«Sperry Messenger» - биплан на поплавках

fed

Приветствую, коллеги!

Давно хотелось в одном проекте совместить ряд желаний

  1. Классический биплан эпохи начала «золотой эры» с копийной геометрией
  2. Раскраска в стиле камуфляжа Spad первой мировой.
  3. Опознавательные знаки российской армии – кокарды и триколор на руле направления
  4. Сухопутный и гидро вариант на поплавках с быстрым переоборудованием.
  5. Элементы копийной деталировки. Отработка элементов из разных материалов.
  6. Разборность, небольшие габариты, удобство эксплуатации, бюджетность ДУ для «полетов каждого дня»
  7. Летный тренажер для отработки полетов по копийной программе F4C/H
  8. Модель-копия для участия в авиашоу и показательных полетов на небольших площадках с высокой степенью безопасности и надежности полетов. Старты на сухопутных и водных площадках.

Давно испытываю огромную любовь к бипланам начала прошлого века.
Те копийные бипланы, что довелось построить, подарили огромное количество полетов, не сравнимых ни с чем. Легкие, воздушные, летающие на минимальных скоростях, буквально «влипающие» в воздух на любых эволюциях… Безопасные своей мизерной скоростью, несваливаемостью , возможностью садится и взлетать на мизерных площадках.

Это были:
«Bellanca Light Tractor Biplane» (1100мм)
малюсенькая (660мм) версия «Bellanca Light Tractor Biplane» но также великолепно летающая
«Илья Муромец» м 1/10 (2900мм, электро)
Ньюпор 24бис м 1/8 (1100мм, электро)
Fokker Dr.1 триплан «Красный барон» м 1/4 (1900мм, 9кг, 4-х т. бензин)

Был у меня когда-то и маленький-маленький (600мм размаха) “Sperry Messenger» из потолочки, так и не получивший раскраски, из-за быстрого ввода в интенсивную летную эксплуатацию. Полеты потрясли своей надежностью , предсказуемостью и летучестью. Где я только на нем не летал и в каких условиях… в ветер, дождь, град, между деревьями, в гаражах, на мизернейших взлетных площадках. И все без проблем, с огромным наслаждением для души…
С тех пор, засело желание сделать его покрупнее, покопийней, но сохранить неприхотливость эксплуатации, простоту постройки, и добиться комфортнейших летных характеристик.

Приветствую, коллеги!

Давно хотелось в одном проекте совместить ряд желаний

  1. Классический биплан эпохи начала «золотой эры» с копийной геометрией
  2. Раскраска в стиле камуфляжа Spad первой мировой.
  3. Опознавательные знаки российской армии – кокарды и триколор на руле направления
  4. Сухопутный и гидро вариант на поплавках с быстрым переоборудованием.
  5. Элементы копийной деталировки. Отработка элементов из разных материалов.
  6. Разборность, небольшие габариты, удобство эксплуатации, бюджетность ДУ для «полетов каждого дня»
  7. Летный тренажер для отработки полетов по копийной программе F4C/H
  8. Модель-копия для участия в авиашоу и показательных полетов на небольших площадках с высокой степенью безопасности и надежности полетов. Старты на сухопутных и водных площадках.

Давно испытываю огромную любовь к бипланам начала прошлого века.
Те копийные бипланы, что довелось построить, подарили огромное количество полетов, не сравнимых ни с чем. Легкие, воздушные, летающие на минимальных скоростях, буквально «влипающие» в воздух на любых эволюциях… Безопасные своей мизерной скоростью, несваливаемостью , возможностью садится и взлетать на мизерных площадках.

Это были:
«Bellanca Light Tractor Biplane» (1100мм)
малюсенькая (660мм) версия «Bellanca Light Tractor Biplane» но также великолепно летающая
«Илья Муромец» м 1/10 (2900мм, электро)
Ньюпор 24бис м 1/8 (1100мм, электро)
Fokker Dr.1 триплан «Красный барон» м 1/4 (1900мм, 9кг, 4-х т. бензин)

Был у меня когда-то и маленький-маленький (600мм размаха) “Sperry Messenger» из потолочки, так и не получивший раскраски, из-за быстрого ввода в интенсивную летную эксплуатацию. Полеты потрясли своей надежностью , предсказуемостью и летучестью. Где я только на нем не летал и в каких условиях… в ветер, дождь, град, между деревьями, в гаражах, на мизернейших взлетных площадках. И все без проблем, с огромным наслаждением для души…
С тех пор, засело желание сделать его покрупнее, покопийней, но сохранить неприхотливость эксплуатации, простоту постройки, и добиться комфортнейших летных характеристик.

А вот собственно, и сам прототип.




О нем совсем немного информации и фото.
Для полноценнной копии документации явно недостаточно, но может это и к лучшему. Мне все же очень нравится строить с одной стороны копийные модели, но с другой стороны быть свободным в синтезе копийной деталировки, раскраски и прочих атрибутов “копийности”
Т.е. мне ближе стиль “по мотивам” и “в духе”😛 где-то может даже с утрированием каких-то деталей…

fed

что-то пошло не так…😈 произошел повтор сообщения 😃
ладно, продолжим…

Сам прототип весьма маленький - размах 6,1м!
Из транспортных и эксплуатационных соображений и еще ряда других мне очень нравится размер в районе 1,2м. Это позволяет возить модель неразборной на полеты. И ДУ требуется весьма бюджетная.

Масштаб был выбран 1/5.65
Размах модели 1079мм
площадь крыльев при этом составила 46.6дм2 Очень хорошая площадь!

Конечно, такой “тряпичный” аэроплан надо строить наборной, ажурный, бальзовый, какие я всегда обожал и много строил!

Но… в момент начала постройки, у меня не было ни модельных материалов, ни модельных инструментов, ни площадей под постройку. Только канцелярский нож, наждачка и потолочка с Титаном… в общем только то, что можно купить в хоз-магазине.

Ну что ж, так даже интересней! Надо попробовать сделать что-то похожее на копию из ничего…


Начальные этапы постройки не были зафиксированы. Да и что там рассказывать - потолочка описана уже вдоль и поперек… 😁

Ну некоторые ньансы все же есть.
Передний лонжерон двухполочный, сосновый с стенкой из пенопласта
Задний лонжерон - из пенопласта с последующим отрезанием элеронов
Оперение - из 3х слоев потолочки со средним слоем только по периметру. Спрофилировано после склейки.
Крылья имеют, в отличие от прототипа, толстый несущий профиль Clark-Y 14%
в остальном вся геометрия планера полностью соответствует чертежам прототипа.
Консоли крыла крепятся к фюзеляжу и центральному центроплану на коротеньких бамбуковых штыречках диаметром 4мм, входящих в липовые бобышки. В дальнейшем будут стянуты резиновой нитью через крючки.
Прототип имеет очень рациональную силовую схему на подкосах и стойках , без растяжек. Это же решение будет применено и на модели.


Вот эта силовая схема. Все предельно просто и предельно надежно и разбираемо. Весь металл - велосипедные спицы 2мм.
Стойки крыла из сосновых реек с примотанными оконцовками из проволоки с резьбой М2, вставляемые в деревянные бобышки крыла.
Подкосы тоже самое, но загнутые концы проволочных оконцовок вставляются плотно в фанерные 6мм кронштейны крыла и фюзеляжа. Также проверенное очень надежное и простое решение. Не требуется никакой дополнительной фиксации, за счет отгиба проволоки на угол чуть меньший 90град.

fed

Следующая фаза - начало отделки.
Обтягивается миллиметровкой на ПВА только элементы, которые на прототипе имели фанерную обшивку - лобики крыла, передняя часть бортов фюзеляжа, гаргрот.
Там, где полотнянная обшивка была - оставляется просто пенопласт. Наклеиваются киперные ленты из писчей бумаги. Зубчики делаются методом “рванья” по ножовочному полотну. Очень эффективный метод:P

И далее все покрывается паролоновой губкой акриловой краской краской “для радиаторов” тонким слоем с втиранием краски в пенопласт.

Далее шлифовка очень мелкой шкуркой, и получаем весьма удовлетворительную и упрочненную поверхность для окраски.


Капот формируется из стеклоткани по пенопластовой болванке с последующим удалением пенопласта

Aksel81

Очень жаль, что нет фотографий строительства модели с нуля. Но тем не менее интересно и вдохновляет. Жду продолжения…
Андрей, а что за модель у Вас на заднем плане на крайнем фото (93)?

fed

Это я уже в местном RC клубе постоянную прописку получил и рабочее место.
А на заднем плане китайский Ла-7 от ESM, 2м . Не мой ! (я готовыми кит-ами не занимаюсь:))


Колесо диам.110мм делаем из 1мм фанеры (обод и спицы), а 2покрышки перетачиваются из одного большого стандартного колеса

Итак, биплан получил летную годность и было решено его облетывать без окончательной отделки.
Облет был успешно произведен в середине февраля этого года.


Управление.
Привод элеронов - от РМ на нижних консолях. Верхние элероны синхронизированы тягами.
Привод РВ - тросовое, на каждую половинку , тросы имеют Y-разветвление, от одной машинки. половинки также соединены П-скобой для синхронизации.
Привод РН -тросовой.

На элероны настроено дифференциальное отклонение (отклонение вверх примерно в 2 - 2.5 раза больше, чем вниз)


Биплан полетел сразу, практически без проблем.
Первые же секунды в воздухе дали ощущение успеха и удовлетворения, что аэроплан получился очень удачным. Пожалуй, он будет летать очень долго и имеет смысл его доводить до кондиции.
Немного надо было выкосить вниз мотор и решено было поставить мощнее ДУ и чуть сдвинуть вперед центровку. На первоначальном облете был двигатель Turnigy 3536, 900kv, с винтом 12х6.
Взлетный вес на момент облета был в районе 1300г. Соответственно, нагрузка на несущую площадь - около 28г/дм2

fed

Итак, “Sperry” обрел летную годность и имеет копийную геометрию прототипа.
Но, вот раскраску биплана решено было делать копийно в соответствии с окраской SPAD VII. , с заменой французских триколоров на российские!

Я, понимаю, что решение спорное, но ХОЧЕТСЯ!

_______________________


Конь только в другую сторону должен скакать. Почему так логичней , мне думается 😛

Aksel81

Андрей, чем и как красите модель ?

fed

Окраска ведется акриловыми красками (из канцтоваров) Базовые цвета (красный, желтый, зеленый, синиий черный, белый) смешиваются в нужный оттенок. Разводятся водкой и дуются с аэрографа. Камуфляж без масок с тонким распылом. Кокарды предварительно красятся на белый фон масками, а потом доводятся края ресфедором. Так же и цифры.
Красилось в несколько тонких слоев, с промежуточной шлифовкой.
После покраски еще аккуратная шлифовка, особенно на киперных лентах и др. выступающих частях, для потертости и старения.

Пилот по чертежам из куба бальзы


Немного удаляем лишнюю бальзу…

Была идея сделать поворачивающуюся голову, синхронно с РН… потом может быть…


Оборудование кабины очень спартанское, пока только приборная доска и пилот частично.

После покраски, покрытие всех поверхностей аквалаком в два слоя.

fed

7 марта этого года “Sperry Messenger” приобрел летную годность уже в окрасе и был успешно облетан в новом прикиде

Бип поступил в регулярную летную эксплуатацию и работы по дальнейшей копийной деталировке были временно преостановлены.

Что можно сказать по результатам 3-х месячной интенсивной эксплуатации.
Летать на нем очень комфортно. Это действительно получился самолет “релакса” для спокойных отдыхающих полетов практически в любых метеоусловиях.
Он получил достаточно мощный пилотажный движок HACKER A30 14L. И теперь я летаю на нем с винтом 14 х 8, с аккумуляторами 3s 2700 mA. Таймер ставлю обычно на 7мин. полетного времени. На банках остается примерно 3.75в.
Взлетный вес в последней комплектации составляет около 1600гр.
Мощности ДУ хватает с избытком на достаточно резвый пилотаж и сильный ветер. А так, в основном полет на 1/3 1/2 газа. Это мне больше всего нравится!
Взлет и посадку можно производить на совсем маленьких площадочках. Большой диаметр колес позволяет взлетать по совсем плохой полосе без проблем.
Биплан летит замечательно в любых положениях, он как-бы “влипает в воздух” По всей видимости работает толстый высоко несущий профиль Clark-Y 14% и дифференциальное отклонение элеронов. Я давно привык рулить синхронно РН и элеронами. Маневренность Бипа также очень высокая, можно разворачиваться буквально вокруг хвоста.
Бочки получаются вполне удовлетворительно, если подруливать РН, несмотря на несущий профиль.
Замечательно штопорит.
Полет очень неспешный, вальяжный, как и должен быть у классического биплана.
Да , и по поводу потолочки.
У меня на Бипе практически везде просто “голая потолочка” покрашенная акрилом и двумя слоями аквалака.
За три месяца интенсивной эксплуатации кое-где появились конечно и вмятинки от травы, от транспортировки. Естественнная пыль в моделке, и потом вытираемая тряпкой благотворно работает на процесс старения!
Но на мой взгляд, внешний вид только улучшается. 😛


Это с совсем недавних полетов…

Aksel81

Отличная работа, красивая модель, очень вдохновляет.
Возможно дорасту когда-нибудь и отважусь на постройку такого биплана. Нравятся копии, пытаюсь делать робкие шаги в данном направлении.
Спасибо, Андрей, за Ваш труд и тему.

3DSMax

С удовольствием прочитал тему, жаль, что раньше ее не видел. Прекрасная машина!
Андрей Батькович, а можно просьбу? Вот если бы вы при начале нового описания постройки давали на него ссылку в прошлой теме, было бы очень здорово. Можно было бы не бояться, что пропустишь вашу очередную модель… А то чаще всего на ваши темы натыкаешься случайно. Вдруг еще какую тему пропустил?!
Если это вас не затруднит, конечно…

fed

ок!

Ну, как вы понимаете, коллеги, это все была присказка или прелюдия, собственно к теме…😁

Основной целью является поставить самолет на поплавки!
Надо сказать, что очень давно я мечтал освоить гидрополеты, но вот только сейчас удалось приблизится…
Рядом есть прекрасные аквадромы. Есть отличная компания ребят, гоняющих на больших бензиновых лодках. впереди целый ряд мероприятий, где очень желательно устроить полеты с воды…

Естественно, эту тему просто так не освоить, надо последовательное приближение и эксперименты, набирание опыта, это вам не с колесиков… тут ньюансы есть и их не мало.
Поэтому перед глобальными гидропроектами надо потренироваться, прилетаться, приплаваться, почувствовать водную стихию.

Первый опыт был начат примерно месяц назад на совсем простой летающей лодке rcopen.com/forum/f36/topic413222

Опыт оказался очень успешным и вдохновляющим!

И теперь логичен следующий шаг - освоить поплавки, для чего, собственно и создавался этот биплан (как одна из целей)

__________________________________________________

Прототип “Sperry messenger” вроде как никогда не был на поплавках.
Но были подобные бипланы в гидроверсиях , что то типа такого:


Подобные гидроварианты меня просто приводят в восторг неописуемый! Как мне нравятся такие летающие сараи!

В качестве прототипа поплавков, я остановился на поплавках Шаврова, устанавливаемых в 30-е годы на самолеты А.С.Яковлева - АИР 2, АИР-6, АИР-10.
Эти поплавки имеют хорошую гидродинамику и образованы поверхностями одинарной кривизны, что очень технологично.

Для начала надо проанализировать схему установки поплавков на АИР-2 и АИР-6. И соотнести это с теорией по использованию гидропоплавков

У АИР-6 встречаются два типа поплавков, как на схеме ниже. Они несколько отличаются своими обводами.
Удивляет также достаточно заднее расположение редана за Ц.Т. По теории, он должен быть практически в Ц.Т.

fed

В итоге, вот такая схема будет отправной для поплавковой версии “Sperry messenger”.


Смоделированный поплавок имеет длину 760мм при ширине 100мм и полный объем , порядка 3,2л
Водоизмещающая часть имеет объем порядка 900г. и центр плавучести, немного впереди редана.
Тут масса ньюансов ждет меня, так что это все предварительно. В материале будем смотреть на реальные данные по изготовленному поплавку.

продолжение следует…😎

DonPedro

Чем дальше в лес тем интереснее!
С удовольствием читаю про знакомый самолет.
Апгрейд так сказать.

fed

Чем дальше в лес, тем страшнее волки! 😃
Я сам не знаю, чем вся эта затея кончится😇

Первые в жизни поплавки… страшно с водой иметь дело… ниче не понятно😍

Усиливаем предположительные места крепежа в трех точках

Одинарная кривизна поплавка рулит однако. Одним листом!😛

Вот и первая примерка новой обувки на Бип. Где-то так это будет. Правда белые поплавки на зеленом Бипе как-то не читаются:(

Начитавшись вдоволь всякой разной гидротеории, насмотревшись всяких роликов про поплавковые пепелацы… немного точим гидродинамику. Еще и модная гидролыжа будет типа.😃

Воо !!! такие вот “еноты” получились! Хочется их уже во что-нибудь макнуть:P…

DonPedro

Я бы тоже полетал. Ток погода не очень летная.

Лапти конечно шикарные.

75777

Андрей, добрый день!
У меня был опыт постановки сухопутного самолета на поплавки и, должен заметить, что тут, однако, не

fed:

тут ньюансы есть и их не мало

а сильные отличия. Вот тут
rcopen.com/forum/f79/topic247354/342

описал все свои приключения, коих было немало. Возможно поможет сразу избежать разных неприятных неожиданностей.😃

К написанному там добавлю, что амфибия и самолет (сухопутный), поставленный на поплавки отличаются летными данными не в пользу последнего. Поплавки вносят дополнительный элемент неопределенности в летные данные сухопутного прототипа, так как существенно изменяют аэродинамику последнего. Хвостовое оперение сухопутного самолета не рассчитано на эти влияния.
На “своей шкуре” почуствовал следующее. Самолет с поплавками выполняет вираж со скольжением (не хватает “киля”).

Поплавки изначально создают пикирующий момент тем больше, чем больше даешь газ, это и понятно, они установлены с отрицательным углом относительно строительной оси фюза. Поэтому сразу можно уменьшить выкос мотора вниз, либо ввести микс газ-высота. Это из области того, что стало понятно из эксплуатации.

Теперь из “непознанного”. Маневры по высоте сильно отличаются по ощущениям, даешь РВ вниз или вверх. Вверх понятно и прогнозируемо, вниз - такое впечатление, что обратная экспонента введена на пульте, модель реагирует резко и клевком. Полагаю, что тут сказывается положение аэродинамического фокуса поплавков относительно ЦТ ( или оносительно аэродинамического фокуса модели:)) -думаю, что он впереди ЦТ, что вносит эту неустойчивость. А площадь стаба-то “сухопутная” не хватает стабилизирующего момента.

Ну и последнее. Разбег на воде с таким “косячком”. Надо немножко давать РН влево, иначе модель может неожиданно вильнуть вправо вплоть до переворота. Полагаю, это влияние выкоса двигателя вправо ( а поплавки -то прямо стоят!) плюс, опять же, килек для гидроплана маловат.

Вот такие вот нюансы. Сразу скажу, ничего пугаться не надо, даже интересно, самому ощутить, какие метаморфозы с самолетом происходят! При переходе к гидроварианту.

Удачи ! Гидро - это маленькая жизнь!😃

fed

Петр, спасибо большое за ваш опыт и подробное описание! Очень интересно!

Да, морально, я готов к тому, что это все не просто и потребует тщательной отладки по установочным углам, смещениям от Ц.Т., геометрии.
Перечитал вроде все, что попалось по теории гидропоплавков…
Есть серьезные опасения по поведению биплана с поплавками, которые весьма внушительны по размерам. Но есть и надежда, что прекрасно летающий БИП в сухопутном варианте вынесет с достоинством сию ношу. Есть надежда и на свой опыт пилотирования “чеготольконебыло”😃

Сейчас поплавки без отделки весят по 75гр. каждый. Думаю, что в окончательном варианте весь этот гидрообвес даст + 200 - 250гр. Т.е. взлетный будет в районе 1900гр., что вполне летабельно для этой ДУ.
Планирую делать и водные рули обязательно. На летающей лодке я уже прошел ряд итераций по доведению до кондиции. Пока полеты на ней мне очень нравятся!

Скоро все увидим…

75777

Андрей, вот еще что вспомнил.

Водоизмещающая способность поплавков (зависит от их геометрии) должна быть таковой, чтобы ЦТ модели был точно на месте центра водоизмещения (не знаю как точно этот термин по науке называется). Иначе модель на воде будет стоять с дифферентом на нос или хвост ( чуть не сказал на корму! 😁 - морские термины рулят), что, в свою очередь, напрямую повлияет на взлетные ( они станут “невзлетными”😁) способности.
На моей модели получился дифферент на хвост - такие вот у меня китайские поплавки оказались. И НИЧЕГО сделать тут уже невозможно. Надо другие поплавки - правильные. После полетов у меня всегда хвост модели мокрый. 😦

fed

Да, согласен!
Я на этом деле уже “накололся” на летающей лодке. Все вроде как нормально, и взлетает на глиссере, без скачек, сама, с незначительным поднятием РВ. А вот есть заметный дифферент на нос от желаемой ватерлинии. Буду делать хирургию носа добавлением водоизмещения, чтобы сместить центр плавучести.
Хитрое это дело - совместить гидродинамику с аэродинамикой. Но интересно до жути!😎

На поплавках, это тоже может быть, безусловно. Но я готов их резать, наращивать до получения желаемого положения. Предварительные водные испытания буду делать без окончательной отделки.
Тут в этих поплавках, я преследую далеко идущие цели на следующие проекты, так что Бип будет летающей лабораторией. Надо поэкспериментировать на простом и не жалком.😁

75777
fed:

Надо поэкспериментировать на простом и не жалком.

Очень правильно. Зато потом на дорогих больших гидросамолетах можно будет косяков избежать

fed:

Но я готов их резать, наращивать до получения желаемого положения.

Андрей, а та программа, в которой рисовались поплавки для “Мессенджера”, не позволяет на этапе проектирования создать “правильные” по распредерению водоизмещения поплавки?

Еще такой вопросец. Собираетесь как-то усиливать нижннюю поверхность поплавков? При неаккуратных посадках гидроудар по поплавкам нехилый, не вынесет ли “внутрь” нижнюю обшивку между шпангоутами?

fed

Да, конечно, в SolidWorks можно смоделировать ситуацию по распределению водоизмещения. Это я и сделал на начальном этапе, сделав мат-модель поплавка по чертежам прототипа. И уже по мат-модели подобрал габариты поплавка по общему его объему и предполагаемому объему водоизмещающей части.
У меня сейчас взлетный вес биплана в сухопутном варианте 1600гр. В поплавковом, я предполагаю вес в районе 1800 - 1850гр.
Согласно мат-модели поплавка, при предполагаемой ватерлинии водоизмещение одного поплавка в районе 0.9л, двух - 1.8л, что соответствует взлетному весу Бипа.

А вот вопрос положения Центра плавучести - более “тонкий”. Да, на мат-модели он примерно там, где хочется. Но в реальности, мы имеем с весьма высокой “этажеркой” Бипа, и уже имеет очень большое влияние углы установки Бипа относительно поплавка, и то положение, которое он в реальности займет в воде, т.е проекция Ц.Т. по нормали к поверхности воды будет весьма отличаться при разных углах установки.
Второй момент, это то, что я несколько изменил обводы предреданной части, по сравнению с мат-моделью, исходя из множества изученных факторов. Т.е. я увеличил вогнутость боковых скул и добавил плоскость гидродинамической лыжи в районе редана.
Поэтому реальные поплавки будут иметь свои гидростатические характеристики.

Нижняя поверхность предреданного днища достаточно мощная - 2 слоя потолочки + наклеенный 20мм пенопластовый профиль днища.

Вчера собрался в первом приближении вот такой “плотик” . Получается весьма жесткая конструкция, еще даже без склейки.

Нашел фотографии реальных поплавков со строящейся реплики АИР-2. Это те самые поплавки Шаврова! Интересно посмотреть на их обводы, и сравнить с фотографиями 30-х годов и доступными чертежами.
Как я отмечал ранее, попадается два их типа. Я взял за основу, что на чертежах АИР-6 из МК. И плюс некоторая модификация обводов. 😎 Посмотрим, что получится…

75777
fed:
  1. Сухопутный и гидро вариант на поплавках с быстрым переоборудованием.

Андрей, вот тут еще есть один момент и вопросик.

Если не ставить отдельную серву на гидроруль поплавка, то привод от РН на гидроруль получается достаточно геморройным (тросик) и уж совсем небыстроконвертируемым. Я на своей модельке вплотную подошел к замене этого тросика на серву, устанавливаемую на поплавок. Хочется поставить что-то типа минисервы. Самый сложный вопрос этого - то, что серва будет практически “купаться” в воде, а поэтому придется ее делать (или приобретать) водозащищенной. Склоняюсь к первому. Загерметизировать неподвижные соединения сервы - не проблема, а вот выходной вал - это вопрос. Есть кое какие задумки.
А как планируется решать эти вопросы на “мессенджере”?

ДедЮз

У судомоделистов, все это решалось: а)Тяга с герметичным сильфоном; б) промежуточная качалка с герметичным баллером (узлом вращения).