Специальные цены   новые товары
+ Ответить в теме
Страница 1 из 8 1 2 3 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 40 из 284

АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

Тема раздела Копии, полукопии в категории Cамолёты - Общий; Приветствую, коллеги! Что движет моделистом, выбирая прототип? Наверно, у каждого свои мотивы, предпочтения и цели. Немного скажу о своих. В ...

  1. #1
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679

    АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

    Приветствую, коллеги!
    Что движет моделистом, выбирая прототип?
    Наверно, у каждого свои мотивы, предпочтения и цели.
    Немного скажу о своих.
    В первую очередь, доминирующим мотивом является погружение в историю отечественной авиации и желание воссоздать ее страницы в виде летающей достоверной копии. Увидеть исторический прототип в полете, досконально разобраться в его конструкции и попытаться повторить конструктив, логику силовой схемы, материалы, насколько это возможно в выбранном масштабе. Прочитать максимальное количество материалов, связанных с прототипом , познакомится с людьми, его создававшего, по описаниям, архивам, воспоминаниям…
    Участие в соревнованиях, конечно, очень интересно, но отнюдь не является самоцелью. Но, безусловно, хочется максимально соблюсти все чемпионатные требования, чтобы можно было принять участие.
    Не менее интересно, а может и более – это участие в фестивалях и шоу, где можно показать летающую копию народу, таким образом раскрывая и популяризируя малоизвестные страницы нашей авиационной истории.

    Я всегда обожал самолеты «золотой эры авиации», максимально полотняные обшивки, деревянные каркасы, торчащие цилиндры, растопыренные, неубирающиеся шасси, большие выпуклые заклепки…
    И конечно, подкосные высокопланы, классики аэродинамической компоновки, неторопливые и вальяжные в полете, летающие на предельно малых скоростях, влипающие в воздух на всех эволюциях, надежные на взлете и посадке…

    «Летающие автомобили» А.С. Яковлева АИР-5 и серийные АИР-6, как нельзя лучше соответствуют моим предпочтениям .
    А увлечение, в последнее время, полетами с воды, как нельзя лучше сочетается с тем, что были АИР-6 в поплавковом варианте!

    Исторически, сначала был построен четырех (пяти) местный АИР-5.



    А потом, в серию пошел двух(трех) местный АИР-6, практически идентичный по конструкции, но с более маломощным двигателем М-11 и более узким фюзеляжем. Крыло также имело меньшую хорду и размах.

    Фотографии перефотографированы с оригиналов архива ОКБ
    Наиболее знаменитая фотография АИР-6, борт С254, сделанная в перелете Москва-Иркутск. Отлично виден верх и 3/4 сзади (для документации)
    Этот же борт в 3/4 спереди

    Поплавковый вариант АИР-6. Фюзеляж был красный.





    К сожалению, на эти самолеты не так много документации, позволяющей претендовать на высокую статическую оценку. Но это не самое главное в этом проекте. Хотя я и готов приложить максимум усилий в подготовке документации для участия в чемпионатах.

    Желание создать серьезную радиоуправляемую копию АИРов существует у меня всю модельную жизнь (уже более 40 лет), тем более, что как раз маленький резиномоторный АИР-6, в масштабе 1/20 был моей первой копией, построенной примерно в 1975 -76г, по чертежам и рекомендациям из прекрасного альбома И.К.Костенко «Советские самолеты». Он толком не полетел.
    Не было еще опыта постройки , настройки таких моделей. Потом был АИР-3, тоже подскакивающий, но не летавший. А потом еще один резиномоторный АИР-6, уже побольше (около 900 мм размаха). Эта модель уже прилично летала!

    Начало работы по сбору информации на АИРы здесь:
    Собираю документацию на АИР-6. Нужна помощь!

    Недавнее посещение ОКБ им А.С. Яковлева дало возможность познакомиться с большим количеством архивных материалов по АИРам, что дало огромный импульс в работе над проектом.

    Огромнейшая благодарность Юрию Владимировичу Засыпкину – старейшему работнику ОКБ, автору многих публикаций в журналах «МК» , «КР» и монографий по самолетам А.С. Яковлева. Он оказал неоценимую помощь в сборе информации на АИР-5, АИР-6!

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    22.08.2012
    Адрес
    Одесса Новосибирск
    Возраст
    49
    Сообщений
    131
    Подписываюсь. Буду с удовольствием следить за постройкой.

  4. #3
    Учит правила (до 26.08.2017)
    Регистрация
    21.03.2009
    Адрес
    Москва. Марьинский парк.
    Возраст
    53
    Сообщений
    14,199
    А какой размер планируется

  5. #4
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Выбор масштаба модели.

    Один из главных вопросов при начале проекта – это выбор масштаба, примерной ДУ и основных параметров модели.

    Участвуя, на протяжении ряда лет в чемпионатах копий и АвиаШОУ, сложилось стойкое убеждение, что чем больше, тем лучше, желательно на границе ограничений. Хочется вписаться в 15кг. F4C с некоторым запасом.

    С другой стороны, есть жесткие финансовые ограничения и какая-та накопленная материальная база бортовой электроники и ДУ.

    Я люблю целые масштабы копирования. Сделав предарительные прикидки по геометрии, располагаемой ДУ, остановился на масштабе ¼ от прототипа.
    Масштаб ¼ был мной опробован на копии Fokker Dr.1 и очень понравился!

    Размеры прототипов и моделей в масштабе ¼ следующие:


    Предполагается установка бензинового мотора JC-60.

    АИР-6 эксплуатировался со знаменитым мотором М-11.
    Совместив его разрез в масштабе 1/4 со схемой JC-60, видим, что моторы примерно равны по габаритам. Скорее всего модельный мотор заменит один из нижних цилиндров копийного муляжа М-11.


    Также очень хочется эксплуатировать полетный винт, близкий по диаметру к копийному.
    Копийный диаметр винта - 610мм, что соответствует возможному винту для JC-60.

    Взлетный вес моделей пока очень приблизительный, на основе статистики и опыта. Скоро появится детальная весовая сводка модели, где можно будет более точно спрогнозировать взлетный вес.

  6.  
  7. #5
    Учит правила (до 26.08.2017)
    Регистрация
    21.03.2009
    Адрес
    Москва. Марьинский парк.
    Возраст
    53
    Сообщений
    14,199
    Очень хороший размерчик и прототип достойный

  8. #6
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    ДОКУМЕНТАЦИЯ

    О, это ключевой вопрос!
    Что мы имеем?
    Чертежи АИР-5 публиковались в «МК». Их делал известный В.Кондратьев, в то время работник ОКБ, а статью писал Ю.В.Засыпкин.
    Очень хорошие и детальные чертежи, по которым можно работать. Они и будут служить основным материалом для понимания конструктива прототипа.





    Чертежи АИР-6 публиковались неоднократно, но все они весьма схематичные.
    Это:
    альбом «Советские самолеты»

    журнал «Моделист конструктор»:



    цветная схема в «Крыльях родины»:


    чертеж в книге Тарадеева «Модели копии»
    Этот чертеж наиболее детальный.

    А побывав в ОКБ, я увидел оригинальную заводскую кальку формата А1. Заводских чертежей АИР-6 не сохранилось, но этот чертеж был сделан по распоряжению и под надзором А.С. Яковлева работниками ОКБ, для создания музейной копии АИР-6. Копия так и не была построена, но чертеж остался в оригинале.
    Конечно, это самое ценное мое приобретение. Мне сделали качественную копию кальки на формат А1. Этот чертеж и будет основным документом для постройки. На основе его будут сделаны чертежи для судейства и в дальнейшем заверены в ОКБ.

    Кроме этого, удалось в архивах обнаружить ряд оригинальных схем, в том числе схему компоновки АИР-6, похоже из 30-х годов.
    Также мне подарили совершенно уникальную вещь - "Краткое техническое описание АИР-6", издания 1935г. с некоторыми схемами прототипа.
    Оригинальные архивные фотографии по АИР-5, АИР-6 тщательно перефотографированы и постепенно будут обрабатываться и дополнять документацию для постройки.

    Все это буду показывать в дальнейшем...
    Последний раз редактировалось fed; 25.08.2015 в 18:46.

  9. #7

    Регистрация
    01.12.2008
    Адрес
    КрасноперекопскКрымРоссия
    Возраст
    41
    Сообщений
    1,732
    Трехметровый АИР !!! Вот это будет зрелище!!! Андрей Батькович, зная вашу педантичность в вопросах копийности, мне жалко судей, которым надо будет все хххтысяч заклепок на модели пересчитать!
    Буду следить за темой с удовольствием.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    26.02.2015
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    35
    Сообщений
    171
    то fed
    М-дааа!
    С размахом взялся за работу.
    Маладца!!!

    Кстати, если что нужно нарезать на лазере, говори не стесняйся.
    Готов безвоздмезно помогать в строительстве, что можно нарезать ты видел.
    Появилась возможность резки лазером тонкой фанеры (3-4 мм).

  12. #9

    Регистрация
    05.12.2010
    Адрес
    С-Петербург
    Возраст
    55
    Сообщений
    876
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    Этот чертеж и будет основным документом для постройки. На основе его будут сделаны чертежи для судейства
    Андрей

    а вот тут сразу дилемма в соревновательном аспекте проекта. Думается, что тебе предстоит нелегкий выбор между гидровариантом и сухопутным. Думаю, вряд ли существуют фотки одного и того же самолета на колесах и поплавках... Если вообще такая конверсия существовала. Хотя, чем черт не шутит...Может быть в этом плане ты что-нибудь "накопал" в КБ Яковлева?

    Очень интересный проект в плане исторического поиска и "форматированием" его результатов к требованиям правил!!

  13. #10
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Цитата Сообщение от 75777 Посмотреть сообщение
    предстоит нелегкий выбор между гидровариантом и сухопутным.
    Петр, в самую точку.
    Они еще и разную окраску имели!

    Действительно, я над этим вопросом думаю давно.

    Первый опытный экземпляр АИР-6 был вначале на колесном шасси от У-2. А потом был поставлен на поплавки и передан на водную станцию "Динамо".
    Он имел красный фюзеляж с эмблемой "D"



    Борт С-254 - это второй опытный экземпляр. Он был значительно доработан и именно на него больше всего документации, в том числе и чертежи.

    Желание иметь поплавковый АИР-6 огромно. Но с другой стороны для участия в чемпионатах более реально документацию подготовить на борт С-254.

    У меня были разные идеи на этот счет...
    На сегодняшний момент мой подход следующий:
    Для чемпионатов будет готовиться документация на борт С-254 и он будет делаться в полной деталировке под мотор JC-60 (или 4-т "Центурион" 60см3 А.Калашникова)
    Но для тренировок и поплавкового варианта будет АИР-6 (первый опытный - красный). Возможно без полной деталировки и полетит первым.
    Так как предполагается изготовление оснастки для капотов, муляжей, лобиков, нервюр, стапеля, то изготовление второго экземпляра вполне логично и обоснованно.
    Также, возможно, будет готовиться комплект документации и на АИР-5, так как он имеет практически идентичную конструкцию и узлы...

    ... но пока плотно занимаюсь анализом документации для разработки рабочих чертежей и плазов.
    Скорее всего процесс пойдет параллельно. Многие элементы конструкции, по которым все ясно, начнут изготавливаться.

    Вот боковая проекция уже с заводской кальки:



    А это схема компоновки АИР-6, найденная в архивах, очень похоже, что 30-х годов. Похоже на первый опытный, судя по стойкам шасси. Очень интересные на ней стоят углы и размеры!


    Наложив ее на боковой вид, получаем вполне приличное совпадение. т.е. можно разрабатывать конструктив модели, опираясь уже на эту компоновку.


    Есть еще вот такие небольшие схемки, но хорошо показывающие силовой конструктив АИРа


    И ряд замечательных фотографий, по которым можно увидеть конструкцию:




    Адлер был ведущим конструктором по второму АИРу:
    Хорошо виден силовой каркас и моторама М-11

  14. #11

    Регистрация
    15.05.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    44
    Сообщений
    1,718
    Записей в дневнике
    52
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение

    Адлер был ведущим конструктором по второму АИРу:
    На фото он ?

  15. #12

    Регистрация
    05.12.2010
    Адрес
    С-Петербург
    Возраст
    55
    Сообщений
    876
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    Для чемпионатов будет готовиться документация на борт С-254 и он будет делаться в полной деталировке под мотор JC-60 (или 4-т "Центурион" 60см3 А.Калашникова) Но для тренировок и поплавкового варианта будет АИР-6 (первый опытный - красный).
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    И ряд замечательных фотографий, по которым можно увидеть конструкцию:
    На этих фото как раз, судя по всему, первый опытный, с красным фюзеляжем.

  16. #13
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    ... движемся дальше
    Вот вид сверху АИР-6, уже с заводской кальки. В автокаде приводим его к копийному размаху 3020мм. масштаба 1/4


    На него сверху накладываем чертеж вида сверху АИР-5(светлоголубой), тоже в копийном 1/4 размахе 3200мм.
    Очень интересно посмотреть и сравнить геометрию 4-х местного АИР-5 и его потомка двухместного АИР-6.
    1. Плечо ГО на АИР-5 меньше, оперение немного крупнее. Интересно будет посчитать коэффициент Аг.о. для обеих прототипов. Помня формулу, мне кажется, что у АИР-6 он будет повыше, т.е. продольная устойчивость лучше. Но надо будет проверить!
    2. Пояса лонжеронов совпадают, при большей хорде на АИР-5. Очень интересно! Возможно был просто модифицирован хвостовик профиля.
    Это наводит на мысль, что по всей видимости оснастка и нервюры очень мало поменялись при проектировании АИР-6. А это значит, что можно вполне обоснованно пользоваться детальными чертежами АИР-5 для проектирования каркаса АИР-6.





    Переходим к профилям.

    Интересно сравнить геометрию знаменитого Clark-Y c Gottingen 387
    Я нашел координаты 14.85% Gottingen 387 и 15% Clark-Y
    Видно, что Gottingen 387 имеет немного вогнутую нижнюю дужку и его угол атаки при горизонтальной нижней поверхности порядка 1.99град.
    У Clark-Y, при аналогичном расположении он выше.
    Думаю, что Gottingen 387 более несущий профиль. А.С. Яковлев использовал его очень много лет на всех своих АИРах, хотя позднее на УТ-2 профиль был модифицирован, чтобы получить совершенно ровную нижнюю дужку от 15% САХ.


    Но судя по чертежам АИР-5 Gottingen 387 имел оригинальные очертания и относительную толщину около 14%
    В таком виде он практически идеально лег на чертеж нервюр АИР-5 (темно-синий сплайн. 3 полюса дескриптора сплайна (желтые). )



    Теперь уже можно детально прочерчивать все типы нервюр АИР-5, с тем чтобы перейти к нервюрам и крылу АИР-6.
    Конструктив нервюр модели будет очень близок прототипу.
    Нервюра будет собираться из бальзовых ламинированных дужек (5х3мм) , склеенных на оправке, бальзовых стоек 5х3мм, бобышек и диафрагмы из стеклоткани, толщ. порядка 0.3 мм (возможны уточнения)

    Хорды нервюр - 450мм на АИР-6 и 470мм - на АИР-5

    Скоро можно будет уже готовить плазы для сборки нервюр!... (А любимая жена выразила готовность их уже собирать)
    Последний раз редактировалось fed; 27.08.2015 в 18:51.

  17. #14

    Регистрация
    11.12.2010
    Адрес
    Беер-Шева (библ.Версавия)
    Возраст
    74
    Сообщений
    7,625
    Записей в дневнике
    2
    Вогнутость по средней линии на кларках не более 3%, на Гетингене более 5%, по этой причине кларки применялись и на пилотажных самолетах, а 387 на транспортных, планерах и тихоходах. Оба профиля роднит технологичность, приемлемые аэродинамические характеристики в широком диапазоне нагрузок и скоростей. "Я-6" в 50-ые годы был очень попупулярен среди любителей копий. Летали с моторами ЦАМЛ-50 и побольше с К-16, с "кирпичной" аппаратурой РУМ-1.

  18. #15

    Регистрация
    01.12.2008
    Адрес
    КрасноперекопскКрымРоссия
    Возраст
    41
    Сообщений
    1,732
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    А любимая жена выразила готовность их уже собирать
    Все. Теперь я понял, почему у Андрея модели шикарные. Просто муза не мешает работе!!!

  19. #16

    Регистрация
    10.08.2011
    Адрес
    Челябинск
    Возраст
    59
    Сообщений
    1,250
    Андрей, замечательный подход и прекрасное начало! Подписываюсь под темой) Удачи!

  20. #17

    Регистрация
    07.05.2011
    Адрес
    Аккерман Украина Одесса
    Возраст
    44
    Сообщений
    815
    Записей в дневнике
    4
    Подписываюсь на тему , удачи в постройке Андрей.

  21. #18
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    ... Только вернулись с МАКСа 2015. с огромным впечатлением от увиденного и гордости за нашу авиацию!

    И заодно получилось сделать вклад в копилку информации по АИРам.
    Сделал с полсотни детальных снимков живого М-11 с летающего У-2.
    правда толкатели клапанов закрыты, но остальное все видно детально. Это для меня очень ценная информация для работы над воссозданием масштабного муляжа мотора.



    И еще очень ценная информация.
    Детальные фотографии прошивки полотна по нервюрам на У-2
    Есть схемы этой прошивки, в документации на У-2, а теперь и в живую увидел.
    Прошивка типична для самолетов 30-х, думаю, что и АИРы прошивались аналогичо

  22. #19

    Регистрация
    12.09.2006
    Адрес
    Москва. Братеево
    Возраст
    61
    Сообщений
    10,618
    Андрей, по мотору есть книга

  23. #20

    Регистрация
    05.12.2010
    Адрес
    С-Петербург
    Возраст
    55
    Сообщений
    876
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    живого М-11 с летающего У-2.
    Это здорово, иметь такую деталировку. Правда, М-11 было много модификаций- знать бы еще, какая была на АИРе!

  24. #21

    Регистрация
    26.02.2015
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    35
    Сообщений
    171
    Вот наткнулся на просторах интернета, может будет интересно:

    http://kollektsiya.ru/samoleti/559-a...j-samolet.html

  25. #22
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Приветствую, коллеги!
    Процесс проектирования начался...
    Потихоньку начинают появляться плазы для сборки и шаблоны.
    Начал с консолей крыла, как наиболее понятного агрегата для реализации, да и процесс производства нервюр надо срочно запускать, так как их много.

    Чертеж крыла из заводской кальки приобретает такой векторный вид, еще конечно будет масса уточнений, которые уже идут по фотографиям...
    За основу был взят конструктив АИР-5 из "МК", но уточнен к геометрии АИР-6.

    Появилась идея - поставить бак в модели там же,где и у прототипа - в крыле. В фюзеляже будет свободно, и заправлять удобно ... из копийной бочки - копийным ведром.

    Основные типы нервюр. По ним уже можно готовить оснастку для изготовления.
    Еще требует уточнения высота полок лонжеронов. Будет проверочный расчет на прочность.
    Пока оставлены масштабные высоты полок лонжеронов. Но, по ощущениям, они явно избыточны.


    Собственно, процесс изготовления оснастки уже стартовал 31 августа.

    Проект постепенно начал трансформироваться в проектную и материальную плоскость...

    ________________________________________

    Параллельно идут и другие моменты...
    Начал заниматься весовой сводкой модели.

    В архивах ОКБ попались крайне интересные листики по относительным весам агрегатов АИР-6:



    Есть знаменитый авиационный закон "квадрата-куба".
    По этому закону несущая площадь возрастает в квадрате масштаба , а масса аппарата возрастает в кубе масштаба.
    Т.е. если прототип и модель сделаны примерно из одних и тех же материалов, той-же силовой схеме, то извлекая кубический корень из полетной массы настоящего самолета можно примерно прикинуть возможную массу модели.
    Для нашего случая полетный вес АИР-6 - 850кг. полезная нагрузка - 260кг. и вес пустого - 590кг.

    Удивительно, но если извлечь кубический корень масштаба уменьшения (1/4) из 850кг, то получим полетную массу модели примерно 13кг.
    Это отлично согласуется с моими намерениями уложить модель в требуемые рамки F4C c некоторым запасом.

    Пустой вес самолета 590кг, а модели получается 9.2кг.
    Но нам столько полезной нагрузки не нужно!
    Поэтому принимаю вес пустой (без топлива) модели в 11кг. (для начала)

    Теперь пересчитываем все относительные веса самолета в веса агрегатов модели, принимая за 100% вес пустой модели в 11кг. :


    Очень любопытная картинка вырисовывается, дающая представление о примерной расстановкой весов модели. Понятно, что часть агрегатов и вес моторной установки будет иным, но это очень хорошая точка отсчета для последующей итерации весовой сводки!
    Она уже будет делаться с реальными весами модельного оборудования.
    Но процентное распределение весов планера останется примерно таким же как и у прототипа.
    Последний раз редактировалось fed; 02.09.2015 в 13:09.

  26. #23

    Регистрация
    21.02.2003
    Адрес
    Минск-Варшава-Чернигов
    Возраст
    52
    Сообщений
    11,570
    Записей в дневнике
    447
    В идеале туда вот это...

  27. #24

    Регистрация
    29.06.2009
    Адрес
    Самара
    Возраст
    45
    Сообщений
    901
    на гидроплане-2015 под тольятти по мойму такой стоял на бивере. как раз в районе 9-12кг моделина.


  28. #25
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Цитата Сообщение от Lazy Посмотреть сообщение
    В идеале туда вот это...
    да ... уж... нет слов, согласен.

    у меня есть пока только SAITO FA-100 GK
    стояла на Стинсоне (размах 1700мм). Песня мотор!

    Цитата Сообщение от dangerousgluck Посмотреть сообщение
    такой стоял на бивере
    На Бивере ASP 400, судя по видео.
    У нас такой тоже есть в клубе на Ла-7:

    Еще не заводили. Скоро посмотрим, что это за "енот"

    Но это все калилки, хоть и 4-т, но дорогие по топливу. Это все классно, конечно ...

    Чтобы летать как следует , надо бензину, однако
    В идеале MOKI radial , от 150 ...
    мечты, мечты...

    ... спустившись на землю, есть у меня JC 60 EVO, о 6-ти лошадях, легко ворочающий 25х8 , с тягой под 13кг. Вот под него и будем точить ероплан.
    А там посмотрим...

    __________________________________

    первые приспособы созревают к использованию:
    Последний раз редактировалось fed; 03.09.2015 в 01:11.

  29. #26
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    ... процесс проектирования идет параллельно с начатым изготовлением.

    Таки решил компоновать и увязывать модель в 3D, хотя в начале хотел ограничится 2d прорисовками. Хочется и виртуальный образ прототипа воссоздать. И второй момент, это то, что АИР-6 является потомком АИР-5-го, с многими однотипными решениями и узлами, но более скудной информацией по чертежам. Поэтому начал проектировать АИР-5 по чертежам "МК" с последующим переходом на АИР-6.



    Вчера заложил первый пробный бальзовый ламинат на верхнюю полку нервюр.
    Оснастка будет одинаковой для нервюр АИР-5 и АИР-6 (разница в 20мм хорды)



    А сегодня для пробы заложил две бальзовые типовые нервюры на АИР-5. Пока без серьезного стапеля, на булавках по чертежу. Надо посмотреть, что получится, по весу, жесткости, сечениям... может еще будет корректировка.

  30. #27

    Регистрация
    23.09.2013
    Адрес
    Feldkirch, Austria
    Возраст
    28
    Сообщений
    664
    Прекрасное начало! Хочу вот чего спросить... А почему рассматривается только мотор Саита? Я так думаю, что под такую копию было-бы идеальней применить Моки 250см3 пяти или 7-и цилиндровый. Или какие-то иные соображения на сей счёт.

  31. #28

    Регистрация
    21.02.2003
    Адрес
    Минск-Варшава-Чернигов
    Возраст
    52
    Сообщений
    11,570
    Записей в дневнике
    447
    Цитата Сообщение от Waco Посмотреть сообщение
    А почему рассматривается только мотор Саита?
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    пустившись на землю, есть у меня JC 60 EVO
    Главное - читать по диагонали.

  32. #29

    Регистрация
    23.04.2009
    Адрес
    Украина, Макеевка
    Возраст
    53
    Сообщений
    9
    Премного извиняюсь, изначально неверная предпосылка о том что на АИР-5 и АИР-6 стояло оперение разных размеров, ведь известно что оперение полностью взяли от самолета И-5 в готовом виде ! С большой долей вероятности можно предположить что это просто "кривые" чертежи.А вот Т,О, на АИР_6 это мечта всей моей жизни. Вы не собираетесь случайно его отсканировать?

  33. #30
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    По оперению АИр-5 и АИР-6 я уже высказывал свое видение в теме про документацию. Интересно еще раз это посмотреть.

    Довольно туманная история использования оперения от И-5 на АИР-6. Я тоже встречал об этом упоминания в разных местах.
    Все это уже обросло легендами.

    АИР-5 был построен вначале. И его оперение явно больше оперения АИР-6 (пост №13). Оно на меньшем плече. И вряд ли могло быть от И-5, так как оно было бы вообще очень маленьким для продольной устойчивости АИР-5-го

    По всей видимости речь идет только о первом опытном АИР-6, на который подошло это оперение с переделками. И Адлер был назначен ведущим конструктором по самолету. На следующие АИРы рабочая документация подготавливалась по уже реальному самолету.
    Конструкция оперения была взята за основу, но пересчитана, облегчена и переделана. И в серийных АИРах уже было свое оперение.

    Я попытался проверить эту версию. Здесь наложены в одном масштабе оперение от И-5 (бледнозащитные) из чертежей МК, на наиболее достоверный чертеж АИР-6 (черный), уже серийного экземпляра.
    Действительно контур стабилизатора достаточно точно ложится, но видны различия в конфигурации рулей высоты возле фюзеляжа и по количесву нервюр.
    Киль также весьма близок по очертаниям но на АИРе значительно отличается от И-5 как по геометрии, так и по конструктиву (ширина лобика и кол. нервюр)



    Техническое описание АИР-6 обязательно выложу! Я сам в шоке, когда его увидел. К сожалению, оно весьма скудное.
    Фактически, приходится перепроектировать весь конструктив АИР-6, с учетом конструктива АИР-5-го.

    Цитата Сообщение от Waco Посмотреть сообщение
    Я так думаю, что под такую копию было-бы идеальней применить Моки 250см3 пяти или 7-и цилиндровый. Или какие-то иные соображения на сей счёт.
    ____________________________________

    Приветствую, Владимир! Большой привет Альберту Куликову!
    Кто бы возражал против МОКИ? Для меня это пока мечта, увы. Есть финансовые реалии...
    Исхожу из того что есть, накопленного за годы, и того что могу сделать двумя руками...

    Как вариант, возможно и основной, рассматривается установка 4-т бензинового 60куб "Центуриона", конструкции Александра Ивановича Калашникова.
    С его двигателями я давно имею дело. Проблемы есть, но есть сказочный, завораживающий звук этого мотора, не сравнимый ни с чем! Он у меня стоял на триплане "Фоккер Dr.1". В полете , по звуку, действительно - реальный самолет в воздухе!
    Так что есть смысл продолжить работу по этому двигателю, о чем уже есть договоренность с Александром Ивановичем.

    ____________________________________


    А процесс изготовления нервюр для АИР-5-го входит в промышленную стадию
    Сделал уже стапелечки для сборки трех нервюр, которые и были вчера заложены.

    Сделанные "на коленке" две первые нервюры очень понравились по жесткости и весу! вес соответственно 4гр для короткой и 5гр для полной.

    Заложены уже сосновые ламинаты на силовые нервюры, которых 6шт. на консоль.
    Последний раз редактировалось fed; 06.09.2015 в 10:10.

  34. #31

    Регистрация
    20.08.2013
    Адрес
    Астана, Казахстан
    Возраст
    36
    Сообщений
    269
    Записей в дневнике
    1
    Классно! Подписываюсь.

  35. #32

    Регистрация
    22.08.2012
    Адрес
    Одесса Новосибирск
    Возраст
    49
    Сообщений
    131
    Андрей, если можно пару слов о том, как делаете ламинат.

  36. #33

    Регистрация
    23.09.2013
    Адрес
    Feldkirch, Austria
    Возраст
    28
    Сообщений
    664
    А стыки реек в нервюрах не будут иметь фанерных накладок для усиления самого стыка?

    P.S. Приношу свои извинения за невнимательность при прочтении оригинального текста.
    Последний раз редактировалось Waco; 06.09.2015 в 14:39.

  37. #34

    Регистрация
    23.04.2009
    Адрес
    Украина, Макеевка
    Возраст
    53
    Сообщений
    9
    http://www.airwar.ru/enc/law1/air6.html Статья об строительстве АИР-6 в "Уголке неба" , если верить ей то действительно оперение И-5 без переделок стояло только на первом экземпляре, на последующих стояло пересчитанное Г.Синельниковым оперение , облегченное без изменения формы. Так и написано- "без изменения формы". Я по прежнему считаю что разногласия в чертежах являются только лишь следствием некачественной работы чертежников. З.Ы. То же относится и к чертежам И-5, мы не знаем насколько точно начерчено там оперение.

  38. #35
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Цитата Сообщение от Evgeny_68 Посмотреть сообщение
    пару слов о том, как делаете ламинат.
    Оправка на верхнюю полку нервюры шириной 150мм и для хорды 470мм для АИР-5 (фото чуть выше) . По ней же будет делаться и полка на хорду 450мм для АИР-6.
    Бальза два слоя толщиой 1.5мм , шириной 40мм, размачиваются в кипятке, тщательно промазываются между собой "Столяр-Момент" и зажимаются на оправке на сутки. потом разрезаются на циркулярочке - "Умелых руках" на полки шириной 5мм.
    Сосна предварительно нарезается на пластины 20мм х 1.5мм и тоже формуеся из двух слоев аналогично.
    Процесс укладки ламината, по этой технологии, занимает 5 - 10 мин. и сутки на высыхание.

    Для нижней полки также сделал оправку, но попробовав гнуть полку (и бальзовую и сосновую) распаренную в кипятке, на мощном паяльнике , остался доволен результатом. Изгиб там только в передней части и совсем небольшой.

    Цитата Сообщение от Waco Посмотреть сообщение
    А стыки реек в нервюрах не будут иметь фанерных накладок для усиления самого стыка?
    Нервюры у меня разных типов. Шесть усиленных на консоль, из сосны. Это концевая и нервюры несущие узлы подвески элеронов. Они будут иметь фанерные кницы и боковую диафрагму для концевой.
    Остальные нервюры (14шт.) бальзовые. По моим ощущениям, прочности стыка "выше крыши". Он прочнее бальзы! Так что по условиям прочности, кницы не требуются, к тому же "Столяр-Момент" делает очень хорошие галтели вокруг стыка, своего рода кницу. Но для копийности, может и будет боковая диафрагма, как на прототипе. Это еще в процессе обдумывания и подбора материала. На прототипе была 1.5 фанера. Мне нужно что-то легкое, толщиной около 0.3мм. Может быть пропитанный ватман даже. Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно, столько ее не нужно, этой прочности. Со стеклотканью тоже не очень хочется связываться.
    Да, и потом у меня, после сборки крыла, еще планируются тонкие угольные полочки по верху нервюр.
    ... но все решения пока в динамике

    _____________________________________
    Параллельно, идет дальше процесс проектирования.
    Начал заниматься силовой частью фюзеляжа и примеркой предполагаемых мотоустановок.

    Примерка 4-т бензинового 60куб "Центуриона" (2300гр.)

    Примерка 2-т бензинового 60куб JC60 EVO (1500гр.)

    Хочется оба движка крепить к одному мотошпангоуту, для возможной смены.
    Двигатели вполне прилично вписываются в нижний обвод капота. Там на прототипе есть еще патрубок, который может скрыть свечной наконечник.
    Муляжи цилиндров копийного мотора, также должны замаскировать башку модельного движка.
    Последний раз редактировалось fed; 07.09.2015 в 13:02.

  39. #36

    Регистрация
    05.01.2012
    Адрес
    Новое Ступино МО
    Возраст
    41
    Сообщений
    655
    Фанерка 0,4 бывает дорогая правда зараза

  40. #37
    Wit
    Wit на форуме

    Регистрация
    10.03.2005
    Адрес
    Münster/СПб
    Возраст
    51
    Сообщений
    6,935
    Записей в дневнике
    28
    Цитата Сообщение от fed Посмотреть сообщение
    Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно
    а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать...

  41. #38

    Регистрация
    11.12.2010
    Адрес
    Беер-Шева (библ.Версавия)
    Возраст
    74
    Сообщений
    7,625
    Записей в дневнике
    2
    Цитата Сообщение от Wit Посмотреть сообщение
    а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать...
    Бумага "КРАФТ" пропитанная жидким ПВА, на все 100% подходит (цвет, прочность, простота...)
    Прочность стыковой склейки сомнительна без "косынок". Крыло работая на кручение проявит все концентраторы напряжения (стыки).
    Исчо о косынках. Накладные надежнее делать из изотропного материала, даже бумаги, чем однонаправленной бальзы.. (стыковые прочнее из анизотропных материалов со слоями по гиппотенузе косынки).
    Последний раз редактировалось ДедЮз; 07.09.2015 в 15:47.

  42. #39
    fed
    fed вне форума

    Регистрация
    27.08.2009
    Адрес
    Обнинск
    Возраст
    54
    Сообщений
    679
    Да, пожалуй! Крафт-бумага пропитанная - это великолепная мысль! Спасибо!
    Я тоже размышлял на тему ватмана пропитанного или тонкого электро-картона.

    Дело тут в маленьком ньюансе! Нервюр то надо мне 120 шт. (на три самолета), а одна нервюра 65х470мм, да помножить на 120 ... это получается 3.66 кв.метра чего-ето легкого, тонкого и ... дешевого.
    Бальза и фанера - замечательно, но слишком накладно.
    Собственно, вид копийной нервюры в посте №22. Она (в смысле боковая диафрагма) практически вся облегчается треугольными окнами.

  43. #40

    Регистрация
    05.08.2009
    Адрес
    Будакеси, венгрия
    Возраст
    61
    Сообщений
    6,462
    Записей в дневнике
    4
    Ого! Я поначалу решил, что будет строиться один из 3 вариантов - АИР-5, АИР-6, АИР-6 поплавковый. Потом была речь о + тренере без деталировки. А, получается, строятся все ТРИ модели!!?

+ Ответить в теме

Похожие темы

  1. Ответов: 471
    Последнее сообщение: 28.01.2016, 05:49
  2. Продам Модели для воздушного боя АСЕS .
    от Андрей Зазулин в разделе Барахолка. Самолеты
    Ответов: 25
    Последнее сообщение: 27.08.2015, 00:34
  3. Собираю документацию на АИР-6. Нужна помощь!
    от fed в разделе Чертежи авиамоделей
    Ответов: 17
    Последнее сообщение: 25.08.2015, 15:45
  4. Ответов: 14
    Последнее сообщение: 05.10.2014, 21:20
  5. Ответов: 67
    Последнее сообщение: 11.09.2014, 11:53

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения