АНТ-1 "птичка-невеличка"

Orel

С этой моделью связана у меня одна очень замечательная и приключенческая история ,которую я расскажу после окончания рассказа по её постройке.Моменты постройки и его этапы зафиксированы моим цифровым фотоаппаратом и я нисколько не имею желания держать эту информацию в своём ПК и намерен открыть ещё одну тему. Текст и описание соответствуют времени в котором строилась модель и я только копирую его,т.е цитирую свои записи…

…Происходит какое-то расслабление души и тела, чесслово, как после хорошей бани. Душа и мысли отдыхают… Я свободе-е-н , словно птица в небесах . А мысли долго не любят отдыхать , они постоянно роятся в поисках чего-то нового – чем бы руки занять. Мои мысли -мои скакуны , чего же ,чего же такого сделать. И то хочется и другое, новое или старое доделать ? И приходится спрашивать Душу , чего ей потребно.Долько Душа даст верный ответ . Ведь ни один моделист не возмётся за работу ,если душа не лежит. Очень многие факторы влияют на выбор. К какому прототипу обратить своё внимание, к какой его размерности , конструкции , начинке и т.д .
Чего я хочу ? … чего-то простенького и что б летало.😒 Конечно банальное желание . Но ещё и то , за что не каждый моделист возмётся и то , что пока ещё не видел у коллег…
Нравятся мне коротконосые самолёты, хоть и с центровкой у них очень проблемно , но есть и плюсы ; допустим увеличенное плечо оперения . А ещё хочется побороться с ЦТ , и как у меня это получится . По правде говоря , не так и сложно , но всё-таки это тоже даёт особый стимул.
Итак , АНТ-1 - первое летающее творение Андрея Николаевича Туполева , спортивная авиетка. Очень простая конструкция , легко воспроизводимая в модели . Я уже разглядел её досконально и успел влюбиться . Нет, не с первого взгляда , хотя нравился мне этот прототип давно. Чертежи из КР 92г. И несколько фото из инета. Вот двигатель Анзани-35 фирмы Бристоль с подробным видом пока не нашёл. …есть одно фото(прислал Константин Скачинский).
О размере модели… Метровый размах. Отступление : - я снова на очередном витке творчества , от самых маленьких до постепенного увеличения размеров . Вот этот метровый диапазон (не радио) известен всем авиамоделистам и большинство электро строятся в нём + , -.

Технология постройки этой модели не имеет никаких инноваций — Классика. Старая, отработанная годами манера исполнения. Но может и в этой теме кто-то найдёт для себя что-то новое , как я нахожу почти в каждой теме у коллег.
Сегодня как-то не подготовился к очередному изложению ( ТТХ и т.п) , летали …но постройка началась с фюзеляжа . Хотя мечтаю её начать с " двигателя" и приборной доски на которые у меня может не хватить времени и терпения после первых полётов модели кои можно проводить и без них . Но без них копия не копия . Водится за мной такой грех оставляю на потом , а " потом" долго не приходит…
Подготовил рабочие чертежи. Вообще-то они уже давно были отпечатаны , но не склеены.Потом ,когда они были склеены ещё долго висели на протвоположной стене ,каждый раз попадаясь мне на глаза… И вот час их настал , я решил обратиться к этому прототипу . Размер при печати немного " съехал" от метра на пару см.
Размах модели - 98см
длина модели - 72см
пл.крыла - 18.3 дм/кв
масштаб 1: 7.4 от прототипа.

Полётный вес загадывать не буду , чтобы не иметь разочарований. Но максимальной планкой ставлю удельную нагрузку на 40 гр/дм2 , т.е 730 гр полётного веса. Естественно,расчётный вес ( первого приближения) будет браться гораздо ниже - 30 гр/дм2 - 550 гр полётного.

www.airwar.ru/other/draw/ant1.html Чертежи АНТ-1
1:1

Terranozavr

Вот двигатель Анзани-35 фирмы Бристоль с подробным видом пока не нашёл

может быть тут или тут что нить будет?

и может быть то, что во вложении оно? просто 35 - это название или просто мощность?

1909 - 0689.zip

Orel
Terranozavr:

просто 35 - это название или просто мощность?

35-это мощность.Спасибо Евгений ! …не нашёл в ссылках 35-ти сильный 6-ти цилиндровый Анзани 1910 года выпуска.Да и фото двигателя от Константина задевалось …

ВМГ (с креплением и винтом) - 80гр
Регулятор 20А -26гр
Аккумулятор 1250 мач -105 гр
серво РВ и РН -10 гр 2 шт.
серво элеронов - 9 гр 2 шт.
приёмник - 20 гр
Общий вес бортового оборудования 270 гр .

Предварительную развесовку имеем такую:
Каркас фюзеляжа - 80гр
Каркас крыла - 80гр
ГО -10гр
ВО - 5гр
Шасси -30гр
Мотор (макет) -35гр
Обшивка -40 гр
Окраска -40гр

Планер -320гр
Борт -270гр
Полётный -590гр.
А пока помаленьку начнём …
Лонжероны фюзеляжа Липа 3.5*3.5мм в носовой части с плавным уменьшением к
хвосту 2*2мм. Сразу изогнуты по виду сверху и сбоку, чтобы не иметь напряжений при сборке.
Каркас фюзеляжа собран на простом внутреннем стапеле из дюралевой трубки 10мм . Основные шпангоуты имеют 4 недопила для последующего их облегчения…

липовые лонжероны фюзеляжа
трубчатый стапель

остов готов…приступим к изготовлению крыла

flying_yogurt

Спасибо,Валер,за эту тему!Очень хороший проек…поучительный

Orel

. Начнём собирать крыло. Для метрового размаха я думаю не стоит его делать съёмным , отразится на весе . Да и применить можно только отъёмные консоли на штырях, т.к конструктив стоек шасси не позволит сделать крыло цельносъёмным - одна часть стойки крепится к фюзеляжу, другая к крылу. Профиль крыла скопирован с чертежа
Сначала шаблоны ,пенопластовые шаблоны- проставки.По пеношаблонам делаем наметку на бальзе и вырезаем нервюры с небольшим припуском .Снова собираем пакет-“шашлык” , мясо,помидор…мясо,помидор.Пазы под полки лонжеронов фрезеруем.Разделяем на левых и правых и на неправых и на не левых 😃.Затем облегчение левых и правых нервюр консолей крыла.
Пенопластовые проставки для уменьшения стачиваемого угла на кромках нервюр. Пенопластовые могут пригодиться для крыла какого-нибудь пенолётика .

пакет нервюр пока из потолочной плитки по шаблонам корневого и концевого профилей

бальзовые нервюры
собраны снова в пакет


пазы под полки лонжеронов
нервюры сформированы по внешнему профилю
на стапель с заданным углом V

Terranozavr

простите, но мотор на фото с АНТ-1 и мотор на фото с по ссылке очень похожи. разница в л.с. - тот, что на цветном фото на 10л.с мощнее

Orel
Terranozavr:

простите, но мотор на фото с АНТ-1 и мотор на фото с по ссылке очень похожи. разница в л.с. - тот, что на цветном фото на 10л.с мощнее

]

Да,Женя, действительно это он .Спасибо! Я тебе за это потом его муляж покажу(свой)😃 Модель построена 2 года назад и живёт своей счастливой модельной жизнью . Признаться , мне очень приятно было копировать этот двигатель .

Orel

Для создания будущих проектов стараюсь записывать вес каждой детали самолёта.
Запланированный вес крыла без обшивки -80 гр . Крыло в состоянии на крайнем фото имеет вес 38гр.
Лонжерон передний : полки - корень 3.5*4мм
конц 2*4мм.
Полки главного лонжерона с внутренней стороны армированы углём 0.5*4мм входящего в толщину указанного расмера полок и имеют вес 10 гр ( обе) материал -сосна.
Лонжерон задний : полки - корень 3 * 3.5мм
конц 2 * 3.5мм
Не армирован , является вспомогательным . Полки имеют вес -5 гр
Вес 24-х облегчённых нервюр - 22 гр
Корневые нервюры из апельсин-фанеры .
А откуда лишний грамм взялся? Клей не учёл клеено ЦА.

сборка крыла


Срастил полуготовые части крыла и фюзеляжа , чтобы легче было вести компоновку. Теперь точно не смогу узнать веса этих частей по отдельности , только примерно.
Приступлю к изготовлению оперения …

сращение

Orel

Стабилизатор размахом 32см цельнобальзовый получился весом 6.5 гр . Руль высоты имеет вес 3.5 гр. В запланированный вес 10 гр вложился , но не учёл веса навесов и кабанчика руля высоты , значит на пару грамм будет больше.
Так и вышло - навесы и кабанчик РВ 2гр. Горизонтальное оперение -12 гр. Кабанчик металлический паян к оси оловом , предварительно обмотан тонким проводом 0.2мм . Кронштейны - 2мм гетинакс . 4-ре навеса -“самокрутки” из 0.6 мм провода.

стабилизатор


горизонтальное оперение

кабанчик РВ
-//-
установлен (не вклеен)

Orel
valera_o:

Диаметр проволоки скобы РВ?

Валер,ОВС 1.5 мм

…Ни с одними другими прототипами невозможно спутать вертикальное оперение первых Туполевских машин. А марку знаменитых “хвостов” начинал его первый АНТ-1 . Руль поворота имеет конструкцию из лёгкой бальзы за исключением задней кромки ( из твёрдой) , т.к тонкую кромку приходится всегда армировать липой . Вес руля с навесами от упаковочной мебельной ленты ( от комп. стола) -2 гр. Конструктивно простой киль изготовлен после установки горизонтального оперения и имеет вес не больше РП .

руль направления

киль
оперение

Orel

…Зашил гаргрот лёгкой 1.5мм бальзой . Полностью оформил хвостовую часть и установил костыль . Теперь можно точно знать требуемый балласт на нос с учётом обшивки. Мда, перспектива не радует - по уровню моторного шпангоута для центровки требуется 200 гр. Поэтому всю элктронику будем грузить перед ЦТ , и даже серво. Установил стенку лонжерона из 1.5 мм бальзы и зашил лобик . Шпон пилю шириной 30мм из лёгкого 0.1 гр/см3 бруска 20*100*1000 мм . Ширина задана максимальной возможностью циркулярной фрезы 0.6мм .Так как стыки неизбежны для обтяжки лобика крыла , сделать его решил по его передней кромке.
Так , вес планера уже имеем 115 гр . Надо уложиться в 175 без шасси и обшивки.

обшивка лобика консолей крыла



гаргрот фюзеляжа заодно зашит

вклеены полки нервюр.стойки шасси примеряются.

Orel

Крыло ещё незакончено , хотя и установлены полки нервюр , изготовлены элероны(не навешены).Настал момент установки стоек шасси, что даст возможность до конца оформить носовую часть фюзеляжа , а значит и весь фюзеляж.
Шасси. Всегда хочется сделать его как можно легче и прочнее , но 10% полётного веса на копии оно всегда займёт. Ещё не было случая чтобы шасси на моей копии сложилось ,смялось или его полностью вырвало на нештатных посадках (тьфу-тьфу), т.к всегда закладываю в него дополнительную прочность - оно первым встречается с посадочной полосой после полёта.
Стойки шасси изготовлены из дюралевых 30см вязальных спиц Ф3.5мм . Но сначала были изготовлены шаблоны из простой ал.проволоки и примеряны . По их конфигурации гнулись сами спицы.
Но как же их крепить к фюзеляжу? Одним из простых и действенных способов соединения разнородных материалов является крепление на нитках с клеем .От скоб с заклёпками в этом случае я отказался , и весу больше и установка сложнее и ещё кое в чём этот способ проигрывает в моём случае.
Готовые стойки имеют вес 16 гр + 6 гр ось из ОВС Ф2.4мм (дл. 18см). Этот диаметр оси является оптимальным для модели с полётным весом в 600 гр. Аналогичное шасси у меня применено на множестве копий таких как : АИР-3 , И-2бис , Р-1, Ньюпор , У-2 , ВЕ-2Е характерные для прототипов начала прошлого века до 30-х годов.
Для общего вида приставил колёса от АИР-а , хоть они и меньше на полтора сантиметра .
стойки


клёпано медью





шито белыми нитками😒

ViperON

Все время поражаюсь Борисыч, твоим простым и красивым решениям!😃

Orel

Прежде чем зашить бальзой низ центроплана , установил расчалки стоек шасси , и ложементы р\м руля высоты и направления. Расчалки из кордового тросика 0.3 мм как и стойки закреплены стационарно . Прочность с ними гарантирована , они придают большую жёсткость всей посадочной системе . Степень амортизации легко подбирается величиной резиновых колец.
Ложементы серво бальзовые , имеют вес с креплениями 3 гр (оба). Отверстия под шурупы проциакринены.

ещё без элеронов
с элеронами
расчаливаем стойки 0.3 мм тросом

узел крепления задних подкосов стоек шасси
теперь можно зашивать низ центроплана
серво РП и РВ HS-05 c их ложементами
в ложементах
установлены

teichmann

Валерий а вы не пробовали с авиамодельными журналами работать,Фото и статьи посылать,-это должны все видеть,.Всё так элементарно и просто.Ваши отчёты о строительстве вообще пора объеденить в отдельную папку-как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.как классику Авиамоделльногостроения.

Orel
teichmann:

Валерий а вы не пробовали с авиамодельными журналами работать,Фото и статьи посылать,-это должны все видеть,.Всё так элементарно и просто.Ваши отчёты о строительстве вообще пора объеденить в отдельную папку-как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.как классику Авиамоделльногостроения.

Спасибо,Hans ! Нет,с авиамодельными изданиями я не пытаюсь работать. Их у нас немного и жизь у них не долгая,хотя очень люблю МСиХ. Лучший журнал для авиамоделистов ,авиамодельный форум.Здесь ответы на все наши вопросы. Сам учусь у коллег😒 А для своих проектов создам отдельную тему и сконцентрирую все ссылки в одной теме для широго доступа. Не очень люблю перечитывать длинные темы ,выбирая нужное,по-этому о каждой модели открываю отдельную тему.

…Как же отличаются по времени одна операция при постройке модели от другой. Вот боудены вставлял неимоверно долго , бесконечные примерки , настройки. И дела сделанного не видно. Носовую часть зашил за пару часов и сразу виден результат . Да, мелочи -они совсем не мелочи…😒
Оформил немного носовую часть фюзеляжа и моторный шпангоут. Ну, копия у меня совсем безносая -коротконосая, что поделаешь раз у Туполева в наличии был тогда лишь такой чижолый и не первой свежести Анзани 35 … А у меня такой лёгкий и мощьный Б\К . Носовую часть решил обшить 0.8 миллиметровой фанерой сошлифованной с обеих сторон до 0.6мм . Установил и примерил двигатель ( винт только для примерки , заготовки шин для колёс тоже ).Крепления мотора утоплены в мотораму
. Крышка бортового отсека фанерная . Даже тонкая берёзовая фанера имеет приличный вес . 0.6 мм фанера аналогична по весу 5 мм тл . лёгкой бальзы. Вес этот находится впереди ЦТ , и плечо очень мало , но обшивка фанерой существенно облегчает сей процесс .Советовал бы , если и утяжелять нос , то в самой отдалённой точке от центра тяжести … в моём случае это макет двигателя . Им будет достигаться необходимая ( при необходимости (каламбур)) центровка модели .
Конечно ,длинноносая модель была бы на порядок легче …
боковины носовой части фюзеляжа
ошлифованы
зашивка бортов
место установки двигателя,моторама.
двигатель установлен. Винт и шины только примеряются.
электродвигатель

крышка бортового отсека

Orel

Ну вот и элероны подоспели . По 5 гр на брата. Площадь элеронов 3 дм\2 , что составляет 17% от общей площади крыла.Из-за нехватки мелких серво на многочисленные модели , их (серво) я всегда делаю съёмными. Но не везде они быстро и легко снимаются с модели. На АНТ-1 элеронные р\м будут сниматься быстро , лишь откручиванием одного самореза . Машинки применены 9-ти граммовые Tower Pro . Они имеют длинный провод дл. 35см , что не требует дополнительного удлинителя. Крепление р\м на крышке ,крышка крепится саморезом.
…Вот такой Змей Горыныч поселился в моём кабинете, заняв и без того нехватающего жизненного пространства. Но Вещь , хоть аэродинамическую трубу из него делай , засосёт дО смерти . 😃

элероны под зашивку
Змей Горыныч поселился
спрут , а не Змей

крышка серво элеронов
р/м на крышке , крышка на шурупе
обтяжка оперения

Orel

…Попутно ,устраняя мелкие недоделки ,приступил к обтяжке . Годами выработанная привычка начинать с руля направления и руля высоты .Почему так? Видимо , чтобы приноровиться к этой операции , т.к крайний раз она производится на предыдущей модели и повторение приходит месяцев через несколько. Потому начинаю с обтяжки мелких деталей коими являются рули оперения . Кроме того , после обтяжки рулей их уже можно закреплять стационарно на навесах . Обтяжка микалентной бумагой на эмалите мой любимый и привычный способ . Устранив мелкие недоделки обшил весь фюзеляж .В районе кабины обшивка имеет двойной слой микаленты .Строить подобные модели представляется лёгким занятием . Работа движется , как по маслу. Ни сложной механизации крыла , ни уборки шасси , ни закрылков , ни демонстраций всевозможных здесь не предвидится.А всё перечисленное- это огромный дополнительный вес ( балласт) требующий от моделиста большого умения , чтобы модель была и летучей и прочной. Постройка АНТ-1 есть ещё один небольшой отдых для мозга и души. О конечном весе даже и не задумывался … Лгу , Не имея никакой механизации на модели , всё сводится только к одному компромиссу, - летучесть -прочность . Оп, я уже это говорил чуть выше ., скажем так - сводится всё к достижению необходимой прочности , а летучей она сама останется … Страстной борьбы за граммы ( лишние) не ведётся ,разве что в хвостовой части
С обтяжкой крыла закончена полная обшивка модели. … Так, сколько на планер я запланировал ? …
305 гр !.. Будет немного больше в конечном результате . На этот момент вес обшитого планера ( на фото без учёта р\м ) покрытого 3-мя слоями эмалита составляет 260 гр . Добавочный вес придаст отделка модели и макет двигателя , и большие , как у шайтан-арбы колёса .


обтянутое микалентой оперение

обтянутый микалентой фюзеляж



левая консоль перед обтяжкой
правая консоль перед обтяжкой
крыло обтянуто

примерим ещё раз элероны

элероны обтянуты



модель полностью обшита

Orel

АНТ получит для облёта не лыжи , но колёса. Диаметр их достаточно велик -80мм , но с сухого песчаного грунта будет очень непросто взлетать и садиться . Есть у меня для летних полётов копий одно место … на карьере в 10 км , там обычно песок влажный и хорошо держит модель. Ещё одна неприятная особенность самолётов того периода - ось шасси располагалась прямо под ЦТ и пилотам приходилось иметь хорошую сноровку , чтобы не скапотировать.По своему опыту знаю , как это нелегко. Много лет назад выступал на соревнованиях со спортивной копией самолёта Г-22. Ось шасси незаметно перенёс на 5 мм вперёд центра тяжести , но однажды на очередных соревнованиях пришлось летать после дождичка и модель в конце пробежки во всех турах заезжая в лужу становилась на нос к всеобщему смеху и удовольствию спортсменов и зрителей . Тут уж ничего не поделаешь , ось как на Як или Ла вперёд не передвинешь , однако и на АНТ-1 я хоть на 5мм , но ось установил перед ЦТ , зная ,что это малоэффективно … но всё-таки.
Итак, колёса. Сохранились у меня издавна заготовки для шин из пористой резины от автомоделистов . И никуда они не подходили , но на мой АНТ пришлись в самую пору , как будто для него были вырезаны . Из них я выточил будущие шины для колёс . Диски изготовлены из авиафанеры 0.8мм .Таким способом изготовлены жалюзи для ЛИ-2. Фанерные круги доведённые до тл. 0.6 мм замочил в воде и под пресс в банку из под кофе. Крышка банки прижимает края будущих дисков от коробления , а по центру под крышкой давит конусная втулка . Поскольку дело было вначале дня , то для ускорения процесса высыхания дно банки проткнуто шилом в несколких местах и пробито отверстие пробойником для жала паяльника который хорошо прогревает такой стапель . Таким образом заготовки высохли за 3 часа . Пока они сохли , обточил на оправке шины колёс и склеил обод .
Оставленная на ночь заготовка из трёх колец 1мм шпона для обода высохла и я смог завершить работу . Шпон был вымочен и обёрнут на оправку с нанесённым предварительно ПВА “Столяр” меж слоями. Затем на той же оправке нарезан резцом на пару колец . В одну половинку вклеена пластмассовая втулка под ось и обод. “Оспицовано” бальзой , проверяется на соосность и закрывается другим диском . На ободе вытачивается полукруглый жёлоб под шину и “забортовывается” колесо . Клеено всё на ЦА. Вес колёсного диска Ф 64 мм составил 6гр , столько же весит и шина , т.е вес готового колеса 12 гр . Если применить микропору от кит. тапка , то на пару грамм колесо будет легче .
У шасси тройная амортизация : амортизационных резиновых колец, стальной оси и самих скатов колёс . Полное обжатие резиновых колец при усилии 3 кг.
шины из микропоры
на оправке
диски гнуты на опрвке из под кофейной банки … с подогревом.
диски для колёс шасси
шыны для колёс шасси
заготовка для ободов шасси

обода для колёс шасси
сборка колёс шасси
внутренний набор колёс шасси, “спицы”.
закрыто вторым диском
шыны установлены


у меня одна мера весов…для испытаний. 7-ми кратная перегрузка.

Orel

Не много найдёшь на форуме прототипов с незакапотированными звездообразными двигателями.А уж рассказа о их изготовлении и подавно. Не каждый готов убить время на его изготовление . Это мой второй опыт постройки макета звездообразного мотора…

…Практически модель доведена до лётного состояния , после установки всего борта можно и подлетнуть. Теперь остаётся доводка до стендового ( копийного) состояния на сколько это возможно . Начал “собирать двигатель” , вернее его макет …
Что меня привлекает в электротяге на моделях-копиях , так это возможность легко замаскировать ( завуалировать) электродвигатель , т.к его минимизированные размеры вполне позволяют это , и по сравнению с ДВС не уродуют вид копии выступающими в разные стороны деталями и ненужными отверстиями.
Б/К уютно расположился в "картере ". Но и здесь выход вала винта не позволил его скрыть полностью - пострадает охлаждение полностью захлобученного движка. Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки, хотя этот борт у меня не грелся на других моделях без обдува.Крепление картера на двух велоспицах ,притянут к крестовине обратного крепления двигателя .

первые заготовки.Картер.

большие шайбы
малые шайбы
делаем оребрение цилиндров
крепление картера на шпильках из велоспиц

Terranozavr

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Orel
Terranozavr:

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Конечно,это же классика .😃

…Подготовил 6 цилиндров для установки на картер . Гружу нос , поэтому детали не облегчаются . Макет делается в основном по картинке Константина Скачинского . Анзани стоял и на Гаккель-3 , Сикорский -3 , ВОП-1,Кудашев-1 …
Ось цилиндров у прототипа смещена …что непременно и воспроизводим .

цилиндры двигателя

по этому фото FY собирается этот макет,размеры снимались с чертежа