Специальные цены   новые товары
+ Ответить в теме
Показано с 1 по 24 из 24

Фоккке-Вульф-189 «Рама» - полукопия по бутылочной технологии. Масштаб - 1:12. Размах - 1,53м.

Тема раздела Копии, полукопии в категории Cамолёты - Общий; Долго у меня не доходили руки до этого проекта, наконец-то решил приступить. Почему немец? Всё просто: занимаясь моделями самолётов Второй ...

  1. #1

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579

    Фоккке-Вульф-189 «Рама» - полукопия по бутылочной технологии. Масштаб - 1:12. Размах - 1,53м.

    Долго у меня не доходили руки до этого проекта, наконец-то решил приступить.




    Почему немец?
    Всё просто: занимаясь моделями самолётов Второй Мировой войны, надо помнить о балансе сил – глупо, как мне кажется, делать, к примеру, модели только японских самолётов, и не делать при этом американских. То же самое и с Великой Отечественной войной: если делать только советские самолёты и совсем забыть по немецкие, то спрашивается: с кем же мы тогда воевали? С марсианами? Нет, вот с этими самыми немцами и воевали (которые к тому же ещё и фашисты).
    А посему – делать их надо, чтобы подвиг наших дедов был зримым и осязаемым:
    вот это - самолёты наши, а вот это - самолёты противника.
    И противник был силён, жесток и умел. И самолёты у них были ого-го! А мы их всё равно победили. Потому, что зубы у нас крепче.

    С лирической частью покончили, приступаем с части технической.

    Применить решил хорошо освоенную бутылочную технологию.
    Самым весомым достоинством этой технологии является прекрасная крашеустойчивость – модель получается прочная и долговечная.
    В некоторых умах бытует, однако, такое мнение, что, мол бутылочник – это страшный отстой и унылое г…
    Ну так, для того, чтобы получилось г… , можно воспользоваться ЛЮБОЙ технологией. Думаю, здесь дело не в технологии, а в умении её правильно применять.
    Что бы там не говорили, но бутылочная технология позволяет создавать прекрасно летающие полукопии с достаточно высокой степенью копийности (плюс неубиваемость, как приятный бонус).

    Вот созданные мной бутылочники-полукопии только за крайние три года:
    Наши: И-153, И-16, два Як-7Б, МиГ-3, три Ла-5ФН, И-185, Ил-2, Би-1:





    Немцы: Bf-109F, FW-190A, Ju-87G, Та-152С(Н):


    Англичане: "Спитфайр", "Харрикейн"


    Американцы: F4U "Корсар", "Скайрейдер", F5U "Скиммер", FM-2 "Уайлдкэт".


    Японцы: Ки-43 "Хаябуса", Ки-61 "Хиен", B5N2 "Кейт", A6M2 "Зеро"


    Плюс лендлиз – три "Аэрокобры":



    Причём, это – только те, что я делал лично для себя (т.е. большинство из них на ходу и я на них постоянно летаю). О всех этих самолётах подробно пишу в:Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)


    Уже много лет для всех своих моделей придерживаюсь одного, единожды выбранного масштаба – 1:12.
    Новый проект – не исключение. Тот же масштаб, 1:12.
    Размах при этом у «Рамы» получается - 1,53м, а длина - ровно 1м. У прототипа, соответственно, 18,4 и 12 метров.

    Правда, у большинства моих полукопий отсутствуют шасси. Ну, так это от практической ненадобности: большинство из них – бойцовки. А там старт с рук, да и лёгкость модели – решающий фактор.

    Но в данном случае решил делать с шасси. Ибо – не бойцовка. Но технологии, в принципе, те же самые.

    Начал, как и водится, с самого трудного – с болванки.
    Так как болванка получилась достаточно сложной (не конструктивно, а в изготовлении), подробно распишу процесс. По этапам.

    Инструмент для нашего времени самый обычный: электролобзик, электрорубанок, ленточная шлифмашинка, ручной рубанок, ножик, рашпиль, наждачка.

    Пока ничего сложного. Четырёхгранный карандаш:


    Делаем выпил под крыло:


    Переворачиваем, а там…. всё вкривь да вкось. Повторяем операцию с другой стороны:


    Накладываем шаблон-чертёж, и выявив излишек, спиливаем его:


    Теперь приступаем к огранке носа гондолы. Работа очень тонкая и требующая исключительной внимательности и аккуратности, так как всё делается буквально на коленке и почти «на глазок»: из измерительных инструментов – только линейка.

    1 этап.
    Разметка и спил:


    2 этап.
    Размечаем и спиливаем:


    Зашкуриваем:


    3 этап.
    Размечаем (заштрихованное подлежит спилу) и спиливаем:

    И размечаем спил для четвёртого этапа.

    Пилим:


    Теперь удобнее смотреть снизу:


    Работаем ножиком, придавая форму гондоле в её хвостовой части:


    Подстрагиваем ручным рубанком, работаем рашпилем, шкурим наждачкой.
    Готово:


    Семь потов сошло, но зато получил грубое представление, что такое огранка. Даже гордость взыграла: «Во как! Даже так могу!» (любой ювелир, посмотрев на моё «достижение», наверное, надорвал бы животик, ухахатываясь ).

    С болванкой мотогондолы (она же и хвостовая балка) возни было гораздо меньше. По сути это – этакая длинная и ровная 4-х гранная (со скруглёнными гранями) дубина. В готовом виде чем-то очень напоминает бейсбольную биту.

    Этапы изготовления.
    Размечаем:


    Работаем рубанком:


    Снимаем фаски, зашкуриваем:


    Понятное дело, что хвостовые (фюзеляжные?) балки одинаковые, и одной болванки достаточно.

    Следующий этап – натяжка скорлупок.
    Там будет много интересного, так как самолёт очень необычный, и ничего подобного из бутылок я пока не делал. Речь, конечно же, идёт не о самолёте в целом, а о его наиболее сложной в исполнении части: о центральной гондоле, она же кабина экипажа.
    С моей точки зрения это - достаточно сложный в исполнении элемент. Мало того, что она вся застеклённая, так она ещё и гранёная, как стакан:



    Кстати! Вопрос к Мастерам:
    Понятное дело, что моя «Рама» будет бутылочной, НО! Была ли альтернатива?
    Какие ещё могли быть варианты по материалам/технологиям, чтобы исполнить сей элемент (я про центральную гондолу)?
    При этом чтобы было красиво и технологично. Ну, и прочно, разумеется.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    01.10.2011
    Адрес
    Г. киров
    Возраст
    44
    Сообщений
    1,485
    Автомат изменения шага винта необычен весьма у этого прототипа. Этакие вертушечки на коках...

  4. #3

    Регистрация
    06.10.2010
    Адрес
    Питер
    Возраст
    35
    Сообщений
    630
    Цитата Сообщение от dima043 Посмотреть сообщение
    Автомат изменения шага винта необычен весьма у этого прототипа. Этакие вертушечки на коках...
    Подобная система позже ставилась на Злин-42 . Кстати все довольно просто ,фактически два маслонасоса и клапан , прям как на коробках-автоматах )

  5. #4

    Регистрация
    20.07.2011
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,274
    Опустив нюансы, наверное возможно и в Су-12 "конвертировать"?

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Цитата Сообщение от dima043 Посмотреть сообщение
    Этакие вертушечки на коках...
    Обязательно сделаю. В смысле - вертушечки, а не автомат изменения шага.

    Цитата Сообщение от S.A. Посмотреть сообщение
    наверное возможно и в Су-12 "конвертировать"?
    Хм, а как?
    Ну ладно, форма крыла другая, но ведь и остальное отличается весьма существенно: и форма центральной гондолы, и фюзеляжных балок (двигатели звездообразные). Да и размеры...

  8. #6

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Итак, болванки готовы, переплёт на них нарисован. Пора приступать к натяжке скорлупок. Некоторые называют их корками. Суть от этого не меняется.
    Процесс термической усадки бутылки прост: мы одеваем на болванку бутылку, закрепляем её, чтобы она не сползла (гвоздиками или скотчем) и греем над газовой плитой или феном. Феном гораздо медленнее, но иногда фен помогает выправить некоторые уж очень "несговорчивые" складки на бутылке.
    Натяжка над газом имеет свои особенности и тонкости:
    1. газ надо включать на максимум
    2. держим болванку над конфоркой на высоте около 10см, медленно проворачивая болванку над огнём. Процесс усадки идёт прямо на глазах и занимает около 1 минуты. Иногда больше.
    3. окно желательно не открывать - то ли от потока из форточки форма факела меняется, то ли что ещё, но процесс замедляется раза в два. Понятное дело, что это не относится к летним жарким дням - летом открывать окно просто необходимо, иначе у включённой плиты просто упаришься.

    С феном другие тонкости:
    1. раза в 2...3 медленнее, чем над газом
    2. расстояние между соплом фена и болванкой - около 4...5см. Мощность максимальная.
    3. не задерживать фен на одном месте - постоянно совершать круговые движения

    Это вкратце. На самом деле там куча нюансов.

    Начинаем натяжку.
    Начал с простого, с хвостовых балок. Для этого дела были заготовлена куча 0,6-л. бутылочек. Плюс 1,5-литровки на носовую, толстую часть:


    Закрепляем гвоздиками первую и последнюю бутылки, и начинаем греть их над газом:


    Через 1..2 минуты результат термоусадки:


    Одеваем третью бутылку, греем:


    Одеваем последнюю (1,5л), и закрепляем её скотчем – гвоздиками уже нельзя, иначе их придётся забивать в уже натянутую носовую бутылку:


    Всё, теперь осталось снять скорлупки (разрезав их снизу). Точно такие же операции повторяем ещё раз – балок-то у «рамы» две.

    Натяжка скорлупок для центральной гондолы.
    Вот здесь сейчас начнётся веселуха!
    Начну с того, что уже несколько лет на своих самолётах применяю следующую методу изготовления переплётов фонарей: скорлупка фонаря натягивается дважды. Одна – собственно сам фонарь, а вторая – заготовка для переплёта. На второй заготовке рисуется сетка переплёта и потом вырезается маникюрными ножницами. Вот, к примеру, фонарь и переплёт для "Зеро" и вот как это смотрится на модели:


    У фонаря "Зеро" 22 окошка. Чтобы их вырезать, обычно уходит 40…50 минут. Работа кропотливая и требующая аккуратности и терпения. Далее вырезанная сеточка фонаря приклеивается на готовый фонарь. Получается очень симпатично и рельефно.
    Фонарь в данном случае является формообразующим элементом, а ажурная, и почти невесомая сеточка (1…2 грамма) – просто как декорация.

    На Пе-8 я применил подобный метод, правда с некоторыми вариациями: там был сделан весь нос в виде большой «корзинки с дырками», (то есть именно эта деталь была формообразующей), а в неё была вставлена прозрачная вставка, имитирующая остекление. Причём, внутренняя вставка фиксируется не на клей, а скотчем. Вот фотки носа для Пе-8:
    https://lh3.googleusercontent.com/lp...80-h1024-rw-no
    https://lh3.googleusercontent.com/tC...80-h1024-rw-no
    https://lh3.googleusercontent.com/Vm...80-h1024-rw-no
    https://lh3.googleusercontent.com/Zj...80-h1024-rw-no

    С возможностью разбора на составляющие (это очень пригодилось совсем недавно, когда Пе-8 потерпел аварию и вся его морда была уделана грязью, которая забилась во все щели; справился быстро: разобрал, помыл, выпрямил, высушил, собрал, поставил на место).
    Что-то подобное я решил реализовать и на «Раме».

    Для центральной гондолы была припасена вот такая 3-литровая бутыль из-под кваса:


    В исходном виде бутылка на болванку не полезла. Пришлось чуть-чуть её подраздуть:


    Примеряем:


    На хвостовую часть гондолы в самый раз подходит 2-х литровка:


    Ну, здесь всё просто – это будет внешняя, формообразующая «шкурка» с вырезанными окошками. А вот с внутренней скорлупой, которая должна имитировать остекление, нарисовались сложности.
    Для этого дела я заготовил прозрачную 3-х литровку из-под дешёвого, дрянного лимонада:

    бутылок было две. На фото - одна в исходном виде, у второй уже отрезано дно и методом раздутия убрана мешающая "талия".
    Но вот беда – эта бутылка оказалась изрядно мутновата и не совсем подходит для остекления. Попробовал ещё пару вариантов: раздул пару более прозрачных бутылок – 2 и 2,25 литра. Вот примерно до такого состояния можно раздуть бутылку (на фото две 2,25л бутыли – исходная и раздутая):


    Про методику раздутия бутылок год назад я даже снял маленький ролик. В теме: Лёгкие бойцовки-полукопии 1:12 для парков пост №260

    Вот рядом все три поросёнка (тьфу, претендента) на роль внутреннего остекления (3л, и раздутые 2,25 и 2 литра):


    Пробуем сначала 3-х литровку:


    Греем над газом:


    Повторяем операции для остальных двух бутылок:


    Три готовых остекления:


    Конкурс выиграла самая прозрачная ( и самая лёгкая) скорлупка из раздутой 2-х литровки.

    Тянем хвостовую скорлупку:


    Для правильной утяжки в самом узком месте (конус-хвостовичок), пришлось соорудить из кусочка стеклотекстолита некую «оттопырку» в виде «плавничка»:


    Решив проблему с внутренним остеклением, приступаем к внешней части.
    Одеваем, закрепляем, тянем:


    Не снимая с болванки, прорисовываем маркером переплёт, и только после этого снимаем:


    Повторяем эти операции для хвостовой части:


    Почти всё, так как не сделана ещё одна очень важная деталь. Как только я её стал делать, само собой придумалось её название – намордник.
    В самом деле – усаживая бутылку на болванку, у нас остаётся одно проблемное место – то, куда приходится горлышко усаживаемой бутылки. Как решить эту проблему? Я её решаю вот так:
    На носовую часть болванки закрепляется гвоздиками кусок борта бутылки:


    И греется:

    В результате получается некое подобие «юбочки с оборками». Лишнее срезается – получается носовая часть внутреннего остекления.

    Повторяем операцию, но теперь делает намордник для внешней скорлупы (прорисовываем окошки):


    Готовые заготовки для центральной гондолы (без внутренней вставки – остекления):


    Ну вот, натяжка скорлупок завершена (на этот раз довольно хлопотная).
    Следующий этапы: склейка из скорлупок центральной гондолы и фюзеляжных балок. А также изготовление крыла, стабилизатора и килей. Там тоже будут свои сложности: крыло должно быть складным (1,5 метра - как никак), а в стабилизаторе должен помещаться ретракт хвостовой опоры шасси.
    С фюзеляжными балками предстоят те ещё танцы с бубном. Там должны поместиться: ретракты основных стоек, батарейные отсеки, и сами моторы с регулями. А места там - с гулькин хрен. Да и крепление самих балок к крылу - повод почесать репу.... Короче - всё ещё впереди!

    Продолжение следует.

  9. #7

    Регистрация
    12.04.2015
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    44
    Сообщений
    111
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    1. газ надо включать на максимум
    2. держим болванку над конфоркой на высоте около 10см, медленно проворачивая болванку над огнём.
    Денис, а не сгорит вся конструкция на максимальном газу? Может, на минимум?

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Да, Алексей, сгорает, вернее прогорает, но только если опустить её до высоты 7...8 см над конфоркой и подождать, не вращая, секунд 20...30. При постоянном же вращении и на высоте 10см не прогорает. Уменьшив газ, затягиваем процесс. Хотя, можно и так.
    За 11 лет занятия бутылкостроением я усадил где-то под тысячу бутылок. Сделал около 150 (может, и поболее) фюзеляжей. Руку, можно сказать, набил. И тем не менее, нет-нет, да и прожигаю очередную бутылку. Дело обычное, и я не расстраиваюсь - бутылка вещь почти бесплатная. Чего её жалеть-то?

  12. #9

    Регистрация
    14.04.2009
    Адрес
    Мос. обл., Н-Ф. р-н
    Возраст
    45
    Сообщений
    2,472
    Поддержу Дениса.
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    Руку, можно сказать, набил. И тем не менее, нет-нет, да и прожигаю очередную бутылку.
    Тут самое главное не бояться пробовать, тонкости сами придут.

  13. #10

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Третья часть марлезонского балета.

    Если посчитать по масштабу, то размах крыла у «рамы» получается 1,53м. При длине самолёта ровно1метр. Понятное дело, что не во всякую машину влезет, а если учесть, что обычно в машине едут ещё двое, и тоже с самолётами (наш обычный выезд на полетушки), то надо как-то решать вопрос или с частичной разборкой самолёта, или что-то у него делать складным.
    Выбрал второе – крыло решено делать складывающимся.
    Но как? Есть давно опробованное мною решение (неоднократно опробованное). Суть его проста: обе консоли (и правая и левая) режутся на полуразмахе. Потом эти половинки петлями на скотче крепятся к центральной части крыла. Петля идёт по всей длине нижней поверхности крыла в месте разреза (такой вариант возможен только с плоско-выпуклым профилем). Внешние половинки консолей складываются вниз, под пузо самолёта. В открытом положении фиксируются ПЭТ-пластинкой на винтиках М3.
    Естественно, есть определённые тонкости. Постараюсь по ходу дела пояснять, что, куда, как и зачем…

    Поехали.
    Про технологию вырезки консолей подробно писать не буду, т.к. писал об этом не единожды в профильной теме: Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)

    Если только в двух словах: консоли резал по по одному шаблону «методом схождения», т.к. они имеют явное сужение, а центроплан резал по двум шаблоном, с помощью лучкового резака, т.к центроплан имеет постоянную хорду. Резал из пенопласта плотностью 15 грамм на литр.

    Вот готовые, зашкуренные консоли и центроплан:


    Вот они же, «пресобранные», на гладильной доске:

    Уже можно примерно оценить габариты.

    Склеено:


    Теперь отрезаем внешние части консолей (то, что будем складывать):


    А вот так они будут выглядеть в сложенном состоянии:


    Далее заготавливаем лонжероны и узлы стыковки.
    На небольших пенолётах с цельным крылом (размахом до 130…140см) я лонжероны обычно делаю из лёгких бамбуковых хворостин из азиатской циновки. Здесь так не получится – во-первых, крыло узкое и длинное, а самолёт уже тяжёлый, и такие лонжероны будут хлипковаты, а во-вторых, к бамбучинам не привязать узлы стыковки. Поэтому для лонжеронов было решено использовать стеклотекстолит толщиной 0,5мм.

    Лонжероны:


    И вот к ним уже легко прикрепить винтиками М2 вот такие алюминиевые уголки:

    Уголки из профиля 10х10

    Вот всё это хозяйство на весах (тянет на 44 грамма):


    Взвесил пенопластовые части крыла:


    Разрезаем консоли и вклеиваем лонжероны:

    Уголки были предварительно приклеены к лонжеронам на циакрин и прикручены винтами М2.

    Лонжероны вклеены, швы закрыты. Видны уголки с винтами М3 (за них и будем цеплять фиксирующую ПЭТ-пластинку при разворачивании крыла в полётное положение):


    К сожалению, некоторые моменты не попали в кадр (увлёкся процессом и забыл про фотик), но вот хоть что-то:

    Обтянутые консоли в процессе вырезки элеронов. Кстати, получилось очень копийно (в плане размеров элеронов) – практически, как на прототипе.. Только сделал их чуть-чуть пошире, для улучшения управляемости по крену:


    Вот один из моментов навески петли из скотча:


    Петля оформлена, и для надёжности прошёлся поверх неё армированным скотчем:

    Поверх него будет уложен ещё один слой металлизированного скотча.



    Ну что, крылышко пока отставляем в сторону, и начинаем склеивать натянутые скорлупки. Склеивать будем на обычный, жёлтый момент.
    Про технологию склейки бутылочных фюзеляжей я очень подробно писал здесь: Модели для СОЮЗ-500 пост № 3719

    Склейка фюзеляжных балок.
    Подготовленные скорлупки:


    Склеенные балки. Видна разметка под вырезы для крыла:


    С центральной гондолой всё гораздо интереснее:

    Пришлось изрядно попотеть, прежде чем вырезал маникюрными ножницами эту туеву хучу окошек:


    Отдельно нос:


    И хвост:


    Склеено:

    Спереди лежит ещё не приклеенный «намордник».

    Крупно:


    Вид в хвост через нос:


    Вид в нос через круглый блистер верхнего стрелка:


    Продолжение следует…

  14. #11

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Продолжаем делать ФВ-189, он же «Рама».

    4 часть марлезонского балета.

    Ретракты.
    Для «рамы» были заготовлены недорогие ретракты. Долго ломал голову над тем, как же их привязать к бутылочным балкам.
    Наконец родилась такая комбинация:
    1) ретракты, как и положено, ставятся на фанерные площадки-постаменты
    2) постаменты укладываются на ложементы из экструды, вклеенные в балки
    3) каждая площадка крепится к бортам балки четырьмя саморезами.
    Такая конструкция предполагает возможность снятия ретракта вместе с площадкой. Но, в принципе, площадки можно и приклеить к ложементам. Посмотрим.

    Итак, ретракты и площадки-постаменты; и они же (вместе с саморезами) на весах – вместе весят 123 грамма:


    На весах: отдельно постаменты и отдельно ретракты:


    Стойки из стальной 3мм проволоки и 60мм колёса:


    На весах: ретракт + постамент + стойка + колесо:

    Получилось 85 грамм. Обе, следовательно, уже 170 грамм. Тяжелёхонько…

    Вся сборка в одной из балок:


    Крепление саморезиками к борту балки:

    на обоих снимках видны кабеля, проходящие по нижней поверхности центроплана. Это кабеля от серв элеронов и кабель, соединяющий аккумуляторы. Об этом - ниже.

    Батарейные отсеки.
    Уже довольно долго я использую одну идею: для изготовления батарейных отсеков я применяю серые утеплительные трубки (для утепления труб водоснабжения). Они очень лёгкие, есть разных диаметров, прекрасно приклеиваются, стоят копейки и продаются буквально в каждом строймаге. А для того, чтобы батарейка в этой «шубе» не перегрелась, в трубке я прожигаю жалом паяльника 15…20 отверстий для вентиляции
    Примерно так:

    Рядом лежат аккумуляторы, которые предполагается использовать: 2-х баночный 1,2А/ч, и два 3-х баночных - 0,8А/ч и 1,3А/ч. Их и будем примерять в готовый батарейный отсек.

    Рисуем лючки для загрузки аккумуляторов:


    Вклеиваем батарейные отсеки:


    Начинаем примерять батарейки: 2-х баночная 1,2А/ч. и 3-х баночная 0,8А/ч влезли очень легко, «как там и родились», и место для кабелей и разъёмов осталось:


    А вот 3-х баночная 1,3А/ч влезла с трудом, кабеля и разъёмы остались «на улице»:

    Эта точно не подойдёт.

    Да, забыл сказать – батарей будет две. Каждому мотору – своя батарея. А чтобы в момент разрядки отсечка у моторов была единовременной, батареи будут соединены кабелем.
    Учитывая, что винты будут небольшого диаметра – 8 дюймов (а такие и должны быть по масштабу), я выбрал самые оборотистые моторчики, что у меня были. Серии 2826, весом по 45 грамм, кв 1900:

    На 8 дюймовый винтик этот мотор может работать и с 2-х баночной, и с 3-х баночной батарейкой. Только во втором случае надо будет посильнее зажать расходы по газу (в верхней половине). Нормальный ток для такого мотора 12….14А. Отсюда и выбор регулей – по 18А.


    Крепление крыла к балкам.
    Для этого дела заготовил четыре сосновых «сухарика» (из 18мм круглой палочки):


    Вклеил их в крыло (вид снизу и сверху):


    Стянул их сверху бутылочной стяжкой:


    Крепление центральной гондолы.
    Тут всё просто: в гондоле вклеены (и прикручены саморезиками) два брусочка 10х10мм из бука, в них вкручиваются четыре длинных и тонких самореза, проходящих сквозь крыло. А чтобы они не проваливались в пенопласт, под ними – прокладка из ПЭТа (кусок бутылки):


    Собрал, прикрутил:


    Вот уже и что-то похожее на самолёт вырисовывается…

    Продолжение следует.

  15. #12

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Продолжаем.

    Время заняться хвостом.
    У хвостового оперения данной модели обозначились две особенности:
    1. на килях не будет рулей направления – рулить будем моторами, замиксовав их с 4-м каналом.
    2. Стабилизатор должен быть достаточно толстым, чтобы в него поместился маленький ретракт на хвостовую стойку.

    Начинаем ваять.
    Заготовки на кили:


    Взвешиваем, вклеиваем уголь, снова взвешиваем:


    Стабилизатор с вклеенными лонжеронами (бамбук):


    Обтягиваем скотчем:


    Режем руль высоты:


    Готовый стабилизатор на весах – 20 грамм:


    Обтягиваем кили и взвешиваем – 11 грамм:


    Весь хвост на весах – 31 грамм:


    Примеряем хвост:




    Хвостовой ретракт.
    Для этого дела был заготовлен самый маленький ретракт весом 18 грамм:


    Примеряем ретракт и серву для Р.В:


    Делаем нишу под хвостовое колесо:

    Также оформляем нишу, закрывая корявый пенопласт по периметру ПЭТ-полоской (кусочек бутылки).
    Ещё один вид на пресобранный хвост:


    Стабилизатор снизу:

    Серва закрыта скотчем (подготовка к покраске), кабеля уложены.

    Стабилизатор сверху:

    Ретракт, серва и ниша под хвостовое колесо закрыты ПЭТ-накладками.


    В процессе работы родилась мысль о туевой хуче кабелей, которые надо протянуть туда-сюда.
    В самом деле:
    1. Кабеля серв от элеронов тянем по всему крылу в центральную гондолу
    2. Сигнальные кабеля от регулей тянем от балок в гондолу
    3. Опять же, от балок к гондоле тянем кабеля основных ретрактов
    4. По всей длине одной из балок и потом до гондолы идёт кабель от сервы Р.В.
    5. Точно также, по другой балке идёт кабель от заднего ретракта.
    6. И до кучи – силовой кабель, соединяющий батареи (из балки в балку).

    Поехали…

    Соединительный кабель:

    Его сечение 2х0,75мм. Думаю, хватит.

    Укладываем:


    Укладываем кабеля от элеронов и выводим их наверх:


    Укладываем всё остальное:


    Кабеля уложены и закрыты ПЭТ-накладкой:


    Створки основных стоек шасси:


    Готов к покраске:

  16. #13

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Один из самых интересных этапов
    это покраска.

    Решая, как покрасить этот самолёт, разрывался между двумя вариантами:
    1. Типичный немецкий камуфляж (оливковый+бурый)
    2. И он же, но покрытый зимними белыми разводами.

    Изначально склонялся к первому, как к более «классическому» и простому. Держа в уме возможность нанести поверх него зимние разводы в будущем.
    Прикол второго варианта в том, что зимний камуфляж наносится именно поверх летнего, который при этом должен хоть как-то, но просматриваться – достигается очень интересный, «всамделишный» вид самолёта.

    Кое-какие эксперименты я в этой области проводил, стараясь, как мог, приблизиться к оригинальной окраске прототипов.

    Немцы во многих случаях особо не заморачивались, закрашивая на зиму весь самолёт белой краской, но иногда и оригинальничали.

    К примеру:


    Вот мой ФВ-190, так же покрашенный:


    Или зимний камуфляж «спагетти», состоящий из множества белых полосок, нанесённых поверх летнего камуфляжа. Тоже пробовал:

    Вроде ничего сложного…

    Так и решил красить, тем более, что ФВ-189 реально летали в такой раскраске:


    Есть одна тонкость – если мы наносим подобный зимний камуфляж из полосок поверх летнего, то контуры летнего становятся почти неразличимы, теряется контраст, не видны переходы между полями. А хочется, чтобы это всё было видно. Поэтому желательно, чтобы летний камуфляж изначально был чуть более контрастным, чем положено.

    Итак, поехали.

    1 этап – красим низ в светло-серый цвет. Проблема покраски большого самолёта в том, что он не влезает в малярку:



    Покрашен снизу:


    Отдельно красим гондолу:


    Вид в нос через верхний блистер и вид в хвост с места пилота:


    2 этап – красим в базовый цвет – оливковый.


    Покрашен:


    Хорошо видны маски из малярного скотча, закрывающие покрашенный низ:


    Гондолу тоже не забываем:


    3 этап – наносим бурый камуфляж.
    Клеим маски:


    Красим:


    «Маски сброшены»:


    И тут я понял, что допустил непростительную ошибку: ошибся в тонах краски (неправильно намешал «пол-л-литру»).
    В самом деле, камуфляж получился совершенно неестественным, суперконтрастным.

    Реально он должен был выглядеть примерно так:


    А выглядит так:




    Снизу:


    Абсурд… а ведь у меня иногда и получалось.
    Лаптёжника взять к примеру:


    А здесь намудрил… а всего-то: бурый намешал чуть потемнее, а оливковый получился чуть посветлее.
    Геринг меня бы показательно расстрелял перед всем люфтваффе за такой «антикамуфляж».

    Что ж, я не оставил себе другого выхода, как наносить поверх этого безобразия зимний камуфляж. Получится ли заретушировать свои промахи?

    А пока займёмся капотами моторов. Их надо покрасить в жёлтый цвет.

    4 этап - красим капоты и законцовки крыла (снизу) в жёлтый цвет.

    Примерно так:


    Заклеиваем малярным скотчем:


    Красим:


    Смотрим, что у нас получилось:


    Что ж, пора приступать к самой ответственной части – нанесении тех самых «спагетти». Для этого нужны две вещи: определённая сноровка и соответствующий инструмент. Можно аэрограф, но его у меня нет. А есть маленький краскопультик, которым я обычно малюю камуфляжные пятна. При определённых его настройках им можно рисовать и такие довольно тонкие линии, как струю выхлопа из патрубков, и белые полоски «спагетти». Понятное дело, что помимо настроек (зажать подачу краски), надо и довольно филигранно «работать пальчиком», аккуратно нажимая им на курок.

    Ещё один «источник вдохновения»:


    Учитывая сложность и тонкость процесса, вытащил аппарат на улицу. Там и красил.

    5 этап - нанесение зимнего камуфляжа.

    Поехали:


    Как только нанёс первые белые полоски, сразу стало понятно, что замысел удался – летний камуфляж просматривается под «спагетти». И ровно настолько, насколько мне этого изначально хотелось. Получается, что первоначальная ошибка в цветовой гамме в конечном счёте сыграла положительную роль!
    («…твой позорный недуг мы в подвиг определим…» из х/ф «ДМБ»)

    Ну вот, «спагетти» подсохли, можно пофоткать с разных сторон:


    Что осталось сделать? Не так много:
    1. Установить моторы и винты
    2. Сделать тяги от рулевых машинок до кабанчиков на рулях.
    3. Поставить остекление в центральную гондолу и закрепить её на крыле.
    4. подключить все кабеля к приёмнику и настроить расходы.

    Это чтобы полететь.

    Потом, понятное дело, предстоит серьёзная и интереснейшая работа с внутренним интерьером кабины.

    Продолжение следует…

  17. #14

    Регистрация
    21.07.2007
    Адрес
    Свердловск
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,440
    не могу найти вес крыла и всей модели до скотча, в скотче
    до покраски, в краске

    плохо искал?

  18. #15

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Да, действительно, что-то я совсем упустил этот момент.

    ДокладАю:

    Весовой расклад по крылу:
    Пенопласт – 57 грамм.
    Лонжероны – 44 грамма
    Крыло с вклеенными лонжеронами – (пенопласт +лонжероны+клей) – 130 грамм.
    Обтянутое крыло – 170 грамм.

    Весовая раскладка по планеру:
    Обтянутое крыло – 170 грамм
    Обтянутый хвост – 30 грамм
    Фюзеляжные балки – 2х75=150 грамм
    Центральная гондола – 60 грамм
    Внутреннее остекление для гондолы – 30 грамм
    Элементы крепления крыла к балкам и гондоле – 30 грамм.
    …………………………………………………………………..
    Итого: некрашенный планер – 470 грамм.

    Вес планера после покраски: 516 грамм ( на краске набежало 46 грамм).

    Вес «борта»:

    Считаем:
    Моторы – 2х45=90 грамм
    Регули – 2х25=50 грамм
    Винты+пропсейвы – 25 грамм
    Сервы (3шт) – 40 грамм
    Тяги, кабанчики – 10 грамм
    Моторамы и элементы крепления – 15 грамм
    Удлинители, раздвоители (очень много) – 50 грамм
    Кабель, соединяющий моторы – 20 грамм
    Приёмник + внешний микшер – 20 грамм
    Шасси (ретракты, стойки, колёса и пр.) – 200 грамм
    ……………………………………………………………………………
    Итого: 520 грамм.

    В сумме: подготовленный к полёту самолёт весит – 1036 грамм.
    Плюс две батарейки (2х65грамм - 11,1В, 0,85А/ч) – 1166 грамм.

    При площади крыла около 26дм.кв. нагрузка на площадь получается около 43…45 грамм на дм. квадратный. Приемлемо. Для самолёта с размахом более 1,5 метров.

    О крыле.
    Вот пара снимков, поясняющих наглядно, как складываются консоли:


    пока суть, да дело, поставил моторы и винты:


    сделал из алюминиевой 3мм проволоки заднюю стойку:


    и поставил тяги от серв до кабанчиков на рулях:


    В эти выходные облетать не получилось – погода и сегодня, и завтра – дрянь.
    В следующие выходные тоже не получится – будет мероприятие в парке Сахарова (Исторический Воздушный бой).

    А дальше – ждём погоды.

  19. #16

    Регистрация
    21.04.2011
    Адрес
    Гомель, Беларусь
    Возраст
    42
    Сообщений
    575
    [QUOTE=Денис из Петергофа;6698853]
    Вот пара снимков, поясняющих наглядно, как складываются консоли:
    QUOTE]
    По-моему, при такой схеме складывания кроме самой модели в багажник уже мало что влезет. Может, лучше совсем консоли отстыковывать?

  20. #17

    Регистрация
    05.08.2009
    Адрес
    Будакеси, венгрия
    Возраст
    60
    Сообщений
    6,017
    Записей в дневнике
    4
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    сделал из алюминиевой 3мм проволоки заднюю стойку:
    Не будет ли она гуться при каждом взлете - посадке? Может быть лучше 2 мм стальную?

  21. #18

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Цитата Сообщение от Щорс Посмотреть сообщение
    По-моему, при такой схеме складывания кроме самой модели в багажник уже мало что влезет. Может, лучше совсем консоли отстыковывать?
    Положим в багажник - сфоткаем.
    Отстыковка консолей - технически сложнее и требует ещё стыковки/расстыковки разъёмов на элеронные сервы. На Пе-8 консоли отстыковываются, и это тянет за собой кучу проблем: стыковка/расстыковка самих консолей, разъёмов на сервы, фиксация консолей. Но там я с этим мирюсь - аппарат слишком сурьёзный, можно и помучиться. ФВ-189 - самолёт "на каждый день", отсюда и всемерное упрощение процесса подготовки к старту.
    Скажу более: следующий проект - Ил-4 (размах 1,8м) тоже будет иметь такую же систему складывания консолей. Система мной достаточно отработана, и реализована на нескольких моделях (это были не полукопии, а мотопланеры и летающие крылья)

    Цитата Сообщение от vlad_den Посмотреть сообщение
    Не будет ли она гуться при каждом взлете - посадке? Может быть лучше 2 мм стальную?
    Изначально так и сделал - из 2мм стальной. Но беда в том, что задний ретракт - самая "сопливая" часть моего самолёта. Подломать его проще простого, поэтому и переделал заднюю стойку. Уж пусть стойка согнётся, чем выломает ретракт. И то не уверен - уж больно он жиденький.

  22. #19

    Регистрация
    21.07.2007
    Адрес
    Свердловск
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,440
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    ....Ил-4 (размах 1,8м) тоже будет иметь такую же систему складывания консолей. Система мной достаточно отработана, и реализована на нескольких моделях (это были не полукопии, а мотопланеры и летающие крылья)....
    поподробней, пжлста, про опыт эксплуатации такой системы складывания:

    во всех известных мне конструкциях применяются фанерные нервюры в месте разъема центроплана и консолей. насколько понимаю, для исключения подмятия стыковочных плоскостей.

    здесь нет ничего похожего.
    получается, нагрузка передается по стыку текстолитового лонжерона?

    насколько износостойкие петли из скотча? скотч не армированный - не растягивается ли от нагрузок- не появляются ли люфты в соединении консолей?

    и перевозка получается "на спине" - киль не страдает?

  23. #20

    Регистрация
    10.01.2014
    Адрес
    Могилёв BY
    Возраст
    63
    Сообщений
    393
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    Изначально так и сделал - из 2мм стальной.
    Вот надо было сделать виток,или пару витков на стойке в удобном месте(допустим над самым колесом) и будет амортизация.А алюминиевая хороша только весом.

  24. #21

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Цитата Сообщение от Bob_ Посмотреть сообщение
    поподробней, пжлста, про опыт эксплуатации такой системы складывания:

    во всех известных мне конструкциях применяются фанерные нервюры в месте разъема центроплана и консолей. насколько понимаю, для исключения подмятия стыковочных плоскостей.

    здесь нет ничего похожего.
    получается, нагрузка передается по стыку текстолитового лонжерона?

    насколько износостойкие петли из скотча? скотч не армированный - не растягивается ли от нагрузок- не появляются ли люфты в соединении консолей?

    и перевозка получается "на спине" - киль не страдает?
    1. да, нагрузка передаётся по стыку лонжерона. Иногда я дополнительно наклеивал на обе стыкуемые половинки тоненькие стеклотекстолитовые квадратные накладочки (где-то 15х15мм) в места стыка лонжеронов. Потом перестал. Всё и так работает.
    Прямо сейчас засомневался в своей правоте, взял свою "раму", зафиксировал консоли в раскрытом положении, подёргал в руках. Нет, всё нормально - такое крыло по ощущениям "на руках" ведёт себя примерно также, как и неразъёмное. Никаких люфтов и болтаний - всё чётко.
    2. петли очень долговечные, работают годами, пока не высохнет скотч. Накладки из армированного скотча есть - см. пост № 10.
    Люфты со временем появляются, но только если держать крыло всё время в зафиксированном раскрытом положении. Да, это - минус, но в своё оправдание приведу практику средневековых лучников - они тоже хранили (и носили) лук со снятой тетивой, надевая её непосредственно перед боем.

    Вот для примера один из моих "стрекозликов" (2008г.) с подобным складывающимся крылом:


    3. да, перевозка на спине, но ничего не поделаешь - мы часто так самолёты в багажнике возим (багажник маленький, а самолётов много, вот и пихаем их, как селёдку в бочку, и вверх пузом в том числе )

    Цитата Сообщение от ANT53 Посмотреть сообщение
    Вот надо было сделать виток,или пару витков на стойке в удобном месте(допустим над самым колесом) и будет амортизация.А алюминиевая хороша только весом.
    задний ретракт настолько хлипкий, что думаю, и алюминиевая стойка для него окажется излишне жёсткой. Посмотрим. Но, думаю, если что и сломается, то первым будет именно задний ретракт. Не нравится он мне. Но альтернативы нет.

  25. #22

    Регистрация
    11.11.2009
    Адрес
    Санкт-петербург, Петергоф
    Возраст
    46
    Сообщений
    1,579
    Продолжаем...

    Из всех недоделок на "Раме" остались только хитро…..нутые коки с крыльчатками. Я их обещал сделать:
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    Обязательно сделаю. В смысле - вертушечки, а не автомат изменения шага
    И я их сделал.
    В принципе, ничего сложного: точно так же, как и обычно, выточил небольшие коки и сделал в них по 8 надрезов. В надрезы вклеил на «момент» вырезанные из кусочков бутылки лопасти:


    Осталось только покрасить:


    И поставить на самолёт…

    Потратил некоторое время на опознавательные знаки и надписи. Лепим крестики на балки:



    Надписи на балках скопировал отсюда:




    В минувшие выходные «Рама» впервые поднялась в небо. В воскресенье у нас случилась чудная погода (для Питера): облачка, чуть-чуть солнышка, слабый ветерок (2…3 м/с). Правда, морозец: минус 9.
    Первый полёт прошёл без фото/видео. Верю в приметы. После первого полёта – пожалуйста, снимайте на здоровье!

    Вот фото:


    Крупно коки и надписи на хвостовой балке:


    Перед первым полётом произошла заминка: «отвязался» приёмник. Предположили, что это - от холода (дома, в тепле, всё работало чики-пуки). Снял гондолу, сдёрнул приёмник, сунул в карман…. Согрел, поставил – заработало!
    Но до того, как ещё успел отцепить питание с «отвязавшегося» приёмыша, один из регулей вошёл в режим программированния и что-то там себе сам «напрограммировал»…
    В итоге, когда полетел, сразу почувствовал разнотяг движков – самолёт явно тянуло вправо. Да плюс к тому же, взлетел на холодных акках – до этого все они были рассованы по внутренним карманам (чтоб в тепле были), но пока возились с приёмником, те, что были поставлены в самолёт, остыли до упора (на дворе: -9). В итоге, когда взлетел, то сразу выявился недостаток тяги. Полетал, оттримировал, стал сажать. Жалко, на камеру не снимали (первый полёт – нельзя!). Сажаю на малом газу, а самолёт всё забирает и забирает вправо – а там мы с Вовкой Громоздовым стоим. Я – увернулся, он не успел. Получил консолью по ноге.
    Поржали. Самолёт цел, нога тоже. Узел складывания консоли тоже не пострадал.
    Пробные газовки "с пристрастием" показали, что в режиме малого газа правый движок отключается раньше, чем левый. Вот самолёт на посадке и забирал вправо, потому что на посадке работал только левый двигатель.

    Второй полёт уже снимали.

    хм... дату в титрах на ролике поставил неправильно. Естественно, что - 04.12.2016г.

    Оператор из Володи – так себе. Просто практики у него нет. Но он - прекрасный товарищ и просто хороший человек (плюс инженер-золотые руки). Поэтому ему прощается многое, если не всё.
    Некоторые моменты, где самолёт из кадра совсем вылетал, я вырезал.

    При замене акков беда с привязкой приёмника повторилась – опять пришлось снимать, греть в кармане, снова ставить. Странная фигня – не разу таких случаев зимой не случалось ранее. Приёмников этого типа у меня 7шт. большинство из них летало и зимой. Кто что скажет про это?

    Так как проблема с разнотягом осталась, сажал на пузо, без шассей. Да и не посадить нормально на шасси - скапотирует гарантированно. Снега-то сантиметров 15. Та площадка, что мы утоптали - метра три, годится только для взлёта.
    Разнотяг движков в виде «биения» звука хорошо слышен на видео.
    Второй полёт делал на тёплых акках. Самолёт не узнать – и тяга появилась, и скорость.
    Было довольно холодно, поэтому сделал всего пару полётов.

    Ну, что ж... самолёт полетел. Никаких особых проблем пока не выявлено. Отрегулирую режимы двигателей, поменяю приёмник.
    Будем летать дальше, будем влётываться.
    Последний раз редактировалось Денис из Петергофа; 05.12.2016 в 22:11.

  26. #23

    Регистрация
    05.08.2009
    Адрес
    Будакеси, венгрия
    Возраст
    60
    Сообщений
    6,017
    Записей в дневнике
    4
    Цитата Сообщение от Денис из Петергофа Посмотреть сообщение
    В воскресенье у нас случилась чудная погода (для Питера): облачка, чуть-чуть солнышка,
    Иногда солнышка хватает погреть акки - машина стоит носом к светилу, акки лежат на приборной панели под лобовым стеклом.

  27. #24

    Регистрация
    10.01.2014
    Адрес
    Могилёв BY
    Возраст
    63
    Сообщений
    393
    Судя по звуку-есть вибрация у вала двигателя(какого?),отсюда разнотяг .Проверь люфт на валу.

+ Ответить в теме

Похожие темы

  1. Авиамодели для Исторического Воздушного боя, 1:12, электро.
    от Денис из Петергофа в разделе Радиобой
    Ответов: 509
    Последнее сообщение: 05.12.2016, 01:33
  2. Пе-8 1:12 электро размах 3,26м.
    от Денис из Петергофа в разделе Копии, полукопии
    Ответов: 973
    Последнее сообщение: 01.10.2016, 20:28
  3. Миг-15 по "Бутылочной технологии" EDF-64, 950 мм.
    от Tungus в разделе Импеллерные модели, импеллеры
    Ответов: 199
    Последнее сообщение: 09.08.2016, 21:40
  4. Продам Hudy, pit bag, start box, setup tool 1/12
    от Maeg в разделе Барахолка. Инструмент
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 07.08.2016, 15:54
  5. Продам Продам корпуса/корки 1/8, 1/10, 1/12
    от Kotik___ в разделе Барахолка. Автомодели - комплектующие
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 26.06.2016, 09:37

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения