Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 33 из 33

Изготовление печатных плат с помощью фоторезиста (видеоуроки)

Тема раздела Самодельная электроника, компьютерные программы в категории Общие вопросы; Ну что ж, предлагаю выкладывать сюда свои технологии, желательно видео. Вот как я это делаю...

  1. #1

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650

    Изготовление печатных плат с помощью фоторезиста (видеоуроки)

    Ну что ж, предлагаю выкладывать сюда свои технологии, желательно видео. Вот как я это делаю

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    17.06.2009
    Адрес
    Тула
    Возраст
    34
    Сообщений
    722
    Александр, я тоже при изготовлении своих плат использую фоторезист. Вот только моя технология немножко отличается от Вашей. Первое отличие - фоторезист я наношу при помощи ламинатора. Второе отличие - я не использую стекло, так как стекло не пропускает ультрафиолет. И видимо поэтому Вы засвечиваете 3-5 минут, а мне достаточно 30-45 секунд. Лампу Вы ипользуете из "чёрного стекла", у меня такая же только ввиде трубки. Третье - Как долго Вы смываете незасвеченый фоторезист пищевой содой, видимо долго. Я использую Каустическую соду, и гораздо меньшее количество чем насыпали Вы, и смываю кисточкой приблизительно за 1-1,5 минуты. Ещё мне не понятно почему Вы сняли защитную плёнку после засветки, а не перед тем как наклеили шаблон, ведь внесение зазора между шаблоном и слоем фоторезиста внесёт погрешность, так сказать "подтраву", ну дорожки будут тольще чем на шаблоне.

  4. #3

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    Хмм, на счет стекла я как то и не подумал...

    Ламинатора у меня нет, поэтому использую пальцы и иногда валик.

    По поводу смывания, я и вправду бахнул многовато. Смывание занимает не более 2 - 2.5 минут.

    По поводу пленочки, боялся повредить фоторезист, толщина пленки мизерная, поэтому искажения минимальные и не заметные для глаза, можно пренебречь. И дорожки у меня почемуто получаются наоборот всегда тоньше чем на шаблоне

  5. #4

    Регистрация
    17.06.2009
    Адрес
    Тула
    Возраст
    34
    Сообщений
    722
    Цитата Сообщение от sashok17 Посмотреть сообщение
    И дорожки у меня почемуто получаются наоборот всегда тоньше чем на шаблоне
    Потому что не досвечиваете, а не досвечиваете потому что через стекло светите.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    Возможно, но мне даже так больше нравится, когда они тоньше. В следующий раз попробую сквозь орг стекло

  8. #6

    Регистрация
    15.05.2005
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    52
    Сообщений
    167
    Приглаживать - по-моему, технологичнее все-таки утюгом, чем феном и пальцами. Утюг - на небольшой мощности ( одно деление, ну или подобрать для конкретного утюга ), и проглаживать через 1 лист бумаги для принтера. Заодно и мелкие пузырьки придавит, если образовались.
    Засвечивать - м.б. удобно в коробке от CD-диска, только под плату что-нибудь подложить, чтобы ровнее к крышке прижималось.
    Смывать фоторезист после травления - ваткой с ацетоном, только ацетона много надо ( ватку несколько раз смачивать, и тереть по одному месту около минуты приходится ). Оно растворяет, хотя и очень медленно - примерно как какую-нибудь пластмассу. Но это лучше, чем снимать механически, с риском повредить дорожки.
    И не повторяйте моих ошибок - если плату перед травлением сильно сушить ( или просто надолго оставить, если времени травить нет - например, куда-то уходить надо ), пересушенный фоторезист может местами отстать от платы и колечками свернуться.

  9. #7

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Я наношу фоторезист ламинатором - получается очень ровно, крепко, равномерно и без пузырей. Перед накаткой резиста мою плату посудной губкой с пемолюксом (и обезжиривание и мелкая абразивная зачистка).
    Засвечиваю на специальном девайсе Сделал его из старого сканера, купленного на барахолке за 200 руб. Внутрь поместил 4 трубки черных ламп, сделал таймер... Плату с шаблоном кладу на стекло сканера шаблоном вниз, придавливаю крышкой, нажимаю кнопку таймера
    Проявляю резист каустической содой, помогая мягкой кисточкой или губкой. После проявления лучше плату не сушить, промыть в воде и сразу в травление.
    Травлю, кстати, не хлорным железом, а персульфатом аммония (аммоний надсернокислый). Быстро, раствор абсолютно позрачный, не оставляет пятен при попадании на одежду/руки/столы.
    Для травления сделал вертикальную ванночку из стекла - пошел к стакольщику, он мне нарезал нужные куски стекла и зашкурил края, потом склеил аквариумным силиконом. Для ускорения и равномерности травления использую самый дешевый аквариумный компрессор - пузырьки воздуха постоянно перемешивают состав в емкости.
    После травления смываю остатки фоторезиста едким натром. Оставить в нем плату на 3-5 минут и весь фоторезист отлипает от платы.

    По поводу лавсановой пленочки - ее даже по рекомендации производителя резиста снимать нужно перед самой проявкой, уже после засветки. Толщина пленки такая мизерная, что на толщину дорожек никакого заметного влияния не оказывает А вот сам фоторезист при контакте с кислородом воздуха начинает активно деградировать.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    Я удаляю фоторезист обычным 647 растворителем. Намачиваю тряпочку, кладу сверху на пол минуты. За это время фоторезист успевает сморщится, а затем просто потер немного, и все, фоторезиста нет. Вес процесс занимает где то 2 минуты.

  12. #9

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от sashok17 Посмотреть сообщение
    Я удаляю фоторезист обычным 647 растворителем
    Я тоже так делал, пока не попробовал едким натром. Понял, что удобнее натром и теперь пользуюсь им

    Кстати, по поводу стекла или оргстекла - советую не париться. Обычное оргстекло пропускает ультрафиолет не намного лучше обычного стекла
    На толщину дорожек больше влияет сам источник ультрафиолета - чем перпендикулятрее его лучи ко всей площади платы, тем болиже к оригиналу получаются дорожки. То есть, в идеале, источник ультрафиолета нужно относить от платы достаточно далеко. Или предпринимать меры к тому, что бы не было боковой засветки ближе к краям платы. Хотя все это мелочи, если не изготавливать платы с толщиной дорожек меньше 0.25 мм

  13. #10

    Регистрация
    10.09.2008
    Адрес
    Самара,Россия
    Возраст
    58
    Сообщений
    1,255
    Цитата Сообщение от AndyBig Посмотреть сообщение
    Кстати, по поводу стекла или оргстекла - советую не париться. Обычное оргстекло пропускает ультрафиолет не намного лучше обычного стекла
    Это точно,я по всякому пробовал,остановился на пакете с ZIP застёжкой,в него вклеена трубочка ,которая идет к вакуумному насосу-насос сначала был переделанный от аквариумной помпы ,сейчас от паяльной станции,в пакет закладываются -текстолит с ламинированным фоторезистом и негатив,застёжка застегивается ,включается насос,приглаживая рукой удаляем воздушные пузыри ,затем экспонируем под УФ лампой 26 вт ,чем этот способ выгодно отличается от стекла и пластмасс-это очень тонкий слой конверта ,полное отсутствие дефектов экспонирования от фрагментов на стекле, и автоматический прижим по плоскости независимо от ровности текстолита

  14. #11

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Вопрос по теме - а кто какой фоторезист использует?
    Я пользуюсь Реперовским, но слышал, что какой-то фоторезист с ebay дает гораздо более лучшие и стабильные результаты.

  15. #12

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    А я даже и не знаю какой у меня фирмы....

  16. #13

    Регистрация
    10.09.2008
    Адрес
    Самара,Россия
    Возраст
    58
    Сообщений
    1,255
    Цитата Сообщение от AndyBig Посмотреть сообщение
    Я пользуюсь Реперовским
    Это с Нижнего Новгорода который? Тогда у меня тоже такой,сохнет зараза если нарезанные лоскуты долго лежат,поэтому режу с рулона только непосредственно перед накатыванием.

  17. #14

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от NRS63 Посмотреть сообщение
    Это с Нижнего Новгорода который?
    Ага... У меня он пока не лежал сильно долго, так что насчет высыхания не знаю... Вообще рекомендуют хранить его в плотном пакете

  18. #15
    jan
    jan вне форума

    Регистрация
    13.01.2001
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    403
    А я себе прикупил фоторезист ALPHA. По сравнению с нашим... Да чего там сравнивать... Если попадется, срочно покупать!

  19. #16

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от jan Посмотреть сообщение
    А я себе прикупил фоторезист ALPHA
    А где, если не секрет?

  20. #17
    jan
    jan вне форума

    Регистрация
    13.01.2001
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    403
    Цитата Сообщение от AndyBig Посмотреть сообщение
    А где, если не секрет?
    Не секрет, на сайте Радиокот в барахолке, там по 10 м распродавали, но сейчас кончился.

  21. #18

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Спасибо.

  22. #19

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    Щас попробовал без стекла, и плюс снял верхний слой пленки с фоторезиста, так как он липкий, и к нему шаблон отличноо прилепает без придавливания. Время засветкуи сократилось до 2 с половиной минут=)

  23. #20
    jan
    jan вне форума

    Регистрация
    13.01.2001
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    403
    Цитата Сообщение от sashok17 Посмотреть сообщение
    Щас попробовал без стекла, и плюс снял верхний слой пленки с фоторезиста, так как он липкий, и к нему шаблон отличноо прилепает без придавливания. Время засветкуи сократилось до 2 с половиной минут=)
    А куда торопиться. Я через стекло засвечиваю 4 минуты. Шаблон пробовал клеить, только после этого его выбросить придется.

  24. #21

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    ТОропиться есть куда, так как у меня стал конючить принтер, и тонер получился полупрозрачным, прэтому время засветки должно быть в моем случае минимальным. Раньше я печатал в два слоя, но так как принтер стал конючить пришлось печатать в один, и когда я только начинал пользоваться фоторезистом, то печатал в один слой, засвечивал через стекло... и у меня лишние области засвтеились. А без стекла хоть и с полупрозрачным тоннером все получилось

  25. #22

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    А я просто еду в минитипографию, где мне делают шаблон на фотоплоттере. Контрастность и разрешение - любым принтерам только мечтать о таких, абсолютная непрозрачность на любой площади заливки и линии 0.05 мм - без единого изъяна Стоит 100 руб за 20х50 см.

  26. #23

    Регистрация
    17.06.2009
    Адрес
    Тула
    Возраст
    34
    Сообщений
    722
    Цитата Сообщение от AndyBig Посмотреть сообщение
    А я просто еду в минитипографию, где мне делают шаблон на фотоплоттере. Контрастность и разрешение - любым принтерам только мечтать о таких, абсолютная непрозрачность на любой площади заливки и линии 0.05 мм - без единого изъяна Стоит 100 руб за 20х50 см.
    Ну это я уже считаю излишки!!! Отваливать деньги ещё и за шаблон! Не бюджетненько выходит

  27. #24

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Ну смотря за что Если я в детали вкладываю рублей 400-500, то отдать еще 100 за качественный шаблон - считаю не дорого. Я же не штампую каждую неделю по две новые платы А отдать в два-три месяца 100 руб - ерунда. Зато не парюсь с пересветкой или нежностью шаблона - фотоэмульсию с него можно только специально ножом содрать, грубое обращение не страшно и можно мыть
    Конечно, если делать платку с одной микросхемой и двумя разъемами... Так мне проще и быстрее спец.маркером нарисовать дорожки и вытравить

  28. #25

    Регистрация
    13.05.2009
    Адрес
    Королёв
    Возраст
    64
    Сообщений
    1,594
    Изготовление PCB
    Так, на всякий случай.

  29. #26
    jan
    jan вне форума

    Регистрация
    13.01.2001
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    403
    Цитата Сообщение от sashok17 Посмотреть сообщение
    тонер получился полупрозрачным
    У меня принтер нормальный, но шаблон тоже полупрозрачный. Это нормально. Просто я повышаю плотность Density toner. Одного баллончика хватает очень надолго, а шаблон получается совершенно непрозрачным!

  30. #27

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    я понимаю, но дело в том, что первые 3 см темные, ниже 3 см светлее, ниже еще светлее, вот в чем принтер конючит....

  31. #28
    jan
    jan вне форума

    Регистрация
    13.01.2001
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    403
    Тогда надо менять тонер. Другого способа нет! Но без Density toner все равно не обойтись.

  32. #29

    Регистрация
    17.06.2009
    Адрес
    Тула
    Возраст
    34
    Сообщений
    722
    По поводу печати шаблонов. Когда принтер печатает относительно не большие дорожки, они получаются не прозрачными, но как толькопоявляются большие полигоны, то вот на них то и проявляется прозрачность. Этого можно избежать печатая полигоны не сплошными, а сетчатыми. На мой взгляд этим мы убиваем сразу двух зайцев: Избавляемся от прозрачности шаблона и Улучшаем эстетический вид платы (сугубо моё личное мнение, а там кому как нравится).

  33. #30

    Регистрация
    29.06.2008
    Адрес
    Россия, Cимферополь
    Возраст
    28
    Сообщений
    6,650
    неплохая идея! но большая часть все равно печатается ж в негативе...

    Тоннер мы заправляли! И 50 страниц не прошло еще, не могу сказать когда это началось, после заправки и при заправке...=(

  34. #31
    Учит правила
    Регистрация
    15.05.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    1,672
    Много читал (здесь, здесь и еще много где).
    Обратите внимание на ответ технолога (во второй ссылке он находится на странице 37; а взят - из первой ссылки)

    Свою технологию расписывать не буду, ибо не вижу смысла (хотя после травления медяшки получаю на плате "дорожки", созданные забитыми соплами струйного принтера, шириной в одну дюзу).
    Но, поскольку я родом из Страны Советов, то:

    Совет №1: можно придумывать любые "наколенные" технологии (лепить фоторезист на слезы девственницы, греть плату над углями сандалового дерева и т.п.), но наилучшие результаты даст технология, рекомендованная изготовителем. На сколько вы к ней приблизитесь - на столько хорошо и получится. У разных изготовителей разные технологии. Поэтому прежде чем смотреть что делает некто, посмотрите с чем именно он это делает.

    Совет №2: Когда кто-то пишет "я свечу", смотрите на "чем свечу, с какого расстояния свечу, через что свечу". И "чем печаталась маска". Особенно если это струйный принтер - он может черный цвет налить из черного картриджа, а может намешать из цветного. Свойства пропускания УФ у этой "черноты" будут разными.

    Совет №3: Если не занимаетесь изготовлением печатных плат хотя бы раз в неделю, ведите "лабораторный журнал" своих действий. Потому как наилучший результат может появиться даже случайно, в результате ошибки. Хотя бы поймете как вы его достигли.

    Совет №4: Я сам долго мучился с фотоваликом, утюгом и проч. Потом купил ламинатор Sigma EL142 (стоимость ок.900 рублей на июль 2010г). Счастье есть!!! Не увидел бы сам - не поверил, что разница может быть столь значительной! настоятельно рекомендую...

    Совет №5: Пленка (и верхняя, и нижняя) замечательно отделяется от фоторезиста с помощью "ручки" из скотча. Налепить кусочек на уголок отделяемой пленки и потянуть за скотч.

    Для тех, кто пользуется резистом "ПНФ-ВЩ" - после экспонирования заготовку необходимо выдержать полчаса перед проявкой. Желательно при повышенной температуре. В это время завершаются хим.процессы в фоторезисте. Короче - читайте советы технолога, там есть все необходимое (и что пленку защитную до проявки снимать нельзя, и почему этого делать нельзя, и еще много всякого интересного).

    P.S. Затевать холивары на тему "я свечу NN секунд" - не вижу смысла. Светить надо столько, чтобы получить удовлетворяющий вас результат в ваших условиях.

  35. #32

    Регистрация
    26.01.2011
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    3,082
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от EagleB3 Посмотреть сообщение
    Потом купил ламинатор Sigma EL142 (стоимость ок.900 рублей на июль 2010г)
    Аналогично, только в 2009 году за 600 руб
    Согласен полностью со всем изложенным.

  36. #33

    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Moscow
    Возраст
    37
    Сообщений
    86
    Цитата Сообщение от EagleB3 Посмотреть сообщение
    Совет №4: Я сам долго мучился с фотоваликом, утюгом и проч. Потом купил ламинатор Sigma EL142 (стоимость ок.900 рублей на июль 2010г). Счастье есть!!! Не увидел бы сам - не поверил, что разница может быть столь значительной! настоятельно рекомендую...
    Подтверждаю двумя руками. Разница очень значительная.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Помогите с размерами патча на 5.8 ГГц
    от kedrikov в разделе Полеты по камере, телеметрия
    Ответов: 72
    Последнее сообщение: 31.12.2012, 00:16
  2. Простая плата с 3-pin servo connectors
    от retmas в разделе Самодельная электроника, компьютерные программы
    Ответов: 8
    Последнее сообщение: 19.03.2011, 02:07
  3. Продам Ванна - автомат для травления печатных плат (PCB)
    от Сергей Петрович в разделе Барахолка. Инструмент
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 19.12.2010, 13:34
  4. Изготовление PCB
    от bender в разделе Самодельная электроника, компьютерные программы
    Ответов: 161
    Последнее сообщение: 08.08.2010, 07:07
  5. Хочу купить Проксон
    от Antenboy_E в разделе Инструмент
    Ответов: 25
    Последнее сообщение: 22.03.2010, 14:09

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения