Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 35 из 35

Метровый Як-55 из 3мм потолочки

Тема раздела Паркфлаеры и «пенолеты» в категории Cамолёты - Электролеты; Итак, я уже рассказывал историю своей авиажизни в этой теме: http://forum.rcdesign.ru/f81/thread3...ml#post2453103 и вот хочу продолжить. С детства я мечтал стать ...

  1. #1

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364

    Метровый Як-55 из 3мм потолочки

    Итак, я уже рассказывал историю своей авиажизни в этой теме: Super Zoom 4D и вот хочу продолжить.

    С детства я мечтал стать авиаконструктором, но данная область была признана моими родителями не перспективной. Мама хотела, чтобы я шел на эконом, папа - на физ. фак. В итоге выбрал последнее. Это всё к чему, полетав на Зуме и более менее освоившись в воздухе, мне захотелось построить самолёт самому. При чём захотелось чтобы он именно был похож на самолёт и летал как самолёт.

    Изучив материалы форума, сначала решил построить Як-54 из этой темы: Як-54 1300мм из потолочки. Даже распечатал чертежи и попробовал склеить стабилизатор. Но потом подумал что для этой модели мне придется покупать новые мотор и регулятор, а пока хочется попробовать просто построить самолет самому и оценить, насколько это интересно, насколько хороший получается результат, сколько на это нужно времени. Ведь может для меня окажется проще покупать готовые комплекты?

    В общем еще немного почитав форум, я решил строить метровую модель Як-55. Почему Як-55? Внешне он мне больше нравится. На модель будет переставлено всё оборудование с моего Зума, за исключением машинок. Машинки приобретены HXS-900, в количестве 3-х штук. На элероны будет одна машинка, потому что реализовать флапероны на своей аппаратуре я всё равно не могу.

    Не найдя никаких моделей в 3Д, решил нарисовать сам. Вот что получилось: Як-55 метровая модель в SolidWorks

    Начал было детализировать крыло, рисовать нервюры и лонжероны, но понял что это ни к чему и обошёлся сечениями на чертежах. В проекте присутствуют оси всех управляемых поверхностей, сначала эти узлы тоже детализировал, но потом кое-что в проекте пришлось переделать и вставлять обратно оси элеронов с качалками уже не стал - слишком заморочно у меня получилось со связями. В общем в реальном проекте буду делать всё по месту.

    По началу рисовал всё под 4мм потолочку, которую и купил на пробу в количестве 4-х плиток. Когда же пришло время покупать опять, купил по ошибке 3-х миллиметровую. И та и другая весят одинаково - 30гр лист, 3-х миллиметровая легче гнется, зато не такая жесткая. В общем я расстроился, но решил раз 3мм, пусть будет 3. Да, с 3-х миллиметровой я намучился со сгибом, когда делал из нее пробный элерон. Плитка упорно не хотела гнуться по прямой линии, а всё старалась куда-то изломиться. Надрезы тоже ничего особо не дали. Помучавшись, я всё же склеил элерон. Но передняя кромка вышла корявая. Уже было расстроился и подумал, что придется всё-таки выкинуть эту никчемную 3-х мм плитку и купить 4-х мм, как вдруг на следующем листе обратил внимание, что по одному направлению он гнется легко, а по другому - нет. Если посмотреть на плитку вдоль - видны полосы, вдоль которых она и гнется. В общем после этого второй элерон получился уже ровный и красивый. В элероне только нервюры, продольная жёсткость обеспечивается обшивкой.

    Кроме отработки навыков работы с криволинейными поверхностями в солиде, моя цель так же отработка технологий, которые потом можно будет применять на больших самолетах. Так что некоторые решения применяются не смотря на больший вес и сложность. Все рулевые поверхности хочется сделать на настоящих петлях, зазоры минимизировать. Привод сделать не кабанчиками, а непосредственно на осях. Так привод элеронов будет вынесен стальной или углепластиковой осью внутрь фюзеляжа. Но это всё мысли. Пока не знаю, удастся ли так сделать. Потому что кое-что из задуманного уже пошло не так.

    С крылом моя конструкторская мысль сразу же полетела вперед. Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). Потом мысль пошла дальше - зачем обтягивать весь, если достаточно наклеить полоску сверху и снизу, а в продольном направлении жесткость крыла и так достаточная. В общем был вырезан лонжерон из потолочки и к нему приклеены нервюры. Чтобы было проще клеить, протыкал лонжерон насквозь зубочисткой и с двух сторон насаживал на нее половинки нервюры. Только потом прочитал и понял что проще было бы делать надрезы на нервюре и лонжероне и просто вставлять их друг в друга.

    Тут хочется отвлечься на процесс вырезания нервюр. Сначала по наивности я попробовал делать это ножницами - получилось отвратительно. Потом взял канцелярский/строительный нож со сменными лезвиями (ну которые отламываются, как его правильно назвать?) - мне тоже не понравилось. Сталь не очень качественная, быстро тупится, сложно обрабатывать скругления. После этого, порывшись в своём инструментальном ящике, нашёл старый скальпел. Это просто песня, скажу я вам. Режет потолочку вместе с наложенным на нее распечатанным чертежом как бумагу. Да, вначале я накалывал иголкой чертеж на потолочке, потом обводил и потом вырезал. Но с хорошим ножом я стал просто прикалывать чертеж сверху к потолочке и вырезать сразу по чертежу. Это, конечно, сильно ускорило процесс.

    Вернемся к крылу. После того, как лонжерон с нервюрами были собраны, я вырезал лонжероны из бальзы для передней и задней кромок и прикеил их. Вот тут то я и понял всю порочность моей идеи. Конструкцию повело. Центральный лонжерон из потолочки не мешал всей конструкции изгибаться как угодно. Ну чтож, я решил что клеить буду в стапеле. Для стапеля были вырезаны профили крыла в одинаковых по высоте кусках плиток в количестве равном количеству нервюр. Клеил все "Титаном", на центральный элерон уложил полоски стеклоткани, промазав их эпоксидкой. Стеклоткань оказалась отдельной историей. В условиях квартиры работать с ней очень сложно. При нарезании волокна разлетаются во все стороны и уборка занимает в 5 раз больше времени чем сама работа. Резал в перчатках.

    На этом этапе пока и остановился. Пока сделано крыло, один элерон (один надо переделать) Следующий этап - доработка крыла (радиус под переднюю кромку элерона) и элеронов, навеска элеронов.

    Фото выложу чуть позже.

    Выкладываю чертежи, по которым делал. Чертежи делались в процессе постройки модели, так что получились немного корявые. Кому-то может они пригодятся, но лучше построить заново, используя модель. В будущем постараюсь чертежи обновить.
    Вложения

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0001_e.jpg
Просмотров: 474
Размер:	43.1 Кб
ID:	479935
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0006_e.jpg
Просмотров: 691
Размер:	59.9 Кб
ID:	479938
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0010_e.jpg
Просмотров: 750
Размер:	52.5 Кб
ID:	479937
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0011_e.jpg
Просмотров: 383
Размер:	77.2 Кб
ID:	479939
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0012_e.jpg
Просмотров: 803
Размер:	65.7 Кб
ID:	479941
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0017_e.jpg
Просмотров: 424
Размер:	32.8 Кб
ID:	479942

  4. #3
    LUX
    LUX вне форума

    Регистрация
    17.11.2008
    Адрес
    Уральск, Казахстан
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,671
    "...Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). "
    Жесть!
    Почему бы не начать строить то, что уже разработано? Вы тут столько "велосипедов" напридумываете, что всех китайцев на них посадить можно будет! И грабель (граблей) на всх фермеров мира.
    По существу - Почему не сделали заднюю кромку крыла сплошной?

  5. #4

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    То что уже разработано - не интересно. Мне интересней процесс, чем результат.
    Про сплошную кромку, не совсем понял вопрос. В смысле, почему не делал крыло целиком и потом не вырезал элероны, или почему там дырка посередине?

  6.  
  7. #5
    LUX
    LUX вне форума

    Регистрация
    17.11.2008
    Адрес
    Уральск, Казахстан
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,671
    За основу надо брать тот ЯК, 1300, он неплохо сконструирован. А про кромку, надо было так сделать :
    Последний раз редактировалось LUX; 23.03.2011 в 15:02. Причина: забыл букву З написать

  8. #6

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Как я уже сказал, хотелось всё сделать самому. Все этапы. Повторять готовое не интересно. А вообще из темы про тот Як я многое почерпнул.
    Про кромку понял, да так было бы правильнее. Учту на будущее.

  9. #7
    LUX
    LUX вне форума

    Регистрация
    17.11.2008
    Адрес
    Уральск, Казахстан
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,671
    вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку.Дело не в том, что надо повторять готовое. Надо делать правильно. А правильные конструкции все как одна - похожи

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    25.08.2008
    Адрес
    Протвино
    Возраст
    52
    Сообщений
    7,549
    Записей в дневнике
    4
    Цитата Сообщение от LUX Посмотреть сообщение
    вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку...
    Смысл?
    Обшивка несущая, ей не дать смяться (чем занимается каркас) и она многое выдержит.

  12. #9
    LUX
    LUX вне форума

    Регистрация
    17.11.2008
    Адрес
    Уральск, Казахстан
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,671
    у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит...

  13. #10

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Сейчас крыло очень жесткое, так что вклеивать перемычку смысла нет (Сравниваю крыло с моим зумом. Продольная жесткость чуть меньше, а вот на скручивание оно жестче). Но она существенно бы упростила сборку, потому что каркас изначально лучше бы держал форму.

  14. #11

    Регистрация
    04.10.2004
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    38
    Сообщений
    2,871
    Цитата Сообщение от LUX Посмотреть сообщение
    у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит...
    Когда-то делал метровую игрушку. Обшивка - потолочка, распущенная пополам, лонжерон - потолочка. В воздухе сама себя не ломала до тех пор, пока при транспортировке вмятину в обшивке не сделали. Обшивка из 3-4мм потолочки выдержит многое. Для метрового размаха лонжерона из потолочки вполне достаточно. Можно еще "по полкам" нитку пустить, чтобы на разрыв работала. Ну и не перетяжелять! Все выдержит!

  15. #12

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Последнее мое сообщение исчезло, так что постараюсь восстановить его содержание.

    Постройка продвигается медленно, осложнённая различными техническими трудностями, а также необходимостью периодического ремонта моего Зума.

    Пока собрал только крыло.
    Процесс склейки элерона.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0019_e.jpg
Просмотров: 428
Размер:	121.9 Кб
ID:	484240

    Петли для навески элерона. Со стороны фюзеляжа вклеивается корневая нервюра из стеклотекстолита, в нее углепластикоый стержень 3мм диаметром, который вставляется в стержень от гелиевой ручки, вклеенный в крыло. Наверное, корневая нервюра вышла у меня слишком брутальной, но так спокойнее. Думаю, достаточно было бы сделать ее из бальзы.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0021_e.jpg
Просмотров: 303
Размер:	152.4 Кб
ID:	484241

    Крыло до навески элеронов и обтяжки
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0022_e.jpg
Просмотров: 157
Размер:	145.8 Кб
ID:	484242

    Голый элерон
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0025_e.jpg
Просмотров: 72
Размер:	138.0 Кб
ID:	484243

    Крыло после навески элеронов и обтяжки скотчем.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0027_e.jpg
Просмотров: 311
Размер:	98.6 Кб
ID:	484244

    После вклейки крыла в фюзеляж на углепластиковый стержень будет наклеен кабанчик.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0028_e.jpg
Просмотров: 203
Размер:	108.5 Кб
ID:	484245

    Петля элерона.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0029_e.jpg
Просмотров: 593
Размер:	58.0 Кб
ID:	484246

    Фюзеляж решил начать делать с капота. Чтобы подогнать по диаметру. Капот по баночно-бутылочной технологии. Пока один раз неудачно усадил 5-ти литровую бутылку - до нужного диаметра садиться не захотела. Купил 3-х литровую, с ней пока не пробовал.

  16. #13

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Наконец капот получился. Сначала пробовал мазать банку подсолнечным маслом, потом мылом, потом обматывать банку плёнкой для запекания. Всё без толку. После усаживания бутылки снять ее невозможно - только разрезать. Даже не знаю, как другим удаётся, может мне банка по форме не правильная попалась? Сужающаяся от дна к горлышку?
    В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0101.jpg
Просмотров: 101
Размер:	50.8 Кб
ID:	486052
    Это велосипедный нипель. Капот сошел с характерным хлопком Теперь можно делать фюзеляж.

  17. #14

    Регистрация
    25.01.2011
    Адрес
    Санкт-петербург
    Возраст
    34
    Сообщений
    318
    Цитата Сообщение от AlexGold Посмотреть сообщение
    В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
    А можно по-подробнее, пажалуйста!

  18. #15

    Регистрация
    27.10.2009
    Адрес
    Казань
    Возраст
    30
    Сообщений
    730
    Цитата Сообщение от aleeex Посмотреть сообщение
    А можно по-подробнее, пажалуйста!
    Воздухом под давлением разъединяет болванку и готовую деталь, воздух накачивается через крышку пластиковой бутылки, которая как раз и усаживалась на болванке, в крышку вставлен нипель.

    Поняно?

    п.с. на работе аналогичным образом извлекали литые детали из полужестких форм, только пользовались "воздушным пистолетом" (похож на пулевизатор) и компрессором.

  19. #16

    Регистрация
    06.08.2010
    Адрес
    Барнаул
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,001
    Цитата Сообщение от Тим-практик-теоретик Посмотреть сообщение
    Поняно?
    Не понятно.

    Тимур!
    Какого размера банка? Надо понимать, банка это форма (болван) для капота?

    Почему у Вас бутылка емкостью 5 литров не осела на банку? Банка слишком маленькая?

    Теперь самый не понятный для меня вопрос.
    Каким образом, Вы заталкивали банку в бутылку?

    Я представляю, что банка всетаки больше размером чем горлышко... Блин! Даже мысль продолжить не могу. Как то запутался.
    Давайте, колитесь.

    Вашу технологию уже приводят в пример на других форумах, а тут ни как понять не получается.
    "Абидно, панимаешь" - из х/ф "Кавказская пленница".

  20. #17

    Регистрация
    27.10.2009
    Адрес
    Казань
    Возраст
    30
    Сообщений
    730
    После усадки бутылки, при ее остывании, она сжимается на столько что очень сильно обхватывает банку (болванку), в итоге просто так стянуть "готовый" капот с болванки практически не возможно - слишком велика сжимающая сила и, как результат, трение. Вот для того что бы подрастянуть капот и снять его, через нипель загоняется воздух под большим давлением, выйти воздух может только растянув стенки капота и образовав зазор между стенками капота и болванкой.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg‎
Просмотров: 433
Размер:	21.1 Кб
ID:	491451  

  21. #18

    Регистрация
    06.08.2010
    Адрес
    Барнаул
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,001
    Спасибо, большое!
    Теперь со схемой все понял.
    Я, грешным делом подумал что с ума схожу.
    Большая банка... Маленькое горлышко бутылки... Фокусник Акопян... Тьфу-тьфу-тьфу...
    Честное слово, сначала не понял.
    Удачи Вам.
    А технология правда интересная.

  22. #19

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    По технологии уже на все ответили, а по размеру банки - диаметр капота выходит в районе 10см (сейчас точно не помню) - это 2-х литровая банка. До такого размера 5 литровая пластиковая бутылка у меня не усадилась.

    Стройка пока стоит по причине нехватки времени. Буду продолжать на майских праздниках.

  23. #20

    Регистрация
    01.12.2008
    Адрес
    Крым-Воронеж
    Возраст
    41
    Сообщений
    1,773
    Подскажите, выше (в первом посте ) выложенные чертежи в компасовском формате под какой компас? И еще, ИМХО, конечно, элерон неоправданно сложен. Достаточно верхней, нижней обшивки, а в районе лобика бросить просто полоску 10-15 мм шириной. А потом все это сухариком закруглить. Не примите в поучения, плз, просто я строю так.

  24. #21

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Чертежи в 11 компасе, SP1 (проверено, просто 11 без СП не открывает).
    Как делать элерон, подсмотрел в теме про 1.3 метровый Як-54, согласен, ваш способ проще. Приму к сведению.

  25. #22

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Стройка медленно продвигается.
    Повозившись с крылом, понял что не хватает технологического опыта работы с материалами. Да тут еще заинтересовался KFm профилями, захотелось построить под симметричный KFm самолет. Выбрал Слойку С. Построил, летаю.
    В процессе строительства понял, что работа с потолочкой - это чистое творчество, когда расквасил нос из-за отказа аппаратуры, новый нос резал без чертежей, строго на глаз. Переделал немного геометрию под свой мотор, который длиннее чем тот, на который расчитаны чертежи, да сместил мотор ближе к оси фюзеляжа. Так поведение самолет нравится больше.

    В общем после этого строительство Яка сразу пошло веселее. Главное что меньше стал заморачиваться на точное следование своим чертежам: где надо - подточим, где надо - подрежем. С такой подгонкой по месту дело идет быстрее и лучше. А +- пара миллиметров роли не играет.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0030.jpg
Просмотров: 310
Размер:	90.3 Кб
ID:	510019
    Нарезал нервюры, собрал на трубе, бальзовые рейки может и толстоваты, зато жестко. За весом сильно не гонюсь, хочу уложиться грамм в 600-700.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0035.jpg
Просмотров: 194
Размер:	78.1 Кб
ID:	510028
    Обшивку клеил сразу по всему периметру (кроме места стыка). Стягивал резинками, где надо поджимал грузом. С резинками немного перестарался - от них кое-где остались продавленные канавки. Надо было прокладывать бумагу или туже потолочку. Думаю что после обтяжки скотчем это будет не заметно.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0037.jpg
Просмотров: 356
Размер:	68.6 Кб
ID:	510029
    Дырку под крыло вырезал так: приложил фюзеляж к чертежу, примерно разметил где что, потом нашел точки на диаметре носовой части, перпендикулярные хвосту, от них - прямые линии до точек на хвосте, найденных согласно чертежу, проходящих через законцовку крыла. Потом приложил корневую нервюру и по ней вырезал. Вставил крыло, проверил перпендикулярность, подрезал еще кое-где и вклеил.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0034.jpg
Просмотров: 88
Размер:	93.6 Кб
ID:	510020
    Так как проект для меня больше экспериментальный, решил попробовать побольше поработать с бальзой. Вырезал из нее нервюры хвостового оперения.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0042.jpg
Просмотров: 167
Размер:	65.0 Кб
ID:	510021Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0043.jpg
Просмотров: 89
Размер:	84.7 Кб
ID:	510022
    Сделал таким образом стабилизатор и уже когда он был готов, понял что значительно проще было бы сделать его сразу вместе с рулем высоты а потом разрезать. Но уже поздно. Теперь еще руль высоты делать.

    При склейке очень удобно ислользовать скрепки для бумаги (то что на фото, как их правильно назвать?) Но они слишком мощные и мнут потолочку. Чтобы этого не происходило, можно ослабить их, надев на рычаги резинку.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0046.jpg
Просмотров: 441
Размер:	68.2 Кб
ID:	510023
    Отверстие под фонарь кабины пока примерное. Надо делать болванку, сам фонарь, и тогда уже подгонять его по месту.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0049.jpg
Просмотров: 183
Размер:	49.7 Кб
ID:	510024
    В РН снизу заложена нервюра их бальзы. Хочу вклеить в нее заднее колесо, чтобы не заморачиваться на поворотную стойку. Изначальный проект с петлями как на элеронах решил изменить. Во-первых с ними много мороки, а во-вторых, хотел попробовать технологию навески на майларовые петли. РН будет на двух больших петлях. Каждая половинка РВ - тоже на двух.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0051.jpg
Просмотров: 449
Размер:	54.9 Кб
ID:	510025
    Вот такая моторама. Не знаю, может тоже перебрал с усилением, а может наоборот надо сделать еще диагональные растяжки из углепластика.
    Последний раз редактировалось AlexGold; 06.06.2011 в 14:32.

  26. #23

    Регистрация
    27.10.2009
    Адрес
    Казань
    Возраст
    30
    Сообщений
    730
    А деревяшка у моторамы просто бальза? Если да, то хлипко очень, тем более с этой кучей отверстий в совершенно не правильных местах.

  27. #24

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Моторама из линейки. Сама по себе она очень жесткая, не смотря на отверстия.

  28. #25

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Честно говоря, мне было страшно опозорится. Это моя первая самостоятельная модель, что выйдет - никто не знает, критики много, вот я и решил для спокойной работы не выкладывать ничего до первого полета. Но обо всем по порядку.

    Шасси. Разрезал фюзеляж, приклеил площадку из линейки к бальзовым лонжеронам фюзеляжа. Стойку согнул из 2мм дюраля. В будущем надо будет сделать её сужающейся к колесам. Колеса купил сначала 35мм диаметром (других не было), но понял что с такими на нашей полосе даже взлететь не получится. Купил 60мм - великоваты, по пропорциям идеальны были бы 45, но таких нет в наличии, зато никакая трава с ямами не помеха.
    Ошибки совершил две: шасси слишком близко к ЦТ - велика вероятность опрокидывания, площадка, на которой установленны шасси оказалась слишком не серьезной.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0013.jpg
Просмотров: 191
Размер:	55.3 Кб
ID:	517811

    Сервы и привод рулевых поверхностей.
    Сначала сервы РН и РВ хотел поставить в хвост, ну что бы меньше возиться. Уже прорезал под них отверстия и тут решил проверить, а что же выходит с ЦТ. Оказалось, что с таким положением серв, никакое положение аккумулятора не позволяет получить ЦТ на 30% средней хорды. Значит сервы надо ставить внутрь, как в общем-то и планировал с самого начала. Дело это оказалось не таким уж и сложным. Прорезал примерно входные отверстия для тяг, дальше, покручивая тяги, проколол ими нервюры фюзеляжа и со второй попытки каждая пришла в нужное место внутри кабины. Лишние дырки в нервюрах на скорость не влияют.

    По креплению серв, поскольку вообще никак этот вопрос не продумывал изначально, не смог придумать ничего лучше, как просто приклеить их к элементам крыла, дополнительно усилив кусками потолочки, намотанными вокруг. После того как Титан как следует просох, оказалось что сервы держаться очень даже хорошо, а когда уже после облета пришлось снимать сервы элеронов, они отдирались с кусками потолочки и бальзы.

    Заднее колесо вклеено в РН на майларовой петле (подсмотрел идею здесь на форуме). Так же сделано у меня на Зуме - вроде конструкция прочная.

    От страшного переплетения проводов буду избавляться после окончательного устранения косяков, когда самолет будет летать нормально.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0015.jpg
Просмотров: 306
Размер:	58.7 Кб
ID:	517812
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0020.jpg
Просмотров: 404
Размер:	77.0 Кб
ID:	517813

    С центром тяжести возникли проблемы. Я перетяжелил хвост, заложив слишком много силовых элементов в оперение, в результате чего, правильного положения ЦТ можно было добиться только сдвинув аккумулятор вперед до самого мотора. Может быть в будущем это окажется и лишним, может быть идеально положение ЦТ более заднее, но для облета хотелось получить самолет скорее с более передней центровкой. Так что пришлось делать для аккумулятора удлинитель внутрь капота.

    Полетный вес получился 640г. Как и планировалось - между 600 и 700.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0019.jpg
Просмотров: 236
Размер:	58.0 Кб
ID:	517814

    Кабину для облета временно сделал из потолочки. Дома пилить фанеру для болвана кабины не хотелось, а на дачу можно съездить только на выходных. Облетать же самолет хотелось побыстрее.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0003.jpg
Просмотров: 49
Размер:	70.4 Кб
ID:	517815Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0004.jpg
Просмотров: 60
Размер:	56.3 Кб
ID:	517816

    И вот он первый полет. Для уверенности полетал сначала на Зуме, потом достал Як. Руки тряслись, но как только взялся за стики - успокоился. А когда самолет легко оторвался от полосы и стал набирать высоту, вообще чуть не расслабился. И тут то он мне преподнес сюрприз. Сначала я решил что это какая-то помеха - самолет резко дернуло по крену в одну, потом в другую сторону. Ко всему прочему, надо было оттримировать РВ - самолет сильно тянуло вверх (умышленно поставл РВ в такое положение, психологически мне легче триммировать, когда самолет тянет вверх), пока триммировал, отвлекся от проблемы с помехой, увел самолет повыше.
    Оттримировав и опустив его обратно, обнаружил странные провалы на крыло при выполнении разворотов, петель. И тут вдруг понял. Привод элеронов - ось из 3мм углепластика слабовата на кручение. Поскольку кабанчики на ось можно было вклеить только после окончательной сборки, то что оси скручиваются я понял, когда уже переделать что-либо было очень тяжело. Так что решил не переделывать, не такие там усилия, подумал я, чтобы элероны сами отклонялись. Оказалось что был не прав. Такие.
    Окончательно убедился, когда из ровного полета резко дал РВ на себя - самолет просел вниз, то-есть одновременно оба элерона отклонились вверх. Это уж точно не могла быть помеха.
    Полетав еще чуть чуть, понял что надо сажать самолет, пока не поздно. Несколько раз заходил на полосу, но поскольку самолет все время норовил провалиться вниз, оценить правильную скорость так и не смог. Ну и на одном из пролетов, похоже, провалился один из элеронов и самолет пошел вниз. Пытался его поддернуть, но из-за упавшей подъемной силы мне это не удалось.
    Отделался на удивление легко - подломившейся площадкой крепления шасси.



    Я со своим "выводком". Глаза бешеные, еще под впечатлением от первого полета на Яке.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: P1110562-e.jpg
Просмотров: 647
Размер:	105.8 Кб
ID:	517817

    Приехав домой, внимательно ощупал элероны взвесил все "за" и "против", и понял, что надо переставлять машинки в крыло. А за одно добавить еще одну петлю, совмещенную с кабанчиком.


  29. #26

    Регистрация
    06.08.2010
    Адрес
    Барнаул
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,001
    Что же , Алексей!
    Поздравляю Вас с облетом.

    Не смотря на падение, общий результат у Вас хороший.
    Творческая личность обязательно найдет в своей конструкции какой то недостаток: "ну, вот, знал же, что можно было сделать лучше/крепче/надежней, но, как то так, не сделал...".
    Это нормальное состояние человека. Тем более, что то переделывается, что то дорабатывается, что то изменяется. Это нормально.
    И свойство каких то материалов мы знаем ни с рождения. Все приходит с практикой.
    А главное, самолет полетел. Полетел не плохо.
    Очень хорошо, что Вы умеете анализировать. Сразу поняли причину нестабильного полета.
    Значит найдете способ устранить эту причину. Тут, скорей всего, советы не нужны.
    Судя по глянцу, Вы поверхности защитили скотчем? Однако, ровно скотч наклеили. Хорошие, ровные поверхности.

    Первый самолет, далеко, не комом.
    Стройте смелей, у Вас хорошо получается.
    Удачи Вам!

  30. #27

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Спасибо за отзыв и поддержку. Да, весь самолет покрыт скотчем.

    Долго думал, как наносить раскраску. Сначала хотел цветным скотчем, но у него, во-первых, страшные ядерные цвета, а, во-вторых, в тех местах, где скотч клеится внахлест (а на криволинейных участках это неминуемо) цвет получается темнее. Все размышлял, можно ли красить по скотчу или нет, даже экспериментировал. Вроде держится. Потом случайно попал на эту тему: Пе-8 1:12 электро размах 3,26м. и окончательно решил, что буду красить. Но до облета, опять же, не стал ничего делать.

    Итак, ближайший список дел.
    1. В данный момент вклеены петли и качалки элеронов. Жду когда затвердеет эпоксидка. Следующий этап - вклейка машинок и настройка. После этого планирую сделать еще один испытательный полет.
    2. Сделать болван фонаря кабины и саму кабину по бутылочной технологии.
    3. Покрасить самолет.
    4. Довести форму стоек шасси.
    5. Сделать имитацию вентилятора внутри капота.

    Да, еще не рассказал про комплектацию.
    Мотор: Пилотаж 2213/22 (перекочевал с Зума вместе с регулятором)
    Винт: 10х6Е
    Регулятор: Turnigy 20A
    Сервы: 4 HXT900
    Приемник: Turnigy 9X. Сейчас приехал более легкий Хоббикинговский 6-ти канальный. Может быть заменю на него.
    Аккумулятор: Пилотаж 1800mAh 20С, в посылке едут еще два Flightmax 1800mAh 20C

  31. #28

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Качалки элеронов по совместительству - дополнительные петли. Изначально думал делать 3 петли, потом решил что хватит 2-х, но теперь понял что не хватит. Надо было либо делать качалки в корне элерона, либо заодно усилить еще одной петлей. В этот раз сделал все наверняка, чтобы уже больше не возвращаться к этому вопросу.
    Теперь осталось поставить тяги штатно (похоже придется увеличивать окошко в крыле), все настроить и можно отправляться в новый испытательный полет. Как раз пришли дополнительные аккумуляторы.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0001_e.jpg
Просмотров: 401
Размер:	98.9 Кб
ID:	518899
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0003_e.jpg
Просмотров: 274
Размер:	61.1 Кб
ID:	518900

  32. #29

    Регистрация
    13.04.2011
    Адрес
    Спб
    Возраст
    53
    Сообщений
    247
    Бальса с ппленкой .Вес 970 с аппой. размах 1200. извените снять счас нечем.

  33. #30

    Регистрация
    05.08.2009
    Адрес
    Будакеси, Венгрия
    Возраст
    61
    Сообщений
    6,751
    Записей в дневнике
    4
    Извините, Алексей, можно маленькую поправку? - То, что Вы называете нервюрами в фюзеляже, - это шпангоуты, а то я сначала не понял, о чем речь. Нервюры только в крыле (и в стабилизаторе). И еще - полезно будет где-то внизу фюзеляжа сделать отверстие для выхода охлаждающего воздуха. А то в жару могут быть проблемы с перегревом. Самолетик получился очень симпатичный. Успехов в следующем проекте!

  34. #31

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Спасибо за замечание, уже сам понял что не так называл эти штуки =)

    Отверстие для выхода воздуха - щель между фюзеляжем и капотом в нижней части (именно поэтому там нет 4-го шурупа для крепления капота). Она низкая, зато широкая. Мне показалось что этого будет достаточно для охлаждения.

  35. #32

    Регистрация
    05.08.2009
    Адрес
    Будакеси, Венгрия
    Возраст
    61
    Сообщений
    6,751
    Записей в дневнике
    4
    Хорошо бы еще подальше сзади - чтобы аккумулятор тоже получал охлаждение.

  36. #33

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Посмотрю, будет ли он греться. Для аккумулятора режим работы дожен быть щедящий. Ну а если что, сделаю дополнительное охлаждение. Как вариант думал приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор, с помощью которого организовать выдув воздуха из фюзеляжа.

  37. #34

    Регистрация
    06.08.2010
    Адрес
    Барнаул
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,001
    Цитата Сообщение от AlexGold Посмотреть сообщение
    ... приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор...
    Однако, интересное и грамотное решение!

  38. #35

    Регистрация
    06.03.2011
    Адрес
    Воронеж, Москва
    Возраст
    35
    Сообщений
    364
    Тяжела и терниста дорога в небо....

    Пока не было погоды, решил начать красить самолет.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0006-e.jpg
Просмотров: 156
Размер:	70.5 Кб
ID:	522323Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0007-e.jpg
Просмотров: 106
Размер:	77.2 Кб
ID:	522325

    Схема раскраски - стандартная для более поздних моделей яков. Красные и синие "стрелы" на крыльях, верх синий, синее обрамление на киле. Низ фюзеляжа, вместо полос, сделаю просто весь синий, на крыльях снизу - синие полосы чтобы низ отверха отличался цветом и формой раскраски.


    Заклеил молярным скотчем под нанесение красного цвета, вышел на улицу и задул весь самолет из баллона обычной автомобильной краской. Подготовка поверхности - мелкая шкурка и протирка спиртом.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: P1110619-e.jpg
Просмотров: 118
Размер:	76.6 Кб
ID:	522326Нажмите на изображение для увеличения
Название: P1110621-e.jpg
Просмотров: 236
Размер:	73.0 Кб
ID:	522327

    Посмотрел на задутый красным самолет и подумал, может надо было делать такую раскраску:


    Но нет, мы простых путей не ищем. После снятия скотча пришло разочарование. Толи скотч такой плохой (край был немного драный), толи наклеил я его плохо, толи вообще малярный не подходит под покраску жидкой краской из баллона, но краска местами затекла под скотч и край получился не ровный. Ну ладно, в полете это не заметно, с двух метров тоже. Второе разочарование пришло, когда оказалось (проверял на образце), что малярный скотч, наклеенный поверх краски отрывается затем вместе с краской. Зато без лишних нагрузок краска на скотче держится не плохо. Если мять, гнуть потолочку - не отлетает. Так что обклейка под покраску синего слоя обещает быть не простой. Уже покрашенные участки придется накрывать вырезанными кусочками бумаги, а скотч наклеивать на те места, которые должны остаться белыми.

    И вот, после того как краска высохла, погода наладилась и я отправился на поле во второй испытательный полет.
    Дорогу омрачил один инцидент. Кто-то раскидал хлеб, или зерна на проезжей части, и множество голубей и воробьев накинулись на еду. Они были слишком увлечены процессом, а я слишком спешил и недостаточно сбросил перед ними скороть. Удар, в зеркале заднего вида пара голубей покатились по дороге. Не знаю, выжили они или нет, но мне стало очень не по себе. И ведь можно было просто сильнее притормозить... Птицы, жители неба, любая из них, тот же воробей, летает в 10 раз лучше любого самолета. Они чувствуют небо, они в нем родились, в нем едят, в нем умирают, а мы вторгаемся на своих убогих деревянных, пенопластовых, железных и прочих изделиях, шумим, портим воздух и пытаемся что-то изобразить... В общем небо обиделось на мой поступок и не приняло Як.

    Может быть я не достаточно тщательно подошел к измерению ЦТ, может быть просто был не прав в решении, где он должен быть, в любом случае опыта мне не хватило. Мой опыт с легкими пенолетами подсказывал, что задняя центровка - это мелкие неудобства, но вернуть самолет не составит труда. Первый в моей жизни настоящий, не управляемый штопор, развеял это заблуждение. По прямой самолет летел без проблем, плавные маневры тоже давались ему легко. Но стоило мне в повороте ускорить процесс взятием ручки на себя, как самолет выкинуло из виража наружу, как будто элероны самопроизвольно отклонились в обратную сторону. Вот тут мне и не хватило опыта, понять в чем дело. И пытаясь разобраться, умышленно заставляя самолет раскачиватсья, я попал в штопор.
    Удар был сильный, но разрушения не большие. Пострадала стойка шасси, капот, моторама и появился залом на крыле. Капот подкрашивать не стал, мотораму с креплением стойки подклеил, а крыло, не смотря на залом, прочности не потеряло.

    Я расстроился и пару дней самолет стоял на балконе в разбитом состоянии, я к нему не подходил. Зато починил фару на машине жены и сделал кое-какие домашние дела.

    Через пару дней поехали на дачу и я взял с собой лобзик, выкройки и напилил разрезов для болванки фонаря. Ошкуривал уже дома, в ванной. Пыли было очень много. Заодно помыл всю ванную комнату. Потом уничтожил все запасы пустых пластиковых бутылок. Натянуть бутылку целиком так и не удалось. Еще понял, что поверхность надо обязательно шпаклевать: не смотря на то, что на вид она гладкая, после обтяжки фонарь оказывается ребристым. Из-за разной жесткости дерева и клеевого слоя, они вышкуриваются по разному.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0008-e.jpg
Просмотров: 81
Размер:	74.1 Кб
ID:	522336Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0009-e.jpg
Просмотров: 62
Размер:	65.8 Кб
ID:	522337

    После этого занялся ремонтом и разбором полетов. На консилиуме с моим товарищем было решено, что проблема в центровке. Исследование данного вопроса в симуляторе (в ходе которого понял, что Phoenix - полная фигня, вынос ЦТ назад за пределы крыла не сказывается координальным образом на управляемости, увеличение веса в два раза не делает самолет настолько быстрее и неуправляемее, как в реальности ну и т.п. Поэтому использовался Real Flight G3) выявило, что поведение самолета объясняется ЦТ, сдвинутым назад и вверх. Да, действительно, аккумлятор (а это самый тяжелый элемент) располагается над крылом, а все из-за не продуманного конструктива. Больше засунуть его некуда, а вырезать крыло внутри фюзеляжа нельзя - нарушится жесткость. В общем проблема была решена добавлением 30г. свинца в нижнюю часть капота и установкой более тяжелого и большего диаметра кока. Кстати, кок оказался полезным. Из-за большего диаметра, уменьшилось лобовое сопротивление и самолет стал не так терять скорость, лучше планировать.

    И вот, вчера снова в поле. Руки трясутся. Подключаю аккумулятор, проверяю рули. Унимаю дрожь в руках, разбег, взлет, медленный разворот, набор высоты. На высоте начинаю экспериментировать, закладываю резкий поворот - самолет уже наружу не вываливается. Хорошо. Резкая петля - на выходе самолет заваливается на одно крыло и пытается войти в штопор, даю газ, бросаю ручки. Набор скорости и плавный выход. Иду по прямой, постепенно сбрасывая скорость, неожиданно срыв и провал на клыло. Да, медленно он летать не может. Вес уже в районе 750г. (после последних переделок не взвешивал). Плавная петля, бочки - на хорошей скорости самолет идет как по рельсам, все маневры достаточно ровные. Ветер, порывы - все равно.
    Писк таймера, пора садиться. Потихоньку снижаюсь, сбрасываю скорость, сильно сбрасывать страшно, потому что пока не понял в какой момент происходит сваливание и можно ли его упредить (кстати, вспоминаю полет, сваливался кажется только на правую сторону. Может крылья не одинаковые, или правый элерон отклонен чуть вверх. Надо проверить). Зато по крену и направлению самолет держать легко. Работая газом и рулем высоты очень медленно снижаюсь, касание полосы, выбег... черт, на ВПП попалась ямка точно по размеру колеса, стойку вырвало и самолет проехал остатки тормозного пути на брюхе. Циакрин, следующий аккумулятор и снова в полет. Аккумулятор другой, тяжелее на 15г. Такое ощущение, что с ним самолет еще стабильнее. Значит надо попробовать еще утяжелить нос и передвинуть ЦТ вперед. Пробую перевернутый полет - стабильно. По ощущениям даже стабильнее чем прямой. Ну не мудрено, ЦТ то смещен вверх. Полет на ноже - не хватает РН и обдува, но на большой скорости получается. Посадка, третий аккумулятор, еще две посадки - на этот раз без предательских ямок. Все штатно. Посадка на достаточно большой скорости, но плавно, без козления. Аж приятно так посадить самолет. Выглядит по копийонму. К сожалению видео нет.

    Руки тряслись потом весь вечер. Самолетом, конечно, не очень доволен. Хотя по поведению, он ближе к реальному чем всякие 3D фан флаи. Нужна внимательность и четкость управления. Ошибки не прощаются и малейшая неточность на такой скорости приводит к большой потере высоты. Самолет дисциплинирует. Уже нельзя повернуть его так, как хочется, надо с ним советоваться, не давать упасть скорости в маневре, не пытаться развернуться резче на заходе на посадку, не пытаться маневром сбросить скорость. Чувствуешь себя пилотом, а не школьником, кидающим бумажный самолетик. И 10 полетных минут длятся очень долго и напряженно.

    А вот проектом вцелом удовлетворен полностью. Если бы решил повторять уже опробованные варианты, так бы ничего и не понял. Впринципе, в будущем самолет можно повторить, внеся некоторые коррективы:
    1. Для фюзеляжа вместо бальзы 6х6 взять 4х4 и в хвосте, возможно, оставить 2 рейки вместо 4-х. Сейчас он избыточно прочен и тяжел.
    2. Оперение тоже собрать с меньшим количеством внутренних элементов и более тонкой бальзой это позволит получить нужный ЦТ без довеска в носу.
    3. Переработать конструктив крыла, чтобы аккумулятор располагался в нем, на оси двигателя.
    4. Немного увеличить угол отклонения и площадь РН.
    5. Возможно, немного увеличить площадь крыла, сделав его шире, а следовательно, увеличить площадь горизонтального оперения.

    А сейчас в планах докрасить, сделать съемную кабину ну и вообще довести самолет до законченного состояния. Не люблю не завершенных дел. Ну и летать, тренироваться. Думаю, управление тяжелым и сложным самолетом - тоже очень хороший опыт.
    А дальше - сборка новой модели, но уже большего размера.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. "Слойка" из 3мм потолочки (часть 2)
    от Airwolf в разделе Паркфлаеры и «пенолеты»
    Ответов: 3260
    Последнее сообщение: 20.06.2017, 01:02
  2. Як-55 метровая модель в SolidWorks
    от AlexGold в разделе Чертежи авиамоделей
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 23.03.2011, 09:35
  3. вопросы о содании метровой модели
    от НИКИТОС в разделе Большие модели
    Ответов: 9
    Последнее сообщение: 23.07.2010, 10:58
  4. "Слойка" из 3мм потолочки (часть 1)
    от Maxicus в разделе Паркфлаеры и «пенолеты»
    Ответов: 1999
    Последнее сообщение: 17.04.2010, 22:01

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения