"Black bat" - думал будет хорошо, а вышло не очень! (с) :)

Cosh

Всем привет! Давненько хотелось проверить одну заморочку на практике. Речь идёт о дополнительной вертикальной тяге, которая могла бы поспособствовать реализации определённых пилотажных качеств: манёвры с зависанием, манёвры с иррациональными (для самолёта) перемещениями относительно привычных осей координат. В то время, как идёт неспешная работа над импеллерным проектом, я вдруг ощутил необходимость в пушере для повседневной эксплуатации в неособо приспособленной зоне полётов (парк жилого района, огорды в деревне и т.п.) и решил побыстрому сваять что-то из этой опреы и воткнуть туда ту самую “вертикальную заморочку”. В качестве прототипа для опробации такого рода проекта выбрал свой собственный концепт аэрокосмического многофункционального перспективного истребителя AL-605 “BLACK BAT”:

Этот концепт нарисован под двигатели прямой тяги Ростислава Пушкина. Учитывая особенности этих двигателей, можно смело утверждать, что самолёт сможет подниматься на высоты свыше 50 км и осуществлять вертикальный взлёт и посадку. Именно этот фактор послужил стимулом создать на базе этого протоипа модель с экпериментальным применением дополнительной вертикальной тяги. Внешний вид диктовал мне 2 названия: Черный плащ и Бэтмен! 😃 В итоге получилось “Черная летучая мышь” - BLACK BAT! 😉

После 4-х долгих вечеров образовалась моделька:

Ну и вскоре доделал мелочёвку и вытащил самик на улицу:

И первый выход в поле:

Небольшое видео (нормального видео не получилось из-за съехавшей камеры):

www.youtube.com/watch?v=YMXD8FyZvGc

Пока только отримировал модель и подогнал центровку. Чуток успел поиграть вторым двигателем - очень сложно оказалось это делать и чуть не грохнул модель, запутавшись в ручках управления и замежживавшись из-за этого. Эффект от второго винта есть, но пока непонятно на сколько он нужен и как его с пользой можно применять. На отрывке видео видно, как модель подвисает, но кажется, что из-за встречного ветра, но это не так. Т.е. эффект пока неочевиден и чувствуется только при пилотировании моделью. Если потренироваться, то думаю можно что-то полезного извлекать из вертикальной примочки. А так-то модель почти Косатка, только с более современными очертаниями и более сильными проблемами устойчивости по крену при манёврах с боковым скольжением (применение ОВТ в канале руля направления).

Некоторые конструктивные моменты связанные с дополнительным двигателем:

Дополнительной двигатель расположен перед ЦТ и применением ОВТ основного двигателя, можно компенсировать нехватку вертикальной тяги сзади ЦТ, что должно обеспечивать возможность удерживать модель в канале тангажа при попытках зависания. Конечно это всё неустойчиво да и плюс куча различных моментов от винтов, но всё же, всё равно интересно. Если совсем не будет получаться управлять всей этой требухой, то воткну пару гир (в направление и крен) 😉

Управляется дополнительная ВМГ крутилкой на передатчике:

Как видно на фото, управлять одновременно двумя двигателями приходится одной рукой. Большой палец на стике с каналами РН и обортов главного двигателя, указательный на крутилке оборотов дополнительного двигателя. Как очевидно и понятно тут нужно развивать координацию и тренироваться, чтобы хоть как-то со смыслом применять всю это доп-хрень! 😃 В самом крайнем случае вся эта приблуда легко снимается, а дыра снизу заделывается и получается обычный, ни чем особо непривлекательный, пушер с ОВТ. 😉

Эскиз и схема модели:

ТТХ
длина: 1180
размах: 960
вес: 1150
двигатель:

  • основной: Turnigy 3632 1200KV (APC 9x6)
  • дополнительный: Turnigy 2836 1200KV (APC 9x6)
    ПАК: 2650 4S 20С

Канал оборотов вертикального двигателя лимитирован

сясик

Ну ,что-начнем помолясь…?Сергей поподробней …из чего, сколько слоев и т.д.

Cosh

Опс, про материалы совсем ничего не сказал! Ну там как бэ всё просто: теплон 5мм, теплон 3мм, потолочка 4 мм, рейка 3х10х600, угольная трубка 5х600, EPO от коробка холодильника - в общем что было под рукой. Фонарь от Косатки и от Ската - переходящее знамя, как и лётчики в кабине))) У лётчиков вообще опыт богатый! 😃 По конструкции: крыло из двух слоёв теплона (нижний 3 мм, верхний 5мм). Боковые стенки фюзеляжа теплон 5мм. Накладки воздухозаборника потолочка 4мм. Кили двойной теплон 3мм, как и створки ОВТ. Склеено всё UHU POR и швы проклеены Титаном. Раскрас цветным скотчем. Из серв на элевоны две с металредуктором по 2,8 кг, и на створки ОВТ две 8-ми грамовых от арт-теховской сушки (те же, что и на Косатке стояли). Самолёт набрал лишний вес из-за регов. Из подручных у меня оказались только на 70 амп 4-7S и на 190 амп 2-7S. Естественно здесь на этой модели они не нужны - слишком мощные и в сумме дают около 150 лишних грамм!!! Это ужасно, но ещё хуже ждать полтора месяца нужных регов! 😉

Модель оснащёна мощным маршевым двигателем с тягой более 1,5 кг и хорошей скоростью потока при винте 9х6, что позволяет самолёту разгоняться до приличных скоростей. Пока этим особо не занимался, но потенциал прочувствовал! 😎 В общем в аппарате чувствуется весь “космизм” и смотрится он мощно и необычно в полёте, как что-то среднее между самолётом и летающей тарелкой! 😒 Распирают меня противоречивые ощущения радости и недопонимания, а также легкой недоудовлетворённости и жажды новых полётов и тренировок! 😍 Вот так типа того 😎 Не терпится хорошее видео снять, сейчас работаю над этим вопросом, т.к. надоело снимать полёты слабенькой камерой. Так что пройдут дожди и продолжу испытания и тренировки.

P.S. Думал как тему назвать, но въелась песня группы Чайф “думал будет хорошо, но вышло не очень” и всё тут… Это из-за того как проходил облёт))) Всё получилось сумбурно и наперекосяк. Выехали в луга, а там Волга!!! Всё затопила! Поехали в другое место, заметно дальше… Всё усугублялось тучами, которые шли по пятам. Приехали на новое место а там народищу!!! С трудом нашёл пятачок для полётов… И тут суматоха, спешка, горячка, чтоб до дождя успеть… В результате камера съехала с кепки, видео не вышло, фоток мало, летал один раз и недолго… Вот и приклеелась фраза из песни, а сейчас думаю, что не надо было в название её писать, а то как-то писсиместично тема в разделе смотрится… 😦

сясик

Большое спасибо за подробности, теперь можно и потрудиться…Сергей а что если маршевый- импеллер поставить или даже два? Как Дракоша на Авроре…?

smax

А поподробнее - какова цель этого винта? Я вот вижу пока две новые возможности - это более медленный “харриер” и возможность мгновенной мертвой петли. Вот для мертвой петли достаточно работы нижнего мотора в импулсном режиме на полном газу - то есть его работу сделать на тумблер и дать на него 50-70% тяги, тогда по тумблеру можно будет мгновенно перевернуться вверх ногами.
А что еще можно будет делать? Разворачиваться горизонтально почти на месте, как вертолет? Но для этого надо чтобы центральный мотор находился четко в центре тяжести и при этом почти полностью глушить маршевый мотор.

Cosh
сясик:

Сергей а что если маршевый- импеллер поставить или даже два? Как Дракоша на Авроре…?

Импеллеры это ток, вес! Сделать то можно при желании, но это будет летающая электростанция с небольшим полётным временем, на которой я бы не стал летать в деревне над огородами! 😉

smax:

А поподробнее - какова цель этого винта? Я вот вижу пока две новые возможности - это более медленный “харриер” и возможность мгновенной мертвой петли.

Про петлю и хариер не верно. Петлю он на месте делает итак за счёт ОВТ, а на хариере скорость очень малеькая и нижний винт не нужен. С винтом как раз можно лететь медленно не хариером (не люблю это слово, по мне так с большим углом атаки), а с углами атаки близкими к нулю и при этом разварачиваться по вертолётному (на видео виден такой разворот при том, что это первая проба). То, что винт перед ЦТ так это в данном случае не страшно, т.к. нехватка подъёмной силой в части за ЦТ легко компенсируется ОВТ (как на Як-141 и аля F-35). При этом ОВТ работает ещё и по крену и направлению, так что потенциал для контроля самолёта есть, главная проблема научиться им управлять. Об этом я слегка написал в головном сообщении. 😃 Так же думаю ещё кое какие манёвры должны выходить за счёт вертикальной доп-тяги! 😉 Посмотрим, время покажет!

Drakon2063

Шикарно просто …но у меня свои мысли … есть … у меня к этой форме свой взгляд … потом тоже отпишусь когда сделаю…))))))))))…кент просто супер жду видео и интересно как планирует…когда все выключено … жду видео и освоеные навыки пилотирования

а почему именоо такая форма крыльев… и что на нее вортекс говорит… ну и форма то не ординарная как она влияет на испонение фигут …если двиг выключен …как летает без вертикального двига

Cosh
Drakon2063:

а почему именоо такая форма крыльев… и что на нее вортекс говорит… ну и форма то не ординарная как она влияет на испонение фигут …если двиг выключен …как летает без вертикального двига

Форма крыла обусловлена спецификой прототипа: скорость, малозаметность, парашютировать на больших углах атаки. По идее крыло ему почти не нужно))) Но пока пусть будет на всякий случай, ведь в нормальной атмосфере ему тоже немало летать пришлось бы. Как влияет на исполнение фигур пока не знаю, т.к. почти ничего не делал. Не в вортекс не в винлаендж не загонял форму, т.к. довольно простоая конструкция и мне показалось это лишним, всё на глаз итак определяется. С выключенным двигателем планирует нормально для такого самолёта, хотя и ощущается некая парусность. Пока всё, надо ещё летать! 😉

Cosh:

а то как-то писсиместично тема в разделе смотрится…

Нда чувак, русский язык не твой конёк! 😊

сясик

Ну…А уж это не так важно…Попробуй сделать ,что либо подобное …и вообще “грамотей”-описки не допускаешь?

Drakon2063

когда второй полет…жду …перевернутый полет интересует.переход со слабых скоростей на большие нос не задирает…плоский штопор плюс дать тягу опорному двигу чтобы вертелся на месте… что скажешь как идея попробуй…ладно не буду скрытничать …эта форма мне напоминает мою зимнюю задумку CF планер обратной стреловидности как в стелсе …фильм…почти все узлы продуманы и металки сделаны … эмоциональный толчок ты сделал заработали мысли…гдето есть на бумажке наброски если в сф не выложил

Cosh

Сегодня совершил ещё два полёта. Поддерживал меня в этом деле мастер спорта в кордовом классе F-2-B Александр Зотов. Ниже фото и видеоотчёты:

www.youtube.com/watch?v=mr1mKysVirw

Сейчас можно уже кое что сказать про 605-й. Летит хорошо, управляется тоже, смотрится шикарно и грозно, заметно круче Косатки. Очень сильно привлекает внимание зевак и собирает как никогда много зрителей в парке! B) С потенциалом максимальной скорости я переоценил модель в первом полёте. Летит не быстро, быстро сбрасывает скорость и несильно разгоняется при пикировании с выкл движком, что положительно отражается на возможности делать классический пилотаж. Дыра тормозит самолёт. Клево смотрится раскрас на Солнце. Модель смотрится большой в небе. С использованием вертикальной тяги пока всё сложно. Иногда уже получается зависать, но модель в эти моменты крайне неустойчива. Надо ещё тренироваться. Пока ощущения от доп-двигателя визуально похоже на полёт против ветра в сильно ветренную погоду))) Манёвры пока делал что-то типа плоских штопоров, но только на месте или даже с подъёмом немного. Пока нарастает ощущение, что этот винт я сниму в итоге, если ничего более существенного не добъюсь от него! :unsure: Самолёт в любом случае прикольный не только для “огородов”, но и для показух каких-нибудь! 😉

Drakon2063

ага почти ничего особеного…)))плоский штопор с подьемом или на месте )))…только ради этого можно опорный двиг оставить…я так думаю

Cosh

Думал будет хорошо, а вышло ваще хреново! 😈 После вчерашних полётов подкорректировал центровку, заменил наконец-то тяжёлый рег на лёгкий, который мне любезно отдолжили, сменил винт на вертикальном двигателе на с меньшим шагом, сместил двигатель чуток назад ближе к центру тяжести. Вышли сегодня под вечер проверять изменения. Самолёт чудесно полетел сразу, поделал немного разных фигур, попытался поработать ОВТ РН и как-то меня не впечатлило, т.к. в штопор заходит неохотно. Затем попробовал полетать со вторым движком. Сбросил скорость и стал добавлять вертикальной тяги. Самолёт летел очень медленно без большого угла атаки и без потери высоты. В этот момент Александр воскликнул; - "Всё, у тебя всё получилось, всё как ты хотел!!! Я в этом режиме при помощи ОВТ РН развернул самолёт и сделал круг на малой скорости и без крена. Самолёт как будто ползал по небу на брюхе. И тут какт-то странно, т.к. радости я от этого не испытал и подумал про себя: “Ну и ЧО?! 😃”… Мне кажется летит он и летит, если бы не слова Александра о том, что эффект сноса крыши есть, т.к. видишь самолёт, летящий с малой скоростью горизонтально, и не понимаешь почему он не падает! Ну ладно, пусть будет так, но всё же… Думаю дай попробую сделать что-то эдакое!? Была задумка из горизонта с острым углом выйти на вертикаль, сделать переворот (кувырок) наверху и завесить модель. Это как я делал на Косатке плоские штопоры, только тут вместо штопора зависание кратковременное и возможно вращение на месте. Первая попытка получилась очень удачной, самолёт завис и постепенно набрал скорость, вторая попытка получилась с плоским штопором на месте и благополучным выходом. Думаю ну сё, щас я ещё лучше сделаю и при попытки зависнуть после кувырка, слишком много дал газу среднему двигателю и модель перевернулась. Затем последовал перевёрнутый неуправляемы, произвольный плоский штопор. Высоты было метров 12. Если б дать газу, то самолёт бы как-нибудь выпрыгнул из этой ситуации, но на такой высоте этого делать было нельзя, иначе выпрыгнул бы он в землю. Пришлось наоборот убрать газ в ноль и пытаться вырулить, но на рули модель не реагировала никаким образом и тупо, как кленовый вертолётик, вращаясь приближалась к земле. Самолёт сделан на прочностном минимуме и предназначен выдерживать только полётные нарузки и то разумные, без экстрима. Сложился он даже от такого падения капитально, как настоящий. Крыло то впринципе цело почти, но всё остальное стало тряпкой с мусором. Теперь думаю давать ему вторую жизнь или нет? Желания как-то не то не сё… Думаю раз так вышло, то может другой сделать, без примочек, но с профилем и малой стреловидностью, чтобы можно было без особого напряга ножи делать и другие фигуры с применением РН)))

Drakon2063

эх я думаю я бы попробовал когда попустило бы через день …всмысле востановить

мда шикарно жаль кина нет

Cosh

Кина хотел наснимать, когда было бы чего интересного показывать. А тут очередной подлёт да ещё поздно вечером в темень уже почти. Осмотрел самолёт ещё раз, нужно отрезать носовую часть крыла, заменить её, а фюзеляж нужно делать новый от начала и до конца. Нкладки заборников тоже. Но желания пока ещё нет этим заниматься. Ведь и до этого особо не хотелось делать пропеллерную модель. Если б не валявшиеся пару двигателей и регов, несколько винтов, ни желание летать в деревне около дома без полосы, то не стал бы делать такой самолёт. Какой-то пройденный этап это уже - не интересно. Единственное, что хоть как-то дало мне желание - это второй двигатель. Но много кто делал модели с похожей двигательной схемой и не у кого ничего хорошего не получалось, а мне тоже всё думалось - надо попробовать! Но если уж делать нормальную модель с опцией зависания и уникальных пилотажных возможностей на малых скоростях, то надо брать за основу мультироторные системы, начиная от трикорптеров с хорошими настраиваемыми мозгами и там по ходу т.д. А в противном случае, как у меня, зависания слишком кратковремееные и неустойчивые, хотя летать с низкой скоростью без дико задранного носа можно, но осторожно! 😃 К сожалению интересного в этом не так много, как может показаться изначально! 😉 Так что пока подумаю ещё, ведь “необходимость” летать без полосы внедалеке от дома ещё осталась)))

Drakon2063

слушай а как без опорного дыру заделать меня форма теперь интересует имено эта …так как если помнишь слаживать крылья в перед и разлаживать в обратную стреловидность …твоя форма почти то что я буду иметь со сложеным крылом изначально это меня заинтересовало…я же не думал что у тебя там опорный двиг)))

Cosh

Перезагрузка! 😎 Хватило 2-х часов, чтобы восстановить фюзеляж и изготовить новый нос. Но правда за аккуратностью уже не гнался! 😃

www.youtube.com/watch?v=9D7jZDHfW3w

сясик

Молодец ! Я не сомневался! Классно летакт и смотрится!

Drakon2063

зачетно…теперь явно новый проект начну рисовать и думать над недостающими узлами…для этой формы хотел бы скорость с горки на полном газу посмотреть а вообще все супер такого еще не было и это стоящий шаг… без повторений в жизни такие шаги обычно только чегото и стоят потраченых усилий
…впечатляет.ну а нож не пробовал всетаки всеравно интересно и на видео штопор с подьемом если получиться

Cosh

Да мужики, 605-й - это лучший пушер из всех сделанных мною. Вот теперь я им проникся, понял его. Он лучше Косатки: красивей (на мой взгляд), оригинальней, проще в изготовлении (если не считать вторую ВМГ)! Делает всё тоже самое, но плюс много чего другого ещё. Штопор с подъёмом пока больше не получался - самолёт уходит в сторону и соскальзывает. Ножа тоже нет. В планах поэкспериментировать с гироскопами))) Сегодня в штиль получалось практически висеть. Управляться двигателями сейчас стало проще, я их замикшировал определённым образом на одну общую ручку газа. Микс включается тумблером и начинается режим “зависания” и прочих выкрутасов с применением вертикального двигателя.

P.S. Опубликованный в начале темы план самолёта теперь не является действительным, т.к. произошли изменеия в конструкции и центровке.

сясик

Так…,значит схема и эскиз не правильные? Я уже и чертежи заготовил…Большие изменения ? если просто пушер делать?

Cosh
сясик:

Большие изменения ? если просто пушер делать?

Не критично, летать будет! 😉 Только центровку вперёд надо двигать. А хотя не знаю… Ведь, если без дыры с низу, то и центровка будет вообще другая. Так что у Вас есть простор для проб и ошибок! 😉) Думаю надо всё равно сдвинуть на 3 см вперёд, а там видно будет.

сясик

Понял, А двигун если поставить не такой мощный? Ну ,как на Косатке…Вес всей модели при моих размерах в 700г. ровно влезает…?

Drakon2063

вот стоящий и интересный эксперимент есть над чем подумать или реализовать…думаю)))