MXS 100cc GW — восстановление и доработка

TempesT

Всем привет!
Серия первая, печальная.
В один прекрасный день, мои товарищ, летал на своем самолетике и получал от этого несказанное удовольствие. но тут случилось не запланированное, во время исполнения, какой то очередной замысловатой фигуры верхнего пилотажа, на самолетике сложилась 1/3 правого крыла 😵 .
В связи с этим произошел резкий выброс адреналина в кровь пилота, а так же случился приступ легкой паники, который привел к тому что самолет начали экстренно сажать, хотя управляемость была и можно было набрать высоты и заити на аварийную посадку, но так как высоты было не так чтобы много, метров 10, времени особо много тоже не было. Летали над бетонной полосои, по сему, не смотря на переживания, в голове пилота возникла мысль попытаться спасти как можно больше в данной ситуации и самолет был направлен в сторону грунта и травы, смягчить так сказать грубую посадку.
Посадка оказалась деиствительно грубой и самолет пошел «колесом». В итоге получили одну плоскость, сложенную в полете, вторую плоскость разбитую на посадке, преломленный хребет фюзеляжа, вырванное крепление шасси, помятый капот…
Из выжившего, целый стабилизатор, киль, труба крыла, стоика шасси, фонарь с одной маленькой трещиной 😃
В сердцах товарищ хотел предать огню бренное тело самолета, но я его остановил вовремя, и разрешил принести в жертву Богам авиамоделизма только сломанные крылья 😃
Все остальное компактно упаковал в багажник автомобиля и увез в неизвестном направлении в моделку, на детальный осмотр пациента.
Задача — за зиму срастить все переломы, и открытые и закрытые, недостающие части тела изготовить и пришить к телу 😉 , начинить получившееся электроникой и прикрутить моторчик, ну и конечно полететь 😃






Щорс

Я бы крылья не сжигал - было-бы с чего срисовать новые. Или есть чертежи (файлы)?
Удачного возрождения.

Azzzat

А подскажите вы заново будите рисовать модель или клеить то что есть?

minvoda

Саша опять двойной элерон мутить бушь?

TempesT
Щорс:

Я бы крылья не сжигал - было-бы с чего срисовать новые. Или есть чертежи (файлы)?

У меня в эксплуатации такои же самолет уже 2,5года, по этому представление о геометрии крыла имеется 😉

А подскажите вы заново будите рисовать модель или клеить то что есть?

Весь самолет перерисовывать не буду, только необходимые узлы, ну и крылья соответственно:)

Саша опять двойной элерон мутить бушь?

Так точно, Николя, практические испытания никаких противопоказаний не выявили;)

Серия вторая - стабилизатор
В процессе восстановления будет произведен локальный “рестайлинг” самолетика
Собственно рестайлинг начну со стабилизатора. У родного стабилизатора, роговые компенсаторы короткие и закрываются передней кромкой стабилизатора, в следствии чего они мало эффективные. Решено рог сделпть полностью до передней кромки, ну и заодно подправить некие косяки после предыдущего хозяина.
Да, колор самолета тоже решено поменять полностью, ибо родная цветовая схема уже малость приелась мне 😁

Andry_M
TempesT:

роговые компенсаторы короткие и закрываются передней кромкой стабилизатора, в следствии чего они мало эффективные. Решено рог сделпть полностью до передней кромки

Зато нет проблемы с попаданием травы в щель.

iGOr_P
TempesT:

У меня в эксплуатации такои же самолет уже 2,5года

Ну это многое объясняет, а то я поначалу скептически отнесся к идее такого ремонта. Удачи!

Andry_M:

Зато нет проблемы с попаданием травы в щель.

Кто-то создает самолет чтоб он летал, а кто-то чтоб не ломался об землю. Разные подходы.

TempesT

Серия третья - фюзеляж
Сращиваю открытыи перелом 😃
Ободрал поломанное на две части тело самолета. Отдельно каждую часть подготовил к сращиванию, приклеил все куски которые были отломлены и висели на пленке, бесполезные куски аккуратно отрезал, потом легче сделать заново.
На ровном куске МДФа приложил две половинки фюзеляжа, друг к другу. Все сошлось, по этому начал склейку.
В нужных местах наложил шины.
Хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается 😒

Все срослось ровненько. Тело стало одним куском и началось восстановление недостающих кусков, а так же усиление хвостовой балки. Взял бальзовые рейки 8*8, нарезал и вклеил распорки между шпангоутами. Творчества ради проверял жесткость на кручение, после каждои вклееной распорки. С каждой следующей распоркои балка становилась все жестче, к чему и стремился 😃
Вес копеечный, жесткость значительная 😉

Затем занялся восстановлением нижней части фюзеляжа, заменил покрошенные рейки и восстановил узел крепления шасси






Завершающий этап подготовки к обтяжке, изготовление и установка узла крепления сервы руля направления.
Так уж сложилось, у меня, что не люблю я троса на РН, люблю жесткую тягу напрямую от сервы к РН. На такои схеме летаю 4 года, никаких нареканий нет 😉.
Раньше само крепление сервы делал из паянного фольгированного стеклотекстолита, сейчас проще, печатаю 😃 Два года пластиковой детали - полет нормальный.

Часть которая вклеивается в фюзеляж, по прежнему из фольгированного стеклотекстолита


Ну и пара шпангоутов - распорок из фанеры



Собственно процесс внедрения






gva43

Конечно все здорово, а как быть с центровкой? На “морду” придется 1 кг довесить?

TempesT
gva43:

а как быть с центровкой?

Исходя из опыта эксплуатации такого же самолета, серва в хвосте у него стоит точно так же, а бортовои аккумулятор (2 х 2S3600 = 320гр) живет в раионе заднеи кромки крыла, дабы центровка была приемлемо задней.
В даннои конструкции добавленны только распорки из 3 бальзовых реек 8*8 длиннои 1м и общим весом 15гр, ну с клеем пусть 20гр и они “размазаны” по всей длинне хвоста. В масштабах данного самолета, 20гр можно считать пренебрежительно малой величиной 😃, ну и аккумулятор есть куда двигать вперед ежели чего…

iGOr_P
gva43:

а как быть с центровкой?

Дело не только в центровке - легкий, менее инерционный хвост лучше себя ведет в полете, модель не шатает после резких эволюций, модель быстрее стабилизируется. У меня достаточно самолетов с сервами в хвосте, но стоит признать что это упрощение… При всякой серьезной переделке/ремонте стараюсь перенести хотя бы серву рн на троса, а по хорошему надо бы переносить и сервы рв (но это намного сложнее)

Это лирическое отступление, не в коем случае не критика )

Губанов_Игорь

Однако не стоит забывать про очевидные плюсы короткой и жесткой тяги. А вообще вся авиация, и большая и не очень, состоит из компромиссов. Но серва в хвосте с короткой тягой очень часто бывает удачным решением.

TempesT
iGOr_P:

легкий, менее инерционный хвост лучше себя ведет в полете, модель не шатает после резких эволюций, модель быстрее стабилизируется.

Я еще, далеко , не волшебник, а только учусь, по сему скорее всего еще не достиг достаточной степени просветления…😃 , но мнение старших товарищеи, в любом случае принимается 😉, а пока учусь, останусь приверженцем жесткой сцепки 😃

iGOr_P
Губанов_Игорь:

Однако не стоит забывать про очевидные плюсы короткой и жесткой тяги

Какие, кроме простоты? А то я знаю товарищей которые не могут летать на тросах по причине психологического дискомфорта! ) Им кажется что троса не обеспечивают точную передачу движений стика-сервы, как-будто там натянута резинка, а не стальной трос ))) А ведь троса позволяют избавиться от всех люфтов (кроме люфта сервы)

Губанов_Игорь

Не, так то и троса конечно работают нормально. Но… Не всегда удается обеспечить ровный нятяг без провисания. И если где либо на штопорной фигуре шарнирный момент начнет менять знак, то некоторые неточности в управлении РН вполне возможны. Серва в хвосте этого недостатка лишена.

Так то понятно про не подрессоренные массы, увеличивающие моменты инерции. Но как правило на практике в районе задней стойки как раз 30-40 гр и прилеплено обычно у всех😁
А серва сзади может дать стопроцентное точное управление. А лишний вес всегда можно несколько отыграть на более ажурной задней стойки что для пилотов высокого класса проблемой на посадке не будет.
Но опять же, это просто варианты. Лично я летал всегда с тросовым управлением РН (как раз по перечисленным Вами причинам), но не отрицаю и вариантов со стервой в хвосте

gva43

Конструкция для крепления серво привода - 40 гр + 65 гр серво все это умножить на 2 итого около 200 гр в самом хвосте, а плечо, наверное 1/10. Вот и считайте…

krasniybaron

а плечо, наверное 1/10

И почему 1к10ти??? Вот первое, что попало под руку 1108/350=3,16…, но никак не 10, или даже рядом

gva43

Можно и одной машинкой управлять килем, но лучше двумя. С плечом накосячил, извините.

TempesT
gva43:

Можно и одной машинкой управлять килем, но лучше двумя

Принимается, как опция 😃 , но опять же, к этому надо прийти.
Я пока как нибудь и одной сервой попытаюсь обоитись, как только начну чувствовать дефицит 40кг усилия, так сразу поставлю вторую😁

Губанов_Игорь

Блин, точно. Это же большой самолет. Одной сервы явно не хватает. А две сразу на хвост будет явный перебор по весу…

gva43
TempesT:

Принимается, как опция 😃 , но опять же, к этому надо прийти.
Я пока как нибудь и одной сервой попытаюсь обоитись, как только начну чувствовать дефицит 40кг усилия, так сразу поставлю вторую😁

Смешно, но я не хотел сумничать и Вас обидеть, извините. Мне тоже хватает одной сервы, но я еще тот пилот.

iGOr_P
TempesT:

как только начну чувствовать дефицит 40кг усилия

А как вы начнете его чувствовать? ) Так сложилось что на полтосах ставят по одной серве на рн и на элерон, на сотке по две, а на 3м по три. И сервы конечно же ставятся 35-40 кг. Это та вещь которая проверена тысячами моделистов и ставить ее под сомнение странно.

TempesT
iGOr_P:

А как вы начнете его чувствовать? )

Скорее всего когда летать научусь, так что начну замечать что серву отжимает или серва откажет, или редуктор срежет, или еще чего.
Пока летаю на однои серве и все еще не пришло прозрение и понимание того почему на самолете массой 12кг, на плоскость управления не хватает сервы с усилием в 3 раза превышающим массу самолета. Усилие 2 массы самолета мало, отжимает, проходили, 3 пока достаточно, буду учиться дальше…

gva43:

я не хотел сумничать и Вас обидеть

Никаких обид, просто дружеское общение, я сам в начале пути, по сему часто хожу по своим граблям, но пытаюсь слушать других 😃

iGOr_P
TempesT:

не пришло прозрение и понимание того почему на самолете массой 12кг, на плоскость управления не хватает сервы с усилием в 3 раза превышающим массу самолета

Это все магия цифр, на самом деле, как мегапиксели в фотиках имеют весьма опосредованное отношение к качеству снимка, НО покупают именно мегапиксели. Так и у сервы достаточно “сферические в вакууме” килограммы. Там еще надо учитывать всякие плечи, вольты, благоприятные попутные ветра и пр… ))) Так что две на хвост - норм. Да и надежность опять же возрастает.
А на элерон там сколько? Тоже по одной?