Постройка гонки для новичка...

serg_p_s

Привет всем.
Некоторое время наблюдаю, читаю, интересуюсь данным форумом. С первых тем было понятно, что люди здесь, как и везде, есть от интересующихся моделизмом до самых профи, которые всю жизнь посвятили этому искусству.
Авиамоделизмом я занимаюсь достаточно давно, однако особыми успехами похвастаться не могу. В настоящий момент из летающих самолётов в моём строю есть всего лишь простейший электролёт без элеронов на 400ом коллекторном двигателе.
Как уже стало традицией, клуб ASC-Омск провёл достаточно яркое закрытие сезона, огромную лепту внесли, естественно, сами участники. Меж 2х пилонов, любой, далёкий от авиамодельной темы, человек с лёгкостью мог различить уже вставших на крыло и жаворонков лётного дела. Порадовали Вертолётчики, которые показали прекрасные результаты на товарищеской гонке.
Новая волна лучшего, на мой взгляд, хобби накрыла меня с головой, и тогда крепко задумался о постройке нового самолёта. Однако, встал вопрос, что это будет за самолёт, как он должен летать и вообще чего я от него хочу. 3-х метровые гиганты планера манили своей изящностью в небе, вёрткие 3D завлекали запредельными трюками и овациями зрителей, а мой проигрыш на закрытии сезона глубоко сидел в сознании и мешал фантазировать. Промелькнула мысль - ведь конец света только в декабре следующего года, а значит, впереди ещё одно закрытие сезона и ещё одна ГОНКА. Решено. Буду строить гоночный самолёт.

На тот момент, когда мысли о форме, размере, затратах только крутились в голове - мой КЮТ(в котором я занимался раньше) благополучно закрыли. Строить дома… вариант, однако, пыльно, грязно, со специфическими запахами и т.д. Благо, на том же закрытии сезона познакомился с организаторами, которые параллельно со спортивной деятельностью являлись и являются преподавателями в авиамодельном клубе. Там и решено было реализовывать проект.
Самолёт должен был быть не более 1,5 метра размахом, со съёмным не разъемным крылом + очень хотелось, что бы крыло было интереснее прямоугольника при виде снизу, а так же НЕ БАЛЬЗОВЫЙ фюзеляж.

Удача. У парней, как раз, была матрица под фюзеляж необходимого мне типоразмера. Не могу сказать что её форма запала мне в душу, однако спортивный опыт, который был у них за плечами внушал мне доверие, и фюзеляж был отправной точкой в постройке. Как я и хотел крыло вписали в 1400мм, затем подобрали ему профиль NACA …08(первых цифр я уже и не вспомню), максимальная ширина 170, на законцовке 100. Лонжероны-карбоновые рейки 6х1.
Прочертил крыло в Солиде, затем вытащил все требуемые 16 сечений в Кореловский файл и благополучно нарезал полученные нервюры в бальзе лазером. Благо сегодня в каждом городе есть и почта(что бы купить всё необходимое через интернет) и куча рекламных мастерских, где есть лазер и прочие чудеса техники.
Затем на стекле(под которым лежал распечатанный чертёж) при помощи 2х брусочков на монтажных ножках(задают каждому крылу 1,5 градуса V) были установлены и приклеены нервюры (под углом 90! к поверхности моего «стапеля»). После этого вклеены нижние лонжероны и полки. Данный этап завершился верхним лонжероном, который достойно занял своё место. Вфврезерован центральный штырь, и крылья срослись в одно.




Ант157

А под какую мотоустановку сей аппарат?
Технология изготовления явно не новичковская…

serg_p_s

Появилась ещё одна минутка и пара идей по ветке форума.
Сегодня был в моделке, сделал совсем немножко, зато прихватил с собой нормальный(относительно) фотоаппарат.
По поводу идей которые зародились у меня… ЗДЕСЬ я постараюсь описать все важные на мой взгляд моменты, на которые следует обращать внимание и делать подобное в разной степени качества на своих моделях. Ни в коем случае, я не открываю Америку и не изобретаю колесо. Я просто делюсь полезными. на мой взгляд, вещами, которые мне удалось узнать и, надеюсь, ещё узнаю.
Нервюры в моем крыле были разделены на несколько групп.

  1. три коренные нервюры,
  2. пять “основных”
  3. семь “элеронных”
  4. и одна законцовочная
    На картинке я их расположил сверху-вниз.
    Все нервюры без передней кромки, с прорезью 1,5х5мм для последующей установки в прорезь сосновой реечки. На коренных нервюрах отсутствует ступенька, так как они будут полностью зашиты 1мм бальзой. Все остальные со ступенькой под зашивку лобика до лонжерона(встык).
    Соглашусь, что не совсем удачная конфигурация склейки лонжерона и зашивки лобика встык, однако профиль крыла узкий и расстояние между лонжеронами я пытался по максимуму увеличить.
    Полочки между лонжеронами из 5-и миллиметровой бальзы слои поперёк

    Во всех вклеенных усилительных уголках волокна бальзы идут чётко по диагонали. Они не только делают конструкцию жёсче, они так же увеличивают площадь контакта с плёнкой.

Как узнал позже, желательно все бальзовые элементы перед склейкой на смолу желательно промазать тоненьким жиденьким слоем нитролака, тогда смола не будет так сильно впитываться, а следовательно готовая конструкция будет меньше весить.
Лобик собираюсь зашивать в следующем порядке. Сейчас на место передней кромки приклеена 2мм реечка бальзовая с запасом вниз и вверх. Следующим этапом будет подгонка и само “зашивание” лобика по всем сторонам встык, затем ошкуривание лишней бальзы и бальзовая рейка для формирования окончательного профиля передней кромки (6*6) займёт своё место.
Алюминиевый штырь вклеивался очень просто.
для облегчения в нём было по максимуму высверлено ненужное мясо, далее в 2х коренных нервюрах выпилил окна по размеру штаря, что бы он не болтаясь туда вошёл. Поставил крыло на стапеле и склеил эпоксидной смолой, прихватив в нескольких точках. Так как на левом и правом крыльях были технологические ножки, на каждой нервюре(я их не оторвал, а аккуратно вырезал вместе с кусочками скотча, который предварительно был нанесён на стекло, для последующей простоты удаления остатков циакрина+ целостности стекла), выставлять ничего не понадобилось - всё чётко встало на свои места. Затем со стороны задней кромки были чётко подогнаны полочки из 1мм бальзы и вклеены на циакрин. Таким образом у меня получилась опалубка для последующего заполнения смолой всех пустот. А сегодня для полной уверенности, что крыло не будет махать крыльями в полёте как птичка смотал нитью СВМ лонжероны в местах крепления к коренным нервюрам. Получилось не очень красиво, на на мой взгялд надёжно. Нить была пропитана смолой уже после обмотки.

законцовку решил сделать самую простую. отторцевал кнцевую нервюру в купе с лонжеронами и частями передней кромки и наклеял 12мм бальзы. Придам им форму на последнем этапе постройки крыла…

А вот общее фото и фото выкоса фюзеляжа. двигатель нужно будет выкосить только вправо.

Ант157:

А под какую мотоустановку сей аппарат?

Ещё 2 года назад я купил аутранер AXI 2808, постараюсь использовать в этой модели именно его. Регулятор планирую установить МАРКУС на 40А, так сказать, в поддержку отечественного производителя.

sasha2

Все аккуратно и красиво, хороший небольшой мотопланер получится.

serg_p_s

Спасибо, только будет очень жаль если получиться просто мотопланер, а не гонка.

faa-air
serg_p_s:

Спасибо, только будет очень жаль если получиться просто мотопланер, а не гонка.

Гонка, это самолет способный гонятся с аналогичным аппаратам. Какой аналог выбран и под какую скорость расчитали (боюсь что и несчитали)? Если гоняться не с кем, то это мотопланер.

sasha2
serg_p_s:

получиться просто мотопланер

После безэлеронного самолета на 400 коллекторнике - именно такой самолет и подходит больше всего для дальнейшего развития.
А гонка все же немного отличается отсутствием мягкой обшивки, лонжероном, способным выдержать перегрузки 30-40G и более мощным и высокооборотным мотором.

serg_p_s

Моторчки сейчас можно купить хоть где и хоть когда… вопрос качества, но и это решаемый вопрос при наличии денежных знаков в кармане, сами ведь знаете.
Не думаю, что принципиально наличие абсолютно аналогичных аппаратов в стою соперников, ведь мне значит будет к чему стремиться после поражения.
По поводу того, что я не считал приемлимые нагрузки на крыло - согласен. Да, я не считал, однако, не думаю, что моё крыло смогло бы выдержать нагрузку на 10Жэ больше, от имеющихся на бумаге расчётов =)
До композитного крыла мне далековато, полностью согласен. Но и гонка эта не претендует ведь на первое место, это гонка новичка.
“…именно такой самолет и подходит больше всего для дальнейшего развития”- приятно слышать, ведь именно это является моей перво задачей. А заложить в постройку “правильную” гонку никогда не поздно…

XoJIog

Сергей, очень красивая модель, все аккуратно и прочно. Сам мечтаю сделать такую же модель, только другого цвета)

13 days later
serg_p_s

Спасибо за ссылку, забавный аппарат, а точнее звук и скорость =)
Давненько я не отписывался по поводу постройки своего самолётика…
В то время как полстраны яростно поглощало запасы алкоголя на территории РФ и не только, посещал моделку почти каждый день. Не могу похвастаться огромной проделанной работой, однако считаю, что дело движется.

serg_p_s

Зашил лобик сверху, затем после высыхания зашил снизу. При чём бальза толщиной 1мм к нервюрам и передней кромке(если вы помните там была приклеена полоска 2мм бальзы) приклеена на ПВА, а к лонжерону эпоксидкой. Затем подогнал 2мм бальзу к профилю нервюр сперва ножом, потом аккуратненько шкуркой на бруске.
Как и было отмечено в начале окончательно сформировала переднюю кромку рейка бальзы 6*8, которая так же обрабатывалась как и 2мм бальза. Многие скажут… мол зачем я эту работу делал 2 раза, ведь можно было обрабоать всё в сборе. Если честно никакими весомыми доводами я не пользовался, просто посчитал, что так я делаю аккуратнее. Получилось вот так

обработал лючок и окошко в фюзеляже, получилось очень симпатично.
подвернулась полероль… заполеровал фюзеляж…



А вот и я с тем что вышло

serg_p_s
Ант157:

Крыло явно не гоночное…

Расскажите, пожалуйста, что в нём не так. Если можно что то исправить, то я обязательно прислушаюсь к вашим наставлениям. Сейчас кромка под элерон ещё усилена уголками, в отличии от той фото что я выложил.

Двигатель на самом деле мой не подходит, причём откровенно. буду искать Гиперион или Скорпион, порядка 2000-2500 об/В, ток не более 30А очень хотелось бы, что бы регулятор спокойно дышал.

Ант157

Затяните всё крыло бальзой, это даст очень ощутимый прирост по скорости и снизит вероятность флаттера. Элероны на треть меньше, сейчас они больше подходят для пилотажа.

serg_p_s

Об полной обтяжке крыла бальзой думал, однако нервюры уже были готовы =(, поэто му считаю маловозможным сейчас изменить зашивку крыла. о том что оона будет на большой скорости вибрировать я задумывался… решил это хотя бы немного компенсировать обтянув толстой гиперионовской плёнкой.
Про элероны, а разве нельзя просто расходы уменьшить?

Ант157

Чем выше скорость, тем меньше отклонения.

serg_p_s
Ант157:

Чем выше скорость, тем меньше отклонения.

Так о чём я и говорю… расходы рулей можно уменьшить миллионом способов, от переноса карабина на другую позицию в качалке, до программирования в передатчике…

Возможно ошибаюсь, но возможность “широких” рулей это жирный плюс любой модели. главное что бы нагрузки были не запредельными и конструкция не разрушилась.

Ант157
serg_p_s:

Возможно ошибаюсь, но возможность “широких” рулей это жирный плюс любой модели.

Кроме гонок.

serg_p_s

В этой модели сделаю задуманные элероны, буду как Иван Дурак учиться на своих ошибках. Но за совет огромное спасибо. Надеюсь, что в следующем НАСТОЯЩЕМ гоночном самолёте я реализую все замечания.

Можно ведь сделать уступку на то что это гонка для новичка, как считаете?

RL2000

На первый взгляд да, широкие рули - меньше отклонения - меньше прирост коэффициента лобового сопротивления при равных угловых моментах (по сравнению с узкими рулями). Но чем меньше отклонения, тем сильнее влияет на точность позиционирования руля люфты, точность машинок. Возрастут усилия на машинках.

serg_p_s

Полностью согласен. Именно по-этому на каждый элерон будет установлено по 3 шарнира+по верхней поверхности будет проложен скотч, для предотвращения перетекания воздуха на больших скоростях+установлены цифровые машинки с металлическим редуктором.

Ант157
serg_p_s:

Именно по-этому на каждый элерон будет установлено по 3 шарнира+по верхней поверхности будет проложен скотч, для предотвращения перетекания воздуха на больших скоростях+установлены цифровые машинки с металлическим редуктором.

Правильное решение.
Обязательно запрограмируйте двойные расходы элеронов.

vittek

Приезжай на соревнования и многие вопросы сами отпадут!