Легкие самолеты А.С.Яковлева, М 1:12

fed

да, Володя, согласен. Схема раскраски не корреспондируется с компоновочным видом. Мне больше вариант с прямым хвостовым обтекателем нравится. Его и буду делать.

Закомпоновал мотораму по силовой схеме прототипа. Силовые стержни из сосны 2.5 х 2.5 мм

Моторама получила замечательную жесткость, чего и хотелось . Теперь есть к чему М-22 прицепить:P правда его еще сделать надо:) Да и капот уже можно делать.

потихоньку начинаю гаргроты формировать бальзовой рейкой 2 х 1.5мм

Че то сильно прочный фюз получается😈 Надо было из бальзы ферму строить. Сейчас вес фюза с центропланом и и стойками - 35гр.
На мой вкус - многовато:)😈
По центровке есть уже переживания.😍Все оборудование в носовую часть перед крылом буду компоновать
Скоро увидим…

Nemo
fed:

Общий подходы к конструкции моделей.
Предполагается делать модели по конструктивной схеме, очень близкой прототипу.

fed:

Че то сильно прочный фюз получается Надо было из бальзы ферму строить.

Андрей, великолепная работа, но как показывает практика первое высказывание всегда идет вразрез со вторым.
Кому как не тебе известно, что копирование конструктива в минимальном масштабе всегда приводит к излишней жесткости конструкции и весу.
Кстати, отсюда и был вопрос про липу. Сосна при таких размерах не катит. Такую ферму даже из бальзы не разрушить в полете.
Удачной постройки. С наслаждением слежу за подачей материала.
P.S. АВФ-10 - шедевр 😃

fed:

Заработала моя домашняя “моделка” для мини-масштаба моделей:

И вот квартира превращена в… мастерскую. Пахнет клеем, пол завален стружками и обрезками бумаги. Никаких игр, прогулок, развлечений. Больше месяца строил Александр из тонких сосновых планок, обтягивая их бумагой и скрепляя гвоздями и клеем, модель планера. Она имела два метра в размахе, и дома испытать ее было невозможно. Пришлось разобрать и перенести в школу. В большом зале в присутствии множества любопытных Яковлев запустил свой летательный аппарат. Планер пролетел метров пятнадцать. Радости не было конца - модель парила!

«Я ощутил ее движение, жизнь! - вспоминал впоследствии А. С. Яковлев в своей книге «Рассказы авиаконструктора». - Здесь родилась моя страсть к авиации».

vlad_den
fed:

Мне больше вариант с прямым хвостовым обтекателем нравится. Его и буду делать.

Аналогично:

Щорс

Извините за отступление, не утерпел, но может кому-то пригодится.
Сегодня решил съездить на полеты, достал старенький (лет 8 уже), но верный мелколетик для зарядить. И вдруг увидел - балка то ферменная! Из липовых реек 3,5*3,5! И бумажкой потянуто (первый раз в жизни, между прочим)


Размер аппаратика как раз около АИР-ов строящихся.
Раскосы из липы 3*2

vlad_den

Сергей, что это за трубочка между серво?

fed
Щорс:

Размер аппаратика как раз около АИР-ов строящихся.

Сергей, симпатичный “ретро”. Это, я так понял стилизованный под старину, или копия. Какие параметры модели (взлетный, размер, площадь, ДУ)?

Я вот как то сразу занялся одновременно всей “обвеской” АИР-7. Переместился в клуб, так как работы специфические…

Точим болванку капота из пенопласта:

примеряем на моторную раму:

Скорее всего капот буду формавать по позитивной технологии из тонкой стеклоткани. Так же хотел и обтекатели шасси делать.

Заготавливаем заготовки обтекателей шасси. Слегка склеиваем их между собой

Обрабатываем … и покрываем акриловой шпаклевкой

После зачистки разделяем половинки, примеряем…

… Но решил попробовать сделать экспресс матрицу для негативной формовки.
На стекле делается рамочка из полосок пенопласта , а половинки приклеиваем к стеклу. Покрываем это все дело мовилем… и заливаем гипсом.

С обратной стороны через стекло можно посмотреть на будущую экспресс-матрицу.

Не знаю, что получится, посмотрим…😃

Одновременно,занялся колесами и муляжом М-22

Колеса будут пенопластовые, диаметром 58мм В пенопластовые заготовки вклеиваются буковые ступицы из мебельного шканта

На трубе диам 40мм склеиваем картер двигателя из 1мм фанеры и 2.5мм легкой бальзы. Внутри будет электродвигатель.

vlad_den

Ну вот! А я начал строгать-долбить-клеить из бальзы с фанерными вставками.

Pavel-69

А можно с капотом поподробней?) Сам подошёл к этому элементу на АИРе-55Модели. И что за шпаклевка?(марка и т.д.)

fed

Дальнейшие ходы с капотом будут зависеть от результатов по обтекателям. Если матрица получится, то и капот буду по гипсу делать.
Капот по болвану можно делать либо с дальнейшим вытравливанием пенопласта ацетоном либо с разделительным слоем в виде тонкой стреч-пленки (пищевой) формовать буду из 2 -3 слоев тонкого стекла под вакуумом, также с натягиванием стреч-пленки и потом легким ошкуриванием. Постараюсь показать.

Шпаклевка акриловая по дереву: Легко шкурится и хорошо упрочняет поверхность пенопласта, великолепная адгезия.

Еще ряд сегодняшних мелких работ по АИР-7
Сделал болван ветрового стекла фонаря. Он имеет двойную кривизну, и поэтому его надо вытягивать из “Вивака” Остальные секции фонаря одинарной кривизны и будут делаться из тонкой прозрачной пленки для принтеров на бамбуковых дугах.

Для формовки стекла применил метод, когда-то описанный Тарадеевым в книге “Постройка моделей копий”

т.есть полоску "Вивака " прибиваем просто к двум планкам, нагреваем феном и обтягиваем болван

Все получилось с первой попытки:

Проточил колеса на высоких оборотах на ручной дрели.

Такие колеса я издавна применял на легчайших моделях. Вес одного колеса, диаметром 58мм -1.6гр.!!!
Потом колесо покрывается слоем ПВА с красителем для упрочнения.

потом оно будет еще дополнительно шкурится и еще 3 -4 раза покрытие ПВА только шины.
В результате, образуется пленка ПВА , весьма прочная и немного эластичная и похожая на резину.
А с боков будут конические алюминевые диски (из ватмана), которые в свою очередь упрочнят колесо и свяжут его со ступицей.
Такие колеса служат очень долго, при мизерном весе!

Pavel-69

Только пенопласт в калесах не простой… Я прав?

Щорс
vlad_den:

Сергей, что это за трубочка между серво?

Модель эксплуатировалась с приемниками на 35 МГц, эта трубочка от коктейля для антенны - легче просовывать и веса никакого.

fed:

Сергей, симпатичный “ретро”. Это, я так понял стилизованный под старину, или копия. Какие параметры модели (взлетный, размер, площадь, ДУ)?

Да, модель просто стилизованная под копию. Размах 1м., хорда 200, вес около 600г. Аккум 3S, двигатель уже и не помню какой. Конструкция в лучших традициях - бальза1,5 и 3 мм, фанера 1 мм., липовые и бальзовые рейки. Обтяжка - бумага. Капот - стеклопластик. Колеса - китайские тапочки и стеклопластиковые диски с буковой ступицей.

Muller

А мы на мелколётах, пенопластовые колёса покрывали обычным сантехническим силиконом. На дрель колёсико и на малых оборотах обмазываеш силиконом, потом в ходе эксплуатации не вырывает кусочки пенопласта.

fed
Валерий_Владимирович:

а что такое “вивак”?

Вивак, он же Vivak - универсальные cополиэфирные листы с отличными термоформующими свойствам. Можно в поиске набрать - полно по нему информации.
Когда то купили лист. С тех пор с него все фонари, даже очень большие , формуются на ура!

Pavel-69:

пенопласт в калесах не простой.

Павел, пенопласт конструкционный в больших листах у нас в клубе давно. Надо будет марку узнать.

Muller:

На дрель колёсико и на малых оборотах обмазываеш силиконом

Очень интересно! Спасибо! обязательно надо попробовать! Мне еще много колес надо делать на другие АИРы

__________________________________

… потихоньку началась сборка консолей. Сначала на АИР-5-й:
Традиционная ламинированная законцовка:

Некоторые ньюансы сборки.
Все консоли на все АИРы будут делаться по моей излюбленной методике, ведущей свое начало из 70-х от легендарного чешского моделиста миниатюрных копий Антонина Алфери.
Мне нравится простота сборки, получаемый копийный каркас, очень высокая жесткость крыла при минимально возможном весе. Все элементы крыла работают идеально в соответствии с нагрузками, ни грамма ненужного “мяса” 😁

Сборка на пенопластовом стапеле (шариковая потолочная плитка.
К ней точками по периметру приклеивается чертеж.
К чертежу пару капельками ПВА приклеиваются кромки. Крыло потом легко срезается лезвием со стапеля.
Кладутся и вклеиваются нижние полки нервюр (легкая бальза 2х2мм) … продолжение чуть позже…

в клубе интересно было извлечь болваны обтекателей и посмотреть что получилось.
А получилось очень даже ниче для экспресс-матрицы. Поверхность может и не идеальная, но раковин нет. На две формовки самое то. Зато очень быстро.


Красится изнутри акриловой краской. Немного зачистить после высыхания и можно формовать корочки…

… Решил и с капотом поступить аналогично:
Шпаклевка, зачистка болвана капота:

Разделительный слой мовиля для алебастра

Заливаем умеренно жидким алебастром.

Через пару часов легко извлекаем, качество поверхности очень даже ничего! Дальше сушить и красить…

можно будет формовать все корочки, но это уже в следующие выходные… К сожалению еду в командировку на неделю…😈

fed

Было еще немножко времени… продолжил крыло АИР-5-го

Устанавливаем лонжероны из жесткой бальзы 2.5мм
Верхние полочки гнутся с распариванием на паяльнике по шаблону из 2мм пластины легкой бальзы и потом разрезаются на полки 2х2мм
В передней кромке делаются пазики натфелем под полочки.
Передняя кромка технологическая. Еще будет из легкой бальзы профилированная кромка спереди.


под элероны делается наклонная стенка под 45град, которая потом частично выберется полугруглыс профилем под носок элерона, а снизу закруглится, образуя копийный профиль в районе навески элерона

Готовый каркас легко отрезается от стапеля и немного зачищается. Еще осталось приклеить переднюю кромку и спрофилировать ее.
Лобик крыла будет скорее всего только сверху из проэмаличенного ватмана или бальзы 0.3 - 0.5 мм

Вес консоли в данном состоянии , длиной 490мм и хордой 160мм - 13гр., при абсолютно достаточной прочности и жесткости для такого класса копий.

Примеряем полуметровую консольку …

А АИР-5 разменял 20граммовую отметку веса - сейчас 23гр.!

Консоли решил делать съемные. Силовая схема будет как на прототипе - рабочие подкосы. Это дает наиболее легкое крыло!
Поэтому и не продолжал фюзеляж до сборки консоли, чтобы оценить варианты… и сделать уже совместно узлы сопряжения. Но это уже чуть попозже…

ДедЮз
Валерий_Владимирович:

Супер!!! а что такое “вивак”?

Полиэфирный гигиенический пластик немецкого пр-ва. Торговая марка. Широко применяется в медицине, пищ. пром-ти и рекламном деле. Температура формования 90…110 град. Толщина от 0,25 до 16 мм с мелкой градацией. Формуется с защитной пленкой, кот. потом легко удаляется.

vlad_den
fed:

продолжил крыло АИР-5-го

Дааа! Урок получен! Вот как делаются копийные крылья на маленькие самолеты!

Д_Заточник

Классная тема, спасибо! Покажу ее своему приятелю-пилоту, он хотел АИР-3 построить 😃

Вивак - он же полиэтилентерефталат, ПЭТ или ПЭТГ (модифицированный гликолем). Из него все наши бутылки для капотов сделаны 😃 Пленка для обтяжки моделей в большинстве случаев тоже из него. Муляж движка можно нарезать из бальзы, где-то у меня была статья как это делать. Могу поискать и бросить в личку если нужно. Но на английской мове.

Chirebilli
fed:

Скорее всего капот буду формавать по позитивной технологии из тонкой стеклоткани. Так же хотел и обтекатели шасси делать.

Что случилось с нелюбовью к композитам? Я думал подобные вещи будут из папе-маше, или вытянутые из “вивака”? 😃.

fed

Композиты не люблю!😃 Липкое и противное занятие. Фу-ууу!!!
То ли дело - БЛАГОРОДНАЯ БАЛЬЗА!

Но иногда все же приходится ими заниматься… Хоть я всячески и стараюсь от этого дела отлинять😁

Немножко удалось поработать в “кроватной мастерской”…

Сделал две формовки в подготовленные матрицы с разными параметрами выкладки.

формуем под вакуумом .
Первая формовка из трех слоев тонкой (не знаю, какая толщина) стеклоткани на ЭД-20. Использовал пластификатор. Корочки получились очень пластичные, но через пару дней на батарее приобрели неплохую жесткость.
Потом стал использовать 2 слоя чуть более толстой стеклоткани и фильтрующую жертвенную ткань для уменьшения количества связующего. Без пластификатора. Получил значительно более жесткую “сухую корочку” с таким же весом.

слева - первая формовка Справа - вторая.
Вес одной корочки обтекателя - 3.8гр. Капот - 9 гр. и 11гр.

Гипсовые матрицы не дали поверхность супер качества, более менее приемлимо, хотя я и не уверен, что мне это нравится.

Решил попробовать несколько необычный способ изготовления копийного стабилизатора…
Формируем такую структуру, толщиной 0.8 мм из средней бальзы (в двух экземплярах) на два АИРа:


Слегка смачиваем одну сторону и в перчатках формуем профиль по горячей трубе отопления

Вклеиваем лонжероны и кромки из бальзы, и собираем из двух половинок стабилизатор с рулями, от которого потом отрезаем и обрабатываем рули высоты.
Это ГО на АИР-7: вес стабилизатора - примерно 3.8гр., рули - по 1гр. (потом взвешу на более точных весах), и еще окончательно не зачищен.

Не могу рекомендовать эту технологию, хотя вроде получилось. Жесткость очень высокая, вес мне не нравится. Надо было более легкую бальзу брать😈
может и другой вариант еще попробую…

flying_yogurt

Вес отличный, Андрей! А как с прочностью нервюр? Ещё на F1F пытался сделать такие. Нервюры оказались неприятно- слабыми. Одно неосторожное нажатие и пролом обеспечен. А как твои?