Г-22 спортивный самолёт Грибовского

Orel

Здравствуйте,уважаемые коллеги!хочу рассказать о своей старинной модели самолёта Г-22 .Модель была моей первой кордовой моделью-копией поднявшейся в воздух.Побывала она на многих Чемпионатах со мной в мои молодые годы.Построена была она в 1984 -м году. До неё была построена модель-копия "Вильга-104"под двигатель КМД-2.5.Модель была перетяжелена и доделывать я её не стал.Но и Г-22 появился не сразу. Появился у меня тогда двигатель на 6 см3 -дизель. Да, компрессионный.Задумав построить под него кордовую модель для соревнований ,я вычертил и уже собрал каркас фюзеляжа И-185.Но вовремя понял,что для истребителя я ещё не достаточно опытен и подобрал прототип по-проще. Им стала пилотажная авиетка Грибовского Г-22. Строил я её ровно пол-года ,отдавая строительству по нескольку часов в день.Материалов особых не было,бальзы и подавно.Модель изготовлена из сосны,1.5 -3 мм фанеры,осинового шпона,пенопласта.Обшита по-началу была лавсановой плёнкой ,поверх него слой микаленты на эмалите.Это было сделано для лучшего удержания нитрокраски на поверхности…Насыщенная биография у этой модели.С каждым годом ,выступая с ней на Чемпионатах по кордовым моделям, она поднималась вверх по таблице результатов. Может быть и в призовые места бы попала когда нибудь,но выше 4-го места я с ней подняться тогда не смог. Жалел . Очень была модель летучей. Способна делать любой пилотаж.Я делал лишь горку, крен под 60 град ( по правилам 45 град),конвеер,сброс листовок. Корды сначала я сделал для модели максимальной длины - 21.5 м .Это я позже их укоротил до 18-ти, а вот поначалу на 6-ти кубовом дизеле модель с безразмерной кордой еле держалась в воздухе.Но на следущий год после постройки у меня уже был МДС-6.5. С этим двигателем модель стала болидом.На полных оборотах усилие на кордах было около 20 кг, из круга тянуло неподецки. У модели был отклоняемый руль поворота .На малых оборотах руль отклонён вправо 10-15град, при даче газа,посредством тяги, РП становился в ноль. Позже руль был зафиксирован в 0-м положении . Первый глушитель на модели был паяный и выхлоп был сделан по-копийному, но после первого же полёта,который был сделан прямо на первых соревнованиях , он полностью распаялся от температуры нагретых газов. С тех пор ,если это были самодельные глушители, я стал делать из дюраля и клёпаными, либо на шурупах.Элероны были задействованы с РВ как закрылки. Модель неразборная - большой минус.Ещё большой минус , но это уже от выбора прототипа, расположение стоек шасси прямо под центром тяжести.Хотя я и сместил их незаметно вперёд на 5 мм , частенько на посадке она после пробега становилась на нос , особенно если на лётном поле присутствовали лужи. Возить на соревнования её было мучением.И где она только не ездила : в багажных отсеках Икарусов(автобус), под потолком на поручнях. На Ту-154 летала . А однажды я её дал на выставку… и приехала она с неё в грузовике вместе с картингами на полу ничем не закреплёнными… За годы эксплуатации Г-22 подистрепался…

flying_yogurt

Валерий,привет!
Как здорово,что этот проект ты всё таки решил осветить на форуме.Это замечательный прототип.Очень хотел его построить под кубовый мотор.С огромнейшим удовольствием послушаю рассказ о его восстановлении ещё раз.Красота!

Orel

Вот несколько фото сохранилось о этой модели и её первоначальная раскраска.

KUZ=

Валера здравствуй. Рад тебя снова видить. Как там поживает твой двухмоторный Як. Вроде бы отпуск у тебя давно уже кончился а новых отчетов о ходе работ нет.😁 Очень интересно как идут дела. Я к сожалению по ряду личных причин летом заниматься любимым хобби не смог. Теперь хоть на других посмотреть.

Orel

…и продолжу историю о модели,которая длится уже четверть века . В двухтысячном году для участия в областных соревнованиях по кордовым моделям среди юниоров я подготовил Г-22. Модель была полностью переобтянута и перекрашена.Обтяжка шифоном с выделением текстуры ткани.Окрашена автоэмалями,что не потребовало нанесения защитного слоя двухкомпонентным лаком. Прибавила модель в весе,т.к был ещё установлен глушитель и механизм сброса листовок .Полётный вес модели стал 2400 грамм .Выступал с ним мой ученик семиклассник Шанин Евгений. Он хорошо овладел управлением полёта кордовых моделей и я смог доверить ему эту копию.Занял он с ней 2-е место.Случилась с моделью тогда непредвиденная ситуация. После выполнения зачётного полёта и сброса листовок мальчишка не мог заглушить двигатель.Надо было немного разогнать модель и плавно натянуть корду управления газом , двигатель обычно сразу глох. Но в этот раз он не подчинялся,модель продолжала лететь,хотя мотор работал на самых малых оборотах.Тогда Женя изо всей силы дёрнул корду и … тяга дросселя слетела .Мотор дал полные обороты и мне для спасения модели и всего остального пришлось забежать в круг и перехватить управление моделью до полной выработки топлива . Посадка была не в зачёт . Первое место заняла тогда модель СБ на двух КМД.
Крайний показательный полёт модели был сделан лет 7 тому назад. С тех пор она висела в кабинете на гвоздике …пока я снова не обратил на неё внимание
P.S. Чертежи модели были использованы из МК79№9
Так выглядела вновь окрашенная модель перед теми соревнованиями .

KUZ=:

Валера здравствуй. Рад тебя снова видить.

Приветствую ,вас друзья!Так же рад видеть вас и общаться. О двухмоторном Яке я когда-нибудь расскажу,когда вновь до него руки дойдут.А пока он пополняет ряды моих недоделок😍Юра,хотел бы твой Як-1 увидеть здесь на форуме,многим будет интересно ,а мне тем более.

Немного о конструкции модели.
Крыло: двухлонжеронное .Главный лонжерон из сосновых полок в корне 10*5мм ,на законцовках 6*2 мм.Нервюры осина 2 мм с облегчениями. Законцовки от элеронов полностью заполнены пенопластом ПВХ.В правой законцовке свинцовый груз.Лобик крыла до гл.лонжерона зашит осиновым шпоном тл. 1.5 мм.Обтяжка -тканью.
Фюзеляж: из сосновых реек ,шпангоуты из 3 мм фанеры.Борта “застеклены” пенопластом тл. 5 мм.От прередней кромки крыла до задней ПХВ , далее к хвосту крупношариковым .Так же полностью из пенопласта сформирован задний гаргрот. Передний гаргрот -фанера 1.5 мм , подкрыльевое пространство фюзеляжа тоже 1.5 мм фанера.Створки капота из фанеры 1.5 мм.Замучался гнуть её,лучше бы из алюминия сделал ,но посчитал,что нитрокраска не удержится на нём и будет скалываться.Лучший вариант был бы из стеклопластика ,из которого отформованы створки кабины. Носовой шпангоут с отверстиями охлаждения осиновый .Моторама буковые бруски.
Оперение: по контуру киля и стабилизатора осиновые рейки.Внутреннее заполнение лёгкий пенопласт.Обшивка 0.5 мм осиновым шпоном .Рули наборные из осины.
Шасси: стойки из дюралевой трубки 8*6 мм ,снаружи покрытые стеклопластиком до необходимой толщины. Обтекатели колёс стеклопластик .Колёса самоваренные из сырой резины, полые внутри с толщиной стенки 2.5 мм .А других у меня тогда и не было.Это сейчас можно найти на любой вкус и в любых размерах и колличествах.

А вот что осталось от первого распаявшегося глушителя. Выхлопные патрубки ,которые являются видимой частью модели и устанавливаются как декоративный элемент.

fed

Приветствую, Валера!
Очень рад тебя видеть с новым “старым” проектом!
Замечательную идею ты претворяешь: Делаешь реставрацию , доводку, переделку своих копий в RC. Они того стоят! Одна другой краше! Сделаны просто мастерски!

Г-22 сделан очень добротно и думаю еще много лет пролетает.
Насколько я понял, ты его хочешь под RC-электро?
Но такая большая и добротная модель на современном ДВС-е 4-х тактном была бы вообще атас! Но конечно тебе решать…

Orel

Спасибо за поддержку,друзья! Модель ни чем не покрывалась ,автоэмаль не подвержена агрессии топлива .Но в первом варианте модель была окрашена нитрокрасками и покрывалась двухкомпонентным паркетным лаком.
Хочу ,чтобы модель снова летала.Закупив недавно достаточно мощный борт и б/к двигатель, я окинул взглядом все свои модели на которые можно было бы его применить.Взгляд пал на Г-22 . Слабоват моторчик пока,но поднять сможет.По-этому и решил переделать Г-22 в электролёт .
И начал я переделку Г-22 на электротягу. Удалил всё лишнее ненужное , тяги и качалки кордового управления,вырезал из правой законцовки пенопласт и свинцовый баласт , облегчил немного брусья моторамы , сделал в противопожарной перегородке (2-й шпангоут) большой вырез для установки аккумулятора . Планер модели стал весить 1650гр. Установил серво РВ и РН в корневых нервюрах крыла.От серво к рулям проведены боудены. Серво РВ HS422Delux . Серво РН HS- 82MG.Серво элеронов так же HS-82MG.
Двигатель Дуальский XM3548/5 вес 165 гр… 650 вт. Аккумулятор для облёта пока поставил Кокам 2000 мач 16С.
Погоняв модель по двору и убедившись в его капотливости установил дополнительный костыль в носовой части.Винтов без него не напасёшься .

ViperON

Хороший отчет Борисыч! 😃 надо видео вставить, пусть народ любуется.
Модель очень красиво летает! (сам видел 😃)

spyder3

Очень красивый самолёт. Чем то на Спэйс Уолкер похож но более элегантен. Раскраска тоже супер. Жалко что таких АРФ нет.
Мотор я думаю в самый раз. На моём Пайпер Чероки от Great Planes Скорпион 1000кв 1000вт стоит с 2 Х 2200 20C 4S батареями в параллель. Винт АPS 11Х5.5. Вес планера с мотром и батареями 2.9кг. Вполне тяги хватает. У вас же 1.65 +0.165 + батарея (не знаю какой вольтаж) - намного меньше. Может правда 16С ток требуемый не отдать (если только их не 2 в паралель).
Капотирование же старнно. Обычно рулежка и начало взлёта на самолётах с хвост. колесом всегда с полностью поднятым рулём высоты и капотирования на рулежке и взлёте я на всех своих тэйл драггерах (так их тут зовут) не замечал. Но на посадке - там да.
Успеха в проекте!

Orel
spyder3:

Может правда 16С ток требуемый не отдать (если только их не 2 в паралель).

Да,я этого опасался,но напрасно!Батарея летает первый сезон и отдаёт свой положенный ток в 32 А,хотя и отлетала больше полусотни полётов на пилотажке.Регулятор поставил Маркус 60А на 2-3 липо. 4 банки он не потянет, да и в конце лётного сезона не ввожу в эксплуатацию новых акков ,хотя для Г-22 приготовлены и 4S1P 3700 мач.Но облетать модель решил на 3S1P Kokam 2000 16 С

Вес всего оборудования на модели 650 гр
С этим бортом была получена статическая тяга в 1.5 кг . Энерговооружённость 0.6 . Нагрузка на крыло 72 гр/дм2
Полётный вес модели составил 2300 гр , но вот центровка получяется очень задней .
В моторный шпангоут вкручен свинцовый баласт в 80 гр. Полётный 2380 гр. Центровка ещё задняя 28%.Ещё бы загрузить - вес полётный растёт , а придётся. На кордах модель всегда летала с этой центровкой . Нормальная центровка с 370 граммовым четырёхбаночным акком , но он пока будет на консервации , когда для него будут подготовлены ещё несколько моделей для постоянных полётов .

boroda_de

Очень красивая модель. По-хорошему завидую

Orel
boroda_de:

По-хорошему завидую

Юра,привет! Слежу за всеми твоими проектами от самого Мессера:)

А я ещё не всё рассказал о модели…
вот ещё несколько фото.: Стойки шасси,установка всех серво …

valera_o

Как говорится, ПИПЕЦ!
но у меня еще есть время! 😉

Orel
ViperON:

надо видео вставить,
Модель очень красиво летает! (сам видел 😃)

Володя,ну,вот-вот и можно выкладывать:)
Всю неделю лили дожди и я неторопясь успел подготовить модель. Погоняв её по двору ещё раз убедился , что пока единственный винт большого диаметра мне не сохранить.Модель подпрыгивая на костыле постоянно стремится встать на нос . Выход из этого положения пока нашёл только в установке четвёртой точки опоры, хотя бы для пробежек и испытаний в полёте. Противокапотажное устройство из ОВС 3мм .Некопийность,но что делать , не думали конструкторы 30-х , что их склонные к капотированию самолёты будет кто-то копировать .
Дождь закончился и под тучами на горизонте засиял просвет. Я решил выехать , чтобы совершить несколько пробежек по моему небольшому аэродрому,там где в основном всегда летаю - на песчанной площадке на пятачке в 50-60 метров .Поставил сначала модель на бетонку для позирования и отснял несколько кадров на память. Суеверен , но сфотографировал.
ТТХ модели : Размах -1.56 м .
Полётный вес -2380 гр
Нагрузка на крыло 74 гр/дм2
Винт - АРС 13*4(для облёта)
Статическая тяга 1.5 кг.
Энерговооружённость 0.63

fed

Привет, Валера!
Классно смотрится на взлетке! полная иллюзия настоящего!
Я так понял, что облет уже состоялся? Очень интересно! Одно дело на корде летать, а другое в полноценный полет выпустить… Тяговооруженность немного смущает. Узкие на концах крылья, непростой в пилотировании самолет с таким весом, срывной может быть. Но хочется услышать твои впечатления!
Шасси действительно совсем не вынесено относительно Ц.Т. Может его чуть вынести, если это возможно? Может и в ущерб копийности - но будет лучше взлетать и садиться.
Валер, ты сильно не рискуй! Лучше в следующем сезоне поставишь более тяжелый акк в нос. Это будет надежней! На таком самолете я бы не стал лететь с задней центровкой.

p.s. 4-х тактник ему надо. Это было бы душевно! Но это так, мысли вслух…

Pumper
Orel:

пока единственный винт большого диаметра мне не сохранить.Модель подпрыгивая на костыле постоянно стремится встать на нос . Выход из этого положения пока нашёл только в установке четвёртой точки опоры, хотя бы для пробежек и испытаний в полёте.

Мне кажется, что если Вы позиционировали стойки по чертежам из МК, то их можно смело двинуть вперед мала-мала.
Тут понятно, почему :
www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1249575448/25

Orel
fed:

Привет, Валера!
На таком самолете я бы не стал лететь с задней центровкой.

Андрей ты совершенно прав…но я полетел:😃 …Спустившись с бетонки на песчанный пустырь, подключил борт и совершил пробежку… Модель взлетела .Сразу посадил её .Снова принёс её на старт .Взлетать или не взлетать - вот в чём вопрос? Нос бы ещё загрузить. Погода стала налаживаться , ветерок дул небольшой - пару метров в секунду, температура окружающей среды +10 гр. Надо взлетать …

И вот этот полёт.Конечно первый полёт не самый лучший, но ,как правило он в основном и запечатляется не только на видео,но и в своей памяти …
Модель достаточно резво пошла на взлёт , поднял её повыше , идёт с кабрированием , триммирую РВ .Однако задняя центровка , я и забыл подгрузить нос .Первый полёт делаю не продолжительным ,чтобы оценить состояние борта .Завожу на посадку ,планирует хорошо и начинает задирать нос .Ухожу на второй круг , отвожу подальше за кустарник .Убираю полностью газ, иначе снова будет перелёт и планирую без газа до полосы. Посадка невзачёт, рука двигает стик управления РВ инстиктивно ,как на модели с нормальной центровкой и в результате модель шлёпается потеряв скорость с метровой высоты плашмя на мокрый песок… Целая ,даже винт , помогла всё-же противокапотажная стойка и развитая “борода” под винтом.Слегка согнулась левая стойка шасси , ну, да ничего , поправим. модель в остальном совершенно цела.На бетонке первая посадка была бы чревата…
Что можно сказать о самом прототипе в радиоварианте ? Необычайно летуч, хоть и не с малой нагрузкой на крыло , но с великолепным аэродинамическим качеством… По крену нейтрально-устойчив , можно сказать, среднеустойчив.По тангажу , после загрузки носа будет великолепное управление .По курсу нареканий нет. Совершенно не склонен к штопору, как Ан-2 , опускает нос и парашутирует благодаря законцовкам на которых нет срыва потока от элеронов, если бы таковые имели место на них быть. В общем прекрасный прототип для пилотажного самолёта . Посмотрим , как будет крутить пилотаж с более мощным бортом. После посадки всегда определяю на ощупь нагрев связки -двиг-акк-рег.Мотор холодный , акк вообще не нагрелся , регулятор слегка тёплый. Можно грузить винт побольше . Будем подбирать.
Вечером догрузил нос свинцом ещё на 100 гр… Определил точно предполётную центровку - была 28% 😆
Теперь 22 % , Готов к новым полётам .
Размеры модели ещё вмещаются в мой седан.
Выгибаю левую стойку ,на пару градусов отогнулась.

Юрий (Pumper),спасибо за ссылку.Действительно ,по ссылке снова попал на форум:).Ещё хочу сказать,что в 80-е увлёкся СЛА и уже начал строить реплику Г-22 1:1. Изготовил шпангоуты фюзеляжа,заготовил сосну для лонжеронов крыла и фюзеляжа.Потом построил сдвоенный гараж по 4*10 м для сборки реплики , но конец перестройки не дал мне закончить этот проект самолёта,пришлось съезжать с насиженных мест.Значит не судьба. Но стойки сразу были на чертежах сдвинуты вперёд на 18 градусов от ЦТ до точки касания колеса с грунтом в положении горизонтального полёта.Пилотирование копии давало драгоценный опыт для постройки реплики.

boroda_de

Одно дело читать, другое видеть: последние секунды бьют по нервам.

kvn543

Да уж, слишком высокий заход на посадку и резкая потеря скорости… Жалко птичку…

Orel
kvn543:

Жалко птичку…

О чём жалеть?😒Лишь о немного подогнувшейся стойке шасси,которая сразу после приезда была выгнута на своё место(крайнее фото).Вся модель совершенно цела.Она совершила в новом обличии уже 5 полётов.С каждым полётом время полёта увеличивалось.Крайний полёт был продолжительностью 6 минут…Летает Г-22 с винтом 13*10.Тяга с ним в статике 1700 гр на том же аккуме.Полёт более резвый. Все оборудование в том же состоянии ,что и в первом полёте , не греется.Поставлю винт 14*8.5 ( призводитель советует до 14*7), с ним тяга будет побольше.Заход на посадочную глиссаду делается с дистанции около 300 м с большой высоты,т.к за кустарником модели на меньшей высоте не видно.Заход можно делать только с одной стороны и при одном направлении ветра.Качество планирования очень высокое ,закрылков нет,по-этому посадочная дистанция очень длинная.Задействую элероны под них.Посадки производить гораздо легче при свежем ветре 4-5 м/с ,не надо уводить модель за пределы видимости .Последующие посадки с нормальной центровкой были с точной притиркой к полосе и пробежкой около 15 метров.Ось винта сейчас поставлена вниз -0 ,вправо 1 гр. После 6-ти минут полёта не чувствуется просадки аккумулятора.Последующие полёты будут проводиться с постепенным увеличением времени. Модель делает мертвые петли .Бочки получаюся медленными,увеличу расходы элеронов.

flying_yogurt

Тут,Валер,даже комментировать нечего.Зверь машина!Ты говорил про самодельную резину колёс.На фото это те самые?А как реализована их конструкция?они у тебя дутые,пустые,или имеют микропористый сердечник?

Orel
flying_yogurt:

Ты говорил про самодельную резину колёс.На фото это те самые?А как реализована их конструкция?они у тебя дутые,пустые,или имеют микропористый сердечник?

Костя,привет! Да это те самолитые шины колёс.Варил в форме из алюминия.Вытачивал матрицу и пуансон .Получились не с первого раза.Сначала тонковатой получилась стенка шины.Уменьшил внутренний пуансон ,тогда стенка получилась нужной толщины. 2.5 мм показалась достаточной,чтобы не набирать вес.Колёса достаточно жёсткие,но хотелось бы немного пожёстче.На посадке сильно проседают.Собирался их надувать шприцем ,но так и не пробовал.Они пустотелые.Создают хорошую амортизацию,как на прототипе широкие колёса низкого давления,т.к стойки шасси без амортизации. Всё-же наверное заменю их на микропористые (современные:)) и более лёгкие. Внутренний пуансон вынимался через минимальный разрез по оси шины . Затем разрез склеивался резиновым клеем и зашкуривался.Места разреза не заметно.