Тренер Кальмато 40

energy_00

Добрый день !
приобрел Тренер Кальмато 40 верхнеплан
Оптик6
что то посмотрел почитал
и возник такой вопрос
а может еще одну серву добавить на крылья ??
можете поругать
а может совет дадите
Все Спасибо !

Sanya
energy_00:

Добрый день !
приобрел Тренер Кальмато 40 верхнеплан
Оптик6
что то посмотрел почитал
и возник такой вопрос
а может еще одну серву добавить на крылья ??
можете поругать
а может совет дадите
Все Спасибо !

А зачем? 😵 Флапероны чтобы сделать?

VladTM

не знаю как щас, а раньше пасы в середине каждого крыла были сделаны. и ниточки были протянуты. именно в кальмато. посмотрите внимательно на свет.

а вообще сделать без проблем. будет намного лучше не будет люфтов, это раз, и надежность аж в два раза подскачит

mrjet

не знаю как щас, а раньше пасы в середине каждого крыла были сделаны. и ниточки были протянуты. именно в кальмато. посмотрите внимательно на свет.

Есть. Прожжены в пенопласте, диаметр около 6 мм. Нитей - нет. Гнёзд под машинки в крыле - тоже нет. Расположение можно посмотреть на картинке.

В принципе, вполне возможно поставить две машинки и в месте стыка консолей, на штатном месте, и сделать привод элеронов с использованием штатных проволочных кабанчиков.
Можно разместить машинки, либо расширив паз под две машинки, либо лёжа - места там хватает, машинки выходят в фюзеляж.

Вообще, по моему мнению, Calmato Trainer 40 - грамотно спроектированный и качественно выполненный тренировочный аппарат. У нас летать на нём после симулятора научились три человека, пять часов суммарного налёта, серьёзных поломок и отказов - не было.
При сборке в соотвествии с инструкцией всё собирается и работает как надо, особых доработок не требуется. Единственное - по опыту эксплуатации для первоначального обучения можно немного усилить узел крепления носовой опоры и отказаться от поворотной передней стойки, заклинив стойку в узле вращения намертво. Эффективности руля направления с лихвой хватает для выдерживания направления при разбеге и пробеге, даже с боковым ветром, а попытка разворота с использованием управляемой передней стойки при повышенной скорости приводит в касанию крылом полосы и поломке винта.

В принципе, идея сделать на Calmato зависающие элероны не лишена смысла - это должно заметно снизить посадочную скорость и упростить посадку, особенно при первоначальном обучении. С другой стороны, при нагрузке в 65…70 г/дм2, и хорошо несущем профиле с очень плавным протеканием Су вблизи максимума посадочные характеристики и так получаются очень неплохими.
Возможен также и вариант, удлинив тяги (сместив обе тяги элеронов во фрикционных зажимах), “завесить” элероны (отклонить нейтраль обоих элеронов градусов на 10 вниз), и попробовать слетать в этой конфигурации, оценив полученный эффект и необходимость предлагаемой доработки.

fugitive
energy_00:

Добрый день !
приобрел Тренер Кальмато 40 верхнеплан
…а может совет дадите

Есть такой тренер в наличии. Уже почти прижился на стенке. Летает хорошо и без 2-ух серв на крыльях. Если планируется на нём начинать первые полёты - можно и так. Лишнее телодвижение пальцев на посадке только отвлекать будет. А потом можно и поставить - моё скромное мнение.

energy_00

Большое спасибо мужики !!!
любой ответ - это хорошо
еше раз спасибо
буду читать дальше

Airliner-rc

а я бы поставил вторую машинку на элероны в штатное место (расширив естественно). А режим флаперонов можно и не использовать в первых полетах, зато потом переделывать ничего не придется, а фича уже будет…

fugitive
Airliner-rc:

зато потом переделывать ничего не придется, а фича уже будет…

Согласен, правильное, по сути,решение! Главное что б до фичи дожил…

Airliner-rc
fugitive:

Согласен, правильное, по сути,решение! Главное что б до фичи дожил…

Это не наш подход 😃😃😃
У таких самолетов обычно дольше всего живут как раз крылья 😅

fugitive
Airliner-rc:

Это не наш подход

Согласитесь, коллега, без фюза как то грустно- придётся взлетать только “с руки” 😂
А чего б крыльям не жить? Там же пенопласта тонна… так что ставим 2 сервы - если что, крыло на другой тренер! 😒

Airliner-rc
fugitive:

… если что, крыло на другой тренер! 😒

от именно это и имелось в виду 😃

2 years later
mrjet

Calmato 40 trainer КВП

Радикальная модификация Calmato - КВП. Взлётно-посадочные характеристики можете домыслить сами. 😃

Stan

Это самодельный мод? Или новая модель в линейке calmato?

mrjet
Stan:

Это самодельный мод? Или новая модель в линейке calmato?

Самодельная модификация стандартной Calmato 40 trainer. Новые элероны и закрылки.

Алексей_Vgg:

Зашибись! А сколько ж времени ушло на такую доработку?

Три по пол-дня. Каркас элеронов и закрылков - простейший, без раскосов, петли навески - пластиковые, плоские, установка машинок - стоячая, для экономии времени. По-хорошему, конечно, машинки надо было положить на бок- было бы гораздо аккуратнее, но не было времени лючки делать.

Stan

Суперский мод!
mrjet, почему бы вам не оформить мод в виде статьи с черчежами и пошаговыми действиями? Я, как владелец calmato, сделал б такой мод, а без мануала, самому придумывать боязно…

Otez_Fedor

+1 Думаю это будет интересная информация, и заодно полетные ощущения.

9 days later
Гаррик_052

А вообще тренер на мой взгляд-дилетанта,очень чудесный, и после очередного краша я сделал вот так .правда не взлетал ещё но хотелось бы услышать по данному решению критику,которая всегда кстати.

mrjet

Calmato-КВП

1. Проектные оценки

Без закрылков
Взлётный вес модели – 2.85 кг.
Площадь крыла - 0,42 кв.м
Удельная нагрузка на крыло 67 гр/дм.кв
Макс. коэффициент подъемной силы Cya=1,2
Скорость сваливания – 34 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*34 = 44,1 км/ч

С закрылками
Взлётный вес модели – 3,00 кг.
Площадь крыла - 0.512 кв.м
Приращение Суа от простого закрылка - 0.9
Отн. площадь, обслуживаемая закрылками - 0,66
Нагрузка на крыло 59 г/дм.кв
Скорость сваливания – 26 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*26 = 33,8 км/ч

Взлётное положение закрылков – 17 градусов, посадочное – 50…60.

2. Особенности пилотирования с закрылками

Отрыв при взлёте с травы с закрылками происходит заметно раньше, чем без закрылков. Скорость отрыва получается меньше, колёса при разбеге быстрее разгружаются подъёмной силой и разгон становится более энергичным. Длина разбега по короткой траве получается метра 3…4.

Несмотря на уменьшение площади элеронов, эффективность остаётся практически неизменной. Сказывается увеличенный угол отклонения и большое плечо новых элеронов.

При выпуске закрылков появляется дополнительный продольный момент, в данном случае он кабрирующий вследствие изменения скоса на оперении. Момент парируется отклонением руля высоты от себя на 3 (взлётные закрылки) и 8 (посадочные закрылки) градусов. Выпуск закрылков должен быть сблокирован с переставкой нейтрали руля высоты. Отклонение закрылков в посадочное положение заметно тормозит модель, поэтому обороты двигателя на глиссаде должны быть чуть выше, чем в гладкой конфигурации. За счёт того, что выпуск закрылков увеличивает (по модулю) угол атаки при нулевой подъёмной силе, горизонтальный полёт происходит при заметном отрицательном угле тангажа. При удерживании поступательной скорости чуть-чуть выше скорости сваливания и заходе на посадку против ветра угол наклона траектории на глиссаде можно довести градусов до 30…40, то есть загнать модель практически в парашютирование. Руль высоты при этом до упора отклонён на кабрирование, скорость снижения регулируется оборотами двигателя. После посадки на траву пробег составляет 2…3 метра.

2. Конструктивные особенности.

calmato2.zip - чертёж DWG в ZIP.

Конструктивно закрылки и элероны состоят из передней кромки, задней кромки и нервюр. Заготовки передней кромки – 10х13 мм, задней – 10х5 мм, нервюры – клиновидные, толщиной 2…2,5 мм. Удобнее всего вывести на печать чертёж в натуральную величину, и на плоском стапеле сразу собрать секцию закрылка и элерона, не разрезая её. Места установки шарниров и кабанчиков усиливаются дополнительными блоками бальзы, приклеиваемыми к передней кромке между нервюрами. После сборки панели шлифуются на клин, толщина передней кромки должна быть равна толщине задней кромки крыла (12…13 мм), задняя – около 3 мм. Носик элерона профилируется «домиком», носик закрылка можно не профилировать (после пробной установки шарниров нужно по месту подшлифовать нижнюю часть передней кромки для обеспечения угла отклонения в 50…60 градусов.

Шарниры закрылков следует располагать по возможности ближе к нижней поверхности крыла – меньше будет подрезка передней кромки закрылка. Шарниры элеронов располагаются посередине высоты задней кромки. На каждый элерон устанавливаются по три плоских шарнира-петли, на элерон – по 2. Щель между задней кромкой крыла и передними кромками элеронов и закрылков должна быть 1.5…2 мм, не больше. Закрылки и элероны обтягиваются. На смоле заклеиваются шарниры – сначала в заднюю кромку крыла, затем – переднюю кромку поверхности управления.

Сервомашинки в данном варианте установлены в «стоячем» положении. В концевой части крыла прорезаны отверстия облегчения, в одно из этих отверстий на смоле вклеена бальзовая рамка-каркас с посадочным местом под машинку. Под «закрылочные» машинки в крыле выбраны колодцы (по глубине – практически до верхней обшивки). По контуру колодцев приклеены рамки их 2-мм фанеры, в местах, где вкручиваются шурупы крепления машинок приклеены фанерные усилители толщиной 2 мм. Провода от машинок проложены через каналы, прожжённые в пенопластовых сердечниках при изготовлении крыла, и выходят в плоскости симметрии крыла в штатный колодец для установки элеронной машинки.

По-хорошему закрылки должны доходить до стенки фюзеляжа и ходить вдоль неё с небольшой щелью (2…3 мм). Это дополнительно увеличит эффективность закрылков. Для этого нужно обрезать по длине бобышки, которые приклеиваются к задней кромке крыла и сквозь которые винтами крыло прикручивается к фюзеляжу. Однако эти бобышки играют роль элемента с запрограммированным разрушением– при нормальной эксплуатации прочность клеевого стыка задней кромки крыла и бобышек достаточна для передачи нагрузок от крыла на фюзеляж, а при ударе они отламываются по этому стыку. Также при ударе отламываются штырьки, держащие крыло за переднюю кромку, и крыло остаётся целым даже при полностью разрушенном фюзеляже. Если обрезать эти бобышки, то уменьшится площадь клеевого шва, и они могут отвалиться и при эксплуатационных нагрузках, поэтому их в этом случае нужно усилить – например, проклейкой шва между крылом и бобышками полоской стеклоткани по верхней и нижней поверхности. Торсионные рычаги, приводящие во вращение элероны в штатной конфигурации, устанавливаются перед приклейкой бобышек, поэтому извлечь их тоже не удастся. Их можно либо оставить, либо аккуратно отрезать маленьким абразивным кругом и вытащить.

При регулировке длины тяг закрылков нужно постараться максимально точно и одинаково выставить нейтральное положение при убранных закрылках – при таком размахе и площади закрылков даже небольшие ножницы в их установки приведут к большим моментам крена, на парирование которых уйдёт значительная часть расхода ручки.

Для того, чтобы не создавать излишнюю ударную перегрузку (за время выпуска закрылков Су возрастает в полтора раза) закрылки лучше выпускать медленно, используя сервозамедлитель или настройки передатчика.

3. Достоинства и недостатки
Достоинства варианта с посадочной механизацией.

  • уменьшается скорость отрыва, сокращается взлётная дистанция, особенно при взлёте с травы.
  • увеличивается крутизна глиссады при заходе на посадку, появляется возможность торможения изменением оборотов.
    -за счёт увеличения площади уменьшается нагрузка на крыло
    -конструкция элеронов получается гораздо более разумной и адекватной, с меньшим трением, большими углами отклонения и большей эффективностью.

Недостатки варианта с посадочной механизацией.
Вместо одной требуются четыре рулевые машинки (по две попарно одинаковые). Возможно потребуется более ёмкий бортовой аккумулятор.
Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.
Усложняется техника пилотирования – при взлёте и заходе на посадку нужно не забывать выпускать/убирать закрылки. При уходе на второй круг закрылки нужно убирать или переводить во взлётное положение. Полёт на малых скоростях вблизи земли требует очень внимательного контроля за скоростью. Небольшие возмущения и порывы ветра, которые при большей скорости полёта не приводят к заметным возмущениям угла атаки и скольжения, при таких малых скоростях могут легко забросить модель на критические режимы.

4. Краткое резюме
Если вы – начинающий пилот, то закрылки на Calmato вам совсем не нужны. Всё, что требуется от хорошего тренера и даже больше того, Calmato умеет сразу из коробки, закрылки на начальном этапе будут только путать и мешать.
Если вы - авиамоделист, имеющий некоторый опыт полётов (путь даже только на Calmato), и хотите посмотреть, как влияют закрылки на лётные характеристики, потренироваться в посадках на ограниченную площадку или просто попробовать закрылки перед переходом на большую и тяжёлую модель – это очень нужная и полезная штука.

Stan

Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.

Это где ж такую аппу достать? 😃

З.Ы. Спасибо, отличная статья!

Александр_Иванов

1. Проектные оценки
2. Особенности пилотирования с закрылками
2. Конструктивные особенности.
[4. Краткое резюме

браво!

mrjet
Stan:

Это где ж такую аппу достать? 😃

У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

mrjet
mrjet:

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

Прошу прощения, коллеги, погорячился насчёт двухпозиционного тумблера и Optic - положения закрылков-то три. Так что либо делать только два положения закрылков - “убрано” и “посадочные”, либо выводить закрылки на боковой слайдер, и промежуточное положение - “взлётные” - ставить перед полётом на глаз или по меточке на фюзеляже.

9 days later
Stan
mrjet:

У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

А на Futaba 7CA можно реализовать? 😃

Stan
fugitive:

А чего б крыльям не жить? Там же пенопласта тонна… так что ставим 2 сервы - если что, крыло на другой тренер! 😒

??? В крыле калмато пенопласт? У меня его нет, Calmato Trainer Red.