И-15 Электро 20% (1:5)

Алекс71
alex144:

А что у нас с радикалом? Что то не кажет чудес!

Всё показывает…

Orel

О выборе параметров и расчёте будущей модели мало кто рассказывает …Да никто и не расскажет.Это описано в различной авиамодельной литературе.Методов расчёта существует несколько.Но при выборе параметров модели можно ещё следовать и не столь распространённым способом расчёта - принципом подобия.Большинством моделистов хорошо освоен метровый размер моделей.От этого размера можно и оттолкнуться при проектировании модели иного масштаба.Здесь всё просто,надо только знать некоторые значения,что и во сколько нужно увеличивать или уменьшать. Зная,что при увеличении размеров модели S кр увеличивается в квадрате ,вес в кубе, легко можно пересчитать параметры в нужный масштаб. Допустим ,если бы я строил копию И-15 в масштабе 1:10 то размах крыла модели составлял бы 0.975 м. Этот размер моделей мне хорошо знаком. Я бы уложил вес такой копии в 800 гр при площади крыла 22 дм и нагрузке на крыло 36 гр\дм2. Увеличенная копия в 2 раза от этого масштаба и есть строящийся сейчас мой И-15 , т.е. М 1:5 .Площадь крыла увеличится в масштаб /в квадрате т.е 2*2=4 …22 дм*4 = 88 дм2 . Вес тогда должен быть у модели двухметрового размаха равен масштабу увеличения от исходного варианта в кубе .т.е 2*2*2 = 8. В 8 раз увеличиваем вес ,т.е 800 гр*8= 6400 гр. К этому полётному весу я и стремлюсь в проектировании своей модели…
И даже мощность хорошо переносится с исходного метрового размера… но она уже умножается на масштаб увеличения в 4-й степени . Допустим ,что для 800 граммовой модели будет достаточно 150 ваттного эл.двигателя . 150 вт*16 = 2400 вт…
И усилие серво тоже рассчитать можно этим же методом.

Покрыл стрингерами гаргрот


dENISCA
Orel:

И даже мощность хорошо переносится с исходного метрового размера… но она уже умножается на масштаб увеличения в 4-й степени . Допустим ,что для 800 граммовой модели будет достаточно 150 ваттного эл.двигателя . 150 вт*16 = 2400 вт…

Хочу предложить альтернативный расчет мощности, в большей степени для себя чтобы знать, в правильную ли сторону думаю. На мой взгляд мощность растет линейно, без степени, и зависит больше от полетного веса.
Итак:

  1. 2400Вт*5=12000 грамм, статической тяги можно получить с мотоустановки.
  2. 12кг/7кг=1,71 (попугаев), соотношение максимальной тяги к максимальному весу модели, т.е. с таким коэффициентом можно смело выписывать 3D.
    По моим практическим/теоретическим расчетам для моделей бипланов-копий коэффициент д.б. равен 0,7-0,8 (для копийности)
  3. 7кг*0,8=5,6 кг - если не ошибаюсь, то такую тягу можно снять с 6S, в итоге в мотоустановке можно сэкономить 400-500 грамм, следовательно и нагрузку на крыло (хотя запаса прочности мало не бывает).

Жду с нетерпением практических данных с полетов.

п.с. это не спор, это пристрелочный залп.

Orel
dENISCA:
  1. 2400Вт*5=12000 грамм, статической тяги можно получить с мотоустановки.

Да,Денис ,как предупреждал меня Bil мощности моей мотоустановки с излишком. По моим подсчётам стат.тяги должно быть около 9-10 кг.Конечно достаточно было бы 2 квт мотора.В своей практике ориентируясь на энерговооружённость 1 всегда прогадывал.Практически все мои модели впоследствии получили более мощные двигатели. Ещё один момент,я не люблю летать на своих копиях копийно😍 плавно поднимаясь в небо,меня захватывает почти вертикальный взлёт и большой запас мощности. Даже при 75 гр/дм2 нагрузки (6500 гр полётного) И-15 будет парить,как пташка. Не имея точных данных ,которые можно снять с б/к допустил небольшую ошибку в масштабе. 2100 мм оптимальный размах должен быть у модели при этом движке … и по расчётам 8 кг полётного.
P.S Но я нисколько не отчаиваюсь;)

Ещё допишу… не досказал. Пользуясь принципом подобия легко прицениться к весу строящейся модели. Я достаточно хорошо ориентируюсь в метровых моделях. Вес всех частей 2-х метровой модели будет в 8 раз больше ,чем метровой.Допустим если вес крыла у метровой модели 100 гр ,у 2-метровой 800 гр… вес фюзеляжа 150 гр - у 2-метровой 1200 гр и т.д. Даже вес двигателя можно перенести …мой 2.5 квт мотор имеет вес 618 гр ,следовательно ,сравнимо с метровой он должен быть 77 гр. С таким весом у меня бесколлекторники дают около 1-1.1 кг тяги.

Orel
dENISCA:
  1. 2400Вт*5=12000 грамм, статической тяги можно получить с мотоустановки.

Вот тут я немного не согласен.
www.scorpionsystem.com/…/i1,081_data_chart.htm Вот подробные данные на 1 квт-ный двигатель. У меня такой стоит на И-2бис ,а другой на Г-22. Если мощность и тяга растёт линейно , то с 1 квт можно снять максимально 3650 гр (см. последнюю строчку в ссылке). Следовательно мощность нужно умножать не на 5, а на 3.65 . Т.е
2450 вт*3.65= 8942 гр стат.тяги.

vlad_den

Извините, Валерий, но это данные для определенного конкретного мотора. Мощность и тяга никак не растут линейно, зависят от очень многих характеристик мотора и винта. Например мотор Hyperion 40-20/16 с винтом 17х7 при входной мощности 1 кВт даст тягу около 5 кг в статике. По моему есть смысл посмотреть разные варианы ВМГ в мотокальке. Модель этого достойна!

dENISCA

Спасибо за таблицу.
Забыл добавить, что коэффициент к=5 получается путем оптимального подбора Kv, пропеллера, типа самолета (гонка/пилотаж).
Согласен что сразу не получится, пусть будет к=4,5.
Но к=3,6 - это никуда не годится… куда энергия девается? на тепло?
Все что ниже 4,5 это грубая ошибка в подсчетах.
Думаю через 2-3 года “К” можно довести до 5,5 - но это будут уже другие материалы.

п.с. оффтоп

Orel

Для кабанчиков РВ применил голимое железо .
нержавеющая и ОВС сталь.
почти готовый узел 17 гр
ОВС Ф3.2 мм от колец колпаков колёс авто.Из нескольких колец лишь одно кольцо из высоколигированной стали
установка по месту
Кронштейн крепится 4-мя винтами М2

7 days later
Orel

Для полноты картины и последующего точного определения центровки, желательно иметь готовую хвостовую часть модели, чем в настоящий момент и занят.Начал изготовление хвостового оперения.Сначала стабилизатор.Хочется уложить вес ГО в 100-120 гр. Лонжероны ст-ра липа 3*2.5 с сужением к законцовкам до 1.5 мм.Стенка лёгкая 1.5 бальза. Пеналы крепления к центроплану фанера 0.8мм . передняя кромка переклей 1.5 мм бальза. Вес консолей в таком состоянии 22 гр. Размах ст-ра 710 мм

Orel

Как всегда, самые маленькие детали отнимают больше всего времени.По задуманной схеме навески руль высоты необходимо так же делать съёмным.Можно, конечно и намертво закрепить их на стабилизаторе.Объяснять не буду , захотелось😒. …э да и легче он будет лишь на вес соединительного болта М2 .Навесы изготовил дюралевые.Дюраль не пластмасска и облегчать её приходится тщательно. По 2 гр на навес ,думаю будет достаточно , а усилие он выдержит и тройное . Узел крепления не стоит делать прочнее места его заделки …

2.5 гр…облегчить бы

но пока примеримся по соосности
углепластиковый пруток поможет в нивелировании
так будут установлены навесы в стабилизаторе
немного облегчил
что может быть лучше фторопластового подшипника скольжения . Эта углепластиковая трубка 4*1 является(будет являться) и осью поворота РВ и силовым его элементом
а со втулочками потяжельче будет. Крайние навесы будут более лёгкими , т.к гораздо короче.

Orel

крайние навесы полегче будут

млин,совсем дело медленно двигается…
…лятаю:)пока сезон

Orel

Кабанчик руля высоты с раздельным управлением на его половинки теперь имеет законченный вид. Получился он у меня не лёгким - 18 гр ,но другого приемлемого материала для него не нахожу ,т.к усилия на нём будут сосредоточены большие … но если прибегнуть к к теории подобия -( всё познаётся в сравнении )- то 18 гр это есть 2.25 гр для метрового биплана .Так что считаю,что для И-15 нормаль … Отрезки углетрубки имеют вес по 4 гр. Теперь вокруг них будет вырастать РВ. Фторопластовые втулки-подшипники развальцованы конусной оправкой нагреваемой жалом паяльника.

valera_o

Валера, не совсем понял насчет “раздельного управления на его половинки”? Имеешь в виду параллельные тяги с одной машинки?

Orel
valera_o:

Имеешь в виду параллельные тяги с одной машинки?

Не,Валера,-на каждое перо РВ своя серво.Просто,пока от второй серво не провёл боуден.Серво на правую часть руля высоты реверсирую( поставлю качалку в сторону правого борта), перепаяв несколько проводков,иначе её качалка стоит неудобно и мешает р/м руля поворота( эта серво стоит по центру ),которая будет передавать усилие на РП через перекрещивающиеся тросики.

Neon_Runner

:)даа… крсаотаа.) мне до такого как ползком до Китая

ViperON

Не переживай! Не одному тебе! 😃 Вот када это все в живую видишь - реально офигеваеш! 😃

Orel

Спасибо за похвалы, кто,как не друзья могут так подбодрить?😋

Пока занимаюсь правой стороной ГО. Стабилизаторная часть уже готова к обтяжке и имеет вес 25 гр . Вот бы перо РВ уложить в эти же рамки,тогда буду считать,что задача выполнена.Пока оно имеет вес 19 гр. Полностью ГО запланировано уложить в 100-120 гр.Вес обтяжки это уже другая статья расходов веса… Кажется получается 😎


крепление к центроплану двумя винтами М2
готовый каркас весит 25 гр

на центроплане

Denis_71

Спасибо,Валерий, за проект с подробным описанием! Очень понравилось сочленение ГО. Не совсем понял как дюралевый кронштейн фиксируется,как обеспечивалась соосность с приводными “рогами” и как "рога"передают усилия на бальзу? Чем руководствовалось КБ делая на оригинале такую дугу по сочленению ГО? На Ла-5 дуга получаеться из за стреловидности пере дней кромки и уменьшения сечения профиля + чугунный весовой компенсатор (я так думаю), а на И-15 чем обусловлена такая сложность? Зарание спосибо?

Orel

Мудрёную конструкцию привода руля высоты я применил,это точно.Но всё исполнимо. Соосность сначала установлена с помощью угольных трубок и только за тем на эту трубку наращивался остальной каркас РВ. Кабанчики руля высоты соединены с ним двумя отводами ,один из которых является рычагом(большой) и небольшой из ОВС Ф 2 мм осью вращения .Эта ось вставлена в углепластиковый пруток (трубка) .В этом месте трубка обмотана капроновой нитью для усиления и предотвращения от растрескивания. Рычаг вставлен в корневую нервюру руля высоты.Эта нервюра передаёт усилие на углепластиковую ось ,но поскольку сам углепластик на кручение слаб,он несёт на себе бальзовый лонжерон (оклеен бальзой). Конструкция на кручение получается очень прочной.После обтяжки РВ эта прочность ещё будет больше. Оперение на И-15 подкосное. На И-15 нет весового компенсатора ,зато есть аэродинамический,разгружающий усилие на все рычаги.Дугу конструктор применил по задней кромке стабилизатора, видимо ,для уменьшения длины крайнего кронштейна навески РВ и для увеличения площади самого стабилизатора, а так же противофлаттерного усиления его законцовки .

flying_yogurt

Валера,потрясающее исполнение!!!
Я вот думал о такой системе навески как в твоём случае.Многие конструкции имеют цельноповоротные стабилизаторы и кили.Практически осевая труба,как и втвоём случае,является лонжероном отклоняемой плоскости.Но вот,как правило,расстояние между двумя узлами навески очень небольшое,часто оно равно толщине хвостовой балки в данном месте.Следовательно и точность подшипника требуется высокая.Твоё решение
данного узла кажется наиболее подходящим для этого.Вопрос:Люфты есть у такого подшипника?

Orel
flying_yogurt:

потрясающее исполнение!!!
Вопрос:Люфты есть у такого подшипника?

Костя,спасибо! Ты же знаешь,как я отношусь к твоему слову:) Во фторопластовых подшипниках я сделал небольшой люфт 0.1. Т.е они просверлены сверлом 4.1 мм .Это необходимо ,так как при зимней эксплуатации карбон и фторопласт имеют различную степень расширения и при меньших люфтах ось может зажиматься втулкой.