ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

fed

ТБ-1 (АНТ-4)
Тяжелый бомбардировщик конструкции Андрея Николаевича Туполева

Хроника постройки летающей копии воздушного корабля в масштабе 1/8, класса F4C

История вопроса

Желание строить многомоторные копии родилось у меня очень давно. Примерно 36 лет назад, в 73-м году прошлого века я переступил порог моделки в г. Днепропетровске, которой руководил замечательный моделист Петр Григорьевич Костюченко. И почти сразу попал на полеты старой кордовой копии Ан-10 на двух «Ритмах (два внешних мотора были просто вертушками), Это произвело неизгладимое впечатление. А в моделке строился несколько лет Петром Григорьевичем четырехмоторный кордовый Пе-8 «Пешка», как любили ее мы все называть. Она была достроена где-то в 76-м, я даже помогал немножко потом руководителю в некоторых работах. Весь процесс создания был перед нашими глазами мальчишек. Убирающееся шасси, сложнейшая конструкция планера, бомбы, 4-е мотора. Все это манило, но было недостижимо сложным для нас. Был еще ряд копий в нашей моделке. Мнгого раз за свою модельную жизнь, я собирался заняться многомоторными моделями - сначала кордовыми, потом радио. Но как то так и не дошли руки. И вот только сейчас удалось приблизиться к давней мечте.

В 2007г., уже был накоплен большой опыт эксплуатации б/к электро и Li-Po, и родилась идея сделать четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». На этот проект ушло полтора года.
И родилась новая идея и мечта: Создать еще ряд знаменитых отечественных тяжелых летающих кораблей.
После Чемпионата Украины 2008, начался интенсивный сбор информации и документации по трем «летающим крепостям», олицетворяющим целые эпохи в отечественном авиастроении: ТБ-1, ТБ-3 и ПЕ-8.

Что мною движет? Глубокий патриотизм к Советскому Союзу и людям, делавшим историю нашей авиации, боль за искажение и выворачивание нашей истории наизнанку. Во славу Андрея Николаевича Туполева. Хочется построить достоверный копийный аппарат той эпохи и полетами на нем популяризировать и нести славу отечественной авиации! Это в первую очередь, ну и конечно, участие в соревнованиях тоже чрезвычайно интересно, особенно хочется увидеть одновременно и другие самолеты, сравнить их в полете и на земле.
Безусловно, если бы мной двигали только соревновательные мотивы, то и прототип наверно был бы другим…

При работе над «Ильей Муромцем» я полностью окунулся в ту эпоху, собрал и изучил все материалы, какие только мог достать по кораблю.
Хочется реализовать все три линкора и все мне очень нравятся, в каждой машине есть своя изюминка.
Пе-8, конечно, красивейшая и безумно сложная машина, к ней надо еще созреть.
Есть эмоции и есть доля здравого смысла. И последний, говорит от логичности постепенного наращивания мощностей.

Так что в прошлом году я остановился на ТБ-1 и даже начал готовить рабочую документацию. Планировалось его строить в масштабе 1/10. Были изучены возможные моторы, особо интересовался двигателями RCV. Вся проблема в капотировании мотора и вписании его в мотогондолу. Хотелось купить движки в перспективе на все три летающих линкора. В конце концов, остановился на 4-х тактных Саито-100. Приобрел пока два мотора, на пробу. Но потом уже жалел, что не взял 125-е. Они в тех же размерах, но мощнее и чуть легче, правда дороже.
Второй серьезнейший вопрос – это гофр. Это не просто! Много идей, некоторые эксперименты…

Но… проект так и не начался по-настоящему. Возможно, сказалась некоторая усталость после «Муромца», лавина идей, требующих немедленной быстрой реализации, желание полетать, и т.д.
Короче я откровенно пробездельничал весь этот год, в чем надо честно признаться!

После ЧУ2009 почувствовал «драйв» к постройке серьезной машины. Опять выбор прототипа… Все по десятому разу взвешиваю, предварительно оцениваю, в том числе и свои финансовые и временные возможности. На тендер нового проекта претендовали следующие прототипы:
ТБ-1, ТБ-3, Пе-8, Ан-10, Ан-12, С-130«Геркулес», Як-6, «Морава». Все же меня неудержимо влекут большие, толстые, многомоторные… Ан-10 – это тоже эпоха и огромная мечта!

В конце концов, я окончательно останавливаюсь на ТБ-1. Пересматриваю концепцию его реализации, пересчитываю параметры и принимаю решение увеличить масштаб до 1/8 (размах 3587мм)

Для ускорения работ по проекту принял решение (несколько авантюрное и наглое) начать постройку, одновременнно с проектированием. Это конечно не правильно! Но слабым оправданием служит накопленный опыт (35 лет модельного стажа и около 600 моделей различных классов).

Математическая модель крыла и центральной части ТБ-1 была сделана в SW еще прошлой осенью. Это помогло хорошо понять формообразование крыла. Несмотря на казалось бы простую форму, там есть несколько “изюминок”. Думаю, что я понял замысел А.Н.Туполева. Чем дальше вникаю в этот проект, тем больше поражаюсь рациональности конструкции и решений Андрея Николаевича!

После обдумывания различных возможных конструктивных схем модели и внимателного изучения конструкции прототипа, я принял решение - попытаться максимально приблизится к конструкции прототипа по каркасу и членению планера на разбираемые агрегаты.

Трубы я заменяю сосновыми рейками, но формообразование каркаса будет прммерно таким, как и прототипа. К сожалению нет полной информации обо всех ньюансах кострукции, поэтому будет некоторая импровизация.
Зачем я это делаю? Да , в принципе можно конечно сделать и классический, модельный вариант планера, тем более под гофром все равно не будет ничего видно. Но…
Интересно мне, воспроизвести как раз оригинальную конструкцию прототипа, детально изучить конструкцию ТБ, понять идеи А.Н.Туполева. И чем дальше погружаюсь в проект, тем больше поражаюсь рациональности конструкции ТБ!
А с сосной я очень любил работать. Нет ничего прочнее и легче правильной сосновой фермы! Чрезвычайно интересно почувствовать все силовые связи конструкции и постараться их воспроизвести.

Постройка была начата 26 сентября, в прошлую субботу.
За эту неделю собраны фермы 4-х поясов лонжеронов и сделаны ламинарные заготовки на нервюры.
Начата сборка центроплана.

Борисов

Признаться, открыв тему, я подумал, что очередной интернет-строитель скопировал-вставил текст описания какого-то самолета… Но после 1-го абзаца все встало на свои места. Грамотная речь и интересный рассказ, прямо затянуло и проникся, дочитал с удовольствием !
Я не испытываю большой любви к тяжеловозам той эпохи, но это ж дело вкуса. Очень рад за раздел “копии”, думаю это будет действительно сложный и интересный проект, особенно в руках такого фанатичного моделиста!

p.s. Наверняка вам известно, но все же: в одном из номеров украинского журнала “Авиация и время” есть неплохие чертежи ТБ-3.

Rolling

Если не секрет,как и чем клеите ферму,без книц,просто встык?

boroda_de

Интереснейший проект 😃
С интересом ждём продолжения.

Dr_On

Ура, наконец-то и на rcdesign’е! С интересом читал Ваши статьи и топики на aviamodelk’е, но к сожалению, мне закрыли туда доступ.

pionegger

+1 Dr.On. . Читал aviamodelk-у, практически, ради топиков от fed , а когда мало пишущим закрыли картинки, перестал туда ходить.

bazalt
boroda_de:

Интереснейший проект 😃
С интересом ждём продолжения.

Присоединяюсь. Проект интереснейший. Особенно буду ждать рассказа по технологии выполнения гофра.

avia_tor

Ура, наконец-то и на rcdesign’е!

+100
А хозяин всем известного…, пусть сам с собой развлекается.

avtandil

Так и есть клуб “аэроби” куда то пропал из раздела клубные разделы!
Командир и помполит позабавились.
Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

avia_tor

Точно, пропал. Босс не простил предательства. Если еще пару человек подтянется, ради тем которых туда вообще заходишь и вынужден терпеть местные законы, то будет вообще замечательно.
Успехов в проекте.

weds
avtandil:

Так и есть клуб “аэроби” куда то пропал из раздела клубные разделы!
Командир и помполит позабавились.
Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

разбросаны по тематическим разделам. Ищите в радиокопиях.

fed
avtandil:

Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

Сам еле нашел…
Я с самого начала активно выступал за открытость всей информации, и мои темы были всегда открыты для всех!

Но… закрыты фотки теперь даже от автора… Увы…

Жаль, конечно, что губится такой ресурс. Там много замечательных моделистов и великолепных тем. Я так и не понял, за несколько лет общения “политики закрытости”…

Но не будем о грустном…

Вернемся к ТБ-1. Это гораздо конструктивней.😁

По поводу книц:
Я склеиваю фермы на ПВА МБ. Это жесткий клей. Великолепно склеивает сосну. У меня большой опыт эксплуатации таких ферм без книц - все отлично стоит.
Но кницы будут. Их великое множество было на металлических фермах. Я буду их делать в наиболее отвественных и нагруженных местах: узлы крепления шасси, консолей крыла, секций фюзеляжа. После сборки центроплана, буду анализировать силовые связи и соответственно усиливать конструкцию.

Сегодня продолжил сборку центроплана. Он уже снят со стапеля, и можно работать с ним гораздо удобней. Установлены полки нервюр. Сделаны первые узлы крепления секций фюзеляжа.

Привожу предварительную весовую сводку первого приближения и несколько фоток центроплана. вес его в таком состоянии - 640гр.

avtandil
fed:

Но не будем о грустном… Вернемся к ТБ-1. Это гораздо конструктивней.

Да вы правы. Мне очень нравятся ваши темы в них много поучительного, смекалки ,знания подходов конструирования модели,старой и забытой порой школы, порой кажется вот этот узел слабоват или чего то не хватает но в итоге ву а ля и узел становится "железобетонным"несмотря не ее легковесность и ажурность. Думаю ваша подача информации, скурпулезность во всем поможет молодым да и немолодым строителям копий, увидеть решения проблем в своих начинаниях.
С огромным удовольствием читал темы Wit-а где много юмора и конструктивано
Ну а теперь я подписываюсь и на все ваши темы.

Rolling

Почему спросил на счет книц.Пока нагрузка идет строго по оси-держит хорошо,но чуть по диагонали-подрывает сам материал в точке растяжения и привет.А кница не дает даже начаться разрыву,проходили сей момент.А заход очень интересный,давно таких не встречал.

Wherewolf

респект!!!
силовая схема полностью будет повторять оригинал?
да, по поводу гофра - как делать думаете?

bazalt

“Кто про что, а вшивый про баню.” (Это я к тому, что я все про бомбы.)
Посмотрел таблицу, их там 16 штук. Предполагаю, что это ФАБ-50. При выбранном масштабе они очень легкие (30г). При диаметре 30 мм и длине 115 мм масса должна быть, на мой взгляд, около 100г. Иначе не будет реализма падения, при хорошем ветре их будет просто сдувать (сам наблюдал на ЧР-2009 во Владимире), реализма не будет.

fed

to Rolling:
Насчет книц.
Согласен на все 100%. Это чрезвычайно важный элемент конструкции. Они будут в силовых местах. Скоро покажу…
Вообще их должно быть жуткое количество на таком каркасе. Трудоемкость еще та. И тут есть еще один ньюанс. Когда полностью собирается пространственная ферма, в одном узле сходится, как правило, 4 -5 силовых связей в разных направлениях. ПВА имеет исключительную адгезию к дереву. И я тщательно промазываю кисточкой все узлы несколько раз. Получается чрезвычайно мощная корочка засохшего ПВА вокруг узла - эдакие галтели, которые как раз и работают неплохо против косых усилий сдвига. В какой-то степени - это эквивалент классической кницы. Чем, на мой взгляд, ПВА лучше смолы - это меньший вес, экологичность, простота и главное некоторая пластичность. При ударах “смоляные” фермы лучше рассыпаются😁, чем “ПВА-шные”

to Wherewolf:
Тщательно изучив конструкцию ТБ и проанализировав различные варианты конструкций, я все же остановился на конструкции прототипа!
Почему? :

  • очень рациональна и красива. Ну хочется мне и внутренность ТБ повторить! Конечно не удастся на все 100% - так как там трубы, а у меня дерево, соответственно и силовые узлы немного по другому решаются, но постараюсь максимально это сделать.
  • Когда он грохнется (а это судьба любой модели - вопрос только времени) , будет интересно посмотреть на внутренности
  • Фермы имеют высокое весовое совершенство
  • Очень бюджетный вариант.
  • люблю ажурные конструкции. Подход очень мне близок, так как я много лет увлекаюсь резиномоторными копиями из тоньчайших бальзовых реечек. Там каждый милиграмм на счету.

to bazalt:
Очень интересный момент.
На “Муромце”, я к бомбам еще стриммеры из бумаги небольшие привязывал, чтобы медленнее падали и были более заметны.
Здесь, конечно бомбы более крупные. Они были на внутренней и внешней подвеске.
Есть идея сделать для внутренней подвески вставляемые кассеты с бомбами, для простоты “зарядки” на старте. Так вот этих кассет будет несколько - с разными бомбами. Полетаем, посмотрим.
Посмотрим, что будет получаться по взлетному весу, сколько будет возможностей брать на борт…

Раз затронули эту тему, то продолжу ее.
Один из мощных мотивов постройки ТБ-1 - как раз уникальный полетный функционал интереснейших демонстраций, которые можно реализовать.
И есть огромное желание создать этот летный комплекс.

Вот что делал ТБ-1, и что планируется к реализации:

  • “летающий авианосец” - взлет с двумя истребителями И-4, отцепка в полете. Та еще интереснейшая задачка. И-4 будут делать мои пацаны в 1/8 масштабе с 46-ми ДВС-ами.
  • буксировка 7-ми планеров Г-9 (планируется обязательно, может не семи… и может на первых порах и не Г-9, но потом…)
  • Сброс всего, что только можно вообразить : парашютисты, листовки (были громадные контейнеры под брюхом), пушка, мотоциклы “Харлей=Девидсон”, машины, танкетка. Парашютисты выбрасывались из общей кабины под брюхом и из люлек под крылом - называлось “устройство для выкидывания красноармейцев”😁
  • сброс “аэрбуса” на бреющем полете. Эдакий колесный экипаж, который сбрасывается с бреющего полета без парашюта и вперед, в атаку. Причем были и гидрокатера
  • Пороховые ускорители (10 шт.)
  • Установка поплавков. Сброс громадной торпеды (около 10метров)
  • Установка лыж

Созревает решение делать два ТБ-1. Один экспериментальный - летный без фанатичной деталировки. Для интенсивных полетных тренировок и отработки всех вариантов полетов. Вариант - под “арктический” с поплавками/шасси/лыжами.
Второй - уточненный по конструкции, с учетом постройки первого. С максимальной детализацией. Для соревнований и шоу полетов. Вариант - строевой, серийный ТБ-1в военной окраске с вооружением.

И… не исключен вариант закладки ТБ-3, так как он имеет аналогичную конструкцию, но значительно больше. Многие операции и узлы будут практически серийными, включая гофр.

по гофру.
сделано большое количество экспериментов, рассматривались разные варианты…
Все очень непросто. Не хочется связываться с формовкой из стеклопластика, хотя может и был бы оптимальный вариант. Но не люблю я это дело(в юности накупался в смоле😁)
Да и хочется минимального веса.
Пока неплохой вариант получается с прокаткой тонких листов пенопласта (строительный голубой, зеленый, бирюзовый) Вальцами с профилем гофра.
Пенопласт предварительно покрывается акрилом с красителем, а потом лаками для укрепления поверхностного слоя. Пока катается вручную, но потом планирую сделать минипроканый стан. Результаты вполне обнадеживающие. Вес одной полосы гофра 500х120х3мм - 12 гр.
Тут много ньюансов, позже более подробно расскажу и покажу

Juergen18

Андрей, а как Вы гнёте рейки? Следов обработки на плитке не видно…
Или вы их послойно клеите?
И ещё вопрос, что такое Книц?😊

Rolling

О.К.Гаевский

КНИЦА - пластинка треугольной или многоугольной формы, служащая для соединения отдельных стержней фермы или силового набора корпуса самолета

КНИЦА - (от англ. knee - колено)

Orel

Приветствую,Андрей,тебя и твой новый грандиозный проект!Да,для такого бомбера нужен отдельный ангар😁.Размеры ТБ поражают.Желаю успеха в постройке знаменитого прототипа ,уносящего нас в те эйфорийные времена становления советской авиации.Мне очень нравятся самолёты 20-х 30-х годов,будь то истребитель иль бомбардировщик.
Предполагаемая нагрузка на крыло 70 гр/дм для такого размера модели почти мотопланерная , но позволит продемонстрировать настоящий копийный не скоростной полёт с масштабной скоростью .Как всегда,с большим интересом слежу за продвижением твоих проектов,но этот -всему голова 😃
Валерий.

flying_yogurt

Андрей,и от меня тебе привет.С прибытием на форум.Опять появилась возможность общения и это замечательно!Поздравляю с началом проекта.Очень интересен твой путь строительства.

avtandil

О как все знакомые лица очень рад вашему появлению господа.
Чую и надеюсь завертится тут карусель.

Wherewolf

да уж… наконец-то… Вас тут ооочень нехватает!!!

по теме…
а пена не вернётся со временем к первоначальной форме? (я про гофр)

avtandil

думаю пену если обработать то она не только не вернется но и станет прочнее. Я бы не хотел забегать вперед поскольку зная ФЕД-а по его работам он просто так ничего не говорит, уверен прежде чем показать гофру он эту пену вывернул наизнанку, и та чистосердечно призналась что может справится с задачей:)

fed

Приветствую, коллеги, друзья!
Очень рад снова увидеть в общении Валерия и Константина! Супер, что мы опять вместе!

Насчет гофра вопрос еще в развитии. Но проведенные эксперименты очень обнадеживают. Удалось подобрать такой пенопласт, что очень хорошо держит форму. Предварительное покрытие акрилом заполняет поры и очень хорошо упрочняет поверхность. Но буду еще экспериментировать. Получается вполне прочная поверхность. Конечно ее можно повредить ударом, но с копией надо достойно обращаться, а полки нервюр будут выступать над гофром- фактически создадут защиту. Они очень прочные - сосновые, за них можно совершенно спокойно браться.
Буду еще точить вальцы более прецезионно. Пока использовал набор шайб разного диаметра - важно было увидеть результат. И собираюсь сделать прокатный станочек.

Вначале планировал зашить каркас между стрингерами и полками пенопластом толщ.5-6 мм и обтянуть бумагой на ПВА - получить подоснову для укладки гофра. Но теперь, когда каркас практически готов, появилась другая идея: Добавить стрингеров с шагом 20 -30 мм. Они легкие и дадут хорошую обрешетку под пенопластовый гофр. Сам гофр делать толщ.4 мм ( у меня есть запас по высоте полок). Думаю, это снизит вес и упростит задачу. Каркас очень прочный получился - он воспримет все нагрузки. А гофр будет уютно лежать в своих местах.
Единственная проблемма - задняя кромка, где гофр верхней и нижней обшивки склепываются. Видимо все же не обойтись без формования пластикового гофра для части задней обшивки.

Верхние полки нервюр я делаю ламинированные переклеем из трех рееек,толщ.2мм на ПВА, на оправке. шириной 20мм. Потом ламинат распиливаю на полки шириной 4.5 мм Фотка ниже.

Сегодня продолжил работы над центропланом. Установил промежуточные шпангоуты, узлы крепления по нижним лонжеронам. Установил переходной мостик между кабиной летчиков и турельными установками. По нему ползком надо было пробираться между бомбами.

Еще пару вечеров потребуется для набора всех ферм нервюр. Пока одну только набрал.

И вот еще первая примерка гофра.