Nemere 1:4 (1936г.)

collapse

Не знаю прав ли я, что открываюсь в этом разделе. Резон таков - в “планерах” копийные ретро-планеры никому не интересны, так как их невозможно сравнивать с Супрами, и 10 килограмм чистых досок не укладываются в понятия металок, “джишных” и “бэшных” спортивных снарядов.
Напротив - высокоэстетичная классическая конструкция, с претензией на полукопийность может привлечь опытных товарищей из копий (сорри за самонадеянность 😉), и может поможет мне решить множество вопросов, которые выходят за планерные понятия… Особо хочу отметить важность отделки - планер деревянный (обтяжка только части крыла и хвостового оперения), хочется подчеркнуть его “фанерность” и “старинность”, возможно даже с некоторым уходом от реалий прототипа. Прототип в этом плане сложный, т.к. толком нет нормальных фотографий. В класс копий эта модель точно не попадает, т.к. нет возможности найти полную документацию. Вобщем, если все будут сильно против - я прервусь. Если будет какой-то интерес - я с удовольствием буду поддерживать тему. Честно говоря, мне кажется что это может быть не менее уместно, чем “спитфайр от киошо”, которые тут так же присутсвуют. Ну, это вступительная лирика 😇.
Теперь по сути.

Краткая вводная по прототипу:
Название - Nemere
Год производства - 1936
Страна - Венгрия.
Особенность - победитель Олимпийских игр 1936 года.

Модель:
Масштаб - 1/4
Размах - 5000мм
Длина - 2000мм
Расчетный вес ~ 8,5 кг
Профиль - SD 7080
Расчетная нагрузка на крыло - 60г/дм

Готовность - КИТ, производство Schneider Modellbau (Австрия)

В комплекте куча фанеры, а именно: 3мм береза, 3мм тополь, 0,6 береза.
Бальза на зашивку, около сотни реек, сборочный чертеж (А3), немного мет. профиля (под лонжерон и крепление крыла), тестолитовые петли.
Вместо мануала - несско картинок узлов на СD.

Начну с негатива 😉
Автор и производитель - крайне неконтактный персонаж. На вопросы отвечает неохотно, часто просто сливает переписку. Сроки не соблюдает (задержал отправку на 2 недели). Забыл положить лексановую “канопушку”. Рез похабный - радиусы небольшие, но фреза тупая как валенок, все детали жутко волосатые, требуют тщательного шлифования. Много мелких огрехов по чертежам (пазы, линии стыковки). Ощущение что рисовалось изначально руками, а позже обводилось в CADе. Я не понимаю как пазы под рейки 5х5 могут быть разной формы и размера… Фанера, заявленная как 3мм в реале от 3,2 до 3,5 (кстати отечественная - “ФК”, что улыбнуло) - но все пазы сделаны под 3мм.
Ну… вобщем, не фонтан… Мне как человеку постоянно режущему фанеру на ЧПУ это как-то…оскорбительно, что-ли. Я знаю, как сделать лучше (как сам делаю даже на потоке). Он тоже наверняка знает, но видимо лень… Собссно, на этом из плохого - все.

Из хорошего 😉
Доски есть абсолютно все, докупать ничего не нужно. Качество дерева вполне приличное. Фреза хоть и тупая, но тонкая, т.е. радиусы выбирать нужно только на некоторых ответсвенных деталях. Конструкция по своей сути простая, не требует работ по изготовлению точного стапеля. Летные данные, по отзывам с форумов - великолепные. Ценник весьма гуманен (купить только материалы в москве обойдется дороже).

Вот что сегодня приехало:

Начал со сборки фюзеляжа (пока иду по стопам коллег с rc-groups и rc-network.de)

Смысл прост до безобразия - фюзеляж разрезан вдоль, на подобии стапеля (я бы назвал это шаблоном) монтируются полушпангоуты, клеятся стрингеры и корневые нервюры, далее эта половина снимается. Шаблон переворачивается, так же делается зеркальная часть, и после фюзеляж сращивается из двух зеркальных половинок.

Пока отшлифовал детали фюзеляжа, срастил рейки стрингеров (5х5мм) и предсобрал половинку. Клеить пока не стал, думаю начать затра утром.

На сегодня все. Если продолжение кому-то интересно - буду регулярно постить. Стройка срочная, планер нужен к сезону (в идеале к В.Л.) - так что затягивать проект не получиццо 😃

avtandil

Ну что ж, очень интересно и надеюсь познавательно.
Надеюсь со сроками управитесь, что будет выгодно и зрителям ЧР и зрителям виртуальным.

AirMax

Здравствуйте, Кирилл! Это очень интересная тема. Я с огромным удовольствием буду следить за ее развитием! Пожалуйста продолжайте, считаю многие Вас поддержат.

kvn543

Кирилл, а если шаблон поведет вместе с половинкой фюзеляжа? Или он крепится к столу?(на фото не видно…)

collapse
kvn543:

Кирилл, а если шаблон поведет вместе с половинкой фюзеляжа? Или он крепится к столу?(на фото не видно…)

Он приклеен на 2-сторонний монтажный скотч 3М. Это надежно - я таким заготовки к столу ЧПУ станка клею, главное не оставлять больше чем на пару дней, а то прихватит насовсем 😃
Потом длинным лезвием макетного ножа его аккуартно “отклею” - думаю до завтрашнего вечера успею это сделать.

PS. Кворум есть - значит продолжаю 😉

vlad_den
collapse:

В класс копий эта модель точно не попадает, т.к. нет возможности найти полную документацию.

Попробую поискать, поспрашивать у стариков-моделистов тута😁. Может, что-то найдем;)

collapse

Чуть отойдя в сторону от темы: наш будущий планерный тягач, звезда американской сельхозавиации - Piper Pawnee. 2,8м, 85сс. Прототип страшен до гламура - выбирали долго. 😁 Строит Leshij, за соседним верстаком 😉:

vlad_den:

Попробую поискать, поспрашивать у стариков-моделистов тута😁. Может, что-то найдем;)

Володь, спасибо! По цветам бы найти, хоть что-то. Хоть рисунок, хоть словесное описание. Ясно что фанера, но чем покрывали, каким лаком, в какой оттенок - непонятно. Если книжка про венгерские планеры, в т.ч. про Немере. Но на венгерском 😵 Моделисты делают от темно-коричневой морилки, до оливкового покрашенного. Все считают себя истиной 😉

vlad_den
collapse:

Если книжка про венгерские планеры, в т.ч. про Немере. Но на венгерском

Если что надо - пришли, переведу.😒
А 7-го у нас в клубе - сходка, открытие сезона, модельная биржа. Все будут. 😃 Вопросы я понял. Модели этого планера я тут видел, правда поменьше масштабом. Вот есть ссылка - gliders-fega.freeweb.hu/nemere.html

Артур66

Кирилл-прототип просто шикарный.Сам не ровно дышу ко всяким там деревянненьким.Слежу за постройкой.

collapse

Продолжаем реалити-шоу 😉

Итак, 11:30 - кофебрейк. Что есть на утро:

Склеено.

Пока сохнет - делается хвостовая часть.

Половинка снята. попью кофе, и переверну шаблон.

horse427

Кирюха, привет!! Облётывать на месте (ВЛ) будете или тут? Если в районе гыМосква, то хотелось бы за руку подержаццо и глянуть на сие действо. В нашем тандэме Серёге 4.1метра пришёл, летом тоже тягать бум, хотелось “визуального опытУ” набратся:)
Лёхам привет;)

collapse

привет! Я думаю в ВЛ (если успеем). Тут негде пока. Потом, если у меня на даче поля все не скупят - опять выкосим полосу под это дело.

collapse

Уфф… Очередное чаепитие у компа 😉

Вопщем, первая переделка.

Вот это - штаный привод цельноповоротного руля высоты. Туда вставлена трубочка, которая вращается в деревянных боковинах хвоста. Как-бы эээ… стремновато…

Посему в закромах родины был добыт 6мм текстолит, и вырезан новый привод:

Призван вращаться уже в текстолитовых втулках:

Если кому интересно - поближе:

Пока каша сохнет, занялся рулем направления.

Его еще зашивать фанеркой 0,6мм, но это будет чуть позже.

Пока сохнет руль, решил прикинуть половинки фюза вместе:

Состояние перед уходом на чай:

Ну, вроде темп пока приемлемый. Интересно, насколько меня хватит 😁

После чая попробую срастить фюзеляж, и если останутся силы - врезать хвост. К 21:00 хочу еще разок выйти в эфир, и потом валить домой, а то крыша поедет 😒

collapse

Рассматривал, еще перед вильгой 😉 Есть у Аирворлда, за адовы деньги (типа 2800 евро, или что-то там около). Но красивый 😃

collapse

Чето быстро я сдулся… К восьми вечера стал уже “ни гу-гу” - видимо переводить дерево в пыль 11 часов к ряду слишком муторно. День закончился на руле направления, убил 1,5 часа на казалось бы нехитрую задачу - зашить фанеркой руль. Оказалось не так просто по ряду причин. Первое - набор-набором, но к обшивке это набор не готов, и его нужно привести бальзой к поверхности, на которую можно клеить фанеру. Кромки плоские, нервюры - схоятся в ноль, накладных кромок не подразумевается. Вопщем - на#удохался всласть. Без накладной кромки обойтись не удалось - верхняя передняя кромка накладная, из полоски фанеры, вышкуреной в профиль. Остальное, да - цельная фанейро 0,6мм, натянутая хоть и на небольшую, но таки двойную кривизну, со всеми вытекающими радостями… Радует подход автора, типа - “вот набор нервюрок с плоской окантовкой, вот фанерка 0,6. А там как-нить зашьешь, чай не дурак”… 😃

Еще предстоит цельноповоротный стабилизатор по той же технологии, только с еще более выраженным профилем. Решил что если будет совсем туго - фанерку буду подрезать по явным складкам.

Теперь теоретическая часть, по которой хочу испросить совета бывалых…
В чем проблема. Фюзеляж, лоб крыла, элероны и хвостовое оперение у прототипа фанерные. КИТ в моей комплектации подразумевает сплошную зашивку бальзой, без дальнейших рекомендаций по отделке. От варианта зашивки фанерой (и лакировки) я отказался, понимая во что это выльется по трудозатратам - я просто не успею. Я видел много фанерных зашивок на этом планере - это та еще инкрустация, особенно в районе приливов крыла к фюзу и носовой части, и на отделку фанерой люди тратят половину времени. У меня же его просто нет. Вернее - нет на фюзеляж и лоб крыла. Фанера у меня на элеронах и хвостовом оперении есть - их естессно отлакировать и забыть. Варианта вижу два.
Первый - мое собственное предположение (примеров пока не видел).
Зашить по бальзе легким шпоном 0,6мм с ярковыраженной деревянной текстурой. Плюсы, которые я вижу: сильно большая эластичность чем у фанеры, простота подрезки (хорошим скальпелем), достаточная твердость при аккуратной эксплуатации, хороший внешний вид. Клеить предполагаю утюгом по подсохшему с обоих строн ПВА (забор из шпангоутов и стрингеров очень плотный- бальзу не продавлю). Далее дунуть автомобильным лаком, который будет хорошей защитой от царапин и мелких воздействий. Что смущает - в принципе ничего, кроме того что все меня от этого отговаривают, не приводя при этом убедительных доводов. Типа - на клее вес наберешь, и т.д. Вес меня не смущает - этот чемодан по отзывам летит одинаково хорошо при +/- килограмм. Тем более некоторые его зашивают фанерой 0,6 по бальзе (так же на ПВА утюгом), что еще тяжелее.
Второй варинат - общепринятый. Стекло на аквалаке, по тонированной бальзе. Типа, будет прозрачно. Смущает то, что у меня прозрачно не получалось, и текстура стекла прет ужасно - я уже тянул пенобальзовые крылья, и знаю как у меня получается. Сверху ведро грунтовки нужно, чтоб просто порасить. Почему должно получиццо красиво на этот раз - я не знаю…Крашенный фюзеляж очень уж не хочеццо.
Что скажете? Как вариант со шпоном?

avtandil

В поддержку твоей идеи по шпону
www.rcural.ru/product/213330/
Честно говоря, не претендуя на первенство, скажу что увидев этот планер сразу подумал, о шпоне.
Кирилл самая правильная мысль, она всегда первой приходит, а последующие размышлизмы это уже от лещего, пардрон, от лукавого 😁

kvn543

Я за шпон! Делал им корпуса кораблей. Если еще намочить горячей водой, двойную кривизну можно вытянуть без подрезки

vlad_den

Я целиком за шпон! Хотя соображения другие - скорее моральные… Не гоже, по моему на модели планера 1936 г - композит! Я тут скачал венгерскую книжку 88 года по планерам, там страниц 25-30 по него, описаны и обрисованы многие узлы. Если чего надо - могу прислать.

Hainov

Извиняюсь, что встреваю, но какой смысл - сначала бальзой, потом шпоном. Почему не сразу шпоном? По весу бальза+клей+шпон - не многовато ли будет?

Как бывший судомоделист скажу, шпон - замечательная вещь! Размоченному с забинтовыванием можно элементарно двойную кривизну придать. А под лаком он приобретает вполне приличную прочность.

collapse

0,6 шпон очень тонко, как бумага, а 1-1,5мм (1,5 еще найди) - уже жестко. С бальзой все понятно, это я сделаю без проблем.