Як-3 масштаб 1:4 (2.3м)

LOGRUS

Ну нравятся мне самолеты больших размеров. Для этого и имею в парке самолетов бензиныч 50сс. Когда проводиш его на малой высоте, да на малой скорости - от пролетающих мимо размеров и звука работающего мотора аж дух захватывает. И адреналину в кровь накачивает.
Но где то год назад задумался над самостоятельной постройкой чего то такого, большого и красивого.АРФы как то сразу отпали - желание построить своими руками преобладало. Да и качество их оставляет желать лучшего.
Сначала захотелось Ла-5 или Ла-7 построить. Тем более в загашниках “завалялся” новый 3W55. Дело в том, что я - виртуальный пилот. Есть такая игра - “Ил-2. Штурмовик”. Так вот там есть парочку моих любимых самолетов - это Лавка и Яки.
А тут как раз pentajazz собрался сторить копию Як-3.

Я и говорю - давай вместе строить - и дешевле и веселее, да и летающие парой самолеты оччень красиво смотрятся…
Ну и решили - он строит с бортовым номером 4, у меня - бортовой номер 6.



Сколько часов мы просидели вместе обсуждая что. как. куда. зачем и почему - одному богу известно.
Но, основные моменты, были решены и Игорь переделал чертежи под наши запросы. Лазерная резка.

Что запланировано - крыло состоит из сьемных 3-х частей.Попробуй цельное крыло 2.3м в размахе уместить в салоне авто !!!

Собственно центроплан. Прикручен к фюзеляжу и возить самолет мона в салоне, не разбирая и экономя время на поле. На дальние расстояния центроплан можно снять.
И две консоли. На карбоновых трубах. С разьемными посадочными щитками.
Фюзеляж - цельный, стабилизатор и руль высоты сьемные. Для поездок на дальние расстояния. По месту можно и не снимать.
Есть ещё парочку сьемных деталей - чисто для удобства транспортировки.
Двигатель -полностью закапотирован,без дырок в капоте, с принудительным охлаждением. В процессе варианты охлаждения - туннель из воздухозаборника крыла с вентилятором или крыльчатка на удлиненном валу мотора.
У меня будет стоять 3W55сс, у Игоря - Zenoah 62cc.
Игорь ведет отчет о постройке своего Яка в блогеrcopen.com/blogs/2452/6561

  • я - здесь.
LOGRUS

И начался самолет с чего бы вы думали? С трубы. Это для меня.
Нет, понятно, сначала был чертеж.

Потом занялся я изготовлением труб и пеналов к ним. Две для меня, две для Игоря. Карбоновая труба стыка консолей крыла. Выбрана 27х1мм. Достаточно по прочности и жесткости.
Фотоотчет о трубе - у меня в блоге,rcopen.com/blogs/23244
так, парочка фоток для затравки.
rcopen.com/blogs/23244

Поговорим немного о ретрактах.
Совместными посиделками было решено делать убирающееся шасси с механическим приводом. Пневматика не внушает доверия. А так как механики на рынке нет, или не устраивает по какому либо параметру, то решено делать самим. Найдена подходящая по диаметру ( 19мм) титановая трубка, нарезал я 4-е куска.
Игорь сделал болван дуги колеса. Также он сделал и выклеил из карбона хвостовую стойку.( как он это делал - милости просим к нему в блог.) На моей шее - матрица дуги основной стойки колес…
Приступил к изготовлению матрицы дуги колеса. Материал - карбон.

Покладен гелькоут

Замазал острые углы, потом проще ткань класть

Сохнет первая часть

Готов к обрезанию

Готова первая половина матрицы.

boroda_de

Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?

LOGRUS

Был найден резчик, с приемлемыми ценами. И что самое главное - с хорошего качества тополиной фанерой 3мм. Ура.😁
Но у резчика вся фанера была порезана только поперек волокон. А мне надо ещё и вдоль волокон . Договорился - резчик мне дает цельный лист и я его разрезаю так. как мне надо.
Ну вот все листы порезаны и файлы отдали в резку. Всего вышло 10-ть листов фанеры 610х460мм. Лазер такой.
Решено резать сначала один набор - потом, устранив косяки, второй.
Как оказалось, косяков глобальных не было, так, мелочи…


Подробности смотреть в блоге у Игоря.

boroda_de:

Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?

Она из стеклоткани. Это два верхних слоя из карбона.

DStorm

А детали от чертежа с какой целью были модифицированы? Оригинальный чертеж, тянул так же и на оригинальный копит яка 😃

fokke

Очен нравится ,удачи в строительство ,хорошой проект 😃

LOGRUS

Ох и помучались мы с поисками бальзы…😵
А надо было листы 1.5мм, 2.5мм и 3мм. Основная масса - бальза 2.5мм. Покрывать крыло и фюзеляж. И много бальзы надо. А также рейки 6х6мм, 8х8мм и так далее…
Решили заказывать в Америке - покупать в модельных магазинах - без штанов останешся.
Нашел сайт - www.nationalbalsa.com/balsa.htm
Цены - заглядение.

А пересылка - 112$. И это при цене заказа в 250$. А еще таможне отстегни, да и налог платить надо. Итого 112+250= 362$ + 30% ( таможня, налог) Дофига выходит.
Поискали местные ресурсы - как оказалось можно купить и по нормальным ценам у нас. Да ещё и с возможностью выбрать листы бальзы по весу. А это немаловажно. При жесткой экономии веса.
Итого вышло по 700шек. с носа. Это около 175$. За бальзу.

DStorm:

А детали от чертежа с какой целью были модифицированы?

Крыло - разьемное, состоит из 3-х частей : собственно центроплана и 2-х консолей.
Двигатель - полностью закапотирован, без вырезов ( дырок) под глушак и вентиляцию,. Ну и т.д…

Viktor1952

Заинтриговали! С нетерпением жду продолжения! Удачи!!

DStorm
LOGRUS:

Двигатель - полностью закапотирован, без вырезов ( дырок) под глушак и вентиляцию,. Ну и т.д…

А вопрос с охлаждением двигателя как решили?

LOGRUS

Цитировать самого себя - изврат.
Вы внимательно прочитайте мой пост #1. Последние три предложения.
Повторюсь - охлаждение в процессе, есть два варианта. Буду делать как проще и технологичней и лучше для здоровья моторки.

Фараон

Нужная тема! Молодцы! подписался на эту тему!

pentajazz
DStorm:

А детали от чертежа с какой целью были модифицированы? Оригинальный чертеж, тянул так же и на оригинальный копит яка 😃

с той целью, что:
-неразъемное крыло с монтажем снизу (сделано разъемным)
-доступ внутрь через снятое крыло (сдела доступ серху)
-сделан съемный стабилизатор
-сделано много деталей в резке, которые ранее надо было клеить и подгонять по месту.
-стремное решение некоторых узлов и дикое количество фанеры с какими-то шуточными отверстиями облегчения (или 12 мм бальзовые боковины к которым просто встык крепится площадка крыла, проводка управления боуденами в крыло (ага, на 15 кг самолетине) и т.д.)
-переделано подкапотное пространство, крепление носика крыла и форма носика.

от оригинальных чертежей осталась только общая наружняя геометрия, фюзель полностью переделан, крыло в меньшей степени.
теперь появилясь надежа, что самоль будет весить гораздо менее 15 кг.

boroda_de:

Простите, а зачем матрицу именно из карбона делали?

что было под рукой.

далее, думаю Андриан не будет против, если я приведу темы, которые предшествовали началу проекта.
rcopen.com/forum/f89/topic128962 - это про охлаждение
rcopen.com/forum/f82/topic129981 - это про фанеру
rcopen.com/forum/f40/topic133075 - стойки
rcopen.com/forum/f82/topic135812 - еще стойки
rcopen.com/forum/f89/topic133561 - декомпрессор
rcopen.com/forum/f78/topic130796 - трубы
rcopen.com/forum/f82/topic130482 - расходы РН
rcopen.com/forum/f89/topic130149 - выбор мотора
rcopen.com/forum/f89/topic128498 - удлиннение хаба

немного бредоватенько, но… rcopen.com/forum/f82/topic128273
из раннего 😃 rcopen.com/forum/f82/topic116965
а так же форум вообще 😃

8 days later
LOGRUS

Ох и нудное это дело бегать за резчиком ( лазером) и требовать “Не, ну когда ты уже мне бальзу порежеш?”. Обратная сторона дешевизны.
Ну пока суть да дело, продолжаю потихоньку ретракты делать.
Заложил в матрицу и уже выклеил первую дугу. Крепления колеса.

Получилось в принципе неплохо,

есть парочку каверн неглубоких - но так как дуга по любому будет краситься, то я их шпаклевкой залеплю. А так хорошая и легкая дуга - 24 грамма всего.

И жесткости у неё хоть отбавляй - диаметр самого “худого” места дуги - 10мм, и всё это плотно набито карбоновым ровингом ( нитями по простому).
А вот так планируем сам ретракт сделать. Обший вид:

Пока, по грубым прикидкам есть реальный шанс уложиться в расчетный вес готового самолета.

pentajazz

нее, там еще штанга из трубки торчать будет, (типа шток гидроцилиндра)

Wherewolf

мне кажется (почему-то) что самое слабое место будет стык штока гидроцилиндра с “дугой”… ну, не считая, естессно, крепления стойки к механизму ретракта… а там не 10мм угля будет… а наверное поменьше…

а вообще - зачотно…

pentajazz

стык с механизмом без угля, на люминии.
а стык с дугой - привинтим шпилькой М6, с закладной гайкой.
затянем на смоле.

LOGRUS

pentajazz передал мне мой комплект чертежей 1:1 Яка.
“Мама не горюй - сказал я увидев в натуральную величину размеры будущей модели”.
Поверьте, одно дело на компе сидеть и ковырять чертежи - ну никак не представляеш истинных размеров будущего самолета. И увидеть всё это в натуральную величину.
Это не одно и тоже. И подспутно закрадывается такая мысль - а по плечу ли мне этот проэкт.??
Но, как говорится, кто боится - тот ничего не делает. Поэтому буду делать.
А там посмотрим.
Лазерная резка, первый комплект уже ушел автору. Жду его реакции и замечаний.
Если всё пучком - режу себе и начинаю делать.

pilot43

Не сомневайся! Начинай! Машина достойная! Зато когда первый раз взлетишь на ней - представляешь, как душа запоёт?! Искренне желаю удачи!!!

aladdin

Андриан, не переживай! на бумаге оно выглядит крупнее. будет не толще твоего ЯКа сомензийного, разве что шасси помассивнее.

27 days later
CLASSIC

Добрый день.
Уважаемый LOGRUS удачи в постройке.
А данные файлы AUTO CAD для лазерной резки можно заполучить в пользование?Если они не являются секрктными.
Зарание спасибо

LOGRUS

Файлы под резку ещё не проверены сборкой самолетов. Так что рано об этом говорить.

LOGRUS

Вот, в процессе первой сбоки - pentajazz начал собирать хвост- вылазят мелкие косяки - и чертеж резки модифицируется. Вносятся в него изменения.
Что радует - пока глобальных косяков не обнаружено, ну а мелочь пузатая, это как водится, устраняется на месте.
Так что пока я могу немного комментировать только сборку pentajazz - welcome to его блог.
Свою сборку начну освещать позднее.