в концевых нервюрах деталей оперения.

Принято к сведению.

argnew:

По стыковске деталей нашел одну ошибку

Действительно моя ошибка. Исправил.

argnew:

нового гаргрота своими силами

Можно было у меня шаблоны запросить.

argnew

Иван!
“Последний” шпангоут фюзеляжа ( к которому крепиться РН) обязательно сделай на 2-3 мм. шире. Это единственный , с моей точки зрения, косяк в конструкции фюзеляжа.

Как вариант - сделать у РН профиль потоньше. На те же 2-3 мм. Так даже лучше получится. Не надо чертеж фюза “перебирать”, да и “попа” (по весу) станет легче чуток.😒

Stracher

Посмотрел чертёж. С килём всё в порядке. Не знаю, почему так получилось. Ширина должна быть 20 мм.

argnew

Я точно не измерял, что там и как. После сборки ты сам можешь посмотреть - что получилось. Думаю, что ты не учел толщину зашивки киля. Он, профиль киля, по любому должен быть (зашитый) меньше ширины фюза на 1-2 мм. Иначе заднюю часть гаргрота , “обтекающую” киль, красиво “заформовать” невозможно.

Stracher

А какой толщиной зашит киль? Должна быть 1,5 мм.
Ширина нервюры и шпангоута киля 17 мм (+2х1,5 мм обшивка), а ширина шпангоута фюзеляжа почти 14 мм (+2 боковины по 3 мм). Всё должно получаться

argnew

По моему я зашивал бальзой 1,5. Но если даже и двушкой - это увеличило бы “ширину” киля только на 1 мм, т.е. до 21 мм.
Это не критично. Но для правильной сборки надо, что бы ширина обшитого киля была на 1-2 мм. (лучше на 2) меньше, чем ширина последнего шпангоута, зашитого боковинами фюза. Как я писал выше - иначе грамотно верхний гаргрот “не сведешь”.

24 days later
argnew

Завтра в моделку собираюсь. Руки, после новогодних праздников, только дрожать перестали.😒

argnew

Сегодня удалось собрать руль высоты и одно из нижних крыльев.
Крыло пришлось собирать не без проблем. Главная - полки , которые примыкают к задней кромке, вообще не от этого самолета. Пришлось делать их самостоятельно, как и стрингер (полку) лба. Сборка крыла заняла 6!!! часов. В основном - из-за борьбы с возможными скрутками. Вроде бы удалось их победить.
Что еще напрягло по крылу, так это то, что сужение профиля на крыле неравномерное. То есть, ближе к концевой (где последние 3 нервюры) угол сужения сильно увеличивается.
При наличии отсутствия “ножек” на нервюрах- собрать крыло ровно сверхтрудно. Пришлось долго городить псевдостенд из подручных материалов.

Горизонтальное оперение “влезает” в фюзеляж нормально. НО ВСТАВИТЬ ЕГО В ФЮЗЕЛЯЖ ПОЛНОСТЬЮ (так , что бы перемычка рулей свободно ходила в фюзеляже) без серьезной переделки будет невозможно. На фото можно посмотреть, как это выглядит в сборке.

По мотору для этого самолета я еще не определился.
В наличии есть ТРИ.
DLE30, VVRC40 twin и NGH38 (четырехтактник).
В принципе, подходят они все. Но у них разный вес.
Если центровка будет получаться сильно задняя, то однозначно буду ставить NGH38. Он самый тяжелый. Но и самый интересный.

argnew

Нижнее крыло , в принципе, закончено.
Я решил оставить в крыле карбоновые трубки (до 2 шпангоута с каждой стороны крыла). Веса наберет грамм 20-25, зато жесткость получилась офигительная.

Что бы я посоветовал несколько изменить:

  1. Конструкцию крепления крыла в фюзеляж. Поскольку нижнее крыло крепиться к фюзеляжу аж 3-мя болтами.
    По моему достаточно одного сзади крыла. И двух штырьков на лбу крыла , входящих в шпангоут. Однако переделывать я конструкцию не стал, сделал , как хотел автор.

  2. Планки люков машинок (да и сами люки) сконструированы не совсем правильно. Их, по замыслу автора, надо вклеивать заподлицо с нервюрами. И тогда их придется полностью покрывать обшивочной бальзой, что бы можно было потом их обтянуть пленкой.
    Кроме этого,люки машинок достаточно малы. С учетом того, что в люки надо вставлять еще и подложку (что бы было куда вкручивать крепежные болты) то даже машинки средних размеров вложить будет затруднительно. А мини в такой самолет ставить явно не стоит.
    Так что и планки, и люки буду делать новые.

Stracher
  1. Так как думал собирать набор сам, поэтому не хотелось со штырями связываться.
  2. По чертежу должны влезть Hitec HS-5245MG. А как получится на самом деле я не знаю.
argnew

5245 не влезут точно. По вышеуказанным причинам.
Но это не проблема. Выпилить новые планки - дело 5-ти минут.

argnew

Думаю, что, на следующей неделе, удастся собрать верхнее крыло. В таком случае останется только подгонка и обтяжка. Так, глядишь, скоро и в небо!!!😒

27 days later
argnew

Сегодня , считай, собрано верхнее крыло. Его конструкция оказалась не очень технологична.
Проблема в том, что каждая половинка крыла собирается на двух 8 мм. трубках. Но крыло то - со скосом. Собрать обе половины крыла в нужной геометрии можно. Но, при такой конструкции, соединить обе половины крыла ровно - задача, мягко говоря, не из легких. То же можно сказать и о зашивке лбов бальзой. Без крутки это сделать, при такой схеме, ОЧЕНЬ ЗАТРУДНИТЕЛЬНО.

При этом оба крыла собираются на очень хлипкие реечки, соединяющие крылья до третьей нервюры каждого крыла. По моему мнению - это не очень надежное решение. Этот элемент придется еще усиливать.

В принципе, осталось собрать элероны и расчалку крепления верхнего крыла к фюзеляжу. Для этого уже найден 2-мм люминиевый г-образный профиль (4х4 см). Из него и нарежу полосы для изготовления расчалок.

18 days later
argnew

Вот что я имел ввиду, когда говорил, что верхнее крыло “почти собрано”.
Ломал уже почти собранное крыло - 4 РАЗА. Получилось- что получилось.
Летать будет, а там посмотрим.

Pinchuk
argnew:

Ломал уже почти собранное крыло - 4 РАЗА.

А поподробнее,Арам,в чём собстно проблема?С уважением.

argnew

Попробую объяснить, в чем дело:

Каждая половина верхнего крыла собирается отдельно. На 2-х трубках - 8 мм.
Концевые крыла скошены назад примерно на 8 градусов.
Угол скоса равняется по специальной детали - угольнику, который вставляется в лоб каждой половины крыла при их соединении.

Кроме этого обе половины крыла скрепляются стрингерами, которые связывают каждое крыло от 3 шпангоута до 3-го шпангоута. При этом стрингеров 4 штуки. 2- сверху и снизу вставляются под зашивкой лба, 2 - сверху и снизу - в задней чести крыла.

НИКАКИХ ИНЫХ СКРЕПЛЕНИЙ ПОЛОВИНОК КРЫЛА БОЛЬШЕ НЕТ.

Ну и как ровно соединить крылья, когда ориентировать больше не на что?

План сборки подразумевает что каждая половина крыла должна быть собрано отдельно.
Для примера:
Собрал каждую половину крыла. При этом лбы зашивать нельзя. Поскольку угольник и стрингеры соединяющие крылья - под зашивкой.
Далее то как собирать? Ну, соберу я оба крыла вместе. Как зашивать лбы тогда. Ведь серьезная крутка будет неизбежна.

Pinchuk

Мддддддда??? Весьма сочувствую,Арам.Успехов в решении проблемы.С уважением.

argnew

Крыло то уже собрано. И, вроде бы, получилось достаточно ровно. Во всяком случае - без скруток. Значит летать будет.

11 months later
lexa_843

Что то затишье какое то. Арам - что с проектом, отложен?