Ер-2 Дальний бомбардировщик

fed

к 75-летию Великой Победы

В память о
Роберте Людвиговиче Бартини,
Владимире Григорьевиче Ермолаеве,
​__экипажах, сражавшихся за Родину на этом бомбардировщике

Ер-2 Дальний бомбардировщик

Этот самолет имел очень непростую судьбу и неоднозначные оценки. Самолет участвовал в первых налетах на Берлин в августе 1941.


С одной стороны, великолепная аэродинамика и оригинальная компоновка обеспечивали большую дальность полета и большую бомбовую нагрузку по сравнению с аналогами. Но с двигателями “не везло” катастрофически. Самолет сменил несколько типов двигательных установок, серийное производство было приостановлено , а потом вновь возобновлено во второй половине войны с авиационными дизелями.



На основе Ер-2 строился самолет особого назначения Ер-2ОН для дипломатических полетов высшего руководства с уникальными летными данными для дальних и безопасных перелетов…

У меня давно зрело решение построить именно этот самолет.
Несколько моментов:

Мой родной дядя, Ермолаев Евгений Николаевич, служил во время войны в авиационном полку, воевавшем на самолетах Ер-2. Удивительным образом его фамилия совпала с фамилией главного конструктора этого самолета.

Недавно в Калужской области со дна реки подняли дальний бомбардировщик Ер-2 времен Великой Отечественной войны, принимавший участие в бомбардировке Берлина.
Уникальность находки заключается в том, что самолет Ер-2 является редким: всего за годы войны было построено только 462 машины. При этом поисковикам удалось поднять со дна часть хвостового оперения с бортовым номером, что позволило определить принадлежность бомбардировщика. Так, удалось найти информацию об экипаже самолета.
«7 октября 1941 года на самолете Ер-2 вылетел экипаж в составе Николая Хорпякова, Валентина Толоконникова, Ивана Окуста и Семена Денисенко. С задания они не вернулись», - сообщил зампредседателя поискового объединения «Военный историк» Лев Марченков.
Вылетел самолет, предположительно, из Иваново. Дальнему бомбардировщику, который два месяца до этого совершал налеты на Берлин, в этот раз было дано задание атаковать немецкие колонны на переправе через Угру.

Изучая историю и конструкцию этого самолета, я был потрясен судьбой выдающегося авиаконструктора Роберта Людвиговича Бартини, итальянца, но всегда считавшего себя русским, отдавшего всю свою жизнь и силы нашей Родине. Р.Л.Бартини создал в 30-е годы совершенно уникальный самолет Сталь-7, установивший мировые рекорды по дальности и скорости перелетов.
Внешний вид и аэродинамика этого самолета поражают и сегодня!

Меня всегда привлекала нестандартная и оригинальная аэродинамика и в этом плане Ер-2 чрезвычайно интересен как прототип. Необычный внешний вид с крылом “обратная чайка”, смещенная кабина летчика, обводы фюзеляжа. Одним словом, самолет очень нравится своими формами!


Сложившиеся условия по самоизоляции катализировали у меня процесс проектирования модели, на который всегда катастрофически не хватает свободного времени. А давно зревшие идеи по новым подходам к конструкции моделей копий требовали эксперимента.

Мною давно вынашивается идея строить модели копии отечественных самолетов в едином крупном масштабе 1/5 в формате “летающего музея отечественных самолетов”.

Но…, имеющиеся силовые установки и желание проверить концепцию конструкции внесло коррективы в масштаб и принято решение о масштабе копии 1/8, тем более это позволяет сделать сравнительно небольшой самолет (размах 2,7м) для повседневных полетов и удобства в эксплуатации.

Это решение также согласуется с предварительным соглашением между моделистами о строительстве бомбардировщиков в масштабе 1/8 на фестиваль самолетов Второй Мировой в г.Старица. Думаю, что такой фестиваль состоится рано или поздно, несмотря на все форс-мажорные препятствия и станет регулярным.

По некоторым сведениям, ведется строительство бомбардировщиков СБ и Пе-2 другими моделистами в этом масштабе, поэтому тем более интересно будет собраться для полетов в одном масштабе!. Причем все бомбардировщики строятся по разным технологиям, что тем более интересно для сравнения внешнего вида и летных характеристик!

Удивительно, но пока не попались сведения о постройке летающих моделей бомбардировщика Ер-2.

Есть стендовые пластиковые модели Ер-2, которые очень интересны с точки зрения его внешнего вида и окраски.
Для компьютерных игр кем-то разработана 3d модель внешнего вида Ер-2 разных модификаций, достаточно реалистичная на мой взгляд.

Но, естественно , я буду разрабатывать свою 3d модель Ер-2 и конструкцию модели.

vlad_den

Умеешь удивить! Я не то что модели не видел, я ни одного макета в музеях не помню! Хотя самолет для постройки модели безусловно интересный! Но для соревнований к нему материал для документации, наверное, не найти! Это, наверное будет из первых вариантов с М-105?

Norman

Поучительное вступление!!! Буду следить за его постройкой и не сомневаюсь, что достойно справитесь…Здоровья и успехов!!! О самолете особого назначения Ер-2ОН что-нибудь встречалось Вам в процессе сбора информации…Может какие-то чертежи и т.д…Сообщите - где можно найти и посмотреть их…

YuryCz

Удивителен и сам Бартини, его разработки и творческие решения опережавшие свое время. Воссоздавать не для соревнований , для памяти. Успеха.

fed
vlad_den:

Это, наверное будет из первых вариантов с М-105?

Да, я остановился как раз на первых вариантах Ер-2 с М-105.
Тут несколько причин.

  1. Мне больше нравятся его носовая часть и кабина, по сравнению с дизельным.
  2. У меня сохранились в оригинальном виде страницы журнала “Крылья Родины”, а там как раз публиковались чертежи Ер-2 с М-105
  3. Под Калугой подняли останки Ер-2 как раз первых выпусков. И хочется сделать именно этот самолет.
Norman:

О самолете особого назначения Ер-2ОН

По документации остановлюсь подробнее чуть ниже, в том числе и по Ер-2ОН.

fed

Приветствую, коллеги!

С Днем ПОБЕДЫ!!! УРА!
​****Бессмертная Слава Советской Армии и Народу-Побелителю!

_________________________________________________________________

Документация
Итак, первейший вопрос при любом копийном проекте - это документация для постройки.
К сожалению, для постройки полноценной копии документации очень мало. Это что касается исторических фотографий во всех требуемых ракурсах. О цветных речь вообще не идет. Эта ситуация типична для большинства интересных отечественных исторических прототипов предвоенного и военного периода.
Но основной лейтмотив моего проекта как раз и есть восстановление памяти об этом самолете и его создателях. Поэтому задача заключается в том , чтобы из разрозненных скудных источников воссоздать образ и конструкцию самолета, сначала в виде математической 3-х мерной модели, а потом ее материализовать в виде летающей копии.
Основной источник - интернет. Как правило, большинство сайтов просто дублируют одну и ту же информацию - описания, чертежи и фотографии. На самом деле, по Ер-2 есть очень ограниченное количество архивных фотографий (особенно по ЕР-2 с М105).

Сайты
Традиционно - основные сайты
airwar.ru/enc/bww2/er2.html
www.airwar.ru/enc/cww2/er2on.html по ЕР-2ОН
“Палитра крыла” wp.scn.ru/ru/ww2/b/675/1/1
Как всегда, можно добыть много ценной информации по нюансам самолета , деталировке и окраске у стендовиков, например:
scalemodels.ru/…/1482-obzor-A-Model-1-72-er-2Er-2.…
karopka.ru/community/user/15494/?MODEL=356363

Монографии и публикации.

  1. АвиаМастер. Спецвыпуск. №2/1999г. Дальний бомбардировщик Ер-2.

На самолет Ер-2 имеются неплохие чертежи, выполненные Андреем Юргенсоном. Опубликованы в АвиаМастере на 6 листах. Это наиболее полная версия чертежей, где есть все модификации Ер-2, в том числе и Ер-2ОН.

  1. Авиаколлекция 1/2009 Дальний бомбардировщик Ер-2.

  2. Монография А.Медведь Д.Хазанов Дальний бомбардировщик Ер-2.

  3. Публикация в журнале «Крылья родины» Дальний бомбардировщик Ер-2.

В «Крыльях родины» тоже неплохой чертеж, достаточно точно совпадающий с АвиаМастером. Так как у меня есть оригинальные страницы КР, то это наиболее ценный источник, который может быть использован для подготовки стендовой документации. Там же есть и цветная схема Ер-2 (правда очень плохого качества печати), которая также может быть официальным документом для окраски модели копии.
Техническое описание
Всегда это наиболее интересная и бесценная информация для меня, дающая представление о конструкции прототипа. К сожалению, полной версии ТО по Ер-2 я не нашел, но в монографиях есть фрагменты тех-описания Ер-2 со схемами узлов конструкции.

Очень интересно посмотреть относительные размеры основных отечественных бомбардировщиков предвоенного и военного периода.

Ер-2 - один из самых крупных 2-х моторных бомбардировщиков!

Сетка - одна клетка - 1метр
(изображнения показываютя в максимальном размере, если нажать правой клавишой мышки на изображении и выбрать “открыть изображение”)

fed

Теоретическая модель поверхности

На первом этапе проекта стоит задача построить по чертежам выбранной модификации Ер-2 с моторами М-105 теоретическую поверхность самолета.
Необходимо максимально согласовать все три проекции, которые имеют некоторые расхождения между собой, что весьма характерно для большинства публикуемых чертежей. Плюс погрешности при сканировании чертежей, которые дают искажения. Зачастую части чертежа повернуты в разные стороны от центра. В общем, приходится выбирать нечто среднее.
Также производилось согласование чертежей проекций из разных источников. Конечно были несоответствия, но не критические на мой взгляд. Решено все же за основу брать чертежи Юргенсона из Авиамастера.

Тем не менее, я вполне удовлетворен чертежами из Авиамастера, которые дают достаточно сходимую со всеми проекциями чертежа мат-модель поверхности самолета


Здесь видно, что на виде чертежа “сверху” крылья повернуты относительно оси симметрии фюзеляжа.

Можно приступать к разработке конструкции модели

sergey56gr

Всегда , когда вижу не совсем обычные, или правильнее сказать не очень привычные глазу, зацикленном на стереотипах самолеты - всегда возникает мысль- а сам бы пришел бы к такому решению . Ну например, сделать обратную чайку, чтобы фюзеляж поднять выше и удобнее было грузить бомбы, при этом не делать шасси как ноги у аиста. Или спроектировать экраноплан, остатки (к сожалению ) которых я видел в Таганроге когда работал в КБ, в котором когда-то Бартини был замом у Бериева. Так же не меньше удивляюсь , когда вижу когда моделисты где-то находят информацию о таких самолетах. И решаются на такие смелые проекты. Я уже молчу про летающий сарай, или гордость русской авиации “Илью Муромца” которые автор этой темы - тоже так смело брался.
Успехов в этом и дерзком да и в других не менее дерзких проектах…

fed

Приветствую, коллеги!

Прежде чем заниматься конструкцией модели надо для себя выяснить, какова цель проекта и чего хочется достичь.
Я бы назвал этот проект исторически–технологически-экспериментальным.
Об историческом аспекте я уже рассказал выше.

Добавлю только, что всегда при постройке копий я старался следовать логике силовых связей прототипа (расположение лонжеронов, нервюр, стрингеров, шпангоутов). В идеале всегда хочется повторить в максимальной степени весь силовой набор. Это чрезвычайно интересно для меня, пожалуй, это самая «вкусная часть проекта». Хочется досконально разобраться в конструкции и понять логику конструктора. Вообще, я бы отнес устройство самолета к искусству, а его аксонометрические компоновочные схемы завораживают и вызывают непреодолимое искушение повторить это в модели. Типа таких:

По Ер-2 я не нашел подобной схемы… а хочется ее воплотить в модели.

Теперь о технологически-экспериментальном аспекте проекта.
Хочется достичь высокого весового совершенства модели. Попробовать сконструировать и построить чрезвычайно легкую модель с очень низкой (масштабной) полетной скоростью. Соответственно удельная нагрузка на несущую площадь должна составлять в идеале 30 - максимум 50г/дм2. Но при этом модель должна обладать мощной двигательной установкой, позволяющей летать в любую погоду.
Есть распространенный миф у моделистов, что легкая модель плохо летит в сильный ветер. Я убежден, что это не так. Вопрос в размерах модели и мощности ДУ.

О технологиях постройки моделей копий
У каждого моделиста есть излюбленные методы и технологии постройки, которые дают максимум творческого наслаждения от постройки и получаемого результата.

Возьму на себя смелость их кратко сформулировать.

  1. Классическая, бальзовая конструкция, с каркасом из фанеры-сосны-бальзы.
    Обшивка жесткая бальзовая и мягкая , соответствующая прототипу.
    Конструкция каркаса может быть похожа по топологии на прототип или быть с большими отступлениями, согласно масштабу модели. Обшивка потом обтягивается, шпаклюется, расшивается , клепается, красится…

  2. Матричная технология по мастер-модели . 3D технологии проектирования и изготовления мастер-модели. Возможно прямое изготовление матриц по 3d модели. Обшивка - трехслойка с заполнителем пена/бальза. Возможна расшивка и клепка мастер-модели, что дает реалистичность получаемой внешней поверхности. Внутренний каркас упрощенный, далекий от топологии конструкции прототипа.

  3. Новомодная лазерная нарезка каркаса из фанеры-бальзы по 3d модели, по конструкции далекая от прототипа, с бальзовой или другой жесткой зашивкой. Обшивка потом обтягивается, шпаклюется, клепается, красится…

  4. Пенопластовая из потолочки, пеноплекса, наборная или резанная нихромом по шаблонам или ЧПУ-резкой. С возможным силовым каркасом из сосны / фанеры. Обшивка , для усиления поверхностной жесткости пенопласта, делается из скотча/бумаги/стеклоткани/ органзы и пр. Топология конструкции бесконечно далека от прототипа

  5. Использование вакуум-формовки и термо вытяжки из пластика по мастер-модели. Особенность - в быстроте получаемого результата (после большой подготовительной работы по мастер-моделям), повторяемость, гладкость поверхности, крашеустойчивость. Силовая схема модели далека от конструкции прототипа.

  6. Цельно 3d-печатная технология из пластиков всего планера или деталей. На сегодняшний день цельно-печатный планер имеет крайне низкое весовое совершенство при весьма удовлетворительной прочности из-за большого веса и низкой жесткости пластиков. Внешний вид цельно-печатной модели на любителя. Но для отдельных деталей планера имеет безусловный интерес.

  7. Комбинированные методы постройки планера и отдельных частей из перечисленных выше.

Но мне эти все технологии до конца не нравятся!!!

Давно обдумывается несколько иной подход к постройке больших копий. Собственно, экспериментальная отработка этого подхода и является одной из главных целей проекта.

Есть еще одна древняя технология, которая мне больше всего импонирует. Речь идет о так называемой «резиномоторной» технологии построения каркаса. И как раз для больших и гигантских копий я хочу ее применить. Т.е. “маленький” 2.7-метровый Ер-2 это всего лишь подопытный проект перед более солидными размерами.

Это практически полный отказ от «жесткой» зашивки. Построение лонжеронно-стрингерного каркаса с количеством нервюр, шпангоутов и стрингеров, соответствующем каркасу прототипа. Это как нельзя лучше согласуется с моими желаниями по воспроизведению копийного каркаса. Ведь в настоящем самолете дюралевая обшивка, толщиной 0,5 – 0,8мм в масштабе 1/8 будет тоньше 0,1мм!

Что касается обшивки модели, то отказ от жесткой обшивки позволит принципиально уменьшить вес за счет веса обшивки и ее отделки. Копийное расположение силовых элементов позволит воспроизвести копийную расшивку и клепку (при желании). О выбранном материале для обшивки речь пойдет позже.

Итак, разрабатываемая конструкция модели-копии дальнего бомбардировщика Ер-2!

Силовая часть центроплана с моторамами


Каркас фюзеляжа со шпангоутами и лонжеронами.

Со стрингерами

Планер с частично разработанным каркасом.

Стапель для сборки фюзеляжа с центропланом и мотогондолами.

Viktor1952

Здравствуй Андрей! С огромным интересом слежу за всеми твоими проектами! Твой подход к максимально возможному повторению именно конструкции планера самолёта доставляет большое удовольствие. От себя хочу добавить. Ер-2 выпускались на Воронежском (№18) и Иркутском(№39) авиазаводах. Вполне возможно, в заводских архивах ещё хранятся фотографии Ер-2, в основном в актах испытаний. В своё время , в конце далёких 70-х годов, при всей секретности тех времён, через заводской ДОСААФ и 1-й отдел я смог получить фотографии Ла-5, Ла-7. Удачи в твоих делах!

fed

Приветствую, коллеги!

Однозначно определившись с топологией конструкции модели , параллельно с проработкой конструкции начались экспериментальные работы по материалам и технологии изготовления каркаса.

Собственно, рассматривались следующие варианты:

  1. Классические материалы. Сосна для лонжеронов и бальза для шпангоутов, нервюр и стрингеров. Минимальное использование фанеры для моторных шпангоутов и некоторых силовых элементов.

  2. Комбинированная конструкция с деталями из пластика. Давно возникшая идея по использованию возможностей 3d печати для элементов каркаса требовала практической проверки. Детали сложной формы типа шпангоутов и нервюр со скошенными (малкованными) краями печатаются как тонкостенные детали с отбортовками и формированием мест сочленения со стрингерами типа подштамповок. Это достаточно полный аналог штампованных деталей из алюминия. А продольные силовые элементы типа лонжеронов и стрингеров делаются из сосны/бальзы. Возможен применения и углепластиковых профилей и труб различного сечения.
    Вариант цельнопечатного (с обшивкой) планера я вообще не рассматривал в принципе.

Были сделаны эксперименты по созданию элементов конструкции из пластика и вначале внушили определенный оптимизм в успехе.
Были изготовлены, испытаны и проанализированы по параметрам (весу, жесткости, времени проектирования, изготовления(печати) , технологичности сборки) :

  1. Несколько вариантов шпангоутов и собрана пробная секция
  2. Варианты конструкции полу нервюр носика из ABS и собраны пробные секции.

  1. Варианты силового лонжерона консоли по цельнопечатной технологии из пластика PETG. Комбинированная конструкция лонжерона из пластика и сосны.
    Испытан под нагрузкой силовой лонжерон из пластика PETG.

  2. Элементы сложного пространственного сопряжения полок лонжерона и узлы навески консолей из пластика PETG.

  3. Элементы крепления шасси , стоек и др. элементов из пластика PETG (правда делались в проекте другого бомбардировщика)

Есть преимущества и недостатки технологии 3d печати.

Преимущества:

  1. За счет анизотропности свойств пластика возможно создание тонкостенных деталей (аналогов штампованных) с высечками, подштамповками под стрингера, малковками контура , что может обеспечить высокую степень подобия прототипу.
  2. Явное преимущество перед лазерной или ЧПУ-резкой из фанеры за счет малковки края по 3d модели. Фанера режется ортогонально с последующей ручной обработкой каркаса (если есть малковка)
  3. Высокая степень точности при сборке, при условии изготовления всех сопрягаемых деталей из пластика или промежуточных кондукторов.
  4. Вполне удовлетворительная прочность деталей при весе, соизмеримом с фанерными деталями тех же размеров. При этом, за счет анизотропности, есть преимущество перед фанерой, которая имеет критичность при определенном направлении слоев.
    5.Повторяемость одинаковых деталей или при создании нескольких моделей, или ремонте.
  5. Для силовых элементов, типа кронштейнов, навески шасси, стоек, коков, и др. из пластика PETG однозначно есть смысл конкуренции с алюминием, как деталей сложной формы получаемых сразу по 3d модели при вполне удовлетворительной прочности и меньшем весе.

Недостатки:

  1. Однозначный проигрыш в весе деталей типа шпангоутов, нервюр по сравнению с бальзовыми, примерно в 1.5 раза. При этом жесткость бальзовой детали выше.
  2. Для сборки изделия требуется высокая точность взаимного позиционирования, что требует в свою очередь наличия всех элементов по аналогичной технологии, либо печатных кондукторов, либо высокоточного пространственного стапеля.
  3. Большие затраты времени на проектирование деталей. При большом количестве деталей и дополнительных кондукторов для сборки, время проектирования уже становится неприлично большим.
  4. Большие затраты времени на печать, при условии изготовления большого процента деталей из пластика.

Резюме:
В результате экспериментов с 3d печатью деталей каркаса , я пришел к тому, что это очень перспективное направление, при условии появления в будущем пластиков меньшего веса и большей жесткости.
Однозначно применение этой технологии выигрышно для силовых элементов из пластика PETG и ряда других элементов, типа коков, сложных небольших обтекателей, патрубков, вооружения и пр. мелкой но сложной деталировки.
Временные затраты на проектирование и изготовление деталей из пластика приемлемы при определенных условиях (типа самоизоляции))).

В итоге, я пока вполне удовлетворен проведенными экспериментами и считаю их хорошим заделом на будущее, возможно для копий в более крупном масштабе.

А в данном проекте модели копии бомбардировщика Ер-2 решил использовать все же классические материалы для каркаса и 3D печать для отдельных деталей и узлов.

sergey56gr

А чем клеить комбинированные конструкции, ПЭТ, дерево и пр.

Борисов

Андрей, всегда с удовольствием наблюдаю за вашими проектами, мне близки ваша культура веса, подход к проектированию, культура работы. Всегда приятно поражает ваша колоссальная производительность, множество одновременных сложных неординарных проектов, где вы доказываете, что можно их реализовывать с помощью классических технологий. Отдельных слов заслуживает открытость мышления, готовность к экспериментам и использованию новых решений, оборудования, принципов работы. Уверен, ваш пример заставляет многих иначе посмотреть на свою деятельность и способствует собственному развитию, росту мастерства. Спасибо!

fed

Приветствую, коллеги! Спасибо за интерес к теме!

sergey56gr:

А чем клеить

PETG великолепно клеится циакрином между собой и к дереву - отламывается со слоями дерева!
ABS растворяется ацетоном, так что эмалитом отлично между собой и к дереву.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ каркаса модели самолета Ер-2.
Пару слов о самом процессе проектирования конструкции.
Изготовление деталей каркаса планера началось на ранних этапах рабочего проектирования мат-модели. Надо сказать, что процесс проектирования 3d модели у меня много-итерационный. Какие-то детали и узлы “замораживаются” и превращаются в чертежи шаблонов и плазов для сборки, а какие-то пере проектируются по нескольку раз, пока не достигается нужный результат.

По фюзеляжу подготавливается общий плаз двух видов сверху и сбоку и шаблоны всех 37-ми шпангоутов


Параметризация построений контуров позволяет вносить изменения на любом этапе проектирования, при этом перестраивается вся мат-модель в области влияния изменений. Механизм сборок и подсборок в SW и продуманность дерева построения позволят очень гибко работать с 3d моделью.

Бывают ситуации, что спроектированные и изготовленные узлы, уточняются по месту или изменяется их конструкция, так как при живой конструкции изменяется взгляд на решение, по сравнению с виртуальным проектированием. В этом случае, изменения вносятся уже в мат-модель, чтобы оставлять ее актуальной.

Многие места в конструкции на первых этапах проектирования, обозначаются на уровне деталей без детальной проработки, но с габаритными привязками. Потом идет их уточнение. Возможно появление потом вместо детали - подсборки с уже с точными размерами.

Например весь узел шасси. Сначала это просто деталь с грубой эскизной проработкой, но геометрически уже точная к чертежам прототипа и точками крепления к каркасу. Потом это уже подсборка с кинематическими связями и всеми деталями, входящими в кинематический механизм. Детали пока без детальной проработки. И на последнем этапе детали полностью прорабатываются и подготавливаются для печати.

Решения по элементам каркаса.

Центроплан.
Полки переднего лонжерона - сосна 10х5мм
полки заднего лонжерона - сосна 8х5мм
стенки лонжеронов - сосновая ферма из стержней 10х3/8х3мм
соединительные элементы полок в местах излома крыла - печать из пластика PETG + циакрин и кевларовая нить для сопряжения с полками.
Стыковые узлы консолей - печать из пластика PETG
Фермы центральной части центроплана - сосновые со стержнями 5х3 мм
полудужки нервюр толщ. 3мм и стрингера 5 х3мм в центральной зоне между лонжеронами - из бальзы
Лобик и хвостовик центроплана - весь каркас из бальзы

Мотогондолы
Ферма моторамы и отсека под АКБ - сосновая 5х5мм с бальзовыми стойками 5х3мм. Передний шпангоут и полушпангоуты под узлы навески шасси - фанера 4мм.
Формообразующая обстройка мотогондолы - полушпангоутыи стрингера из бальзы 3мм.
Переднее кольцо - 3d печать из пластика ABS
Узлы элементов шасси - в основном из пластика PETG.
Фюзеляж
Все шпангоуты - бальза 3/2,5 мм клееные из сегментов с “правильным” направлением слоев. Правильная ориентация слоя в детали - это критически чрезвычайно важная политика, так как именно пор
Силовые лонжероны - бальза 10 х5мм
Стрингера - бальза 5х2мм
Согласно мат-модели, такой каркасный цельнобальзовый фюзеляж , длиной 2м и диаметром в миделе около 220мм может весить в районе 200гр. всего!!!

Основной метод постройки классический плазово-шаблонный-стапельный с принтерной печатью плазов/шаблонов по 3d модели.

Изготовление всех деревянных деталей - ручное (распиловка/ лобзик/нож/наждачка)
3D печать ряда деталей из пластика.
_______________________________________________________________
Однако теоретические рассуждения и виртуальные изыскания несколько затянулись, пора пожалуй переходить к чему-то более материальномуB-)

Передний и задний силовые лонжероны склеиваются с деталями из пластика PETG, что позволяет создать сложную пространственную форму. Между полками в дальнейшем будет ферма.
Еще ряд деталей для центроплана.

Шпангоуты из 3мм бальзы выклеиваются на плазах. При этом крайне важно направление слоев!, что определяет их прочность, соответсвенно ЧПУ резка здесь вряд ли применима.

Собранные по плазам фермы мотогондол.

Параллельно делается стапель 1-й очереди для сборки центроплана с мотогондолами и части фюзеляжа. Без него никак!

Лонжероны усиливаются обмоткой кевларовой нитью мест стыковки пластика с деревом.

Все готово для начала сборки силовой части Ер-2

Итак, все выставляем, меряем, смотрим, опять выставляем, смотрим на мат-модель, на плаз, уточняем размеры, опять выставляем и наконец склеиваем все вместе. Точность сборки вполне устраивает. Получается в итоге где-то 0,5мм на 500 мм длины в среднем, судя по проверяемым размерам. Для ручной сборки это вполне удовлетворительный результат.


Можно заняться промежуточными полу-шпангоутами. Все из 3мм бальзы шаблонным способом, вручную. Очень важны правильные слои для жесткости конструкции!

Форма начинает проявляться.

Ставим стрингера верхнего гаргрота. Точность позиционирования пазов вполне удовлетворительная получилась. В среднем на один стрингер приходится править несколько пазов по месту на величину до 0,5мм, чтобы получить при взгляде спереди вдоль стрингера отсутствие вихляний. Глаз - все же самый точный мерительный инструмент!😃

Николаич_69

Интересная тема. Андрей, а в какой полетный вес рассчитываете уложиться?

Stas49

Андрей, очень интересный проект. Вопрос-предложение - лонжероны центроплана образуют практически параллелограмм - не жесткую фигуру. Может есть смысл поставить диагональную перемычку? Или они будут обшиваться полками?

fed

По центроплану.

На прототипе силовая ферма центроплана выглядит так. Это сварная конструкция из хромонсилевых труб. Диагональные крестообразные стержни обеспечивают жесткость в продольном направлении (вдоль оси фюзеляжа), а фермы лонжеронов - по направлению размаха крыла. Так как толщина профиля относительно большая, то образовывается исключительно жесткая пространственная ферма. Плюс боковые фермы моторамы и корневой нервюры.

Аналогичная по логике силовых связей конструкция будет и у меня.
Сейчас уже есть диагональные стержни и фермы моторамы. Лонжероны еще не имеют ферм, которые появятся чуть позже. Но уже сейчас жесткость центроплана впечатляет. А будут еще верхняя и нижняя зона дужек полунервюр со стрингерным набором. Лобик центроплана и хвостовик центроплана со стрингерным набором также внесут свою долю в обеспечение жесткости.

_________________________________________________

По весовой сводке 1-го приближения.

Предварительные виртуальные прикидки по мат-модели, показывают реальность достижения приведенных цифр по планеру Ер-2
Рассчитываю готовый 2.7 - метровый планер Ер-2 получить в районе 3 - 3,5 кг.
По оборудованию вопрос еще открытый, здесь приведен какой-то вариант, который может уточниться.
По нагрузке на несущую площадь, надеюсь, не выйти за 55 - 60г/дм2
Хочу реализовать концепцию “легкий самолет - мощная ДУ”

sergey56gr

Что-то не открывается…

Прошу извинить, что не в тему
Но я, вот что, хочу сказать или спросить…Вместе с появлением первых шопов т.е. магазинов про продаже всего забугорного , стало очень попппулярным и слово - “ОРИГИНАЛ”.
Лично для меня, да и согласно словарям Ожегова и Даля слова ОРИГИНАЛ, ОРИГИНАЛЬНЫЙ двузначные. И что самое интересное - эти два значения практически абсолютно противоположные.

  1. первое значение- от слова ОРИГИНАЛ ,т.е. подлинник и означает - подлинный, настоящий, неподдельный . Это в основном о картинах, скульптурах рукописях и т.п. И в этом значении слово ОРИГИНАЛ, как-то редко применялось, в основном в обиходе раньше было слово ПОДЛИННИК

  2. второе значение (не понятно от куда берущее корни)- необычный, не похожий на других, своеобразный, чудаковатый. И в этом значении, особенно если о человеке, оно именно так чаще всего и применялось

И надо сказать, что для большинства людей того времени слово оригинальный в основном воспринималось как чудаковатый.
И когда всякие там манагеры (менеджеры или как их там еще- дилеры и пр. … торгаши ), говорили, например, что граната (ШРУС- шарнир равных угловых скоростей) оригинальный (потому что в прайсе так и написано - ориджнл) я всегда переспрашивал: - " То есть, подлинный или чудаковатый". Надо было видеть их морды в этот момент. А сейчас, в основном уже нас приучили, что оригинальный - значит подлинный. И так как ссылка не открылась, вопрос- что именно имеется ввиду.
Нет, я конечно, понял, что без стрингеров - значит чудаковатый, Но прочитав в первом предложении слово- оригинальный- сразу представил именно подлинник. Хотя раньше бы именно про чудаковатый подумал бы.

MWS
sergey56gr:

Нет, я конечно, понял, что без стрингеров - значит чудаковатый, Но прочитав в первом предложении слово- оригинальный- сразу представил именно подлинник. Хотя раньше бы именно про чудаковатый подумал бы.

ОРИГИНАЛЬНО ! (второе значение) 😃

fed

Спасибо за ссылку! Чрезвычайно интересный проект. Особенно подход к весу. Очень близко мне по духу!

sergey56gr

Это возможно только для цилиндрических поверхностей. Арочные конструкции изначально могут иметь напряженное состояние с отрицателной составляющей от внутренних сили. И при нагружении можно получить нулевые усилия в самой констркуции.Что часто и используется. Наглядный пример тому все древние постройки храмов, крепостей и т.п. где небыло обычных плоских перекрытий (тогда еще не придумали ж/б плиты-пустотки), а везде стены преходящие в сводчатые “потолки.” В детстве все, наверное, играли с кубиками или доненошками, пытаясь из нах как в цирке делать что вроде арок и все знают как доменошки выскальзываю вверх из-за этих отрицателных составвляющих. Так что возможно как-то это можно исползовать вот только как быть со знакопеременными перегрузками?

fed

Приветствую, коллеги!

Наращивается стапель до полной длины фюзеляжа для сборки хвостовой части.
Были мысли сделать разъем в районе турели, так как фюзеляж 2-х метровый, но взвесив все аргументы, решил отказаться от разъема. В “Зафиру” Фюзеляж легко помещается по центру салона под потолок. Так что неразъемный фюзеляж значительно упрощает сборку на полетах и экономим вес.


Собирается на плазу ферма верхних лонжеронов и “ключевые” шпангоуты


Устанавливаем собранную часть Ер-2 опять на стапель, проверяем все тщательно и наращиваем хвостовую часть по лонжеронам


Ставим полушпангоуты верхнего гаргрота:

На этом этапе идет установка обечайки под турель верхнего стрелка. Временно бальзовая обечайка закрепляется на технологических пенопластовых шпангоутах.

Теперь можно уложить стрингера хвостовой части

Технологический пенопласт убирается и обечайка срезается и обрабатывается по обводу верхнего гаргрота.

Теперь уже можно снять фюзеляж со стапеля. Он получил уже значительную жесткость, которая многократно усилится после установки всех полу-шпангоутов нижнего гаргрота и боков. Вес каркаса на данной стадии около 650гр!

Можно приступать к нижнему гаргроту. Ставим полушпангоуты и укладываем стрингера. Здесь немного изменил тактику. Пазы под стрингера делались только на “ключевых” полных шпангоутах. А полушпангоуты прорезаются по месту. Получается быстрее и точнее!

Можно сделать получистовую обработку нижнего гаргрота (малковку стрингеров) Чистовая обработка будет уже всего собранного фюзеляжа.

Вклеивается мощная балка бомбоотсека, который впечатляет своим размером!

Задний нижний гаргрот практически готов

sergey56gr

А место стыковки центроплана и фюзеляжа, или можно, если не очень корректно но нагляднее, так сказать- выхода крыла из фюзеляжа, со своими всего лишь четырьмя “реечками” не слишком слабовато. Как оно там живъем по фоткам не скажешь, а по фоткам как-то бросается в глаза своей “пустотой.”