Собираем ТРД

Алексей_000
лентяй:

по логике вещей, один подшипник жестко закрепленный и один скользящий, поджимая один, создаем такую же силу поджатия и на другом автоматически, поджимается скользящий в сторону осевой силы (если она не уравновешена полностью), но это все из головы

То что подшипники натянуты оба - это и так понятно, вопрос в том, что сильнее тянет компрессор или турбина и на сколько ?

Александр_А_Н

фишка в том, что при работе двигателя вал удлиняется. Таким образом, если фиксировать турбинный подшипник, тогда удлинение вала будет уменьшать зазор между колесом компрессора и входным диффузором, и если чего не так произойдет, то будет зацеп. Поэтому выгоднее фиксировать в осевом направлении компрессорный подшипник, так как перемещение диска турбины в осевом направлении не приведет к зацепам по корпусу. А так же позволит весьма точно выставить зазор между колесом компрессора и диффузором, который очень влияет на КПД компрессора.

лентяй

нужно рассчитать
я строю трд на основе ткр, так с этим целая проблема: диаметр компрессора в два раза больше диаметра сплошного диска турбины (не знаю как это правильно сказать, т е диаметр турбины без выступов лопаток), и получается, что необходимо понижать давление между диффузором и компрессором (трубочка выводится через кс мимо турбины за сопло), и создать как можно большее давление перед турбиной (тут у меня вопрос: а в трд мт делают уплотнения или для простоты только уменьшают зазоры???).
если турбина осевая, то там на первый взгляд уравновешивать полегче: произведение давления между компрессором и диском диффузора на площадь диска компрессора должно быть примерно равно давл перед турб на пл диска турб, можно даже не заморачиваться с разностью импульсов

Александр_А_Н:

Поэтому выгоднее фиксировать в осевом направлении компрессорный подшипник, так как перемещение диска турбины в осевом направлении не приведет к зацепам по корпусу

это в осевой турбине? а что делать с центробежными?

Александр_А_Н:

А так же позволит весьма точно выставить зазор между колесом компрессора и диффузором, который очень влияет на КПД компрессора.

а как влияет и где можно найти расчет или зависимость?

а туннель вала и корпус разве не удлиняются вместе с валом из-за повышения температуры?

Александр_А_Н
лентяй:

(тут у меня вопрос: а в трд мт делают уплотнения или для простоты только уменьшают зазоры???)

Ну уж если по расчетам выходит, что обычные щели (зазоры) не справляются с компенсацией осевой силы, тогда конечно надо применять лабиринты, хотя бы простейшие.

лентяй

черт! как хреново без чпу! вручную уплотнения сделает разве что ювелир со стажем

Александр_А_Н
лентяй:

это в осевой турбине? а что делать с центробежными?

Да, в осевых я имел ввиду. Но и с центростремительными турбинами вообщем то не будет проблем, так как увеличение зазора между колесом и корпусом не так сильно влияет, как в случае с компрессором. Тем более, если учесть что турбина делается из стали, а у стали коэффициент температурного расширения ниже чем у алюминия.

лентяй:

а как влияет и где можно найти расчет или зависимость?

а туннель вала и корпус разве не удлиняются вместе с валом из-за повышения температуры?

Как влияет и где найти зависимости, так это в книжках читать надо, навскидку сейчас не скажу, хотя можешь попробовать найти Ржавина Расчет и проектирование компрессоров ТРД (вроде так называется.)

Про туннель и вал. Незабывай, разные материалы, разные коэффициенты расширения.

лентяй:

черт! как хреново без чпу! вручную уплотнения сделает разве что ювелир со стажем

Да брось. На обычном токарнике нарезать лабиринт всегда можно, хот на цилиндре, хоть на торце чего-либо.

Жорж

В роторных шариковых подшипниках есть ОДИН (из нескольких!) параметров, не обеспечение которого резко снижает их работоспособность. Называется - угол контакта. Для нормальной работы подшипника необходимо обеспечить такое соотношение между воспринимаемыми осевой и радиальной нагрузками, чтобы шарик имел линию контакта с внутренним и наружным кольцами именно под этим углом контакта - шарик будет вращаться по главной (диаметральной) своей окружности. Иначе - опуская многое - вращение в нескольких плоскостях, проскальзывания вплоть до “выстреливания” под нагрузкой и прочая, что уменьшает продолжительность жизни. На величину фактического угла контакта влияют и собственные центробежные силы шара - интересующиеся могут сами выполнить расчет и ооочень удивиться…
Поэтому для быстровращающихся подшипников вводят дополнительные элементы осевой нагрузки: пружины, гидроподпор и т.п, обеспечивающие наличие осевой нагрузки и её постоянство по направлению на всех режимах работы двигателя.
Та пружина, которая установлена в ТРД МТ, создает осевую нагрузку на ОБА подшипника, Обычно наружные кольца раздвигаются относительно друг друга.
Следует учитывать, что передний подшипник (у колеса компрессора) воспринимает усилия ротора, действующие назад, а задний (турбинный) - вперед. Наружные и внутренние кольца должны быть установлены должным образом для восприятия осевых нагрузок именно такого направления. Иначе - быстрое, если не моментальное - разрушение.

Алексей_000

Ну так какой подшипник, желательно закрепить, а какой подпружинить ?
(для чего стоит пружина…я знаю, и вал там так не разогревается, что бы заклинить компрессор от температурного расширения)

Жорж

Пружина в районе переднего подшипника будет в более комфортных условиях (особенно после останова двигателя и прогрева вала ротора от диска).

Алексей_000

А в какая разница ? После полного останова (включая цикл охлаждения) пружина не разогреется до температуры отпуска !
Поставлю вопрос по другому !
Центробежный компрессор тянет вперед ? А на сколько ?
Турбину толкает назад ? А на сколько ?
И кто сильнее ?

Жорж

В большинстве выполненных конструкций, результирующая осевая сила ротора направлена по полету - вперед. Это условие стараются обеспечить на всех режимах работы, чтобы небыло “перекладки” дорожки качения, связанной с изменением направления осевой силы. Поэтому появление осевой силы, направленной назад, скорее всего возможно только на запуске и некоторых переходных режимах.
При переднем расположении пружины, наружное кольцо заднего подшипника, воспринимая осевую нагрузку, направленную вперед, будет упираться в жесткий и точно обработанный бурт корпуса подшипника (туннеля). При заднем расположении пружины - в торец опорной втулки, установленной в корпусе с зазором, что может приводить к его перекосам из-за неодинаковой жесткости пружины по дуге окружности или частичной потери её устойчивости под нагрузкой, что для высокооборотных подшипников - смерть.
Конкретные величины сил определяются только непосредственным измерением по ходу доводочных работ. Расчеты дают большую погрешность, хотя методики и существуют.

Aleskjet

Всем привет
у меня есть один вопросик
кто нибудь запускал свои самодельные творения ? и как все прошло ? меня итересует стартер из чего делали ?

Алексей_000

Вот оно…богачество…!😎
Судя по легким цветам побежалости, Джо разобрал рабочую турбину и продал как кит 😁
Качество колеса турбины, колеса компрессора и NGV, нормальное.
Диффузор тоже приличного качества если фаски снять…
В общем и целом нормально, правда не привычно все маленькое…😵

Aleskjet

и сколько это все добро стоит ?
у меня есть некоторые детальки только турбина, сопловой аппарат, сопло и крыльчатка нужны
сколько все это будет стоить, где заказать и как с доставкой ?

лентяй

чем обусловлена такая форма сопла в турбине Sophiya? (www.hs-bremen.de/internet/for...dienarbeit.pdf)
скорость газа на выходе меньше скорости звука, при расширении он замедлится, но зачем? смешивать потоки, как в трдд, не надо вроде бы… или я чего-то совсем туплю?

Алексей_000
Aleskjet:

и сколько это все добро стоит ?
у меня есть некоторые детальки только турбина, сопловой аппарат, сопло и крыльчатка нужны
сколько все это будет стоить, где заказать и как с доставкой ?

http://www.jetjoe.com
Здесь есть все, включая цены…доставка как правило 50$ !

Жорж
лентяй:

чем обусловлена такая форма сопла в турбине Sophiya? (www.hs-bremen.de/internet/for...dienarbeit.pdf)…или я чего-то совсем… ?

Геннадий! Отправляешь к неконкретной ссылке, а ответ желаешь получить конкретный… Или дай конкретную ссылку или выложи чертеж (эскиз).

Aleskjet
Алексей_000:

http://www.jetjoe.com
Здесь есть все, включая цены…доставка как правило 50$ !

а 50$ это в зависиимости от веса и сколько доходит товар ?

Алексей_000:

http://www.jetjoe.com
Здесь есть все, включая цены…доставка как правило 50$ !

да и еще совсем забыл контакты там и московские есть магазина на братиславской
я там как раз и приреобрел запчасти