Новая турбина из Швеции

Wit

С пятницы 15-го по воскресенье 17-го сентября как обычно уже под Бонном в местечке Бад Ноенар проходила международная выставка реактивного моделестроения JetPower 2006.
Я был там всего пол дня, в четверг, самое удобное время поговорить с коллегами без суеты, когда ещё нет зрителей-посетителей. Интересным на мой взгляд показалась новая турбина Hawk 100R, фирмы Hawk Turbine AB из Швеции, фото и данные выложенные здесь взяты с любезного разрешеия фирмы Hawk Turbine
Турбина

Интерсна она прежде всего тем, что у неё используется радиальная турбина, находящаяся сразу за статором компрессора, идея не новая, вот похожая компановка СофииПросишин

но в отличии от Софии у этого агрегата сделана оборотная камера сгорания, находящаяся за колесом турбины. ИНтерсно это техническое решение ещё тем, что колесо турбины взято от обыкновенного турбонагнетателя.

Компрессор разрабатывался и просчитывался с нуля, крыльчатка компрессора особой формы просчитывалась на фирме тесно работающей с авиастроительной фирмой выпускающей двигатели для самолётов Грипен СААБ. В отличии от “обычных”- литых крыльчаток эта фрезеруется на пятиосном станке из цельного матерьяла, что естественно позволило добиться более лучших прочностных характеристик.
Рабочие обороты микротурбины ограничены электроникой до 170000 об/мин
Степень сжатия в компрессоре достигает 3,6, что в свою очередь привело к большей рабочей температуре 760°C! А это в свою очередь привело к снижению расхода топлива, на максимуме всего 240гр/мин!!! Это почти в двое меньше чем у всех других такого же класса двигателей!
Крыльчатка компрессора диаметром всего 58мм достигает на максимальных оборотах угловой скорости
516м/с (1857км/ч), радиальная турбина диаметром всего 40мм. Микротурбина выдаёт максимально тяги до 10,5кг, но по заявлению шведов это далеко не предел! Интересна так же (со слов шведов) подвеска вала на плавающих подшипниках! Как это выглядит не знаю, по словесному описанию подшипники (какие? роликовые? шариковые? игольчатые?) постоянно омываются давлением топлива, которое обеспечивает минимальное трение крутящихся деталей. Интерсно так же что добавка масла в топливо составляет всего 1,5% в отличии от “обычных” 5%
Разбирать и показывать что-то больше сказанного шведы на отрез отказались! Правда при показательных запусках мне показалось что реакция на газ несколько ниже “обычных”, с линейной турбиной (инертность системы? тяжолые вал и крыльчатка?) хотя это чисто субъективное мнение!
Другой информации пока к сожалению нет! Посмотрим что покажет практика, хотя отваливать за 100Н тяги 3,5 тыс. евронов на мой взгляд не самое дешовое удовольствие!
Основные размыры

Что меня больше всего волнует, это то, что самодельщики поголовно ударились в Кампсовские турбины, не смотря на сложности изготовления колеса линейной турбины, когда радиальную можно взять практически с любого турбонаддува! Схема стакой микротурбыны даже старее чем Кампсовская и опробывалась даже задолго до турбины Шреклинга! Я думаю что для самодельщиков, не гонящихся за мировыми рекордами, изготовить такой агрегат было бы на много доступней и проще! Для этого даже токаря с фрезеровщиком не надо, только их станки 😁

Здесь я хочу выразить благодарность за помощь в общении со шведскими коллегами и переводе Андреасу Марковичу и Эберхарду Мауку!

ну и два красавца под конец

Машина Эберхарда Маука, в разработке которой мне посчастливилось принимать участие. Её полёты на выставке я к сожалению не застал, но вот полёты две недели раньше.

Concord

Схема с оборотной камерой сгорания - давно стало классикой рективного двигателестроения. Применяется в компактных ТВД для самолетов и вертолетов. Такая компановка позволяет максимально сблизить колесо компрессора и турбины, а следовательно получить короткий вал, свободный от проблем колебаний. Опоры тоже получаются тоже более компактными. А камере сгорания это только на пользу, так как скорость потока там не может быть высокой по условию устойчивости горения. Таким образом эта схема дает компактный ротор и устойчивую камеру сгорания, за счет увеличения миделя - что для малых двигателей не так существенно.

Миг-21 ПФМ - хорош! И бортовой 21 - как раз с нашей эскадрильи , только пятна комуфляжа имеют слишком четкие границы, таких не встречал.

Wit
Concord:


Такая компановка позволяет максимально сблизить колесо компрессора и турбины, а следовательно получить короткий вал, свободный от проблем колебаний. Опоры тоже получаются тоже более компактными.

Совешенно с вами согласен, есть ещё одно преимущество- сплошной вал вместо длинных сверлёных выдерживает большие нагрузки

Concord:

Миг-21 ПФМ - хорош! И бортовой 21 - как раз с нашей эскадрильи , только пятна комуфляжа имеют слишком четкие границы, таких не встречал.

дык не русские же красили, откуда им знать то 😁

vovic
Wit:

Турбина

Интерсна она прежде всего тем, что у неё используется радиальная турбина, находящаяся сразу за статором компрессора, идея не новая,

Другой информации пока к сожалению нет!

Такое решение описано в весеннем номере FMT. Главная цель разработчиков - резко снизить цену турбины. Подшипник там скольжения со смазкой под давлением из резервуара масла, размещенного во входном обтекателе. Идея в том, чтобы выбросить дорогостоящие керамические подшипники, существенно снизить термические нагрузки на пары трения (вынесением подшипника впереди колеса компрессора) и вообще свести высокие требования к одной единственной детали - двустороннему рабочему колесу, которое получается крайне коротким, и позволяет ограничится статической балансировкой. Это упростит не только изготовление, но и последующее периодическое обслуживание турбины - эксплуатационные расходы.
Вот только у меня сомнение насчет того, получится ли снизить цену хотя бы вдвое от нынешней. 😕
А так бы хотелось! Если бы цена упала хотя бы до 500 евро (пусть без автостарта) - можно было бы подумать о покупке…

Wit
vovic:

Такое решение описано в весеннем номере FMT. Главная цель разработчиков - резко снизить цену турбины.

Владимир а статейку попросить можно у вас, можно не переводить 😁 , а то все твердят про этот номер а найти я его не могу 😕
на счёт снизить цену, пытались уже китайцы с Бэби Джой, плагиат (причём самый хреновый) вреновской турбины, стоили они что-то около 800 баксов, но называют их не иначе как “огнемёты” и “летающие касетные бомбы” бо имеют тенденцию к саморазрушению не поддающуюся лечению без применения дорогих матерьялов, в том числе и подшипников 😁
У меня знакомый одну такую купил, не БэбиД правда, но от туда же… громко купил, типа “да чё я ёб…тый за движок 2 штуки выкидывать, во точна такая же за треть!!!”… турбины нема, модели (дорогой, ну очень дорогой) нема, как и двух пальцев на руке 😲

vovic
Wit:

Владимир а статейку попросить можно у вас, можно не переводить 😁 , а то все твердят про этот номер а найти я его не могу 😕

Попробую завтра отсканить.
Про Беби Джой тоже была статья с подзаголовком schlimmste joi. 😁

Пока у нас тока Робертус может себе позволить турбины, да еще пара безбедных моделистов.

5 months later
Dimon11
vovic:

Попробую завтра отсканить.
Про Беби Джой тоже была статья с подзаголовком schlimmste joi. 😁

Пока у нас тока Робертус может себе позволить турбины, да еще пара безбедных моделистов.

Можно и мне?? Мне BABYLON давно твердил про такую турбину, и о ее перспективах, но я все как то не поддерживаю его в этом вопросе. Вот хочу почитать что пишут специалисты (а то вдруг он прав…).

Dimon11
Wit:

Что меня больше всего волнует, это то, что самодельщики поголовно ударились в Кампсовские турбины, не смотря на сложности изготовления колеса линейной турбины, когда радиальную можно взять практически с любого турбонаддува! Схема стакой микротурбыны даже старее чем Кампсовская и опробывалась даже задолго до турбины Шреклинга! Я думаю что для самодельщиков, не гонящихся за мировыми рекордами, изготовить такой агрегат было бы на много доступней и проще! Для этого даже токаря с фрезеровщиком не надо, только их станки 😁

А что тут такого волнительного…? Первый вопрос, который возникает у самодельщиков, это а как сделать то, да как сделать это… Ответ обычно ищется просто: www.google.com. А там чертежи, по которым что то изготовить можно, только кампсовские да шкрекинговские… Сам уже грешным делом думаю что нужно делать осевое рабочее колесо, хотя с самого начала рассуждал именно так - результатов особо выдающихся не нужно, турбонагнетателей как г-на на каждой авторазборке, да вот только а как сделать, как скомпоновать грамотно, как камеру изготовить чтоб в ней горело и не перегорало, да чтоб потом еще и заработало хоть приблизительно. Тут и понимаешь что проще договориться изготовить детали на пятикоординатных станках, проварить где надо электронным лучом, чем идти методом тыканья пальцем в небо. Я думаю, что если бы Кампс изготовил свою турбину на основе радиального рабочего колеса, все бы самодельщики лепили их так же… Пытался найти какую нибудь из Софий, чтоб подсмотреть, пока безрезультатно, но может подфортит и куплю “незадорого” какой нить отъигравший своё агрегат с целью “плагитата”, хотя София, мне так думается не самый лучший вариант для подражания. И не пойму почему так остро стоит вопрос в керамических подшипниках - ну правда ведь, не самая дорогая деталь чтоб существенно уменьшить цену.

Ewgeny
vovic:

Пока у нас тока Робертус может себе позволить турбины.

Ну так Витальсон официальный представитель Джет кат всётаки!