Проблема с стартером JetCat P-80

Merces

Всем доброго времени суток!
Коллеги, подскажите может кто сталкивался с такой проблемой:
Сегодня при попытке запуска турбины, стартер очень вяло смог раскрутить турбину только до 2000 оборотов, потом долго крутил на этих оборотах, но зажигания не произошло. При этом слышался характерный писк самого моторчика… на ощупь его пластиковый кожух было очень теплым. Вообщем после где-то 10-й попытки, ему удалось разогнаться до 2100, произошло зажигание, после чего турбина относительно долго крутилась на 4000 об и запустилась. При проверке стартера с GSU, наблюдалось тоже самое: он еле-еле раскрутил до 2000. При наблюдении - сцепка муфты стартера и вала турбины проходит хорошо(не проскальзывает), но такое впечатление что стартеру не хватает напряжения. Вал турбины крутиться легко, аккумуляторы все в порядке. На прошлых полетах все проходило штатно, стартер бодро разгонял турбину. Перед сегодняшними полетами снимал турбину для примерки на другой самолет, установил обратно все по регламенту.
Подскажите пожалуйста, в чем может быть проблема?

Merces

Продолжение…
Принес модель в мастерскую… проверяю еще раз: запускаю с GSU стартер - он пищит и вообще не крутит турбину. Решил снять защитную сетку и передний кожух, дабы убедиться в целостности контактов. Подложил тряпку, открутил - все цело! Проверяю стартер без кожуха - заработало!! ?. Курю в раздумьях и случайно замечаю на тряпке, где снимал кожух, маленькую детальку…

Начинаю искать откуда она и обнаруживаю, что эта деталька отвалилась от платы турбины…

Вот теперь думаю - что это такое? И как оно могло влиять на работу стартера? Завтра понесу мастерам - пусть припаяют на место, потому как самому боязно.

VictorL

Конденсатор. Только сфоткать бы со стороны надписи, если есть.

Merces

Первое фото,… на нем написано “7 DX C352”.

Merces

Итог: Это “односторонний” диод(не знаю как правильно называется, но он пропускает ток только в одну сторону). Оказался абсолютно цел, припаяли на место и стартер начал очень бодро раскручивать турбину до 7000об!. Теперь мотор не пищит, не греется и как показалось - процесс запуска турбины проходит немного быстрее.
Вот и получается, что турбина(б/у) с первых дней покупки была с отвалившимся диодом, потому как без него мотор разгонял турбину только до 3500об/мин, как теперь выяснилось, это было тоже не совсем быстро. Единственно, не могу понять, почему в тот день стартер закапризничал именно так как я писал выше? И каким образом мог отвалиться этот диод? (его при сборке/разборке ну ни как, ни чем нельзя зацепить).

gab_arm75

Вам повезло, что ECU не повредили. И за этого диода у моего JC120 ECU полетел, пришлось менять а старый в сервис.
этот диод перекрывает обратный ток при отключении стартера, на моём когда проверяли было порядка 200в заброс. Похожая проблема была еще у кого то, мы тут на форуме обсуждали, где не помню:)

Merces

Да уж, выходит - повезло. Остается порекомендовать владельцам старых турбин JetCat, при техническом осмотре, проверять этот диод на качество пайки. Очень сильно подозреваю, что это заводской дефект… замедленного действия.

8 days later
Merces

История не закончилась 😦, после двух успешных дней полетов, сегодня, история с запуском повторилась. Стартер еле-еле крутит турбину до 2500об. Завтра разберу, посмотрю что там опять.

Merces

Проблема та же…😦 От перегрева диода расплавилась пайка. Одно из двух: либо вышел из строя диод, либо мотор стартера.

ADF

Возможно диоду крышка или он изначально слаб, что греется. Купите более мощный диод, ну не знаю, ампер на 10 наверное надо чтоб гарантированно.

gab_arm75

да точно, родной диод слабый, мне то же поставили по-мощней…

Ive

Мало понимаю в турбинах, но простите дилетанта, если вопрос глупый… Отчего-то же диод перегревается? Может ли стартер не полностью рассоединяться с валом запущенной турбины?

pilot43
Merces:

История не закончилась 😦, после двух успешных дней полетов, сегодня, история с запуском повторилась. Стартер еле-еле крутит турбину до 2500об. Завтра разберу, посмотрю что там опять.

Я не очень хорошо в электронике разбираюсь. Может просто немцам отправить. Спокойнее будет…

Rula

Насколько я понимаю этот диод там шунтирует мотор при его вращении вхолостую (ограничивает напряжение при снижении оборотов после отключения) или нет? Если так, то если мотор каким-то образом крутится вместе с турбиной - на высоких оборотах через него будет течь немалый ток долгое время, что и может привести с перегреву и возможно пробою

P.S. oй, уже отвечали

Merces
pilot43:

Я не очень хорошо в электронике разбираюсь. Может просто немцам отправить. Спокойнее будет…

Я б с радостью, но очень хочется полетать в этом сезоне (у нас лето очень короткое)Если отправлю - месяца три её точно не увижу.
Вообщем сходил я к грамотному специалисту в электронике. Итог он озвучил такой: Работой стартера управляет импульсный транзистор, который регулирует обороты. Из-за импульсного управления на моторе стартера, из-за какой-то там индукции, кратковременно меняется полярность, так вот этот запараллеленный диод не пускает образовавшийся на “минусе” “плюс” обратно в цепь питания. Если диод будет отсутствовать, то мотор при раскрутке будет душить сам себя, что и происходило - он не мог раскрутить турбину и при этом попискивал. Вывод сделал такой: либо поврежден диод и из-за этого греется, или умирает мотор стартера и из-за этого начинает гадить в цепь питания. (мотор под нагрузкой, как оказалось, потребляет 5А!!). Сейчас на место старого диода припаян диод в 3-раза мощнее, при проверке стартера с GSU, турбина теперь раскручивается до 7500об, при этом ножки диода теплые(но это он говорит нормально). На днях попробую запустить, после каждого полетного дня буду следить за его состоянием. У меня также закрались подозрения что стартер слишком поздно отцепляется от турбины, поэтому я написал письмо в Jetcat usa с вопросом: Какова логика работы стартера, и до какого момента он должен принимать участие в запуске? Ответа пока нет.

P.S Извините, я тоже в электрике как свинья в апельсинах, по этому не пинайте сильно за безграмотный пересказ[/I])

gab_arm75

обароты стартера 7500 это нормально. Что касается не отключения стартера при работающей турбине, это не возможно. Поскольку стартер и бендекс не расчитаны для оборотов 35000 МГ не говоря ещё о рабочих режимах… у меня был опыт такого не выключения бендекса на китайской турбине, турбина вышла на МГ 45000об с подозрительным звуком, не успел газанут как стартер и бендех разлетелись по кускам, повезло, что в плоскости вращения никого не было и что в компрессор не засосало осколки. Итог мелко продырявленная крышка турбины, разорванная предохранительная сетка. Ну уж стартер с корпусом в сборе пришлось покупать.

Насчет диода у моего P120SE он сгорел после нескольких включении стартера подряд. При проверке оказалось, что родной диод довольно маломощный, и при нескольких прокрутках на запуск подряд(не охлаждение), он сильно греется, мой лично сгорел, перепаяли диод мощней 3-4 раза и все нормально работало довольно долго. Думаю Валерий у вас больше не будет проблем с новым диодом.

ADF

Диод там от самоиндукции обмоток - параллельно мотору и в обратку по отношению к внешнему питанию, как издревле из ставили на коллекторных моторах. И служит он для защиты, прежде всего, самого транзистора - чтобы его не профигачило мощным напряжением.
Мотору конечно тоже туговато приходится - так как накопленная в обмотках энергия в случае отсутствия диода очень быстро расходуется, уменьшая вращательный момент.

Merces

Сегодня 5 успешных стартов. Стартер, судя по характерному звуку, отключается в районе 31000-34000об, дальше слышен ровный звук турбины. Подскажите, это нормально?
После полетов снял передний кожух: Все цело, диод на месте, следов перегрева пока не видно.
P/S Чего-то JetCat usa, до сих пор не ответили мне по вопросу режимов работы стартера 😦.

gab_arm75

от Jetcat USA получить ответ на емаил ооочень сложно, туда нужно звонить. Это они сами говорят: Electronic mail is answered as soon as possible but sometimes it will take up to 2 weeks for a reply because of high traffic. Please call for faster service. но у меня было, что я ждал почти месяц. По моему опыту Jetcat в Германии отвечает более оперативно.

Merces:

После полетов снял передний кожух: Все цело, диод на месте, следов перегрева пока не видно.

Ну все тогда, летайте, радуйтесь:) думаю проблем больше не будет.

Merces

Коллеги, подскажите пожалуйста, на каких оборотах отключается стартер на ваших турбинах?

8 days later
Merces

Сегодня пришел ответ из сервиса… никак не могу понять перевод письма:
Hi Sokiryaka,
Your evaluation is correct! The starter is not releasing from the compressor and is overheating the diode across the starter wires. This could be that the ECU driver board (center board) is bad (dynamic brake for the starter is burned out) or the o-ring is worn and the Bendix is sticking on the compressor nut.

Rula

Предположения верны - стартер не отключается от компрессора и перегревает диод. Возможно проблема в драйвере блока управления (сгорела схема управления динамическим торможением стартера) или износилась прокладка и бендикс застревает в гайке (втулке?) компрессора

ADF

У меня такое ощущение, что из сервиса ответили не слишком вникая в суть дела… В следующем письме просто предложат прислать мотор им.

pilot43
ADF:

У меня такое ощущение, что из сервиса ответили не слишком вникая в суть дела… В следующем письме просто предложат прислать мотор им.

А так и надо было сделать с самого начала.