восстановление тренера avistar

MAZZUR

Доброго времени суток, уважаемые форумчане!

На днях у самолета в небе сложились крылья пополам и он упал.
Помогите восстановить самолет! Буду рад любому дельному совету опытных летчиков! Опыта в восстановлении не имею совсем.

Буду делать по шагам и выкладывать фотоотчет. Надеюсь в этом сезоне еще подняться в небо ))

Подскажите пошагово что и как делать?

MANS

Я после краша Кальмато высокоплана восстановил его в виде низкоплана (версия Кальмато спорт). Но у меня полфюза надо было восстанавливать, поэтому такое решение было принять проще 😉
Высокоплан скучно, низкоплан интереснее.

На 5,6 фото не видно металлической пластины-вставки, соединяющей обе консоли. У меня такая была, крыло ломалось где угодно, но только не пополам.

Мотор разобрать и промыть.

Искандер

Повреждения ерунда, недавно в офисе восстановили похожий тренер с подобными повреждениями (правда у нас крыло не складывалось, просто коллега зарулился в землю). На весь ремонт потратили 3 вечера.

Пошагово как мы делали:
Крыло:
 1) Снимаешь пленку во всех поврежденных местах2) Левая консоль выглядит более целой, с нее просто для начала срезаешь все, чтобы осталась просто гладкая нервюра на торце - ее будешь использовать как шаблон.
3) Срисовываешь шаблон нервюры, по нему тебе надо будет выпилить столько нервюр, сколько сломалось, и их аккуратно заменить. Мы резали в крыло нервюры из бальзы 3мм, между крыльями по центру 2 нервюры - из фанеры.
4) Чтобы крыло не складывалось больше - необходимо сделать мощный лонжерон. На фото видно, что его почему-то сломало. Надо его аккуратно вырезать, и вклеить на его место новый.
Там мощная такая планка, которая вклеивается между рейками-лонжеронами крыла.
5) Потом бальзой единичкой крыло зашивается, сверху обтягивается пленкой.
По крылу работы на 2-3 часа навскидку, главное нарезать нервюры аккуратно и потом разобраться, где в них делать отверстия - на внутренних должны быть вырезы сверху и снизу под лонжерон, а на тех, что в центре - здоровое отверствие, в которое вставляется соединяющая планка.

Фюзеляж
 С фюзеляжем веселее, мы делали просто. Правда у нас вообще обшивка спереди не сохранилась.
Мы отрезали все до начала кабины. Вынули аккуратно мотошпангоут, и с него срисовали по размеру 2 шпангоута - один который посередине бака, и второй за баком.
Которой за баком - большей высоты.
Потом мы в этих шпангоутах вырезали аккуратные выемки, и собрали без обшивки на стрингерах (сделали 4 стрингера из фанеры шириной 1,5 сантиметра)
Стрингеры внутри фюзеляжа приклеили к целым боковинам кабины, так далеко насколько смогли.
После этого на стрингеры просто снаружи посадили обшивку.
Для крепежа крыла использовали рейку 10мм, купили в строительном магазине. Чтобы ее прочно крепить, приклеили к стрингерам длинные плашки с отвертстием наверху., потом вклеили рейку.
Сверху обшили все бальзой, обтянули пленкой.

Собирали все на ПВА (титан) и на эподскидку.

Вчера облетали, после ремонта летает нормально 😃

MAZZUR
MANS:

На 5,6 фото не видно металлической пластины-вставки, соединяющей обе консоли. У меня такая была, крыло ломалось где угодно, но только не пополам.

Никогда ее там не было (( Была деревянная пластиночка вставлена, примерно сантиметров 10 в длину.

MAZZUR

  1. Чем вырезать нервюру из фанеры? Как делать внутренние отверстия?
  2. К чему клеить новую нервюру из фанеры? (Вокруг одни обрывы)
  3. Как достать обломанную деревянную пластину, соединяющую две консоли? Или как по-другому надежно соединить две консоли крыла?
  4. Можно ли обойтись без глобальной разборки, обшивки бальзой и перетяжки пленкой?
Губанов_Игорь

Искандер постом выше все толково написал. С крылом и правда часа на 2-3 работы, не больше

MAZZUR
Губанов_Игорь:

Искандер постом выше все толково написал. С крылом и правда часа на 2-3 работы, не больше

Это в случае если есть достаточно опыта и материалов для реконструкции…
Я же занимаюсь этим впервые. Был бы очень рад, если бы увидел в живую как это делается.

Искандер

Из фанеры нервюру вырезать лобзиком обычным, можно электролобзиком если он есть и есть навыки работы с ним.
Внутренние отверстия - сначала просверливаете дрелью дырочку, в нее продеваете пилку лобзика, и пилите внутри.
На правой консоли сохранился нижний лонжерон (такая рейка примерно 5*5 которая идет вдоль всего крыла) - вот к нему и клеются нервюры. И верхний подобный лонжерон надо будет восстановить (просто внахлест приклеить к тому месту, на котором заканчивается сломанный, и усилить вертикальными “стенками”).
Также между этими лонжеронами будет вставляться та сама “деревянная пластиночка”, которая держит половины крыла между собой.

Внутренние нервюры клеются к лонжерону так, что лонжерон проходит как бы “сквозь” них через специальные выемки - там внутри крыла видно как это сделано.

На торец надо приклеить нервюру, в которой будет дырка только под “пластиночку”, соответственно она будет клеиться к торцу лонжеронов, к носику крыла, и к задней части, через которую тяги проходят - там как бы “пяточка” такая должна быть. С левой половины консоли вам всё равно эту нервюру снимать, чтобы вынуть обломки пластины деревянной, заодно посмотрите как там что к чему клеится.

Без полного разбора можно, и нужно обойтись. Снимать пленку и бальзовую обшивку надо только в поврежденных местах (на правой консоли где-то до третьей нервюры как я вижу, на левой похоже вообще только с торца нервюру снять аккуратно, ну и на законцовках сломанных снять придется чтобы их восстановить.

Я такой же новичек, в этом году построил свой первый самостоятельный самолет, до этого тоже на покупном тренере летал.

Если есть желание и целеустремленность, ничего сложного в этом ремонте не будет.
Материал весь можно купить в ближайшем модельном магазине, благо Москва не казань, это у нас только 1 магазин и выбор материалов не слишком широкий, у вас там с материалами нет никаких проблем, тем более что тут нужно только пленку, пару листов бальзы тройки, пару листов единички и фанеру в строительном магазине купить вместе с лобзиком и клеем.

dima_4111

Промой мотор и заведи. Как- бы там чего?

nickoass

Модели такой конструкции очень просты в ремонте ввиду небольшого количества деталей. У меня в парке моделей имеется Jumper 25. Бил я его несколько раз и с успехом восстанавливал. В ход пускаю бальзу и фруктовую фанерку.
Глаза боятся, а руки делают.

MAZZUR
dima_4111:

Промой мотор и заведи. Как- бы там чего?

На выходных обязательно проверю.
Обязательно полностью разбирать мотор для промывки?
Чем лучше промывать мотор? Карбюраторная промывка пойдет?
Чем лучше смазывать?

Процесс идет!

Склеил лонжероны обоих консолей крыла. на пластиночку из фанеры 8мм (чтоб наверняка). Потом еще проклею с другой стороны от лонжерона, а так же переднюю и заднюю направляющую нервюр.
Клею на концентрированный ПВА, Лью не жалею. Надеюсь будет надежно. (По крайней мере шкафы и табуреты на этом ПВА держаться вечно)

Нервюры из фанеры буду вклеивать прямо внутрь всей этой конструкции.
Есть мысль вклеить две нервюры на расстоянии друг от друга, чтоб потом между ними поместился сервоприрод и к ним же будет удобнее потом бальзу клеить.

Пока не представляю как клеить бальзу встык, да еще так, чтоб точно везде попасть и чтоб стык не гулял между собой?

Искандер

Чтобы клеить бальзу встык надо ее обрезать так же встык 😃 чтобы ровно стыковалось.

Нервюры все таки лучше вклеить по центру вместе, а серву крепить в выемку в них.

Пва лучше сильнее прессовать, я бы купил специальные более мощные зажимы или струбцины, как показывает практика прищепки не всегда дают требуемый нажим, а если между склеиваемыми деталями образуется слой засохшего Пва это очень сказывается на прочности шва

Или если имеется в виду как клеить обшивку бальзы, то её просто поверх нервюры клеить, а стык приклеивать на циакрин, будет держать хорошо + сверху пленка

MAZZUR
Искандер:

Нервюры все таки лучше вклеить по центру вместе, а серву крепить в выемку в них.

Почему именно так? Неужели так будет надежнее?

Искандер

Каждая нервюра является “концом” своей половины крыла, и когда они между собой склеиваются - это дополнительная прочность, чтобы крыло больше не складывалось пополам.

Если же их сделать на расстоянии, то от складывания пополам крыло будет удерживать только узкий клеевой шов между лонжеронами и планка.

В этой ситуации прочность не будет лишней, с учетом что крыло один раз уже складывалось. Если бы крыло было с цельным лонжероном на всю длину, можно было бы делать нервюры на расстоянии.

Как вариант, сейчас можно сделать одну цельную нервюру посередине, из той же фанеры восьмерки, с облегчением, но чтобы она “захватила” собой обе половины лонжерона, передней кромки и задней, то есть дополнительно держала половины крыла между собой

MAZZUR

Еще есть небольшая дырка в бальзе на правой консоли. Если ее оставить и просто затянуть пленкой, нормально будет?

Искандер

Если пострадала только обшивка, то можно просто пленкой затянуть или даже скотчем подклеить, ничего страшного не будет

MAZZUR

Движок промыл, почистил, смазал…

Работает, все в порядке! ))

А вот так обстоят дела с фюзеляжем ))

Раньше центровка не совпадала, на хвост приматывал большой шестигранник, чтоб уравновесить.
По этому бак было решено сдвинуть чуть назад.

nickoass

Алексей, трубки с бака и с глушителя нужно делать как можно короче. Иначе ждите сюрпризов от мотора.

MAZZUR
nickoass:

Алексей, трубки с бака и с глушителя нужно делать как можно короче. Иначе ждите сюрпризов от мотора.

Обязательно сделаю короче… Спасибо за совет.
Просто жалко было резать длинную трубку, вот на глушитель ее и поставил.

Andry_M
MAZZUR:

Склеил лонжероны обоих консолей крыла. на пластиночку из фанеры 8мм (чтоб наверняка). Потом еще проклею с другой стороны от лонжерона, а так же переднюю и заднюю направляющую нервюр.

На память… там соединительная фанера была толщиной 8-10мм, длиной наверное 150-200мм Потому то без нее крыло и сложилось…

Бак там ставился ближе. Почти вплотную к мотору…