И снова 3D

Sergey77
PILOTon99:

Подтвердить могу. Наблюдал тоже такой эффект. На 2.2 Як-54 сначала стоял двиг цилиндром в бок, и нож был идеально ровный. При установке горшком вниз начался небольшой увод на ноже в сторону шасси. Увод, не сваливание, правильно говоря:).

аэродинамика или центровка масс относительно продольной оси, вот в чем вопрос…

an2an

Дык, в том-то и беда, что тримируя самолет при “невправильной” центровке, мы меняем аэродинамику…

Вообще нет “правильной” или “не правильной” центровки. Меняя ее в ту или другую сторону мы стараемся добиться того или иного результата. Я бы, в первую очередь боролся с уводом самолета на вертикалях, на нисходящей - центровкой+тримированием, потом на восходящей - выкосом мотора.

Алеша_Татаров

Друзья ! По моему тут имеет место разночтения : ЦЕНТРОВКА И БАЛАНСИРОВКА - не одно и то же! Я имел ввиду именно балансировку по оси: фонарь- шасси .

PILOTon99

Получается, что при смещении центра масс вниз, к шасси тоесть, нож выворачивает в сторону шасси. Попробую объяснить сий эффект. Рассмотрим т.н левый нож, когда самоль летит опустив вниз левое полукрыло. Тогда его тяжелая нижняя часть стремится вывести самолёт из крена. Для компенсации мы слегка отклоним элероны влево, тоесть левый элерон поднимется, а правый опустится. Самолёт, находясь в левом ноже, затеняет своим фюзом часть правого полукрыла вместе с правым элероном. Получается, что левое полукрыло создает несколько большую отрицательную подъёмную силу, чем правое полукрыло создает положительную подъёмную силу. Тоесь суммарная подъёмная сила направлена в сторону шасси! Эврика ёклмн!😃
Точно веть! Заметили, что когда самолёт искривляет в ноже на шасси, его и одновременно и из крена в нормальный полет выворачивает. Степень “увода” зависит и от скорости, и, как следствие от “глубины” ножа. Ну чем на меньшей скорости делается нож, тем сильнее увод. Потому что затенение верхнего крыла увеличивается. Всё вроде сходится…

an2an

И кстати замечу, что именно шасси создает львиную долю этого разбаланса, т.к. и весят не мало и плечо значительное. А еще аэродинамически шасси тоже создают заметный момент поворачивающий самолет в их (шасси) сторону при полете на ноже… И задняя центровка, кстати, тоже приводит к уводу в сторону шасси на ноже…

Andreas_AG
PILOTon99:

Эврика ёклмн!

Как то не вяжется Ваша гипотеза с симметричностью профиля.

an2an
Andreas_AG:

Как то не вяжется Ваша гипотеза с симметричностью профиля.

Так речь ведь шла о ситуации с отклоненными элеронами, а они нарушают симметрию…

casper17

И все же - поведение самолета на ноже зависит ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО от балансировки по оси “фонарь-шасси” - думаю, коллеги, спорить с этим Вы не будете!

PILOTon99

А и не спорит никто. Вот, согласен полностью:

an2an:

А еще аэродинамически шасси тоже создают заметный момент поворачивающий самолет в их (шасси) сторону при полете на ноже… И задняя центровка, кстати, тоже приводит к уводу в сторону шасси на ноже…

casper17

Подтверждаю! Все ТАК!

Просто, проверить вертикальную балансировку полетом на ноже доподлинно не представляется возможным по причине множества факторов, влияющих на поведение самолета при выполнении ножа!

Вот лучше давайте вернемся к нашему любимому РХ! крутить - научился - поворачивать - не очень! Кто-нибудь “на пальцах” может рассказать, как именно происходит искривление траектории в горизонтальной плоскости! Если я начинаю отклонять ее с помощью несимметричного отклонения РВ, то уходит высота, если РН - непостоянна скорость вращения вокруг своей оси - очень некрасиво!

Dragony

Тут был вопрос - “почему решил, что “передняя” центровка?”
Вычитал в форуме, что “при передней центровке flat spin вырождается в спираль…”
Может, чего и не так понял, но при попытках “закрутить” самолет “как на видео” он начинает напоминать собаку, гоняющуюся за своим хвостом - описывать круги, пусть и с небольшим диаметром, но на “вращение” это не очень похоже…

Вот Ультрон в полете (это первый вариант, сейчас выглядит чуть по-другому, но чертежи были те же… 😃 )

an2an

Мне кажется тут имеет место распространенная логическая ошибка.

Тот факт что: “при передней центровке flat spin вырождается в спираль”, вовсе не означает, что если “flat spin вырождается в спираль”, то центровка передняя. У такого поведения может быть масса других причин. Например, избыточное/недостаточное отклонение РВ/РН/элеронов или газа маловато.

Конечно можно менять центровку пытаясь добиться того или иного поведения в конкретной фигуре, но приносить в жертву вертикали ради flat spin-а мне кажется странным.

Dragony

Вам как более опытному виднее… Я же говорю - тут спросить не у кого (у кого есть- не хочу спрашивать… )
Просто как-то совместилось что: 1) При отключении двигателя и среднем положении РВ из горизонтального полета переходит в пикирование, хотя скорость еще велика и если держать РВ “на себя” - планирует хорошо;
2)При попытке “закрутить” описывает спирали, ну тут еще может сказываться недостаток умения, но РН практически “до упора” в сторону, самолет летит плоско, без крена всторону, по кругу малого радиуса.
Вот и подумал чуть-чуть сдвинуть ЦТ назад…
Сейчас ЦТ примерно в районе серв элеронов (на фото их видно).

an2an

Нет, мне конечно не виднее, я ведь самолета не вижу и полета его тоже.

Мой совет прост. Для начала определите точное положение ЦТ и сверьте его с рекомендованными. Кстати обратите внимание, что когда вы определяете положение ЦТ, то самолет толжен быть максимально приближен к горизонтальному положению, а не так, что хвост у него опущен или поднят, т.к. это сильно влияет на результат. Делайте это лучше дома, без ветра, в спокойной обстановке, не торопясь.

За одно определите насколько сдвигает ЦТ груз весом 5 и 10 грамм привешенный на заднюю балку. Потом это знание может пригодиться.

Далее убедитесь, что нет ни каких чудес с углом установки мотора. После всего этого, убедитесь что самолет действительно из нисходящей вертикали сам выходит на спину. Что это не случайность, не ветер и не обман зрения. Попробуйте это сделать несколько раз, пролетая в разные стороны и в разных участках полетной зоны. И посмотрите что делает самолет на нисходящих 45 градусах в прамом и инверсном полете. Начинайте делать эти фигуры повыше, что бы было время все внимательно рассмотреть и безопасно выйти из фигуры.

Мне кажется что-то тут не так и при внимательном рассмотрении или центровка не окажется такой уж передней или самолет не будет на спину из вертикалей вываливаться.

Dragony

Спасибо за столь развернутый ответ!
В выходные, если погода будет соответствовать прогнозу - пойду проверять все как посоветовали.
Правда, придется вставать пораньше - у нас тут в 11 утра уже +35С в тени, для аккумуляторов-регуляторов жарковато…

Алеша_Татаров
casper17:

как именно происходит искривление траектории в горизонтальной плоскости!

  • Как то я уже это писал . Летим на RH - по горизонту, тут все понятно. На чинаем полет по кругу: в момент , когда самолет находится попендикулярно - пардон за морфологию - плоскостями к планете- немного замираем отклоненными РВ в сторону поворота. Т. Е . когда он на ноже- делаем задержку .Он и подвернет . и так каждый цикл той самой попендикулярности .
Dragony:

При отключении двигателя и среднем положении РВ из горизонтального полета переходит в пикирование, хотя скорость еще велика и если держать РВ “на себя” - планирует хорошо;

  • уже много раз писали : это неправильный выкос двигателя вниз-вверх. надо изначально оттриммировать модель в горизонтальном полете на малом газу . а потом выкосом мотора добиваться горизонтального полета на большом газу .
an2an
Алеша_Татаров:

В вашем случае мотор слишком выкошен вниз.

Обоснуйте…

Dragony

Не могу понять, каким образм выкос влияет на то, что при выключенном двигателе модель начинает пикировать, если РВ в “среднем” положении?..

an2an

Каким образом выкос влияет мотора на поведение при нулевом газе? Ну это же понятно, тримируя самолет на значительном газу вы отклоняете РВ и это отклонение остается и при отключении газа.

Не понятно только как по утверждения Алеши Татарова: “…мотор слишком выкошен вниз…”, это с логикой не вяжется, он или слишком вверх или недостаточно вниз выкошен, и вполне вероятно выкос тут вообще ни при чем…

Dragony

Я-то думал, что сначала нужно добиваться примерно пологого планирования, а не “клевания носом” - это при ВЫКЛЮЧЕННОМ двигателе, затем триммировать на малом-среднем газу, и проверять выкос.
Или не так?..