Постройка трехмоторной модели для опен.

Ковалев

Основной двигатель ASP-52 два других вспомогательных маломощные электромоторы.
Раньше у меня была подобная модель.Не совсем такая но похожая ,не под три мотора конечно.Под двигатель наибольшей возможной кубатуры в опен.
Самые приятные впечатления от двигателя работает на любом топливе(хотя с 5-10% нитры намного приятнее)свечи тоже ставил какие придется,прокладки под головку тоже не когда не трогал.Хобби моторы большой кубатуры прощают многое.
Конечно скорость моделей с таким двигателем далека от современных.
В обще скорость полета модели в основном зависит от оборотов двигателя а не объема мотора,конечно это грубо,со множеством допущений,но практически так и есть.
Еще при практической эксплуатации мотора удивило что расход топлива несмотря на объем не больше чем у форы 4,2.
Хорошо на таких моделях летать в сильный ветер что в наших степях совсем не редкость.
В обще эксплуатация моделей без резинового бака гораздо приятней,можно заправить модель и в таком состоянии держать сколько угодно долго - нечего не лопнет или растянется и вообще купания в топливе исключены полностью .
Вес бортовой аппаратуры в отношении к общему весу модели имеет гораздо более выгодное отношение.Ресурс сервомеханизмов очень велик за счет того что двигатель работает на сравнительно малых оборотах и не вибрирует.
Самолет как трактор тащит и свою и еще отрубленные ленты практически не замечая их.
Конечно недостатки тоже есть двигатель очень тяжелый при ударах и падениях двигаясь по инерции выламывает мотораму,ведь по весу он
(мотор) как плотницкий молоток.Это заставляет усиливать а значит утяжелять узлы крепления мотора к крылу.
Вот если бы кто отлил из капрона или полиамида узел охватывающий лобик крыла,с рогами для крепления мотора с одной стороны,а с другой пластиной для крепления ее к центральной нервюре.,ну это нужна серьезная литьевая машина,да и спрос на такое изделие наверное невелик,спортсменов летающих на моделях большой кубатуры не много.
Еще существенным недостатком не удобство транспортировки таких самолетов,размах не сделаешь больше 1метра 20см( чуть больше пробовал очень неудобно)хорду тоже по понятным причинам сильно не увеличишь а ведь площадь для сохранения приемлемой нагрузки очень нужна,еще торчащий вверх мотор удобства не добавляет.От предыдущих моделей остался мотор еще не полностью отработавший свой ресурс,стандартные рулевые машинки.Вот и решил построить самолет под этот мотор ,не то что бы я собираюсь летать на таких моделях на соревнованиях,или строить серийно.Просто захотелось построить и опробовать трехмоторную .
Что то оптимизировать под спорт не собираюсь,просто попытаюсь сделать полегче.Постройку буду описывать здесь с фото.Поймите меня правильно не кого не собираюсь поучать у самого опыта в этом деле с гулькин нос наверняка можно придумать как лучше и т.д.
Просто в детстве в кружке меня так учили научился сам пилить лобзиком -на учи другого,увидел сам покажи другому.
Не обещаю описывать последовательно и строить быстро как получится. Начну с приспособы для вырезания лба это ровная палка с торцов привинчены два шаблона,материал для шаблонов не обязательно из дюраля или стеклостекстолита вполне можно использовать и фанеру натертую графитом на какое то количество лбов вполне хватит.Пенопластовый блок фиксируется иголками закрепленными в брусочке и шурупчиками ввинченными в блок через отверстия в шаблонах.
Кроме как по контуру еще режется паз под переднюю кромку, можно если немного изменить шаблоны и резать сразу пазы под лонжероны,но я фрезерую их - так точнее.
Режу приспособом по типу лучковой пилы с натянутой нихромовой струны.
В сети есть видео,если получится попробую его вставить.Там немного не так закрепляется заготовка,но сути это не меняет,в основном режется так же.
С пенопластом проблема путного не найдешь нужен легкий строительный но чтоб отдельные шарики были хорошо скреплены друг с другом,видел в разломе качественные украинские(Кулачкина) модели F2D пенопласт чудо - легкий эластичный почти как ЕПП,шарики крепко сцеплены друг с другом,снежно белого цвета.
Где они такой берут?Видел такого кусочки в упаковке импортных товаров но по они габаритом маленькие.Придется резать из чего есть. Ну пока все,продолжение следует. Не обращайте внимания на ошибки в тексте не это главное.

boroda_de

Здравствуйте.
А в чём преимущество гибрида трёхмоторного перед, скажем, двухмоторным?
P.S. У Вас отличное произношение

Ковалев

Пока рано говорить о преимуществах только одни задумки(подробности в соседней теме шоу маст го он),сначала нужно такую модель построить и опробовать.
Еще немного о постройке:на фото готовый вырезанный лобик с от фрезерованными пазами под лонжерон и переклеенной(клей пур-501) полу нервюрой она нужна для приклейки в этом месте обшивки,чтобы не под плавить пенопласт.
На видео боец известный американский,что говорит(да кто его знает)но понятно все без слов.

Губанов_Игорь

Юрий, да все не сложно на самом деле - постройте и выступайте на соревнованиях. Потом поймете, что борьба идет не за лишние винты, а за каждый грамм на модели. Если моторы будут не декоративные, а хоть немного создавать положительную тягу, вопросов по допуску к соревнованиях в принципе быть не может. Другой вопрос, что такой трехмоторный монстр может стать мишенью…

Samodelkin_88
Ковалев:

Раньше у меня была подобная модель.Не совсем такая но похожая ,не под три мотора конечно.

Я, как любитель экспериментов с интересом буду ждать результатов , но всеже это гиблое дело… в итгое вы получите неповоротливую тежеленную бандуру, хотя пракктика-критерий истины, посмотрим что получится:) Поддерживаю творческий азарт!

Ковалев:

В обще скорость полета модели в основном зависит от оборотов двигателя а не объема мотора,

Скорость модели зависит от поступи винта, уровень которой в большей степени зависит от шага, поэтому одни и те же значения можно получить в широком диапазоне оборотов мотора, лишь бы мощности хватило

Губанов_Игорь:

Потом поймете, что борьба идет не за лишние винты, а за каждый грамм на модели.

Именно! малый вес-хорошая маневренность

Ковалев

К такому рудименту как фюзеляж в схеме летающее крыло я отношусь отрицательно,зачем он нужен если все можно спрятать в объеме крыла,но здесь немного другой случай,некоторых элементов конструкции еще нет,не известны их вес,габариты и пр.
Поэтому решил все таки фюзеляж строить.
Геометрически это будет коробка высота 48мм(толщина крыла у корня)ширина50мм(это чуть больше мотора по лапкам) длина примерно 380мм(хорда крыла + под моторная рама).
Материал щечек осиновые пиленые пластины- думаю это гораздо более приемлемо по весу чем 3мм березовая фанера,можно еще использовать фанеру от фруктовых ящиков из жарких стран но это гадость редкая, между собой пластины из лущеного шпона склеены плохо,да и похоже сушка в технологии ее изготовления отсутствует напрочь,она живет своей жизнью ее ведет и коробит.
Конечно с удовольствием использовал бы качественную тополевую фанеру,вот только купить у нас проблема.
Для дна коробки думаю использовать бальзу 2-3мм с поперечным направлением волокон(повысится жесткость на кручение)
Верхняя крышка из тонкой фанеры .
Под моторная рама из толстой фанеры (у меня есть кусок с 15мм толщиной) по геометрии рама будет близка к букве Н ,паз под мотор выполнен таким образом что бы мотор можно было двигать вперед или назад если потребуется изменить центр тяжести.
Шпангоут это также и стенка лонжерона изготовлю из толстой бальзы с вертикальным направлением слоев,шпангоут который сзади замыкает коробку наверное тоже из бальзы,потому как эта деталь далеко он центра тяжести и должна быть максимально легкой.

Ковалев

Сборка бойцовки с коробкой в центре несколько отличается от классической бойцовки: с начала собрал коробку,разметил пазы под лонжероны и переднюю кромку,затем вклеил лонжероны и только потом окончательно собрал лобик и его оклеил бумагой для самописцев.На этом самолете решил попробовать изменение в сечениях лонжеронов их ширина не линейно уменьшается к концам,а на некотором расстоянии ширина идет неизменной,примерно до одной третьей полу размаха.
Вроде по весу пока не особо много(не оковалок пока),но конечно деталей еще море,цеплять на самолет. Пока все.

Губанов_Игорь

Юрий, на сайт бойцовый хоть зайдите, посмотрите фотки моделей прошлых лет. На вашем фото абсолютно не рабочая конструкция - очень неоправданно перетяжеленная, развалится на две половинки от малейшего касания в воздухе…

Ковалев
Губанов_Игорь:

посмотрите фотки моделей прошлых лет.

Да что на них смотреть,я держал в руках модели полностью снаряженные к полетам у Максима Силаева.Реально пощупать и подержать завсегда полезней.Я в обще не сторонник слепого повторения по чертежам и фотографиям,да и покупки моделей тоже.Бездумно копируя человек обречен на не удачу,лучшая модель у чемпиона не та на которой он летает ,а та которая у него в голове.Всегда будешь на один шаг позади.Ну и в современное время производители моделей часто делают,не то что лучше эффективные,а за что можно взять больше денег,или что похоже на модель чемпионов(мода),наконец что им проще сделать на имеющем у них оборудовании ,да есть еще тысячи причин - согласитесь у них свои интересы.Да и покупать модели,не вариант,зачем лишатся половины удовольствия.

Губанов_Игорь:

очень неоправданно перетяжеленная, развалится на две половинки от малейшего касания в воздухе…

Вроде пока перетяжеления не вижу не в одной детали,взвешивать по детально тоже особого смысла нет - ведь серия не планируется изначально а по жесткости пока рано говорить,еще много деталей ,которые предстоит установить.
Повторюсь основная задача этой модели опробовать трех моторность,коробчатый фюзеляж это рудимент из прошлого века,но для экспериментов может оказаться удобней.

MAX-65

Переднюю кромку рвать нельзя… У меня она срощена на ус посреди моторамы и 1мм фанерой прикрыто место стыка с другой стороны. В этом месте ни разу не ломалась… У вас при жёсткой посадке вырвет из щеки моторамы…

Ковалев
MAX-65:

Переднюю кромку рвать нельзя…

Это правильно,но на фото пока не весь фюзеляж в этом месте сверху будет еще шпангоут с отверстием под пробку бака,снизу моторама до передней кромки обязательно будет зашиваться,площадь склейки боковин с моторамой достаточно велика,сама моторама очень мощная с перемычкой гораздо мощней срощенной передней кромки плюс ее держат лапы и картер мотора(у ASP - 52 ломовой картер)но если не хватит можно еще дополнительно усилить,но мне кажется должно хватить совершенно не ломаемого самолета не бывает.
Спасибо всем за комментарии на этом этапе строительства.Любое мнение интересно.

Губанов_Игорь

Дело ваше, спору нет. Но самолет сложится на две половины именно из за разорванной передней кромки, проходили…

Андрей_Зазулин
Губанов_Игорь:

Дело ваше, спору нет.

Игорь , ты еще в детсаде боевое самбо не преподаёшь ? А почему ?

Ковалев

По поводу формы крыла в плане планирую сделать трапецию с очень небольшим сужением.
Нет смысла рассказывать про стреловидность по передней кромке,про это есть куча всяких публикаций в книгах при желании легко разобраться.
По поводу сужения ширины крыла по задней кромке,кстати термин стреловидность по задней кромки ошибочен.Но дело конечно не в терминологии,а в понимании для чего это дело нужно в конкретном случае.
По этому поводу интересный пример из глубокой древности,когда строили полностью деревянные планера свободно летающие спросил у очень авторитетного специалиста по парящим моделям.Ранее строили крылья с прямоугольным центропланом и трапецевидными ушками.Я спросил зачем вы строите и трапецевидные центропланы это какое усложнение конструкции ведь сужение но кромкам не боле десятка миллиметров с каждой стороны,увеличение удлинения тоже не сказать что значительное.Ответ меня очень удивил:Исключительно для повышения жесткости на кручение,только для этого остальные факторы это фигня.
Практическое мнение мастера спорта международного класса для меня очень авторитетно.Так и в бойцовках(неважно радио или кордовая)сужение по задней кромке это очень важно для повышения жесткости на кручение например в деревянной бойцовке Беляева отношение центральной и концевой хорды очень велико.Вывод?А не буду делайте сами.
В данной конкретной модели очень нужна площадь,и не хочется увеличивать не размах,не хорду,поэтому ну очень маленькое сужение по задней кромке,но все же планирую его сделать.

Ковалев

Потихоньку продолжаю строительство нервюры изготовлены из 4мм бальзы ,за концовки из 5мм,сечение задней кромки 4,5 на 7мм,передний от мотора шпангоут переклей из бальзовых пластин с взаимно перпендикулярным направлением волокон общая толщина набора 15мм,на щечках коробки наклеены бальзовые реечки по профилю крыла,для приклейки обшивки- лавсана.
Все таки решил обойтись без жесткого бака,ждать посылку долго,а подходящего у меня не оказалось.Стенку контейнера для бака изготовил домиком ,такое решение пришло чисто случайно,от при ведущих моделей остались узкие полоски бальзы склеил их не прямо а под углом стенка получилась жестче и без лишних объемов,ведь в сечении надутый бак -окружность.Внутренняя поверхностность заранее оклеена скотчем для защиты от топлива. Под приемник изготовил отдельный контейнер коробочку из бальзовых пластин,обмотал его нитками для прочности и лучшей приклейки к внутренней поверхности лба.Такое решение на при ведущих моделях очень себя оправдало приемник очень хорошо защищен от ударов ,как внешних ,так и в случае краша от сорвавшихся с места сервомеханизмов и пр. Правда ранее приемник загружался сверху,здесь загрузка через через отверстие из объема фюзеляжа.
Далее планирую заняться собственно тем ради чего модель затевалась двумя движителями.
Двигатели планирую ставить коллекторные ,так проще,до сих пор в мелких вертолетах и квадрокоптерах используют малипусинькие колекторные моторчики.
Но здесь конечно возникает много вопросов. Посмотрел в инет магазинах двигатели для небольших комнатных вертолетов,их очень неудобно компоновать они по форме ближе к пальчиковой батарейке,да и вал не внушает доверия 0,8мм .Может конечно смотрел не на те ?
Удобные по форме электро моторчики наковырял в старых си ди ромах,но пока еще их не пробовал,на вид вроде ничего,может у кого нибудь есть опыт использования таких в летающих моделях?

Губанов_Игорь

Ну что вы не хотите фотки на сайте посмотреть - на подобных моделях (только оптимизированных под живучесть и маневренность в боя) несколько лет ( 2004-2006) очень даже прилично (скромно сказано на самом деле) летали Красные Соколы из Питера (В. Пахомов, А. Черноусов, С. Силин)

Ну и потом главное - вы ленту собрались рубить дополнительными моторами, или просто намотать на вал и таскаться на привязи за более мощной моделью? Если первое - то моторы должны суметь перерубить полисилк винтом… Тогда они помощнее просятся. Для них понадобятся батарейки и контроллеры. И пойдет прибавка в весе.

Ковалев
Губанов_Игорь:

Ну и потом главное - вы ленту собрались рубить дополнительными моторами, или просто намотать на вал

Мне кажется и то и другое не плохо перерубят замечательно,а намотают тоже не плохо - всегда выключить можно.Результат один отруб.Особо мощных моторов не надо главное чтобы полегче были и не ухудшали качеств модели.

DUDS

Пяти моторный надо делать, пяти - “Максим Муромец”.

SHURHAND
DUDS:

Пяти моторный надо делать…

Юра, прислушайся к мудрости Сергея, при изобретенной тобой новой тактике ведения боя, у тебя существенно возрастают шансы сделать больше отрубов отрывов (намотов) и вот она заветная тумбочка. Я бы еще обратил взор на резиномоторы- простота конструкции, минимальный вес, надо только рассчитать резинку, чтобы хватило на 5 минут боя.
Юра, спасибо за тему, слежу с удовольствием- ПОЛНЫЙ РЕЛАКС😒

Андрей_Зазулин
SHURHAND:

Я бы еще обратил взор на резиномоторы

Да что Вы такое говорите , Геннадий ! Какие резиномоторы , на дворе 21 век ! Тепловые импеллеры - наше всё !!! Впрочем , отчасти Вы правы , без резинки от трусов , вибрирующей в набегающем потоке и , соответственно , инициирующей вышеозначенный тепловой резонанс - эффекта не будет .

Valera311971

Читал… читал… читал… так и не непонял, туповат наверное, как я понял один двигатель калилочка и два электро, а как бороться с разнотягом, тьфу не так наверное понял, эл. двигатели как тормоза работать будут? Скорей всего я что то не понимаю, к чему все это.

Губанов_Игорь
SHURHAND:

и вот она заветная тумбочка.

По такому раскладу, тумбочку можно сразу к модели подвязать и таскать с собой, что бы не отобрали😁

Всех с наступающим, новых побед, бабла, здоровья!

SHURHAND

Валерий,включите пространственно-временное воображение!
Андрей, а Вы СОВЕРШЕННО НЕ ПРАВЫ!!! Резиномоторы еще не исчерпали всех своих инновационных возможностей! 😁

Alisa Air поздравляет всех с наступающим Новым Годом!!!

fotki.yandex.ru/users/alisa-air-club/…/749478/

Valera311971
SHURHAND:

Валерий,включите пространственно-временное воображение!

А силу трения солнечных лучей учитывать?

SHURHAND

Вот видишь- включил, все понял и сразу конструктивные вопросы…