реанимация бальзового проекта ПАК ФА, но на турбинах

ARXITEKTOR
Fighter2010:

вырваться полетать.

Всё таки какой же красивый прототип.
И модель получилась как будто его уменьшили уменьшителем )
Отличный и сложный проект и Сергею удалось довести его до конца.
Интересно это самый сложный джет проект в мире ?
по соотношению размер- детализация ?

Fighter2010

Нет. Самый сложный и самый лучший это Як130 RusJeta. Именно он меня и вдохновил в своё время. Без него я бы за свою модель и не взялся.

19 days later
2 months later
11 months later
Fighter2010

Обновлю темку, а то залочится скоро и облет выложить не получится.
В прошлом году так и не смог облетать.
На фотках балансировка с подвесом на люстру 😁

Nevai

Пора уже облетывать! А то бальзу моль съест скоро 😃

Fighter2010

Сам хачу, вэришь, да?
Потеплеет, полетим.
Вы где сейчас летаете? Поможете облетом?

Nevai

Мы сейчас не летаем, тепла ждем 😃 С облетом поможем!

marat3d=

Сергей, привет! Турбины хоть заводил?

WhiteM

Слежу за темой с эпохи импеллера! Жду вылета! Желаю успеха!

Fighter2010

Одну турбину заводил на стенде. Завелась с пол пинка без единой проблемы.
На борту турбины пока не гонял. Попробую в следующие выходные весь комплекс последних настроек провести, которые без топлива на борту были невозможны.
-Центровка с топливом на борту.
-Проверка максимальной тяги
-Проверка работы УВТ и центровка обоих векторов, если потребуется
-Калибровка датчиков расхода топлива. У меня каждая помпа включена через датчик телеметрии ток/напряжение, что позволяет контролировать расход топлива и сигнализировать об остановке левого или правого двигателя в полете. Нужно сжечь полный бак и посмотреть сколько через эти датчики амперчасов пролетит. Надеюсь соседи будут в восторге 😈

Airliner-rc
Fighter2010:

через датчик телеметрии ток/напряжение

а что за датчики?

Fighter2010

У меня Jeti.
Среди сенсоров есть измеритель расхода керосина для турбин.
www.jetimodel.com/en/katalog/…/MFlow-T-EX/
Но он дорогой и достаточно громоздкий. Один весит 40 гр. Турбин у меня две, а моделька достаточно маленькая.
Поэтому я использую вот этот датчик:
www.jetimodel.com/en/katalog/…/MUI30-EX/
Он маленький и вместе с проводами весит меньше 10 гр. Его основное предназначение- контроль тока, напряжения и остаточной емкости батареи. Применяют его обычно на электролетах.
У меня он используется в цепи помпы. мАч, пройденные через электроцепь помпы прямо пропорциональны расходу керосина. Погрешность не превышает пары процентов.
Создаю в телеметрии Alarm, привязанный к остаточной емкости виртуальной батареи. А её емкость указываю как то самое значение мАч, которое требуется для прокачки помпой полного бака. Когда остается 20% от этой указанной емкости, срабатывает звуковой сигнал, сообщающий о том, что пора бы и садиться.
Если турбина в полете останавливается, ток через помпу идти перестает. Срабатывает еще одна тревога. Для неё условия: Сектор газа больше чем холостые обороты и нет тока в цепи помпы. Как только такое происходит, милый женский голос говорит: “Остановка левого двигателя, Остановка левого двигателя…”

Airliner-rc
Fighter2010:

остаточной емкости виртуальной батареи

определяется опытным путем?

9 months later
Nevai

Последняя активность 16.06.2017 13:44

Fighter2010

Всем привет!
Просто новостей особых не было. В этом году так и не удалось облетать. То погода мерзкая, то некогда.
Народ, весной как соберетесь на поле, дерните и меня тоже, пожалуйста. Облетать тоже очень хочется.
В этом году погонял на земле. УВТ работает отлично. Думал, что 21 градуса отклонения будет мало, наивный албанец 😉, самолет на привязи (два тросика к каждой стойке шасси) отклонением струи выкручивает с такой силой, что думаю не перестарался ли я.
При прогонах на земле столкнулся с тем, что для запуска двух турбин одновременно банально не хватает потока газа через одну 3мм трубочку. У меня после баллона тройник стоит. Баллон обычный с рынка от ручной газовой горелки. Приходится турбины последовательно запускать, что несколько неудобно.
Одна из турбин немного дурит. Первая дала 3,6 кг тяги, вторая меньше 3 кг, хотя на обороты выходит на полные. Может конечно и аппарат УВТ мешает, но сомнительно что то. Второй точно такой же совсем не мешает. Сниму, погоняю на стенде. Может аккуратненько переберу. Непонятно короче, что с ней не так. Перед отгрузкой то их на тягу по идее гоняют. Посмотрим.
Словил помпаж на одной из турбин. Хорошо, что огнетушитель был под рукой, так бы и самоль весь мог сгореть. Без огнетушителя лучше вообше ни одного пуска не делать. Реально спас.
Выгорели трубопроводы и проводка турбины. Пришлось менять. Подкоптил немного краску на одном из стеклопластиковых соплах. Но не страшно, даже перекрашивать не стал. До облета теперь.
При испытаниях УВТ на максимальном отклонении левого сопла вниз струя пережгла левый капроновый тросик швартовых. Самолет резко развернуло вправо и впечатало клювом в забор из гофролиста. В заборе вмятина в сантиметр. У клюва минус тот же сантиметр:). Косметика, ничего страшного, уже все восстановил и перекрасил. Зато проверку на прочность прошел.

Skv42
Fighter2010:

Первая дала 3,6 кг тяги, вторая меньшне 3 кг,

Думаю разнотяг у турбин надо лечит до облёта. т.к. разница в тяге Х на плечо от строительной оси даст не малый разворачивающий момент. Компенсировать который может и не хватить отклонение РН до упора. В 92 лично был свидетелем катастрофы на взлёте. При разбеге частично “погас” один из форсажей, по материалам КЗА разнотяг был порядка 3т, при взлётной массе 33-34т. С уводом с ВПП боролся отклонением РН до упора, в момент отрыва педали нейтрально, появившийся крен элеронами-практически до упоров. При взлётном угле атаки - обратная реакция по крену т.е. опущенный элерон начал работать как тормозной щиток. Как итог сваливание с высоты 15м.
P.S. из двоих один жив, да покалечился, но жив. Спасибо Гай Северину конструктору кресла К-36.

Wit
Fighter2010:

Словил помпаж на одной из турбин. Хорошо, что огнетушитель был под рукой, так бы и самоль весь мог сгореть.

это не помпаж… это либо шад-оф вентиль на керосине не работает, либо гоняли турбину в холостую при открытом топливном клапане и её залило топливом, а потом при запуске двигатель весь керосин выдавил в брюхо и поджег…
при помпаже у Колибри колесо компрессора разрушается, всегда…

Fighter2010

Скорее второе, так как попытался прокачать относительно длинную магистраль перед запуском, чего делать было не нужно. Вот лишний керосин в камеру и налило. Хлопков никаких не было и турбина после того пожара работает нормально. Механически ничего не сломалось.
На этой проблемной турбине, кстати, с самого начала был заводской брак. Входной диффузор на станке сточили до толщины фольги с одной стороны. В результате образовалась тоненькая трещина длиной около сантиметра вдоль канавки токарного резца. Почти напротив лопаток, но еще не доходя до них. Пришлось снимать диффузор и со стороны датчика оборотов аккуратно на это место напаять с флюсом для алюминия заплатку-усиление из обычного припоя. На геометрию со стороны потока это никак не повлияло, так как все делалось с внутренней стороны, но качество производства честно говоря расстроило. Пока ничего не отвалилось. Будут проблемы попробую у Мартина новый диффузор заказать.