реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

Juergen18
Fighter2010:

Большинство колибри летает на пенолетах или на моделях с энерговооруженностью меньше 1

просто вы только это и видели… каждый год в апреле фестиваль колибри в германии, приезжайте посмотрите на чём летают и какая энерговооруженность при тяге в три кг и весе модели 2кг…
даже если это будет 3Д, смысл в расходнике, в каком положении он будет выгоден? Воздух у вас и в расходнике будет если не придерживаться правил сечений топловопровода от большего сечения к меньшему…
делайте расходник, если считаете необходимым, но это лишний геморой

Fighter2010:

А с чего вы взяли

с этого

Fighter2010:

Нарисовал маятник на бумаге, да и выкинул их нафиг.

Fighter2010

Выкинул расходники, а не маятник 😃
Маятник в единственном числе. Расходники во множественном.

Юрий, при чем тут сечения трубопровода и пузырики от болтанки. Что вы всё в одну кучу валите?

Вопрос был о типе фильтра в расходнике для отсечки воздуха и чем он отличается от обычного топливного фильтра. Не нужно меня убеждать, что расходник в моём случае не нужен. Птеродактиль не аргумент.

Juergen18
Fighter2010:

при чем тут сечения трубопровода и пузырики от болтанки. Что вы всё в одну кучу валите?

потому что воздух в топливе в виде пузырьков, особенно в керосине, и даже воздух содержащийся в керосине не в виде пузырьков принадлежат к той же куче… про кавитацию, изменение давления и скорости топлива при переменных сечениях рассказывать?
сделайте эксперимент, заправте бак, полностью, к нему через разные сечения трубок, лучше всего с маленьких на бОльшие, подсоедините расходник, полный расходник, без воздуха, и прокачайте топливо из бака через расходник, на столе, ничего не болтая и не тряся, потом удивитель сколько воздуха в топливе находится…

Fighter2010:

Вопрос был о типе фильтра

я написал про тип фильтра- шапка для парилки или бумажная гармошка из лабораторного фильтра, принцип один…
из этих любой:
валенок
www.airfighter.eu/epages/15452660.sf/de_DE/?Object…
валенок
www.airfighter.eu/epages/15452660.sf/de_DE/?Object…
мембрана
www.airfighter.eu/epages/15452660.sf/de_DE/?Object…
мембрана
www.airfighter.eu/epages/15452660.sf/de_DE/?Object…

англичане в своих composite ait trap используют бумажные фильтры, что для совсем маленьких, что для самых больших, например расходник для амт найк или линкс
www.gbr-jet.com/catalog/product_info.php?products_…

Fighter2010
Juergen18:

апка для парилки или бумажная гармошка из лабораторного фильтра, принцип один…

О!! Первый полезный пост. Правда с небольшой поправкой- шапки и валенки конечно в топку, они для расходника мало подойдут, там же не топливо фильтровать нужно, а пузырьки отсекать.
А вот мембраны и бумага это дело.

Спасибо за ссылки

Juergen18:

про кавитацию, изменение давления и скорости топлива при переменных сечениях рассказывать?

Вы мне ещё про физику ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений со ссылкой на Ландау или Зельдовича расскажите. Было бы интересно послушать в вашем исполнении. Занимательные вещи люди написали знаете ли. Можно ещё про отличия ударной волны в воздухе или жидкости от детонационной волны, а также о способах подрыва зарядов для формирования оптимального облака поражающих элементов.
Только лучше не на этом форуме.
Не нужно издеваться над взрослыми дядями. Они сами такими как вы были 😃

pilot43

Джентльмены, прекратите пожалуйста. Джет-ветка пожалуй единственная, где принято общаться интеллегентно.
Уважайте друг друга независимо от возраста.
Для справки: Juergen18 занимался эксплуатацией джет-моделей и двигателей уже тогда, когда мы ещё про них и не знали.

Juergen18
Fighter2010:

Вы мне ещё про физику ударных волн

не не собираюсь с вами бодаться, тем более “с точки зрения банальной эрудиции” (С)
я пытаюсь объяснить вам физику явления, тонкости, которых вы можете и не знать, но они есть и очень существенные!
найдите журнал JetPower 2/2013 в нем есть статья jetpower-magazin.com/?p=2717 про эти токности,
и про давление и про кавитацию и про другое…
надо учитывать, что колибри очень тонкий в настройках и работе прибор, сверхпрецизионный и на его стабильную работу влияют многие факторы, колибри это не Р-200, значит и внимания ей надо уделять другое…

Fighter2010:

там же не топливо фильтровать нужно, а пузырьки отсекать.

валенок и пузырьки отсекает и грязь фильтрует, я вам его не навязываю, вы стпрашивали какой вид фильтра подходит, я сказал какой, один из самых надёжных и простых…
не нравится валенок, возмите несколько слоёв плотного флизелина или ватина… а ещё проще - купите вот этот www.gbr-jet.com/catalog/product_info.php?cPath=28&… и голову себе ломать не будете…
про фильтрование топлива отдельная тема, топливо вам фильтровать придётся многократно! иначе после первых двух-трёх пусков колибри уедет на обслуживание к папе карле - деде мартину…

Neznaykin

А можно по-подробнее про многократную фильтрацию? Просто думал, что комплектного фильтра идущего с турбиной достаточно.

Fighter2010

Юрий,
большое спасибо за ответ. Без иронии.
Я увидел именно то, о чем спрашивал первоначально- принципиальное отличие фильтров расходного бака от обычного фильтра. Очень часто на топливных схемах в расходных баках описывают так называемые “модифицированные” топливные фильтры, но в чем эта модификация состоит - ни слова. Понятно, что схема обеспечивает отлов воздуха, но дьявол как всегда в деталях. В статье это прекрасно с иллюстрациями показано.
Без обид. Здесь очень мало дураков, полностью согласен с Владимиром. Они до реактивок просто не доживают в своем хоббийном развитии. И если кто то задает вопрос, то как правило на то есть причины, а не просто лень погуглить. Соответственно и ожидания от ответов достаточно высокие, как и технический уровень аудитории.
Извините, если я вас задел, но ответы в стиле капитана-очевидность совсем не то, что ожидаешь услышать от серьёзных людей.
Мир короче 😃

1 month later
Fighter2010

В праздники, наконец, появилась возможность уделить время самолету.
Переделал поворотную штангу шасси. Изначально была пластиковая, собранная из шаровой тяги от автомодели. Решил полностью сделать её из металла. Пришлось послесарить, но получилось очень жесткая конструкция без люфтов и прогибов. Даже цвет с цветом рамы пневмопривода совпал. В общем не зря потратил время.
Вклеил моторамы турбин.Турбины встали как будто там и родились. Идеально хватило места в корпусе для выступающих свечей. Прорезал в корпусе снизу напротив крепежных болтов турбин небольшие отверстия, чтобы можно было дотянуться до них снаружи шестигранником, а гайки намертво залил эпоксидкой. Теперь турбины можно будет легко снять для обслуживания со стороны сопла и не придётся оставлять дополнительные технологические лючки в корпусе.
Буду делать три раздельных бака соединив их последовательно. Расход будет сначала из переднего, потом заднего и затем уже из основного в центре масс. Надеюсь таким образом избежать проблем с центровкой. Первоначально бак планировался быть слишком длинным -50см.
Купил пару маленьких 30мл баков для расходников. Собрал мембранные фильтры из медицинской маски. По весне погоняю в живую с турбиной, посмотрю как будут работать. Расходники планирую запитать индивидуально из центрального бака через два маятника-искателя. Передний и задний баки будут без искателей, а только со штуцерами в задней нижней точке, ну и дренажем вверху конечно.
Собрал аппарат УВТ из стальных рюмок. Честно говоря задолбался их сверлить. Похоже, что нержавейка на эти рюмки идет высшего сорта. Взял исходно два разных комплекта. 48мм и 38мм диаметра по верхнему краю.
Больший стакан, имеет завальцовку по верхнему краю, что придаёт ему просто великолепную жесткость. Срезал верхнюю часть шириной 1 см для опорно-поворотного кольца. А само поворотное сопло сделал из меньшей рюмки, отрезав у неё нижнюю часть, подобрав линию отреза так, чтобы получившийся диаметр был на 1 мм больше чем диаметр сопла турбины. Нужно будет погонять всю конструкцию на стенде. Может придется еще увеличить диаметр поворотного сопла, если тяга падать будет.
Стаканов из нержавейки на рынке масса. Можно под любую турбину размеры подобрать.

6 months later
Fighter2010

Народ интересуется в личке, что с проектом. Движется, но к сожалению практически нет совсем времени с апреля заниматься моделью. Нужно сначала для неё достроить новый ангар 😃 Добиваю загородный дом.
А в модели достаточно много в итоге переделал. Знаете как бывает, смотришь, вроде может и нормально получилось, но червячок сомнения гложет, ведь можно было и лучше сделать. Перфекционизм, блин. В итоге ломаешь уже сделанное и делаешь по другому.
Сделал полностью приводы под УВТ. Рулевые машинки утопил в корпус внутри воздуховода перед турбиной.
Закончил треугольные обтекатели ракетных отсеков под крылом. Пришлось немного пожертвовать копийностью и сместить петли створок основного шасси на 2см в сторону крыла. Они попали как раз в этот обтекатель. Пришлось изголяться, чтобы все нормально открывалось и вид не портило. Вроде получилось.
Переделал приводы основных створок с электрики на пневматику. Спасибо Павлу Лапшову за миниатюрные толкатели. Пришлось с ними помудрить, так как места очень мало. В итоге поставил толкатели один возле другого горизонтально в центральной части центроплана, а привод на створки передал через гибкую тягу в трубке. Ход получился 4 см и рычаг от петель до тяги достаточно большой. На рулевой машинке рычаг был всего 15мм. На столе то все открывалось , а вот относительно полёта были большие сомнения. Теперь спокоен.
Сделал бак по позитиву. Повеселился знатно. Но в итоге все получилось, хоть на выставку я бы его не понёс. Корявенько кое где. Бак вышел на 1250мл при весе без пробки и трубок 80гр. На спине бака ниша для пневмоприводов шасси.
Собрал всю пневматику. Работает нормально.
Сейчас переделываю полностью носки крыльев. Решил сделать полностью из двух склеенных кусков бальзы с углем по передней кромке. Первоначально носки делал пустотелыми внутри. После ламинации проступили огрехи геометрии изгибов. Пробовал нарастить шпаклёвкой, но рос вес и получалось все равно не идеально. Заставил себя все сломать и сделать заново.
Вес сегодня без турбин и электроники в том виде как на последней фотке - 2,5 кг

5 months later
Fighter2010

Всех с наступающим!!

Наконец то появилось немного времени, чтобы заняться моделью.
Переделал, как и планировал, носки. Новые, из цельного куска бальсы получились даже немного легче, чем сборные. Отклоняются чуть более чем на 45 градусов, что позволило упростить узел крепления крыла к фюзеляжу. Сейчас при полностью отклоненном вниз носке есть возможность в носок корневой нервюры ввернуть снаружи шестигранником болт. При возврате носка в рабочее положение, он полностью скрывает собой крепежное отверстие. Носки состоят из двух элементов - сам носок с вырезанной внутри него нишей и конусообразной передней кромки крыла, по которой скользит при отклонении задняя верхняя часть носка. Пришлось повозиться, чтобы обеспечить минимальный зазор.

Сделал фонарь. Сначала вырезал его из пенопласта. Залил его гипсовой штукатуркой с разделителем из пищевой пленки. Затем в форму опять штукатурку. На получившийся гипсовый болван феном осадил старый фонарь от Extra300, который более менее подходил по размеру.

Сделал защитные сетки на турбины из чайного ситечка диаметром 55мм. Вес одной сетки в сборе всего 6 грамм.

Собрал съемный модуль управления и питания турбин. Получился достаточно компактный блок, который в себя включает два ECU, помпы, расходные баки и клапаны с фильтрами. Вес блока 230 гр. Плюс в том, что блок можно целиком снять с модели для работы на стенде или обслуживания.

Бак придется переделывать. Потеет под давлением зараза.

Закончил всю обшивку нижней части. Центральная часть закрывается съемной плоской крышкой на винтах.

Верх пока не зашил, но уже можно приступать. Сначала нужно было провести через боковины центроплана жгуты проводов к задним отсекам. Загвоздка была в выборе аппаратуры и соответственно в количестве косичек для проводки. В итоге остановился на JETI, так как у неё самая продвинутая на сегодняшний день телеметрия в паре с PowerBox Royal. Рояль встанет в нижней части переднего инструментального отсека и будет напрямую управлять всеми приводами кроме хвоста. В хвост от него пойдут две шины PowerBus, которые в заднем отсеке закончатся 4х портовыми PWM сплиттерами и обеспечат работу 8ми хвостовых сервомашин (4 УВТ и 4 оперение).
Кроме шин PowerBus (3 провода в каждой) в хвост пошли жгуты для турбин по 9 проводов разной толщины и косичка для приемника сателлита. Турбинные жгуты будут замурованы в цетроплан. Снять их будет нельзя. В связи с этим на концах у них стоят 9 контактные клеммы папа-мама. Родной жгут турбин будет разрезан посередине и в месте разреза тоже встанут такие же клеммы. Это даст возможность снимать турбины с модели и гонять их на стенде отдельно.
Кроме жгутов в центроплан вклеил слева и справа пеналы для батарей турбин.

Следующим шагом будет обшивка ламинатом килей и ламинирование всех кривых поверхностей. Все плоские поверхности делаю из уже ламинированной бальсы. Так намного проще и меньше вес.
После этого сделаю ламинат для зашивки верхней части. Наживлю его булавками и поиграюсь с центровкой, выбирая оптимальные места для основных батарей и элементов аппаратуры.

1 month later
VLS_Art

Сергей, приветствую! С удовольствием слежу за вашей темой, очень интересный проект.
Не совсем понимаю для чего Вы ставите повер бокс Рояль да еще и с повербасом? Если я ни чего не упустил, то модель у Вас не большая, зачем лишний вес? Можно было обойтись более легкими и компактными устройствами развязки и дублирования питания того же производителя или других.

Fighter2010

Добрый день Артем,
может и можно было без рояля обойтись, только я так и не нашел другого решения.
Проблем несколько.
Первая проблема в том, что нужно было обеспечить работу гироскопа как на УВТ (висение), так и на двойном оперении. Причем желательно иметь на каждую РМ свой канал, чтобы программно регулировать ноль и расходы независимо друг от друга, а не париться с механической длиной тяг и плечами качалок. На УВТ и задних горизонтальных цельноповоротных плоскостях нужен микс с элеронами (двойная Дельта например).
Вторая проблема в том, что двойные кили должны поворачиваться не только симметрично , но и асимметрично (навстречу друг другу, торможение). Да еще и V образность в планере в полный рост присутствует. Значит добавляем ещё один микс, причем достаточно сложный. Стандартный V-tail использовать не получится, так как либо дельта, либо V-Tail. Оба сразу выбрать нельзя. Нужно будет извращаться.
Для реализации вышеперечисленного нужно, чтобы гироскоп стоял ДО всех этих миксов, и из миксов выходило штук 8 (а с колесом и все 9) стабилизированных каналов. Как это реализовать без рояля я не представляю. С ним то это тоже не просто, но появляется максимальная гибкость в вариантах, что позволит решить задачу максимально близко к задуманному.
Вес рояля без экрана 160 грамм. Экран на борт ставить не буду, только для настроек. Его с успехом заменит телеметрия, подключенная к роялю (Jeti поддерживается в полном формате).
Если использовать раздельно цифровой гироскоп (около 50 гр) в связке с каким то дистрибутором (PowerBox, CentralBox… >60-100гр) то выигрыша по весу большого не получается, а головной боли по увязке всего этого хозяйства в единое целое просто куча. Поэтому и остановился на рояле.
Сплиттеры PowerBus использовал, чтобы не тащить кучу жгутов для 8ми рулевых машинок из носа в хвост. Можно и без них было обойтись, но так просто удобнее в моём конкретном планере.

VLS_Art

Спасибо за развернутый ответ. Я думал, что механизация будет сильно упрощена из-за небольшого размера модели. Интересно будет увидеть как Вы все это реализуете.

Fighter2010

Вся механизация будет как на большом брате. Я даже попробую асимметричное отклонение ПГО и закрылок как на ПАКе реализовать. Но это уж точно не для первых полётов 😃

Cosh

Интригует ваше желание всё это реализовать! Особенно асимметричное отклонение ПЧН (поворотной части наплыва). На реальном аппарате это осуществляется за счёт датчиков угла атаки и ещё каких-то приблуд, отвечающих за оптимальное попадание воздушного потока в воздухозаборник, плюс ещё много от чего и всё это в автомате. Я к тому, что жесткой привязки ПЧН к каким либо каналам управления нет. Т.е. её работу не получится сделать как у настоящего. Можно лишь слегка с имитировать. Впрочем, как и всего остального)))

P.S. На своем “большом” проекте у меня также возникла проблема увязки множества каналов с миксами в систему автостабилизации полёта. В целях экономии и упрощения, я рассматривал систему из нескольких недорогих гироскопов (типа Игл 2D/3D). В общем и целом всё срасталось. Главная проблема при этом была в возможном конфликте между разными гироскопами, в их перекомпенсации друг друга. Но тут главное правильно распределить органы управления между контроллерами, чтобы возможные мелкие разногласия в отработке гироскопов не сильно влияли на самолёт. Например, один контроллер идёт на ОВТ, другой на стабилизаторы и элероны (если они вместе работают) плюс ПЧН, следующий на кили и на переднюю стойку, допустим. В общем типа такого. При этом всё регулируется и настраивается по отдельности, давая возможность создавать довольно сложные миксы при этом. Сейчас, правда, я проект заморозил из-за бакса, т.к. не успел закупиться вовремя. Предполагалось, что самолёт будет имеллерный, взлётная масса ~8кг и выглядеть примерно так:

Конечно это не джет и цена вопроса на много ниже. На серьёзной модели всё же не стоит идти по такому бюджетному пути, но не удержался, хотелось поделиться! Очень люблю заморочки и сложности!)))

P.P.S. Удачи в дальнейшей реализации Вашего проекта!!!

1 month later
Fighter2010

Финита ля ламинация 😛!!!
По крайней мере для фюза. Осталось крылья зашить сверху и створки основных стоек заламинировать. Вступаю в фазу шкурки и косметики.
Запустил, наконец, неделю назад одну из турбин. Завелось все сразу, абсолютно без проблем. Правда через пару минут из дома по соседству сторож выскочил 😈.
Свиста не было вообще, только рев и грохот как от военного движка… Впечатлений масса. Тягу не измерял пока, но мощь чувствуется огромная. Если моя малявка такой эффект даёт, представляю, как грохочут старшие сестры. Разгон от холостых (93т об/мин) до полных (243т об/мин) секунд за 6-7. Буду гонять вторую турбину, сделаю видео.
Расходные баки по 30мл показали себя отлично. Были сомнения по их пропускной способности на полной тяге, но все работало просто прекрасно. Пузырьки не набрались.
Купил термостойкую эпоксидку и углерукав на сопла, но честно говоря что то меня останавливает от формовки. Уж больно хлопотный процесс. Почти сутки держать все в печи при температуре от 100 до 200 градусов.
Попробую сначала из обычной эпоксидки сопла сделать. Там видно будет нужна термостойкая или нет. При рабочей турбине подносил палец вплотную к соплу сбоку, совсем жар не ощущается.