Проект тренера: вопросы к "строителям"

NailMan

Итак начал постройку тренера под .46 двиг(ASP 46A) и появились вопросы конструкционного характера.

Будущие ТТХ:

  • прототип: совковый самолет АИР-6
    Буду делать опрощенные формы(прямоугольно/трапецивидные) и конструкцию оперения. Трехстоечное шасси(управляемое) вместо двухстоечного. Масштаб 1:7.5
  • размах 1610мм, длина 1050мм, хорда крыла 240мм.
  • расположение цилиндра вертикально.

Крыло хочется разборное на две консоли, так как имеются некоторые проблемы транспортного характера. Будут использоваться флапероны(аппаратура Sanwa VG6000), ибо при разборном крыле сделать привод обеих консолей от одной машинки очень просто не получится. Да и хотелось бы иметь закрылки.
Крепеж крыла к фюзеляжу хочу сделать на болтах. Крепление резиновыми лентами мне как-то доверия не производят. 😕

Двигатель будет посажен на мотораму покупную, пластиковую(удлиненную) и поэтому делать “щечки” у фюзеляжа как например у Protech Skystar не хочу категорически. Предполагаю капот как у Hawker Tempest Mk.V закрывающий нижнюю часть и бока.

Теперь вопросы:

  • выбор не могу сделать между профилями несущего крыла. Однозначно определился что это будет Clark Y. А вот относительная толщина либо 12% либо 14.5%. Для 12% профиля на мою хорду получается 28мм высоты в самой толстой части профиля. Для 14.5% ~ 35мм. Дело в том что я не очень уверен что смогу разместить нишу машинки, крепление стыка консолей и крепление крыла к фюзу в 12% профиле и обеспечить необходимую жесткость и прочность крыла в соединении консолей.

Насколько будет хуже в полете 14.5% профиль по сравнению с 12%-м?

Или все это мои бредни и можно смело все уместить в 12%-м?

  • Стыковаться консоли будут на алюминиевых трубках. На какую длину их надо утапливать в консоль? Треть длины?

  • Крепление крыла болтами к фюзеляжу я где-то уже видел. Кажется в статье про “Тимку”, но что-то как-то не смог его познать(принцип крепления). Есть где-нибудь иллюстрации такого крепления? Какие болты применяют?

  • Исходя из характеристик прототипа и упрощения оперения нагрузка на крыло получилась в районе 56 г/дм^2. Расчетный вес без топлива 2500г, площадь оперения 44.5 дм^2. Для тренера подобного класса это нормально? Или стоить площадь увеличивать?

Вот пока собственно и все…

КА-04

Все замечательно! А нафига нужен прототип, если это даже не полукопия будет. И по что легендарную яковлевскую машину обозвал совковой?

NailMan

КА-04
Прототип выбрал чтобы не напортачить с пропорциями и пр. По виду у АИР-6 вроде все впорядке и с площадями и с расстоянием между крылом и оперением. Есть так сказать с чего лепить, только с тренерскими упрощениями.

Собственно если все замечательно, где подглядеть болтовое соединение крыла к фюзу у подобного самика? 😒

Viper91

Мне кажется в качестве тренера не надо упрощать какой-то прототип и тем более делать на тренере закрылки, нужно учиться без закрылок. Как я понимаю у этого прототипа врезные элероны? Найдите лучше чертежи какого нибудь тренера и не усложняйте себе жизнь!!!1 😈 😎 Кстати, зачем вам закрылки раз есть флапероны.

КА-04
NailMan:

КА-04
Прототип выбрал чтобы не напортачить с пропорциями и пр. По виду у АИР-6 вроде все впорядке и с площадями и с расстоянием между крылом и оперением. Есть так сказать с чего лепить, только с тренерскими упрощениями.
Собственно если все замечательно, где подглядеть болтовое соединение крыла к фюзу у подобного самика? 😒

Вот и ошибка! На модели получится недостаточный статический момент стабилизатора для тренера. Если хотите не напортачить, возьмите пять разных тренеров и сделайте из них среднее арифметическое

Граф

Нельзя сначала состыковать съемные консоли на трубе, а потом получившееся крыло прикрепить к фюзеляжу, как вы выражаетесь, на болтах. Ничего хорошего не получится.
На штыре и болтах монтируется неразъемное крыло.
Съемные консоли пристыковываются (на трубе) к центроплану крыла, который, как правило, составляет единое целое с фюзеляжем. Примерно так, как на рисунках верхнего крыла копии И-5, которые я привожу для примера. Кстати, на АИР-6 крыло тоже 2-х лонжеронное.
Стандартные машинки в 12%-ный профиль при вашей хорде лезут, но лучше поставить МИНИ.

Val
КА-04:

И по что легендарную яковлевскую машину обозвал совковой?

😃
Черт… есть все, но не дам, потому что я из совка…
Делитесь, господа…

NailMan

Граф
Спасибо за иллюстрации! Именно то что и было нужно! Я примерно так и представлял, только центроплан первоначально не задумывался.

Только вопросик. Как я понимаю, соединение трубками - это большая по диаметру трубка в консоли и меньшая по диаметру жестко вклееная в центроплан. Первая подогнана ко второй. Так?

Какой материал для трубок используют? И поперечный V выставляют трубкой(штырем) центроплана?

Viper91

Я на катане использовал дюралюминиевую трубу из хозяйственного магазиня, диаметр 20 мм (см. “Строим Katana X”)

Lazy

Извините, а Ваши посты - не реклама?

КА-04

Побольше бы такой рекламы! Хоть что-то достойное…

NailMan

Граф
Вопросы есть по третьей иллюстрации.

Болт там какого диаметра? M6 или М8? Я так понимаю к нервюре приклеена втулка с ребрами. Какой материал для втулки используется?

И гайка-барашек, которым все крепится от вибрации не раскручивается? Его контрить по идее надо. 😃 Или барашек нарисован для наглядности?

ЗЫ: В какой программе делаются такие красивые 3Д-чертежи? По старинке делаю все в Autocad 2002 в 2Д. Очень не хватает 3Д моделирования конструкции, и чтобы было с автокадом совместимо. В Lightwave не хочется морочаться… 😕

Glinco

Автокад подделживает 3D и рендеринг, и очень давно. Сам чертил погрузчик еще в 13-ом.
Дима.

28 days later
NailMan

Итак продолжаю тему постройки. Крыло(консоли) уже пресобраны, осталось обтянуть, навесить напостоянку элероны, и настроить тяги.

Остается фюзеляж и оперение.

Вопросы по фюзеляжу:
Из чего мастерить мотошпангоут учитывая что .46 двиг? Есть фанера(не авиационная, а простая, но качественная) 12мм 8 слоев(всего) и 10мм 7 словев(всего).

Двигатель будет крепиться на пластиковую мотораму(покупная удлиненная из Техноспорта), и на мотошпангоут четырьмя винтами М4(может с резиновыми втулками). Он в свою очередь строго перпендикулярно к оси фюзеляжа, чтобы можно было регулировать выкос. Как сделать так чтобы задняя плоскость моторамы плотно прижималась к мотошпангоуту и в тоже время выкс делался шайбочками? Подкладку из дерева Г-образную подложить под соответствующие стороны?

Длина фюза 1100мм, и сечения шпангоутов прямоугольные. Силовые рейки по углам(лонжероны?) шпангоутов из сосны каких размеров делать и вообще как обводы повторить? Не гнуть же. Особенно нижние ухлы коробки хвостовой части. Рейки примерно должны быть 6х6 мм как я думаю. Или допускается составные рейки делать? В смысле склеивать по кускам со стыком в шпангоутах. Тогда в шпангоутах где будут состыковываться части этих реек как-то укреплять надо.

Вобщем прошу совета.

SAN

Рейки при необходимости сращиваются “на ус”, косой срез в 3-4размера поперечного сечения.
Мотошпангоут: два слоя 3-4мм фанеры по уши хватит, во втором слое можно вырезать большую дыру по центру для облегчения и горловины бака.
Под винты в шпангоут изнутри “мебельные” гайки, специально для дерева сделаны имеют загнутые усы.
У вас фюзеляж наборный или из листов бальзы?

OVK
NailMan:

Итак продолжаю тему постройки. Крыло(консоли) уже пресобраны, осталось обтянуть, навесить напостоянку элероны, и настроить тяги.

Остается фюзеляж и оперение.

Вобщем прошу совета.

Привет!
Хочу заострить внимание на проблеме центровки. Ваш фюзеляж, судя по прототипу, длинный в хвосте и “не худенький” . Если сделать его красиво-деревянным, может получиться очень сильный перевес на хвост. Такой, что не скомпенсировать передвижкой аппаратуры (а двигатель с Вашей подвеской двигать невозможно). Учитывайте это при выборе конструкции и материалов.
Желательно, хотя бы примерно, взвесить части (куски) и просчитать получающуюся центровку. А то поздно будет 😃
Удачи!
ЗЫ. Сам сделал недавно новый фюз для тренера - сохранив пропорции старой модели. Просто добавил гаргрот, обшил бальзой - красота, короче… Отцентровать собранный самик не смог - буду удлинять нос… Это стандартная беда у самодельщиков.

NailMan

Дык я не с проста брал удлиненную мотораму 😉 Так что двигать можно в широких пределах двиг. Крыло(консоли) тяжеловаты слегка получились - без обтяжки 510г вместе со стандартными машинками. Тяжеловато из-за толстого профиля, но мне деваться некуда было. 😕

Центр тяжести ориентировочно в районе переднего лонжерона рассчитываю(30%).

Вобщем буду постоянно контролировать.

ЗЫ: Не просветите, оперение из какой толщины реек делать на такой аппарат? 5мм достаточно?

OVK
NailMan:

Дык я не с проста брал удлиненную мотораму  😉 Так что двигать можно в широких пределах двиг. Крыло(консоли) тяжеловаты слегка получились - без обтяжки 510г вместе со стандартными машинками. Тяжеловато из-за толстого профиля, но мне деваться некуда было.  😕

Центр тяжести ориентировочно в районе переднего лонжерона рассчитываю(30%).

Вобщем буду постоянно контролировать.
ЗЫ: Не просветите, оперение из какой толщины реек делать на такой аппарат? 5мм достаточно?

Каркас оперения у меня из 5х10, только задняя кромка 5х15. В местах крепления к фюзу - накладки из 5х10 дополнительно к кромкам. Уголки, еще называют, по-моему, сухарики 😃 по углам. Внутренние распорки 5х5. Это все бальза.
Вообще я “подглядываю” на других чертежах и моделях 😃
А вот центровка - это момент истины. Обидно резать по свежеобтянутой модели…
Удачи!

NailMan

OVK
А можно где-нить подсмотреть фото крупным планом на хвостовое оперение со всеми этими элементами? 😋

Особенно интересует переход хвостовой балки к килю у самого его носка.

Граф

Между последним шпангоутом фюзеляжа и его транцем можно сделать каркасик с площадкой для стабилизатора. Сначала приклеивается стабилизатор, на который сверху ставится киль. Приблизительно так как на рисунках модели ЯК-12.
По поводу предыдущих ваших вопросов.
Вы поняли все правильно.
Винт крепления консолей всего М4. В крайнем случае можно поставить М5.
Барашек не для наглядности. На рынке силуминовые барашки - 3руб горсть.
Дря контровки на резьбу можно капнуть резинового клея. Только чуть-чуть.

NailMan

Граф
Спасибо, это именно то что я хотел увидеть. Будем на недели конструировать.

ALL
Не подскажете как обтягивают термоусадочной пленкой большие площади консолей крыла? Сразу один большой кусок(скажем верхний), класть и натягивать/усаживать, или можно по кускам. Скажем беру кусок на 3 нервюры и натягиваю, далее внахлест еще на 3 нервюры кусок и так далее.

Все таки опыта очень мало в этом деле(сейчас элероны обтягиваю) и не знаю чем такая “кусковая” скажется впоследствии.

Вид консолей крыла вот такое(извиняюсь за свой рабочий прикид в условиях московской духоты 😃 ):
nailman.cyborghome.ru/hobby/…/IMG_1876.jpg

Flaperon

Мы с отцом делаем так - берём кусок плёнки (чертёжной кальки на основе лавсана) на всё крыло, промазываем нервюры, лонжерон, кромки “Моментом”, прикладываем и припариваем утюгом, а потом натягиваем плёнку. Главное хорошо приклеить плёнку к нервюрам и рейкам, а только потом натягивать.
С плёнкой-самоклейкой даже проще, не надо клеем мазать.
На счёт того, чтобы клеить кусками по отсекам - лучше не надо, т.к. придётся клеить в нахлёст, а это и непрочно, и некрасиво 😠

NailMan

Flaperon
Да красота у тренера не главное. Все равно на носке крыла до первого лонжерона будет аппликация карсного цвета, стыки визуально будут невидны. Только если очень присмотреться.

Просто я к чему - если случайно вдруг из-за моих неопытных рук запорется сразу большой кусок пленки, то это будет обидней чем запорется небольшой. Элероны уже кончились для тренировок - вчера затянул оба 😁

Меня волнует аспект аэродинамики. Пленка такая:
www.pilotage-rc.ru/catalogue/90_/90_15/RC0559/

Аппликации делать буду такой же, но темно-красной.

Может она отклеиться во время полета?

ЗЫ: пленка изначально бралась для стендовой копии, но потом было решено ее на тренер пустить, а стендовую бумаговой коркой, чтобы копийно было.