Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Страница 1 из 2 1 2 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 40 из 46

Гиро на копии

Тема раздела Копии, полукопии в категории Cамолёты - Общий; Всем привет! Подскажите пожалуйста, есть ли смысл ставить стандартную гиру на копию, для стабилизации крена при посадке. Опыта с гирами ...

  1. #1

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6

    Гиро на копии

    Всем привет!

    Подскажите пожалуйста, есть ли смысл ставить стандартную гиру на копию, для стабилизации крена при посадке.

    Опыта с гирами вообще нет, а на посадке пошатывает :-)

    Спасибо.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    21.04.2005
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    47
    Сообщений
    5,924
    Записей в дневнике
    14
    Если тока для себя летать. Правилами соревнований запрещено.

  4. #3

    Регистрация
    03.07.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    6,242
    Записей в дневнике
    5
    Пошатывает из-за ветра или из-за ручек? Может экспоненту подкорректировать? И больше летать!

  5. #4

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Да. мне для себя :-) а то неначем будет летать на соревнованиях :-)

    Цитата Сообщение от Володимир Посмотреть сообщение
    Пошатывает из-за ветра или из-за ручек? Может экспоненту подкорректировать? И больше летать!
    Пошатывает из-за ручек в ветер :-) В штиль еще не так, а вот в ветер начинаю нервничать, модель не идет ровно. Излишняя нервозность провоцирует ошибки ну и понеслась... Один краш был, больше не хочется.

    Экспанента настроена на все каналы, сажаю с выключенными двойными, экспонента примерно 50%
    Последний раз редактировалось kolmol; 30.07.2009 в 14:28.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    24.01.2005
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    57
    Сообщений
    807
    Записей в дневнике
    2
    Установка гиро, только усложняет управление. Если мал налет, лучше уберите
    все экспоненты, быстрее научитесь.

  8. #6

    Регистрация
    03.05.2007
    Адрес
    Vladimir
    Возраст
    46
    Сообщений
    476
    М.б. я ошибаюсь, но 50% экспоненты - слишком много для такого самолёта, особенно при посадке. При посадке быстро меняется скорость обдува рулей (и их эффективность). Из-за большой экспоненты сложно поймать правильный ход рулей. При вывешивании перед касанием потихоньку тянешь ручку, а её всё мало, мало, потом хлобысь - много .
    Т.е. при большой экспоненте рули получаются как бы дискретными - три положения: вверх, нейтраль, вниз.
    Поэтому лучше сделать по совету Hell - убрать экспоненты (или уменьшить до 5-10%)
    ps: а летаете как - со столом или передатчик в руках держите ?

  9. #7

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Цитата Сообщение от Andrey33 Посмотреть сообщение
    М.б. я ошибаюсь, но 50% экспоненты - слишком много для такого самолёта, особенно при посадке. При посадке быстро меняется скорость обдува рулей (и их эффективность). Из-за большой экспоненты сложно поймать правильный ход рулей. При вывешивании перед касанием потихоньку тянешь ручку, а её всё мало, мало, потом хлобысь - много .
    Т.е. при большой экспоненте рули получаются как бы дискретными - три положения: вверх, нейтраль, вниз.
    Поэтому лучше сделать по совету Hell - убрать экспоненты (или уменьшить до 5-10%)
    ps: а летаете как - со столом или передатчик в руках держите ?
    Не маловато 5-10% экспоненты? Передатчик в руках.

  10.  
  11. #8
    Забанен
    Регистрация
    10.08.2004
    Адрес
    Казань
    Возраст
    38
    Сообщений
    3,777
    Записей в дневнике
    57
    Цитата Сообщение от kolmol Посмотреть сообщение
    Подскажите пожалуйста, есть ли смысл ставить стандартную гиру на копию, для стабилизации крена при посадке. Опыта с гирами вообще нет, а на посадке пошатывает
    Гира в канале крена - это суперпупермегаклассная весчь и не только для копии. Если летаете для себя - ставьте и получайте массу удовольствия при любой погоде. Но если для соревнований - то правилами соревнований запрещено, а вот как эти правила соблюдаются и контролируются - вопрос очень спорный и открытый.

  12. #9

    Регистрация
    03.05.2007
    Адрес
    Vladimir
    Возраст
    46
    Сообщений
    476
    Цитата Сообщение от kolmol Посмотреть сообщение
    Не маловато 5-10% экспоненты?
    Подбирается опытным путём под себя. У Сергея Плющева на полукопии Фокера получилось 10%. Если меньше - модель рыскает (когда руки дрожат), больше - становится тупая и при посадке большие проблемы (сначало руля не хватает, а потом много). Летаем со столом (но это дело привычки).

    Цитата Сообщение от toreo Посмотреть сообщение
    а вот как эти правила соблюдаются и контролируются ...
    По прошлым соревнованиям - никак, но может случиться ситуация, что кому-нибудь что-то не понравится - могут созвать техком. У меня такое было пару лет назад на Q-500 В результате из 9 туров за 6 - ноли (в стандартное топливо добавил синтетики).

  13. #10

    Регистрация
    15.12.2008
    Адрес
    Старая Купавна,МО
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,862
    Цитата Сообщение от toreo Посмотреть сообщение
    Гира в канале крена - это суперпупермегаклассная весчь и не только для копии. Если летаете для себя - ставьте и получайте массу удовольствия при любой погоде. Но если для соревнований - то правилами соревнований запрещено, а вот как эти правила соблюдаются и контролируются - вопрос очень спорный и открытый.
    А давайте на предстоящем Чемпионате проверим наличие гироскопов,шумы,вес и так далее.......

  14. #11

    Регистрация
    05.01.2006
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,499
    Записей в дневнике
    1
    Цитата Сообщение от yablokov Посмотреть сообщение
    А давайте на предстоящем Чемпионате проверим наличие гироскопов,шумы,вес и так далее.......
    Давайте! Что бы всё по-взрослому, "без трусов"! Меня в прошлый раз как только слетал нормально во втором туре, тут же на весы вгромоздили. (Ну, всмысле самолёт). Так почему бы не ввести "повсеместную" практику?! Правда в настоящих правилах (полукопии) только гироскопы и вес оговорен...

  15. #12

    Регистрация
    26.07.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,240
    На международных соревнованиях все модели подвергаются замеру шума и взвешиванию, на некоторых проводят поиск гироскопов. Как это буде во Владимире - вопрос открытый, это на совести организационного комитета.

  16. #13
    Забанен
    Регистрация
    10.08.2004
    Адрес
    Казань
    Возраст
    38
    Сообщений
    3,777
    Записей в дневнике
    57
    Я накатал Лапшеву жалобу на взвешивание "сквозь пальцы". Ибо нехер. В правилах написано - не более 12 кг, весы есть, весовщик есть - значит должно быть у всех без исключения. После этого начали мерять у всех.
    В кулуарах ходили разговоры о гирах - уж слишком велика была разница между 1 и 2ым полетами у отдельных участников, но дальше слухов эту тему никто развивать не захотел.

    Я лично недоумеваю, почему же гиры в копиях запрещены ведь на настоящих имеются системы стабилизации.Но раз правилами запрещено - значит должен быть явный контроль этого запрета, иначе это просто декларация. По крайней мере, самолеты занявшие первые 3 места - в обязательном порядке.
    Последний раз редактировалось toreo; 31.07.2009 в 11:09.

  17. #14

    Регистрация
    25.03.2008
    Адрес
    Пермь
    Возраст
    52
    Сообщений
    48
    Цитата Сообщение от kolmol Посмотреть сообщение
    Всем привет!

    Подскажите пожалуйста, есть ли смысл ставить стандартную гиру на копию, для стабилизации крена при посадке.

    Опыта с гирами вообще нет, а на посадке пошатывает :-)

    Спасибо.
    Правильно настроенный гироскоп-штука конечно шикарная и самолет, как на рельсах, но на копию сразу ставить я бы не советовал, если переборщить с чютьем, гиро начинает сильно нервничать тем самым усугубив ситуацию, попробуте для начала на тренер поставить.
    Удачи.

  18. #15

    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Новосибирск
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,182
    Записей в дневнике
    191
    Я тоже советую потренироваться с гирой на простеньком самолёте. Обязательно переключение режимов и полное отключение её с передатчика. А ещё лучше почитай про них в разделе "Бортовая электроника"

  19. #16

    Регистрация
    15.12.2008
    Адрес
    Старая Купавна,МО
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,862
    Цитата Сообщение от toreo Посмотреть сообщение
    Я накатал Лапшеву жалобу на взвешивание "сквозь пальцы". Ибо нехер. В правилах написано - не более 12 кг, весы есть, весовщик есть - значит должно быть у всех без исключения. После этого начали мерять у всех.
    В кулуарах ходили разговоры о гирах - уж слишком велика была разница между 1 и 2ым полетами у отдельных участников, но дальше слухов эту тему никто развивать не захотел.

    Я лично недоумеваю, почему же гиры в копиях запрещены ведь на настоящих имеются системы стабилизации.Но раз правилами запрещено - значит должен быть явный контроль этого запрета, иначе это просто декларация. По крайней мере, самолеты занявшие первые 3 места - в обязательном порядке.
    У меня гироскопа не было,нет и не будет в ближайшее время! Рулить не интересно!!!!

  20. #17

    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Новосибирск
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,182
    Записей в дневнике
    191
    Цитата Сообщение от yablokov Посмотреть сообщение
    У меня гироскопа не было,нет и не будет в ближайшее время! Рулить не интересно!!!!
    А попробовать интересно!

  21. #18

    Регистрация
    03.07.2004
    Адрес
    Москва (ст.м. Войковская)
    Возраст
    54
    Сообщений
    2,719
    Записей в дневнике
    3
    Да он просто не знает, что это такое ...
    Попробовать?
    Очень интересная чтучька ...

  22. #19

    Регистрация
    15.12.2008
    Адрес
    Старая Купавна,МО
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,862
    Цитата Сообщение от Gintas Посмотреть сообщение
    Да он просто не знает, что это такое ...
    Попробовать?
    Очень интересная чтучька ...
    А Вы похоже знаток!

  23. #20

    Регистрация
    02.12.2005
    Адрес
    Подмосковье, нап. Юго-запад
    Возраст
    37
    Сообщений
    1,607
    Записей в дневнике
    5
    Цитата Сообщение от pilot43 Посмотреть сообщение
    Если тока для себя летать. Правилами соревнований запрещено.
    ага, только для себя. Использование "магии" на соревнованиях совсем не приветствуется

    А если серьезно - зачем оно вам?
    попробовать, да - чисто их интереса - а чё будит?
    как эта система будет работать и т.д. Еще мне кажется допустимо использовать гиро на реактивных самолетах, которые довольно непросто сажать, но и то - тоже только для себя. Т.к. на соревнованиях важно показать не только сму модель, но и летное мастерство.

    На винтовых самолетах? я, честно говоря, сомневаюсь.
    Про экспоненты вам правильно написали - я вот вообще без них летаю, ничего так - поначалу правда колбасило меня в воздухе сильно, зато потом научился модель держать... все надо просто плавно делать, тада будет копийно.

    Вот подумайте, сколько стоит гиро самый простой - тысяч восемь?
    Надо ли ставить такой девайс, тем более говорили, что гиро не очень устойчивы к катастрофам...

    Конечно - это дело ваше. Есть лишние звонкие шейкели - почему бы и нет.
    Однозначен вывод: легче летать от этого если и станет, то не намного, а вот научиться держать модель точно не получиться. Опыт и только ваш собственный опыт разрешит все вопросы по этой теме...

  24. #21

    Регистрация
    04.11.2008
    Адрес
    Реутов МО
    Возраст
    41
    Сообщений
    179
    Всем привет,действительно какой смысл в гироскопе ,помоему полукопии и так великолепно летают как тренера

  25. #22

    Регистрация
    02.12.2005
    Адрес
    Подмосковье, нап. Юго-запад
    Возраст
    37
    Сообщений
    1,607
    Записей в дневнике
    5
    Цитата Сообщение от kolmol Посмотреть сообщение
    Всем привет!

    Подскажите пожалуйста, есть ли смысл ставить стандартную гиру на копию, для стабилизации крена при посадке.

    Опыта с гирами вообще нет, а на посадке пошатывает :-)

    Спасибо.
    а, кстати, что за копия у вас?
    не подумайте, чего, я исренне интересуюсь...

  26. #23

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    ЛаГГ-3

  27. #24

    Регистрация
    02.12.2005
    Адрес
    Подмосковье, нап. Юго-запад
    Возраст
    37
    Сообщений
    1,607
    Записей в дневнике
    5
    а фото есть?

  28. #25

    Регистрация
    05.01.2006
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,499
    Записей в дневнике
    1
    Ну, коль тему опять подняли... Предлагали-предлагали, декларировали, а толку - чуть! Прошли соревнования... На весы никого не "звали", а про гиры вообще цирк! Судьи прекрасно знали где у кого что стоит, пальчиком погрозили, типа "ни-зяяя!", и... допустили к полёту! А потом сами шарахались, когда "перекомпенсация" попёрла и самолёт по крену как паралитик дёргался на скорости около двухсот км в час. Бардак, да и только! Правила опять "не для всех"

  29. #26

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Цитата Сообщение от D-pilot Посмотреть сообщение
    а фото есть?
    есть, и видео есть :-)

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00420.jpg
Просмотров: 77
Размер:	26.9 Кб
ID:	307025
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00421.jpg
Просмотров: 41
Размер:	25.6 Кб
ID:	307026
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00422.jpg
Просмотров: 57
Размер:	23.3 Кб
ID:	307031
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00423.jpg
Просмотров: 5
Размер:	6.7 Кб
ID:	307027
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00424.jpg
Просмотров: 23
Размер:	9.0 Кб
ID:	307028
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00425.jpg
Просмотров: 4
Размер:	8.2 Кб
ID:	307029
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00426.jpg
Просмотров: 5
Размер:	6.8 Кб
ID:	307032
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00427.jpg
Просмотров: 2
Размер:	7.9 Кб
ID:	307030
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00428.jpg
Просмотров: 4
Размер:	9.9 Кб
ID:	307033
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00429.jpg
Просмотров: 5
Размер:	6.2 Кб
ID:	307034
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00430.jpg
Просмотров: 7
Размер:	14.1 Кб
ID:	307035
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00431.jpg
Просмотров: 7
Размер:	7.7 Кб
ID:	307036
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00432.jpg
Просмотров: 19
Размер:	8.3 Кб
ID:	307037
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC00433.jpg
Просмотров: 14
Размер:	15.0 Кб
ID:	307038


  30. #27

    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Новосибирск
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,182
    Записей в дневнике
    191
    Работа гиры совсем не заметна. Если при взлёте она была включена, то я утверждаю, что она не работает. Посадку совсем не видно - сильно далеко снимали. Ну а в середине и без гироскопа так можно летать.

  31. #28

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Да там гиры, то и нету :-)

    На видео первый полет, поэтому несбало мотал самолет на взлете.

  32. #29

    Регистрация
    03.07.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    6,242
    Записей в дневнике
    5
    Цитата Сообщение от kolmol Посмотреть сообщение
    На видео первый полет, поэтому несбало мотал самолет на взлете.
    Еще бы не болтать - и скорости не успел набрать и угол взял слишком крутой. Тяги то наверное 1:1 ?

  33. #30

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Говорю же, первый отрыв этого агрегата :-) учитываю, что я строю 80% и 20% времени летаю. Опыта не много. Привык к Кальмато спорт, он очень шустро уходит в небо.

    Мотор там RCV-91CD. Винт 14х7 3-х лопастной. Тяги конечно в притык. Зато 4-т и все под капотом.

  34. #31

    Регистрация
    02.12.2005
    Адрес
    Подмосковье, нап. Юго-запад
    Возраст
    37
    Сообщений
    1,607
    Записей в дневнике
    5
    хорошая модель. меня вот что заинтересовало - можно ли фото кабины пилота, и приборной доски?
    как вы делали стаканы для приборов?

  35. #32

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Подложка + цветная картинка + прозрачная пленка + панель со всеми отверстиями.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_4594.jpg
Просмотров: 66
Размер:	42.6 Кб
ID:	307191
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_4596.jpg
Просмотров: 64
Размер:	47.0 Кб
ID:	307193
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_4595.jpg
Просмотров: 77
Размер:	51.1 Кб
ID:	307192

  36. #33

    Регистрация
    29.10.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    52
    Сообщений
    402
    Пробовал когда то ставить вертолётную гиру на ероплан, по всем каналам по очереди. На РН нужна только на взлёте для удержания курса, потом сильно мешает. По крену и тангажу полезно когда ветер шибко порывистый, а полетать хоцца. На модельке с несимметричным профилем крыла на РВ гира очень полезна ибо по высоте в мерзкую погоду сильно колбасит. В безветренную погоду гира нафик не нужна. И ещё неприятный момент есть, на максимальных скоростях может возникнуть перерегулирование похожее на флаттер, особенно на РВ, так самолётик и развалиться может, у меня до этого не дошло но дрыгался сильно.
    С уважением.

  37. #34

    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Новосибирск
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,182
    Записей в дневнике
    191
    Цитата Сообщение от leliksan Посмотреть сообщение
    Пробовал когда то ставить вертолётную гиру на ероплан, по всем каналам по очереди. На РН нужна только на взлёте для удержания курса, потом сильно мешает. По крену и тангажу полезно когда ветер шибко порывистый, а полетать хоцца. На модельке с несимметричным профилем крыла на РВ гира очень полезна ибо по высоте в мерзкую погоду сильно колбасит. В безветренную погоду гира нафик не нужна. И ещё неприятный момент есть, на максимальных скоростях может возникнуть перерегулирование похожее на флаттер, особенно на РВ, так самолётик и развалиться может, у меня до этого не дошло но дрыгался сильно.
    С уважением.
    В режиме удержания (а я подозреваю вертолётные сервы только в этом режиме и работают) на самолёте довольно сложно пилотировать. В этом режиме легко проводить затяжные манёвры(взлёт, посадка, полёт на малой высоте по прямой(на ноже) и даже висение). А вот в режиме конпенсации довольно легко становится летать, особенно в ветер. Для этого нужно полное управление гирой с передатчика по отдельному каналу.
    А для того, что бы не было перерегулирования прямо с передатчика уменьшаете коэффициент усиления и дрыгалки устраняются. Колебания ещё могут возникнуть от медленных серв. Но это не значит, что они обязательно должны быть цыфровые и реактивные. Всё зависит от инертности самого самолёта. Например моя пилотажка весом 1,8 кГ. вполне обходится стандартными сервами.

  38. #35
    Давно не был
    Регистрация
    14.05.2005
    Адрес
    г.Орёл
    Возраст
    55
    Сообщений
    3,185
    Вы совершенно НЕПРАВИЛЬНО подозреваете!
    У вертолётных гиро есть 2 режима НОРМАЛЬНЫЙ ( без удержания) и Хед Ин Холд (с удержанием) , кроме того с помощью доп. канала регулируется чувствительность гироскопа. А если он достаточно продвинутый , то можно отрегулировать ( с помощью терминала) и встроенные экспоненты и мёртвую зону стика.
    P.S. Вопрос мне интересен, т.к. есть шустрый импеллер и на подходе полукопия

  39. #36

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    А кто-нибудь может дать ссылочку на стандартную гиру?

    Видел только вертолетные с удержанием, мне нужна обычная компенсация на крен. Если это можно приобрести за разумные деньги, почему бы не попробовать.

  40. #37

    Регистрация
    15.08.2006
    Адрес
    Новосибирск
    Возраст
    60
    Сообщений
    4,182
    Записей в дневнике
    191
    У меня стоит вот такая Гиро.GYA352 на РН и РВ.
    Если двух каналов мало купи к нему ещё 351, и будут все три оси.
    Замечательная гира. Я у ней ни одного минуса не нахожу.

  41. #38

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6

  42. #39
    Давно не был
    Регистрация
    14.05.2005
    Адрес
    г.Орёл
    Возраст
    55
    Сообщений
    3,185
    Хороший выбор! А даже если поставить 3 шт., выйдет дешевле Футабы

  43. #40

    Регистрация
    19.04.2006
    Адрес
    Moscow, mar'ino
    Возраст
    35
    Сообщений
    956
    Записей в дневнике
    6
    Начну с крена, караз есть свободный переключатель на канал, так что легко будет управляться с вкл\выкл гиры.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Гиро на самолете
    от Boris1964 в разделе Пилотаж
    Ответов: 46
    Последнее сообщение: 03.06.2008, 18:39
  2. Ремонт Гиры на Walker 5-4 ?
    от slwit в разделе Микровертолеты. Легче 400 грамм
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 06.12.2007, 11:44
  3. Гира на рудере
    от Boris1964 в разделе Бортовая электроника
    Ответов: 16
    Последнее сообщение: 02.09.2007, 14:37
  4. Гиро на летающем крыле
    от Leshij в разделе Бортовая электроника
    Ответов: 25
    Последнее сообщение: 30.07.2007, 01:30
  5. пойдет ли гира на самолет
    от enakidos в разделе Бортовая электроника
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 26.03.2007, 11:40

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения