SVA-5 Savoya-Verduzio-Ansaldo

AirMax

Ой, Миша! Знал бы ты как мне эти обводы достаются!
На словах этого не объяснишь, но что бы вышкурить одну боковину фюзеляжа мне требуется около двух часов! При этом на переднюю часть, прямоугольную, приходится порядка пятнадцати минут. А хвостовую часть, начиная с кабины, все остальное время! Надо понимать, что обводы уже заданы изогнутыми рейками и моя работа заключается лишь в их выравнивании а так же вышкуривании раскосов. Шкурилка шириной всего 40 мм не прилегает к нижнему и верхнему стрингеру в силу того, что они имеют различные степени изогнутости и скачет то на верхнем, то на нижнем стрингере. Шлифовать пришлось при помощи трубы диаметром 42 мм с наклеенной шкуркой. Только таким образом можно добиться прилегания в противоположных точках.

Думаю, что мои страдания я не смогу достойно описать. Это надо показывать. Но опыт неожиданный и интересный для меня.

Ладно. Дальше. Так как конструктив модели, пусть с небольшими отступлениями, но все таки повторяет конструктив настоящего самолета, то он не предусматривает установку рулевых машинок. Мне пришлось придумывать способ размещения исполнительных механизмов. И я не изобрел ничего лучшего, чем изготовить отдельную “раму”.

Здесь моя рама доработана. Установлены усиливающие деревянные накладки в местах крепления машинок. Я всегда так делаю, не доверяю одной фанере, тем более легкой. Все примерено, просверлено.

Здесь, если разглядите среди кутерьмы из реек, моя рама водружена на место. Смотрится она пришельцем рядом с витиеватой архаичной конструкцией. Но как я не придумывал, гармоничного сочетания так и не получилось. Тем сердце и успокоилось.

Airliner-rc

Да уж. Кто хоть раз брал в руки сухарик с наждачкой в пояснениях не нуждается 😃 И как ни странно чем ажурней на вид конструкция, тем больше усилий по доводке она требует. Но результат великолепен. Все оценится, поверь.

vlad_den
Airliner-rc:

На крайнем фото обводы фюзеляжа божественно смотрятся.

Даааа, шея…, грудь…, талия! Божественно! Правда здОрово, без шуток!

AirMax

Этот самолет ко всему прочему еще и поглотитель реек. Моя проксоновская циркулярочка приказала долго жить. Истерся зубчатый ремень привода диска! А нового в Москве нет! Благо у меня запасы заграничных реек остались. Ими и пользуюсь. Вот посмотрите на масштабы бедствия.

Хвостовая часть.

До кабины пилота.

В районе кабины.

Центральная часть.

Носовая часть.

Вид сзади.

Вид спереди.

Всё! Все стрингеры и раскосы на месте. Ошкурено, проверено, переварено! Время делать шпангоуты капота.

Davron

Приветствую Максим. Вы не думали на счет центровки самолета? Дрыгатель то не из легких, глушитель, сервы и другие обвесы как бы предельно передняя не вышла? Или планируете батареей подбирать?

Спасской
Davron:

Дрыгатель то не из легких

Прежде чем задать вопрос попробуй на него ответить сам!Вы хоть держали в руках такой мотор?!Что построили Вы,Даврон???

Davron
Спасской:

Прежде чем задать вопрос попробуй на него ответить сам!Вы хоть держали в руках такой мотор?!Что построили Вы,Даврон???

Приветствую Олег. Все таки я не ошибался относительно манер, ну да ладно… Глубоко выдохну…

По-делу: Олег, если бы я хотел услышать от Вас какие либо комментарии, поверьте, задал бы вопрос лично Вам, в вашей теме, это пусть будет - один. Два, мотор нет не держал, к сожалению. По вопросам моих поделок, вряд ли Вам будет интересно. Ну и три пишите, если по делу в личку, не надо тут кривых провокаций. И так, для на всякий случай: я думаю, если спрашиваю, значит есть у меня вопросы либо основания так предполагать. И тут мне лично, в отличии от большинства супер копиистов вроде Вас, я не стесняюсь и мне есть чему учиться, тем более у достойных и опытных моделистов, в частности у Максима.

AirMax

Привет, Даврон. Предлагаю перейти на ТЫ.

Когда строишь самолет полностью повторяющий прототип всегда находишься в плену многочисленных страхов и сомнений. И это один из них. К сожалению, модель-копия это не пилотажка и развенчать сомнения при помощи расчетов почти всегда не получается. Приходится в основном ориентироваться на собственный опыт, реже опыт других, перестраховку и веру что все будет хорошо. Не очень убедительные основания и тем не менее, это так.

Есть такая типично авиамодельная поговорка: “Самолеты с передней центровкой летают плохо, а с задней - один раз!” Я решил переместить всё максимально вперед и опасаюсь что этого будет не достаточно. Носовая часть этого самолета достаточно большая, но хвостовая балка тоже удлиненная. Таким образом, плечи довольно развиты, что должно хорошо сказаться на устойчивости в полете. И это обнадеживает. Но есть одно НО! Фюзеляж обтянут не тканью, а зашит фанерой! Это обстоятельство заставляет меня перестраховываться. Все знают, что с передней центровкой бороться гораздо проще и дешевле, с точки зрения балласта, чем с задней. И первый метод тот, что ты предложил - перемещением аккумуляторов.

Davron
AirMax:

“Самолеты с передней центровкой летают плохо, а с задней - один раз!”

😁😁😁😁😁

Спасибо Максим!!! Отличная работа!!! Откровенно завидую мастерству и колоссальному терпению. Очень интересные конструкции узлов. Нужны мне были Г-образные стрингеры для одного проекта, вот честно мозгов не хватило делать их переклеенными как тут. Пришлось городить микро циркулярку с дисковыми фрезами и в итоге все равно криво да косо вышло.

sergey56gr

На счет Г-образных стрингеров. Это специально для увеличения жесткости, т.е. большего количества клеевых швов, они склеены из такого числа реек квадратного сечением 3х3 ? Ведь можно было склеить из двух прямоугольных реек. Или просто тех реек было много, а другие пилить надо было?

ДедЮз
sergey56gr:

Это специально для увеличения жесткости,

Предположу, что 3 по 3х3 ложатся и фиксируются гораздо правильнее, чем цельные или из 2-х элементов.

vlad_den
sergey56gr:

На счет Г-образных стрингеров. Это специально для увеличения жесткости, т.е. большего количества клеевых швов, они склеены из такого числа реек квадратного сечением 3х3

Сергей, перечитайте еще раз пост Максима вверху страницы. Там подробно и доходчиво.

AirMax

Оба предположения правильные. Рейки 3х3 проще укладывать а переклей гораздо прочней и стабильней. К тому же я укладывал рейки в противоположных направлениях волокон древесины, что тоже дает определенный прирост в характеристиках. Сделать это просто. При распускании бруска на рейки, один торец бруска окрашивается. И все получившиеся рейки соответственно автоматически так же помечены. Таким образом, можно легко определять направление укладки.

ДедЮз
AirMax:

К тому же я укладывал рейки в противоположных направлениях волокон древесины

Ну, это азбука переклейки для слоистых материалов от мебели, лыж и до самолетов.

Waco

Максим, по поводу фанеры на обшивку. Я сейчас подготовил фанеру для моего Клемма. Хвостовую часть фанеры 0.6мм я обработал шкуркой до 0,4мм плавно сделав переход по толщине, сошкуривая равномерно обе стороны. получилось хорошо, скоро покажу. Так вот, в твоём случае также можно поступить. По весу вышла большая экономия. В крайнем случае, по внутренней стороне вообще снимешь один слой. Удачи в твоёи прекрасном проекте.

Борисов

Макс, привет! Есть вопрос.
Как-то ты описывал способ приклейки фанеры к каркасу: промазываешь, делаешь отпечаток, еще мажешь, сушишь, гладишь утюгом. В общем-то это традиционный способ фанеровки, я его использовал регулярно в столярном деле. Но там сплошная жесткая плоскость. А вот сейчас гляжу на твои вензеля с каркасом и чисто интуитивно у меня закрадываются сомнения по поводу такого способа прижима. Не ведет ли фанеру от нагрева в промежутках между стрингерами? Достаточно ли поддерживают раскосы, нет ли ям и вздутий?

AirMax

Привет, Паша!
Я очень рад тебя слышать! Кстати, на днях думал о тебе. Я хочу дать тебе развернутый ответ, но не хватает времени. Подожди пожалуйста до вечера.

AirMax

Паша, привет! И всем привет!
Я извиняюсь за то что пришлось ждать “до вечера”. Одно меня оправдывает, я не уточнил до какого. Были причины помолчать…

Пока я тут рожал, Володя из Австрии все красиво описал и даже немецкого дядьку говорящего на английском показал! И так же мой Савва в своей теме тоже немного рассказал. Мне остается только лишь добавить нюансы которые присутствуют в моей работе с приклееванием фанеры.

Я развожу ПВА водой. ПВА очень плохо смачивает даже дерево. Разведенный же до состояния чуть гуще сливок он лучше прогрунтовывает поверхность и не оставляет бугорков и наслоений. Наношу кистью. Сперва каркас. Первый слой сохнет очень быстро, а вот второй уже вполне себе ничего. Пока второй слой не высох, прислоняю к нему фанерную заготовку и получаю точный отпечаток спринтеров и шпангоутов. По этим местам легко ориентироваться в промазывании фанеры. Фанеру крою так же два раза тщательно разглаживая клей. За это время каркас фюзеляжа успевает высохнуть полностью но я не жду полного высыхания фанеры, лишь на отлип. Надо что бы какое то количество влаги все же осталось. Ну дальше как в кино…

Теперь про коробление. Конечно же фанера не ложится абсолютно ровно. Конечно есть небольшие вздутия и впадины. На боковой свет читается вся структура каркаса. Тем более, я использую 0,4 мм фанеру! А ещё, со временем, эти неровности усиливаются и их становится больше. Ну а мне того и надо! Ведь настоящий самолет вовсе не был ровненьким и гладеньким. Так что это только в копилку реализма пойдет!

Я чуть попозже покажу что получается по зашивке моего самолета, а вот Савву попрошу что бы он разместил фотографии своего прототипа с хорошо заметными “изъянами”. Там и с настоящим самолетом “всё хорошо” и с моделью тоже “классно”. Он то использует еще и прошлифованную фанеру - совсем тоненькую!

sergey56gr
AirMax:

… а вот Савву попрошу что бы он разместил фотографии своего прототипа с хорошо заметными “изъянами”. …!

Ссылку в студию…

Waco

Максим, привет! По поводу неровностей фанеры. Я , по случаю, полазил по самолёту Клемм, он-то уж точно весь фанерный! Люди, его собравшие рассказали, что они приклеивали фанеру абсоютно ровно. Но, влага, солнце и т.д. создали где-то впадины, где-то вздутия обшивки. Также могу сказать про мою модель Клемм - обшивка “гуляет” от сквозняка и от тепла, уже сейчас это заметно. Насчёт реализма - тут ты прав на все 100%!!!