АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

oleg40rus

Фанерка 0,4 бывает дорогая правда зараза

Wit
fed:

Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно

а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать…

ДедЮз
Wit:

а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать…

Бумага “КРАФТ” пропитанная жидким ПВА, на все 100% подходит (цвет, прочность, простота…)
Прочность стыковой склейки сомнительна без “косынок”. Крыло работая на кручение проявит все концентраторы напряжения (стыки).
Исчо о косынках. Накладные надежнее делать из изотропного материала, даже бумаги, чем однонаправленной бальзы… (стыковые прочнее из анизотропных материалов со слоями по гиппотенузе косынки).

fed

Да, пожалуй! Крафт-бумага пропитанная - это великолепная мысль! Спасибо!
Я тоже размышлял на тему ватмана пропитанного или тонкого электро-картона.

Дело тут в маленьком ньюансе! Нервюр то надо мне 120 шт. (на три самолета), а одна нервюра 65х470мм, да помножить на 120 … это получается 3.66 кв.метра чего-ето легкого, тонкого и … дешевого.
Бальза и фанера - замечательно, но слишком накладно.
Собственно, вид копийной нервюры в посте №22. Она (в смысле боковая диафрагма) практически вся облегчается треугольными окнами.

vlad_den

Ого! Я поначалу решил, что будет строиться один из 3 вариантов - АИР-5, АИР-6, АИР-6 поплавковый. Потом была речь о + тренере без деталировки. А, получается, строятся все ТРИ модели!!?😮

fed

Ну да, один для F4C, другой для F4H, ну а третий - для тренировок постоянных и гидросалона.😁 Ну и втроем полетать тоже интересно будет, однако.(пилотов найдем)
Опять таки, сначала был построен АИР-5, а потом пошли в серию АИР-6-е. Так что надо соблюсти историческую правду. На серию из 128 шт. меня не хватит:), но вот первый опытный поплавковый, и второй опытный С254 никак нельзя не построить.
Документация на АИР-5 есть неплохая в “МК”, на АИР-6 слабовата, но конструктив практически такой-же. Поэтому все равно надо с АИР-5-го начинать…

Оснастка практически идентична, так что вперед…

ДедЮз

Электрокартон (мне попадался) частично пропитан бакелитом, клеится плохо, кроме клеев группы бакелита и термосварки, тяжелее “крафта”.

flying_yogurt
fed:

Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно

Привет, Андрей! С новым крупным проектом тебя! Подходы и методы ведения проекта просто восхищают!
Сейчас предложу экзотику 😃 ! Поищи в окрестностях деревообрабатывающее предприятие со строгальным станком. Из под лезвия такой машины выходит стружка шириной и длиной в доску при толщине от 0.2мм до 1мм. Стужка имеет почти полированную поверхность и просвечивает насквозь. В переклее можно получить сверхтонкую и прочную фанеру. О цене и копийности даже не говорю

Orel
fed:

Ну да, один для F4C, другой для F4H, ну а третий - для тренировок постоянных и гидросалона.😁

У меня то же самое с очками : одни для дальнозоркости ,другие для близорукости , а третьи для поиска тех и других 😒 … А вообще рад ,Андрей ,что у тебя всё наладилось и ты вновь плотно занялся любимым делом и публикацией своего нового проекта на радость нам !!!😃 Успеха в постройке АИР-ов !!!ДАЁШЬ АИР-5!!!

fed

Приветствую, коллеги! Спасибо за поддержку!

… и пока любимая жена собирает нервюры:P, что кстати, великолепно у ее получается, я потихоньку готовлюсь к производству лонжеронов.
Здесь самым главным является правильно определить их сечения, так как это самые тяжелые элементы крыла и они являются самыми важными, с точки зрения, общей прочности самолета.
Чем больше модель, тем ближе она к СЛА по своим характеристикам, тем более ответственно надо подходить к прочности силовых элементов. И с другой стороны, если хочется сделать легкий равнопрочный самолет, то и подход должен быть более авиационный.

Рисуя копийные нервюры, я интуитивно чувствовал, что копийные сечения полок лонжеронов избыточны для модели.
Попробуем это проверить.
Я издавна пользуюсь методиками расчета на прочность силовых элементов по материалам В.Тихомирова, опубликованных в журнале “Моделизм Спорт и Хобби” №5/2002г. и книгой П.И.Чумак, В.Ф.Кривокрысенко “Расчет, проектирование и постройка легких самолетов”, 1991г.

Фишка методики расчетов Тихомирова в определении расчетных нагрузок, исходя из скорости самолета.
Для нашего случая, берем максимальную скорость в пикировании, с диким избытком, принимаем ее в 120км/ч., хотя горизонтальная скорость полета будет в пределах 50 - 60 км/ч
Расчетным случаем будет выход самолета из пикирования при взятых на себя рулях, т.е. Су профиля будет близок к единице.

Подкосный высокоплан отличается от свободнонесущих крыльев тем, что подкос позволяет резко уменьшить нагрузки на лонжероны, а следовательно крыло получается намного легче свободнонесущего.

Сделаем такую графическую схему:

Эпюра изгибающего момента дана в качественном виде для такого вида крыльев. Наибольший изгибающий момент будет в точке крепления подкоса.
Его величина определится воздушной нагрузкой на часть консоли, расположенной от оси крепления подкосов к концу крыла. (бледножелтый цвет)
В нашем случае это будет иметь площадь 33,7кв.дм. И эта нагрузка, условно будет приложена на расстоянии 36см от узла крепления подкоса.
Нагрузку определяем по формуле, в зависимости от скоростного напора.
Расчет очень удобно вести в EXEL, где легко завести все формулы и соотношения.


Итак, максимальный изгибающий момент, который будет действовать на наше крыло в точке крепления подкосов составит 842.5 кг*см
Но так, как у нас двухлонжеронное, двухподкосное крыло, то этот момент распределится между передним и задним лонжероном в соотношении 0,65
Подбираем несколько избыточные значения моментов, чтобы получить в сумме момент немного больше, в данном случае 858 кг*см (это еще немного запас прочности)

И теперь, в соответствии с определенными изгибающими моментами для обеих лонжеронов, определяем площадь поперечного сечения полки для соснового лонжерона.
Принимаем ширину полки 10мм из конструктивных соображений
Получаем высоту полок лонжеронов.
Тут еще ньюанс. Мы определили сечение по пределу прочности сосны на сжатие, как более критичное. На самом деле нижний лонжерон будет работать на растяжении, и его сечение может быть в 1.75 раза меньше верхнего.
Но так как, вдруг мне захочется сделать обратную петлю, то расчетную высоту полок, я оставляю для нижней полки, а верхнюю полку увеличиваю в 1.75 раза. (на самом деле это еще +прочность)

В результате получаем следующую табличку расчетов:

И в итоге, приходим просто в восторг от полученных значений! 😃
Передний лонжерон: верхняя полка 10х7мм , нижняя 10х4мм
Задний лонжерон: верхняя полка 10х6мм , нижняя 10х3мм
Это очень легкие лонжероны получаются, по сравнению с копийными (см. окна на нервюре под копийные)
Также будет к верхней полке еще добавлена часть, до профиля, что также пойдет в + прочности.
Полки между собой будут связаны сосновыми стойками, бобышками в местах навески подкосов и фюзеляжных кронштейнов. Также пространство между полками будет заполнено пенопластом. А по бокам будут 1мм фанерные стенки в районе навески узлов и бальзовые в остальной части.
Но это все считать уже нет необходимости, это все в + прочности.
Сечение полок от фюзеляжа до места навески подкосов будет постоянным, а от подкосов к концу крыла будет уменьшаться до h = 3мм, уже из конструктивных соображений.

Lazy

Такими лонжеронами можно человеков побивать. 😃
Но вместо пенопласта логично ьыло бы сделать диафрагму из фанерки.
А сами полки набрать из реек 10х2.

fed
Lazy:

А сами полки набрать из реек 10х2

Согласен, это можно сделать. И для интереса, даже посчитал, что такие лонжероны будут нести. Это будет соответствовать перегрузке +4g, при планируемом взлетном весе в районе 12 -13 кг.
Мои лонжероны будут нормально работать до +7g - +8g. В принципе, такого запаса прочности не нужно для тихоходного однорежимного самолета, каким был АИР. Но… я буду знать, что на нем можно будет делать достаточно агрессивный пилотаж:P

Airliner-rc

Ребята, с Вашим опытом нафига Вам все эти таблички с расчетами. Выбирайте все интуитивно. Попадание в 10ку будет гарантировано 😃

fed

… неделя вроде не прошла даром. На одну консоль уже есть комплект полуфабрикатов нервюр и даже немного на вторую.
Все силы брошены на лонжероны!

Wit
Щорс:

Как-то неприлично быстро…

женский подневольный труд… можно детский рабский труд для этого использовать… я не гнушался 😁

fed

Большие лесопильные работы сегодня завершились началом сборки лонжеронов.


Вес почти собранного переднего лонжерона консоли длиной около 1.5м - 207гр. Еще увеличится но, думаю не превысит 230 - 240гр.
Пакет (21шт.) ,еще но доведенных до кондиции, нервюр на консоль - около 200гр.
Задний лонжерон будет где-то в районе 200гр.

Horizont

Андрей, скажите, а стенка лонжерона будет с обоих сторон ? Читал выше, подумал, может передумали !

fed

Сейчас стенка из 1мм фанеры на весь размах, с одной стороны. Она будет на задней стороне лонжерона, т.е. будет замыкать кессон лобика. С другой стороны будут фанерные стенки только в зоне подкоса и корня лонжерона. Да и эту большую стенку, наверно буду облегчать на конце консоли отверстиями. Ферма получается очень мощная… и легкая. А пенопласта не будет😁
Возможно, несколько избыточно “мясо” бобышек из 10мм качественной фанеры под подкос и корневой узел. Можно было бы еще 10 15 гр. убрать. Но силовые элементы я всегда делаю с некоторым запасом. Вся “жизнь” самолета на этих двух лонжеронах и подкосах. Тем более, не исключена установка более могучего движка на этот экземпляр. Его использование планируется очень многогранное, в том числе и для затяжки планеров.
Вес консоли есть все шансы уложить в 1кг., что будет очень замечательно, согласно предварительной весовой сводке.

Lazy
fed:

Сейчас стенка из 1мм фанеры на весь размах, с одной стороны.

Увеличить немного по размаху и можно самому летать. 😃

DonPedro

При таком раскладе можно было уже и 1:1 делать. ))))
Копия так копия.