Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 30 из 30

Выбор масштаба для копии

Тема раздела Копии, полукопии в категории Cамолёты - Общий; Давно мучаю себя вопросами масштаба для самолетов. Пока нигде не нашел каких-либо размышлизмов на эту тему. Поэтому решил выложить свои. ...

  1. #1

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7

    Выбор масштаба для копии

    Давно мучаю себя вопросами масштаба для самолетов. Пока нигде не нашел каких-либо размышлизмов на эту тему. Поэтому решил выложить свои.
    Заметил две тенденции. Первая - это круглые цифры масштабов (1:4, 1:6, 1:10 и тд). Можно легко отследить по копиям фигурок пилотов ,что продаются в модельных магазинах.
    И вторая - чисто прагматический масштаб. Самый частый 1:4,5, но и встречаются экзотические типа 1:22,3. Тут вопрос начинается как правило либо с размеров машмны либо с размеров ДВС, шоб вошел под капот.

    Мой подход к 12-му масштабу обосновался на двух моментах.
    Можно брать практически любой прототип, кроме разве что самых больших.
    И то что ассортимент модельных магазинов практически полностью покрывает этот масштаб по сравнению с более крупными. Вот и родилась ассоциация про Гулливеровский масштаб (лилипуты ведь были в 12 раз меньше).

    У кого какие способы и методы выбора масштабов. Пишите, делитесь. Будет интересно. Может я зря так загнался...
    Последний раз редактировалось Прочнист; 21.11.2012 в 13:13.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Может я зря так загнался
    Так оно и есть.
    Дюжина в имперской системе мер часто присутствует. Поэтому часто мелкие масштабы 1:144, 1:72 совпадают. Большие модели сильно зависят от размеров автомобиля, верстака и двигателя. При ручном исполнении чертежей проще иметь круглый масштаб, при черчении на компутере хоть 1:4,2135 можно нарисовать.

  4. #3

    Регистрация
    21.04.2011
    Адрес
    Гомель, Беларусь
    Возраст
    43
    Сообщений
    680
    Когда я начинал Г-22 строить, то исходил из имеющегося мотора (что бы влез под капот с глушителем), колес и примерное соотношение площади и веса, в который мог уложиться с имеющимися материалами и технологией. Получился масштаб 1:4,6. Сейчас, имея опыт эксплуатации, я бы взял для этой модели масштаб 1:4. Такой же масштаб планирую на следующую модель

  5. #4

    Регистрация
    10.08.2011
    Адрес
    Челябинск
    Возраст
    59
    Сообщений
    1,270
    Цитата Сообщение от boroda_de Посмотреть сообщение
    Так оно и есть.
    Когда Ил-2 начинал рисовать, компутеров еще не было. Имел чертеж 1:50, самый подходящий множитель (чертежи вручную масштабировал) оказался х5,6. В итоге, масштаб модели оказался 1:8,93. А изначально всё это "безобразие" подгонялось под калильный двухтактник 10 куб.см.
    В общем, "у кого - как"......

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    А что электролетчики скажут?? Там ведь нет проблем с размещением мотора.

    ПС. Про колеса тоже хотел написать, иногда немаловажный фактор при выборе масштаба.

  8. #6

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Про колеса
    Да, тоже важный фактор. Когда спросил Дениса, почему он Ил-76 не делает 1:16, как все модели у Рауха, он сказал, что колёсики будут мелковаты.
    Электролёт просто не имеет большого ограничения по размеру капота. Остальные факторы (колёса, размер авто, бюджет) такие-же, как с ДВС и у каждого свои.
    У кого-то идёт тенденция увеличения размеров модели. У кого-то наоборот. Хороший знакомый перешел с 120-х пылотажек на мелочь 1,5-1,6м размахом и не нарадуется: удовольствия много а затраты и транспортироцочные проблемы меньше вдвое. Это если хоббийный взгляд. Спортсменам или правила (вес в копиях) или целесообразность (большая модель летит лучше и больше копийных плюшек можно сделать) диктуют свои требования к размеру модели (а от размеров уже пляшет масштаб). imho

  9. #7

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва. Братеево
    Возраст
    62
    Сообщений
    10,688
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Про колеса
    Ох уж эти колеса... Сколько хороших замыслов из-за них отложено.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    По колесам в части эксплуатации чем больше - тем лучше. Одна из причин моего гулливеровского масштаба. Кстати, большая часть гражданской авиации 3-4 дюйма диаметр колес получается

  12. #9

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    По колесам в части эксплуатации чем больше - тем лучше
    До определённых размеров. У меня сейчас головная боль с 15см колёсиками для модели. Проект стоит..

  13. #10

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Большие колеса легче проходят неровности полосы.

    А что за проблема с колесами?

  14. #11

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Большие, тяжелые, лёгких копийных не купить ( Стойки длинные, рычаг на ретракте большой). Приходится колхозить самодельные, а это кучу времени забирает.

  15. #12

    Регистрация
    11.04.2003
    Адрес
    Moscow
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,824
    Записей в дневнике
    17
    Не скажу про копии, а в полукопиях логично идти от мотора-винта, особенно в многомоторных прототипах.
    Например, для Антея http://www.airwar.ru/enc/craft/an22.html выбираем эл. установку с мотором класса 2830 и винтом 8х6
    Получаем размах крыла модели 2170мм, т.е. масштаб 1:29. Можно округлить до 1:30, тогда площадь крыла будет 38 кв. дм и при нагрузке, например, 50г/кв.дм взлетный вес д.б. около 2 кг. Вот и прикидывайте, можно ли уложиться в него при заданном полетном времени (емкости аккумуляторов) и допустимой тяговооруженности.

  16. #13

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от Concord Посмотреть сообщение
    идти от мотора-винта
    Позвольте не согласиться. Электромоторов от 1гр до 1кг весом всяких много. Для многомоторника проще подобрать, там моторы калибром поменьше, чем у одномоторных. А таковых выбор больше под разные аккумуляторы. Конечно нужно просчитать нагрузку на крыло и пр, но уж по моторам ограничений почти нет. Винты копийного размера на многомоторниках обычно небольшие, что опять облегчает выбор.

  17. #14

    Регистрация
    30.12.2005
    Адрес
    г. Тюмень
    Возраст
    57
    Сообщений
    1,712
    Записей в дневнике
    21
    Цитата Сообщение от boroda_de Посмотреть сообщение
    До определённых размеров. У меня сейчас головная боль с 15см колёсиками для модели. Проект стоит..
    Юра, а эти тяжеловаты будут?
    http://www.pilotage-rc.ru/catalogue/...80/RC2577/?flt[]=clf_15-80

    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Давно мучаю себя вопросами масштаба для самолетов. Пока нигде не нашел каких-либо размышлизмов на эту тему. ...
    В дискуссии не участвую... масштаб можно выбирать под что угодно ... и во всех случаях вы будете правы ...!

  18. #15

    Регистрация
    17.09.2004
    Адрес
    Frankfurt, Germany
    Возраст
    48
    Сообщений
    13,421
    Записей в дневнике
    196
    Цитата Сообщение от Orel Посмотреть сообщение
    а эти тяжеловаты будут?
    Спасибо. Оно почти пять сантиметров в толщину и 270гр весом. Уже многое перерыл: самому делать придётся хоть как.

    Цитата Сообщение от Orel Посмотреть сообщение
    масштаб можно выбирать под что угодно
    +500

  19. #16

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Вопрос не ставился чей масштаб правильный, они могут быть любыми в зависимости от целей. Интерес мой связан был с тем как выбирают масштаб моделисты, исходя из каких соображений.

  20. #17

    Регистрация
    09.11.2009
    Адрес
    Москва Люблино
    Возраст
    68
    Сообщений
    3,045
    А мне нравятся модели с размахом около 2 метров. Какой масштаб получается особенно не вдумываюсь. Главное для меня ограничение габаритов багажника машины. Если строить модели большего размера то и затраты на её строительство........... несравненно сразу растут. Пенсионеров научили деньги считать.
    Каждый строит то, что ему больше нравится.

  21. #18

    Регистрация
    05.01.2006
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,499
    Записей в дневнике
    1
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Интерес мой связан был с тем как выбирают масштаб моделисты, исходя из каких соображений.
    Как действующий спортсмен, поддержу постулат Бороды о том, что модель должна только-только вписываться в требования (максимальные) правил. Тогда и строить легче, и копийность на высоте, и летит адекватно. Ultimate был 1:3.2 (~30%), но там прототип "мелкий" - 6 метров размаха всего. Сейчас на ходу Bellanca в масштабе 1:4 и размахом 2.48м, прототип 9.8м. Обе модели примерно по 9кг весом. В строительстве Ан-28 в масштабе 1:8 и размахом уже 2.75м. Надеюсь уложиться в 12-13 кг. Как видите, масштабы все разные, но в принципе, у меня тенденция к максимально возможным величинам относительно правил.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: SNV38.jpg
Просмотров: 37
Размер:	103.9 Кб
ID:	718952 Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSC_103.jpg
Просмотров: 45
Размер:	28.6 Кб
ID:	718953
    Ну, да... И мелочёвку делать удобнее, и смотрится на уровне.
    Последний раз редактировалось AeroLEX; 21.11.2012 в 23:45.

  22. #19

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Если кому интересно, существует формула для расчета динамического подобия модели. Якобы при следовании данной формуле самолет получается подобным в аэродинамическом плане. Используют ее при создании моделей самолетов для продувок в аэротрубе. Масштаб зависит от массы оригинала, удлинения крыла и Су. Есессно масштабы получаются разные. от 1:3 для мелких самолетов до 1:16 для ил-76. Более того для разных условий полета требуется разный масштаб. До "перехода" на свой гулливеровский масштаб пользовал енту формулу регулярно.

  23. #20

    Регистрация
    11.04.2003
    Адрес
    Moscow
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,824
    Записей в дневнике
    17
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Если кому интересно
    Интересно. А что понимается под термином - динамического подобия? Помнится в МАИ нам толковали и постоянной времени переходных процессов и т.п.

  24. #21

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Имеется ввиду что в данном масштабе достигается минимальная величина погрешностей при продувках в аэротрубе в отличии от других масштабов, исключая, естественно, масштаб оригинала. Для моделизма можно применять в случае, ну если совсем незнай какой масштаб выбрать.

  25. #22

    Регистрация
    11.04.2003
    Адрес
    Moscow
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,824
    Записей в дневнике
    17
    Это какая-то глупость. Если Вы имели ввиду аэродинамически подобные модели, то здесь рулит критерий подобия Re=kcv - тот самый, его величество, Рейнольдс! k=70, с[мм]- хорда крыла, v[м/с] - скорость полета. Согласно ему, летать на копиях не получается, т.к. при уменьшении размера модели относительно прототипа скажем в 10 раз - скорость полета модели надо во столько же раз увеличивать! Т.е. если прототип летал со скоростью 100 км/ч, то для сохранения аэродинамического подобия модель должна летать в 10 раз быстрее (1000км/ч)! А это уже трансзвук, где рулит критерий Маха!
    Так что в копиях нечего и надеяться на аэродинамическое подобие!
    Последний раз редактировалось Concord; 23.11.2012 в 00:19.

  26. #23

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Никто не ставит задачи сделать модель с точно такими же полярами и числами Re, это просто бессмысленно, т.к. это уже отдельная задача не всегда имеющая решение. Речь идет о подобии динамики полета. Это несколько иное понятие чем аэродинамика. Тем более речь идет о подобии, это тоже несколько отличается от понятия копия. В данном контексте о динамической и тем более об аэродинамической копийности речи нет и быть не может, т.к. это просто невозможно (без масштаба 1:1)

  27. #24

    Регистрация
    05.01.2006
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,499
    Записей в дневнике
    1
    Мужчины, не спорьте! Приезжайте лучше на ЧР по копиям и пообщайтесь с судьями в кулуарах. Поверьте, много чего интересного узнаете о различного рода подобиях и критериях... В данном случае рулит только один принцип: судья ТАК видит, а ОН всегда прав! Применительно к масштабу могу сказать, что чем он крупнее, тем судья лучше видит, а значит меньше напрягается, а значит он доволен, а значит оценки в гору...

  28. #25

    Регистрация
    11.04.2003
    Адрес
    Moscow
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,824
    Записей в дневнике
    17
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Если кому интересно, существует формула для расчета динамического подобия модели
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    В данном контексте о динамической и тем более об аэродинамической копийности речи нет
    Цитата Сообщение от Concord Посмотреть сообщение
    А что понимается под термином - динамического подобия?
    Я уважаю вашу работу. Копийный импеллерник - это очень сложный класс и я хочу, чтобы вы оценили свои возможность по копийности (деталировке). Даже если предположить, что модель будет иметь такую же тяговооруженность, как и прототип (порядка 0.30-0.35), то на всякие копийные "вкусности" остается очень мало веса, а несущие свойства крыла такой модели гораздо хуже чем у прототипа. Модели с тяговооруженностью <0.5 и взлетать не стоит! Вот почему я обратил внимание на Ваши слова о подобии.

    Уж в импеллерном классе точно масштаб идет только от силовой установки. Тут типоразмеров совсем не много (70, 90, 120мм). Даже в большой авиации часто ТТХ на самолеты подгоняют под существующие двигатели, т.к. период создания новых моторов зачастую превышает время на создание нового самолета.

    Так где же обещанная формула?

  29. #26

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Данная тема про выбор масштабов. Точ то у импеллерников критерием выбора масштаба является преимущественно диаметр вентилятора, это бесспорно и данное уточнение очень полезно.
    Про динамическое подобие я начал ввиду того что такой подход существует, правда не у моделистов, и как вариант может быть использован для получения масштаба скажем летающей копии проектируемого самолета.
    По части тяговооруженности для модели всегда требуется большая тяговооруженность нежели для прототипа и связываю я это с тремя причинами:
    1. При полете модели часто неизвестна текущая скорость, поэтому нередки ошибки пилотирования (сваливание), на исправление которых нужно минимум времени
    2. Re у моделей на пару порядков ниже, поэтому профильные сопротивления выше, хоть не намного, тем не менее. Добавляет к сопротивлению иногда плохая отделка поверхностей
    3. При точно такой же тяговооруженности как у прототипа, условно считаем копийную длину разбега. Раз уж речь зашла про як-42, то для примера длина разбега должна быть около 150 м, что явно не вписывается в удобные показатели для модели.
    Поэтому однозначно тяговооруженность больше. По собственным наблюдениям модели с тяговооруженностью 0,5 летают как "коровы" и требуют некоторого навыка, шоб не загнать их на закритические углы. При 0,7 уже все гораздо живее. Для себя решил, что менее 0,5 недопустимо по крайней мере для яка.
    Ща пороюсь, поищу формулу, из-за чего сыр-бор

    м - масштаб в целых единицах
    Су - текущее для данного режима полета
    нуи удлинение крыла и текущий полетный вес М в кг

    Источника никак не вспомню, все перерыл.
    Изображения  
    Последний раз редактировалось Прочнист; 23.11.2012 в 14:05.

  30. #27
    VTR
    VTR вне форума

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    1,744
    Цитата Сообщение от Прочнист Посмотреть сообщение
    Никто не ставит задачи сделать модель с точно такими же полярами и числами Re, это просто бессмысленно, т.к. это уже отдельная задача не всегда имеющая решение. Речь идет о подобии динамики полета. Это несколько иное понятие чем аэродинамика. Тем более речь идет о подобии, это тоже несколько отличается от понятия копия.
    А можно было бы эти сентенции расписать поподробнее ....?

  31. #28

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Яж грю, не помню источника. Все началось с того что народ озадачился в каких масштабах продувать модели самолетов было бы правильно. Потом размышлизмы, теории, выкладки, империка, нуи на выходе вот это. Опять же на авторство формулы не претендую, лет 15 назад гдето вычитал, соответственно, все что было написано тоже не упомнить.

    ПС. Ну и судя по коэффициенту перед корнем скорее всего это эмпирическая зависимость, плюс масштаб плавает в зависимости от режима полета

  32. #29

    Регистрация
    20.04.2009
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    214
    А я думал, что для продувок в трубе масштаб выбирался таким образом, чтобы модель максимально вписывалась в рабочую зону (где нет торможения потока от стен трубы)... Или модель в масштабе 1:5, укладывающаяся в формулу, будет менее подобна, чем в масштабе 1:4,5, но "не по формуле"?
    А динамическое подобие (мои рассуждения, на истину не претендую...) - это скорее всего равенство или близость (подобие) таких величин, как момент инерции, в разных плоскостях, декременты затухания, а так же соотношений. Например, момента от управляющей поверхности и демпфирующего момента, возникающего при эволюции. Может, что-то и неграмотно изложил, но суть идеи, я думаю, понятна: при отклонении рулей на один угол у прототипа и модели должны быть равные угловые скорости, ускорения, управляться и стабилизироваться самолет и модель должны одинаково...

  33. #30

    Регистрация
    06.07.2011
    Адрес
    Ульяновск
    Возраст
    39
    Сообщений
    1,208
    Записей в дневнике
    7
    Даже и не знаю, есть ли модели для продувок с работающими или отклоненными заранее рулями. Хотя по части динамического подобия вы правы, исходит понятие от динамики полета оригинала. Хотя если судить по формуле, то она учитывает некую геометрическую характеристику и массу, что совсем никак не описывает инерцию прототипа. Более того именно воздействие рулей никак не учитывается.

    По части подбора масштаба под габариты трубы - достоверные методики мне не известны. Столкнулся только однажды с вышенаписаной формулой.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. долгосрочный проект радиоуправляемая полу копия liebherr ltm-1220
    от Lem1979 в разделе Грузовики, спецтехника
    Ответов: 205
    Последнее сообщение: 30.11.2017, 13:50
  2. В-12
    от Hainov в разделе Копии и полукопии
    Ответов: 414
    Последнее сообщение: 02.06.2014, 14:46
  3. где купить копии отечественных самолетов?
    от Михаил 1984 в разделе Копии, полукопии
    Ответов: 93
    Последнее сообщение: 05.08.2013, 12:35
  4. Як-18Т, масштаб 1:5
    от Lego в разделе Копии, полукопии
    Ответов: 20
    Последнее сообщение: 24.12.2012, 17:02
  5. FAQ по выбору автомодели
    от Zerek в разделе Авто Off-Road
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 03.11.2012, 22:38

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения