Декатлон, моя первая полукопия

Сергей_Колард

Приветствую всех!
Решил испытать свои силы в строительстве самолета и выбрал для этого вполне (как мне кажется) простой прототип.
Основные особенности этого “проекта”:

  • размах 1.4м, крыло без V-образности, прогнозируемый вес в пределах 1700г
  • изготовление идет по-старинке, чертежи вручную, на миллиметровке, все лобзиком, обтяжка тканью на эмалите, покраска
  • усложняю оперение - всегда мечтал сделать с профилем
  • город где я живу не располагает ни какой ВПП, летаю возле дома с грунтовой площадки в поле (7 на 20 метров), поэтому самолет нужен с минимальным пробегом на взлете и посадке
    Вот собственно и все предпосылки и далее фото:

http://en.wikipedia.org/wiki/File😁ecathlon_FUNB.jpg

Сергей_Колард

Я знаю, оперение уже готово, с профилированным ему лучше)))

ДВС, я не равнодушен к ДВС, пока в наличии ТТ 42, стоит на моем тренере, но не исключено что и 4-х тактный (для пущего удовольствия)

[IMG]s04.radikal.ru/i177/1102/ef/2b2f29bde1eat.jpg[/IMG]

Мой тренер.

[IMG][/IMG]

[IMG][/IMG]

Ну вот, вроде разобрался с картинками, начало положено, собрал фюзеляж на стапеле, вклеил заранее ложементы под все, Шпангоуты легкая фанера 3мм, стрингеры из сосны.

[IMG][/IMG]

Оперение все из бальзы, основной каркас - склеенные рейки 5*5 мм, кстати клею все на пва, соединение металл-дерево акриловым “3о2”, вонючий страшно, но клеит хорошо)))

[IMG][/IMG]

[IMG][/IMG]

[IMG][/IMG]

boroda_de

Добро пожаловать.
Смотрится хорошо, каков вес каркаса сейчас?
P.S. Картинки (готовую ссылку) из Radikal.ru вставляйте прямо в текст, без кнопки “Изображение” в редакторе.

Сергей_Колард

На фото видно, как я не удержался и предусмотрел грузовой отсек для парашютистов, это моя слабость. Дома у меня на пожизненном пансионе живет хомяк-герой-парашютист!!! Он прошлой осенью совершил два затяжных прыжка, остался жив, был назван Георгием и награжден тем самым пожизненным пансионом))) Извините за отступление от темы, может пару фоток из архива?

Каркас весит 170 и оперение 60, мне надо вложиться в 400 фюзеляж + оперение с обшивкой

Нагрузку на крыло планирую 50г на дециметр, сейчас летаю с нагрузкой 60г, но хочется получить как можно более медленный полет

Сергей_Колард


Вот, наконец-то все в сборе, приступаю к крылу. Удлинение чуть больше 6, профиль Р-2-18, крыло будет с кессоном и дополнительным лонжероном в задней части нервюр (опасаюсь насчет прочности). Крепление винтами.

Кстати есть один теоретический вопрос: элероны эффективнее на концах консолей, а вот закрылки, имеет ли значение их положение на консоли? (конечно не берем случаи расположения по всей длине крыла)

spyder3

Мне как говорится всё равно - но в этом разделе многие очень критично относятся к копийности

  1. Оперение / киль плоские как на Декатлоне так и Ситабрии
  2. Крыло профиль не плоский снизу на Декатлоне, а на Ситабрии плоский
  3. Закрылков на Декатлоне нет, а на Ситабрии есть

Так что ваш уже не Супер Декатлон а Ситабрия. А вот вам окраски
www.airliners.net/search/photo.search?search_field…

Сергей_Колард

Вообще я хочу получить от модели как можно меньшую посадочную скорость

Как мне известно это зависит от качества крыла (площади к массе, удлиннения, профиля) и эффективности закрылков…

spyder3:

Мне как говорится всё равно - но в этом разделе многие очень критично относятся к копийности

В таком случае меня наверное закритикуют!)))) Спасибо за поправки, я еще совсем мало знаю…

spyder3

Там и так, без закрылков, скорость посадки меньше не придумаешь - за это не волнуйтесь. У меня бул Декатлон 1.7м и сейчас 2м доделоваю. Там есть одно но (про плоский профиль не знаю) если он свалится на крыло, то это происходит так быстро что вернуть его в полёт ну не Катана точно. Так что со скоростью низкой и закрылками не играйтесь.

boroda_de
Сергей_Колард:

зависит от качества крыла

И от нагрузки на крыло. Упрощенная формула
rcopen.com/blogs/4504/9094

spyder3:

свалится на крыло, то это происходит так быстро

Крутку добавьте и будет вам щастье

Сергей_Колард

Спасибо за формулу скорости сваливания!!! Я ее так искал! Еще раз спасибо!

Сергей_Колард



Крыло полным ходом! Длинное такое никогда не делал, огромное удовольствие!

Сергей_Колард

На своем первом самодельном тренере совершил (судя по израсходованным галлонам) примерно 80 взлетов и 74 )))))) посадки, чего только не случалось! Вел своеобразную статистику повреждений

  • на первом месте повреждения шасси,
  • на втором - крыла,
  • на третьем - морды,
  • на четвертом - киль
    Это я к чему… у меня было крыло на резинках, а шасси отстегивались при сильном ударе, а теперь все по-взрослому делаю)))))), страшновато даже, одна небольшая авария и… даже страшно подумать, крыло ведь намертво болтами крепится…

Кстати мой первый тренер погиб как герой, столкнулся в воздухе с большим ДВС вертолетом… до сих пор храню его прах))))

pentajazz

что касаетс прочности при ударах и прочего - достаточно не бить самолет, и все будет цело 😃

Сергей_Колард

Еще немного работы сделано:

Крепление - 8 винтов, в наличии пока только старые советские колеса (сами по себе весят 110 г комплект), нравятся они мне… но боюсь придется менять на современные легкие…

Ну и конечно мой “грузовой отсек”:


Не знаю, насколько он удался в габаритах… из опыта маловат, но более просторного места для него не нашлось.

Aleksandr_Laur

Прошу прощения, но руль высоты и руль направления ни у кого не вызывает ощущения что так делать нельзя?

Petja
Сергей_Колард:

В каком смысле так делать нельзя?

В смысле там не наборная конструкция а просто вырезаны окна облегчения в цельной бальзовой пластине.

Сергей_Колард

Это не цельная бальзовая пластина. Это “пирог” из слоев: бальза-бальзовая фанера-бальза (фанера в центре), сделан с учетом изменения направления волокон. Довольно прочно, просто и легко получилось. Я на этой модели пробую разные способы работы с деревом, нужно многое освоить, выработать так сказать свою манеру, набор излюбленных технологий. Не могу конечно утверждать, что это лучший способ… мне больше нравится сам стабилизатор и киль с нервюрами и кромками, можно было так сделать и рули, но я решил поэкспериментировать))))

Получается что-то вроде упражнений: я впервые в жизни сам делал шасси, створки на петлях грузового отсека (на будущее я отработал удобную технологию изготовления лючков разнообразных), первое профилированное оперение, первый капот, остекление кабины и до бесконечности…))))
Может мне стоило конечно разместить эту тему в разделе “Новичкам”? Но я если честно в другие разделы и не заглядываю, однажды хочу создавать такие же самолеты как авторы тем: “ТБ-1 первый отечественный тяжелый”, “ЯК-1Б долгострой в масштабе 1\8”, “Воздушный извозчик”…

Сергей_Колард


Сделал “лобовое” из оргстекла 0.5мм - ничего сложного, обычным домашним феном легко размягчается и по месту уже отметил - обрезал ножницами. Стекло такое в “рекламных” магазинах купить можно. Вот теперь думаю из чего “окантовку” (или как называется то, что остекление обрамляет) сделать, пока не придумал, может кто подскажет?


Ну и обшивать начал. Обшиваю листами отдельными 2мм бальзой, буду потом обшлифовывать как следует, как можно тоньше делать. Веса набрал. Начал проверять центровку и понял что дело пахнет керосином)))) куском свинца спереди))) постараюсь этого избежать. Вес растет именно в хвосте, в крайнем случае придется в обшивке облегчения резать

spyder3

Хороший проект Сергей,
“Вес растет именно в хвосте, в крайнем случае придется в обшивке облегчения резать” - не надо резать, толку мало будет. Лучше уж двигатель потяжелее и мощнее - нет возможности - свинцом грузите, ну сколко того свинца вам надо будет - не думаю что много. Можете конечно и резать, но увидете - что мало что изменится значительно

Сергей_Колард

Тревога была ложной, с центровкой все оказалось не так уж и плохо. И с Вами я полностью согласен.


Тем временем я обшил крыло, сделал это так же отдельными “панелями” с использованием ПВА, хотел применить “горячую технологию” из темы “ТБ-1”, но до утюга дело даже не дошло. Приклеивал переднюю кромку панели, ждал 2 минуты, пробрызгивал водой с уксусом, и панель сама гнулась в нужном направлении совсем без усилий, пара прищепок и дело сделано!!

Крыло теперь приобрело хорошую прочность на изгиб, но еще не достаточна прочность на кручение, для ее обеспечения понадобится полка лонжерона.

Сейчас работаю над подкосами крыла, они будут выполнены из двух склеенных бальзовых реек 5*5мм, профилированных после. Склеивание намного увеличивает прочность и главное - жесткость, по сравнению с такой же цельной рейкой 5*10.