Собираем ТРД

ДедЮз

В славном городе Пермь, на моторостроительном заводе работал выдающийся инженер Орлов, который написал и издал многотомник “Справочник моторостроителя”, в ем все варианты описаны с рассчетами и материалами, включая бессепараторные и прочие подшипники. Японская фирма “Мабучи” успешно применяет опоры на газодинамической смазке в высокооборотных электродвигателях (свыше 60 тыс. об/мин). У нас токарные прицезионные станки были на гидростатический подшипниках. Выбор ограничивается параметрами работоспособности системы. Дерзайте, но не терзайте;)

doqtoor
ДедЮз:

Выбор ограничивается параметрами работоспособности системы.

Интересно услышать развитие этой постулаты!
Поскольку форум не прикладной можно и без формул 😃

ДедЮз
doqtoor:

Интересно услышать развитие этой постулаты!
Поскольку форум не прикладной можно и без формул 😃

Чтобы работало (принцип воздушной, газовой или гидравлической подушки в зазоре вал-обойма), нужна относительная скорость и удельное давление в зазоре при расчетной относительной линейной скорости. Исходя из разгонных характеристик или многорежимности, задаются параметры поверхностей обеспечивающих работоспособность. ФСЁ

doqtoor
ДедЮз:

Исходя из разгонных характеристик или многорежимности, задаются параметры поверхностей обеспечивающих работоспособность. ФСЁ

То есть все это возможно и реально на модельной турбине? И только удачливые бизнесмены не хотят иметь не обслуживаемый турбореактивный двигатель!
Глянул на ценник сервиса дикой кошки и сразу это пришло на ум. 😃

ДедЮз

“То есть” сказать трудно не считал, нет исходных. Большая проблема, “борьба” с осевыми нагрузками. Там все выражается в удельных величинах (весовая нагрузка, динамическая нагрузка, скорость, ускорение и т.д.). Мои справочники в клубе, крайний раз был зимой.

Губанов_Игорь

Парни, а разве такая система смазки будет нормально функционировать на модельном двигателе с его постоянными перегазовками и полетными перегрузками,

EVIL

Интересно услышать ответ производителя 😉

ДедЮз

Газодинамические подшипники ПРЕДПОЛАГАЮТ ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОЙ СМАЗКИ. Как средство снижения трения при ускорениях применяются твердые антифрикционные материалы или насыщение поверхностей дисульфидом молибдена (регламентная профилактика).

doqtoor
Губанов_Игорь:

Парни, а разве такая система смазки будет нормально функционировать на модельном двигателе с его постоянными перегазовками и полетными перегрузками,

Игорь а вы полагаете что на автомобиле у турбокомпрессора более “льготные” и комфортные условия?
И еще если программно можно управлять топливным насосом нельзя то же самое сделать и со смазывающим насосом?

ДедЮз:

Газодинамические подшипники ПРЕДПОЛАГАЮТ ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОЙ СМАЗКИ

Понахватал верхушек по ГДП
Снимаю все свои “претензии” 😃
Но понял что это, в какой то степени, когда нибудь, кем нибудь будет реализовано в модельных ТРД, и может этим человеком будет топикстартер. Кто знает?

Губанов_Игорь

Ну мне кажется, что у автомобиля на порядок более комфортные условия, хотя возможно и заблуждаюсь. А с моделью с одной стороны пилот все время газом работает (особенно если пилотаж ил что то из 3Д на реактивных выполняют), с другой перегрузки в трех плоскостях, притом совсем не маленькие…

Жорж
ДедЮз:

Газодинамические подшипники ПРЕДПОЛАГАЮТ

  • прецизионную точность изготовления деталей опор (селективный подбор пар, стоимость);
  • в ТРД МТ требуется установка ТРЕХ опор (две радиальные и одна осевая) вместо обычных двух шариковых;
  • применение высокотемпературных твердых смазок - особенно в опоре со стороны турбины (у нас приемлемые результаты получились при нанесении на поверхности алмазной пыли)…
doqtoor:

вы полагаете что на автомобиле у турбокомпрессора более “льготные” и комфортные условия?

Более терпимые - смазка маслом, которая практически исключает сухое трение в опорах при запуске/останове (при правильной эксплуатации). Почти последний писк моды - переход автомобильных фирм на подшипники качения в агрегатах наддува.

Губанов_Игорь:

такая система смазки будет нормально функционировать на модельном двигателе…

Ждем ТС. Практика эксплуатации наземных ГТД с обычными опорами дает ресурсы (30…100) тыс. часов для холодной части и в (3…4) раза меньше для горячей. Те же двигатели в небе дают ресурс в (5…20) раз меньше.
У американцев есть микроГТД с газовыми подшипниками (частота вращения до 2-х млн. об/мин. Топливо - пропан (планово - водород). Газ повышенного давления подается в КС и В ОПОРЫ. Большинство съёмов - по работе опор. Это при том, что отработка этих опор потребовала создания специальных стендов, имитирующих условия эксплуатации.

ДедЮз
Жорж:

У американцев есть микроГТД с газовыми подшипниками (частота вращения до 2-х млн. об/мин.

Для справки, в 80-ые годы немецкая фирма “Биакс” создала и выпускала бормашинки для работы алмазными фрезами до 1 мм диаметром. Частота вращения 30 тыс/с или 1800000 в минуту, подшипники были магнито-статические+продувка воздуха от спец. станции. В двигателях всего этого нет, так что задачка архисложная. И если точность изготовления и конструкцию беззазорного (гибкого, лепесткового) сопряжения вал-обойма достичь можно, то с осевым подшипником… очень хочется поучиться.

Жорж

Лет пять назад “рекорд” для ГТД составлял около 10 млн. об/мин. Но что это дает для нас, самодельщиков?
Пусть ТС хоть что-то покажет. Хотя бы расчетную частоту вращения и диаметр шеек вала. Пока только отвлеченные разговоры “есть ли жизнь на Марсе?”.
Э-э-эх… Бы силы и здоровье… Отработал бы опоры ТРД МТ по типу передней опоры КВД F107 с “Томогавка” - для меня само то.

7 days later
Lir

Товарищи, читал, что для коротких лопаток можно хорду сделать по всей высоте лопатки постоянной! Поделитесь соображениями и знаниями, так ли это?
А то моя лопатка в расчетах уменьшается от корня к перефирии с 10 мм до 4мм… это получается на конце выходной кромки лопатки толщина профиля листом фольги будет!

11 days later
IgorG
Lir:

Товарищи, читал, что для коротких лопаток можно хорду сделать по всей высоте лопатки постоянной! Поделитесь соображениями и знаниями, так ли это?
А то моя лопатка в расчетах уменьшается от корня к перефирии с 10 мм до 4мм… это получается на конце выходной кромки лопатки толщина профиля листом фольги будет!

Вы про какую лопатку говорите?

Lir

Напоминает фильм с С.Л. Фарада - “Чародеи” когда он , одинокий, пытался отыскать людей ))))

Хоть кто-то откликнулся )))

Я про лопатки осевого компрессора.
Игорь, Вы можете подсказать?

IgorG

Можно смело делать хорду постоянной. А то, что ваши расчеты показываю необходимость уменьшение хорды к периферии с 10 до 4 мм - странно. Если не жалко, пришлите в личку ваш расчет, посмотрю в чем дело.
Кстати, каков относительный диаметр втулки?

Lir
IgorG:

Можно смело делать хорду постоянной. А то, что ваши расчеты показываю необходимость уменьшение хорды к периферии с 10 до 4 мм - странно. Если не жалко, пришлите в личку ваш расчет, посмотрю в чем дело.
Кстати, каков относительный диаметр втулки?

Расчет идет трдд, первая ступень компрессора считаю по промежуточному закону закрутки.
одвт = 0,68; Относительный диаметр втулки за рабочим колесом=0,7

Если можно сделать хорду постоянной, то какую??? ту, что на среднем радиусе?
по поводу расчетов, скину когда буду дома!

IgorG
Lir:

Расчет идет трдд, первая ступень компрессора считаю по промежуточному закону закрутки.
одвт = 0,68; Относительный диаметр втулки за рабочим колесом=0,7

Типичные значения для первой ступени КВД.

Lir:

Если можно сделать хорду постоянной, то какую??? ту, что на среднем радиусе?

Да, если нет веских причин отступать от этого правила.

Lir
IgorG:

Типичные значения для первой ступени КВД.

Да, если нет веских причин отступать от этого правила.

Я думаю тут единственные ограничения: прочность материалов. профиль выбрал кларк 14%… при высоте 17мм.

А если у втулки брать 10, а на перефирии оставить средний - 6мм?
Так будет надежней!
Потом (растяжимое понятие, времени просто свободного мало) доделаю лопатку в SolidworkS и выложу картинку