Не выходит Stall Turn

SVK=

В какой-то момент категорически перестал получаться срывной разворот.
Чем больше его тренирую - тем реже получается выполнить правильно.

Выполняю так:

  1. Горизонтальный полет.
  2. Добавляю газ
  3. Выдерживаю вертикаль.
  4. Слегка убираю газ.
  5. В момент чуть раньше чем самолет “зависнет” руддер до предела влево (или вправо)
  6. “Тычок” газом

В итоге самолет разворачивается не только в плоскости крыла, но и вдоль продольной оси , очень похоже на начало входа в штопор.

Если на шаге 4 слишком сильно убрать газ - “штопорный” эффект сильнее.
Если на шаге 4 или 6 переусердствовать с газом - радиус разворота выходит за допустимые 2 размаха.

Наблюдаю данный эффект как в реале на Quest 50 так и симуляторе Phoenix на модели Integral. В том же симуляторе на большой Экстре фигуру получается выполнить без проблем.

Коллеги, помогите практическим советом. Где я делаю ошибку при выполнении фигуры ?
Может быть есть какие-то особые хитрости и\или приемы при выполнении срывного разворота именно на F3A селедках?

sandro22

Я далеко не гуру,но на вертикале убираю газ полностью,в момент зависания-РП и газ до отказа,модель разворачивается практически вокруг центра тяжести,на симуляторе не получается (да и не надо).

Sergey_I

Хм, для начала уточнил бы, что п.5 именно в момент зависания надо делать, а главное не “влево или вправо”, а чтоб носом против ветра.
Но судя по всему у Вас самолет скручивает на руддере. Либо расходы очень большие, либо настраивать миксерами. У вас на ноже самолет летит только на руддере или элеронами и высотой поддерживаете?

mavr

Если ветер вдоль полосы - килем нужно работать в сторону ветра, т.е. чтобы нос шел на ветер. Если ветер поперек полосы, самолет нужно “давить” на ветер. Возможно недостаточен угол отклонения руддера или обдув плохой. В фениксе эту фигуру достаточно сложно сделать, но можно. Главное поймать момент, когда самолет начинает зависать. И газ полностью убирать не нужно, нужно подвести самолет к висению. Сделать это проще когда скорость самолета не высокая.

тарик

и ещё вопрос, пользуетесь ли вообще вовремя полётами какими либо микшерами?
могу предположить, что у вас есть микшер газ-руль высоты, и есть подозрение, что ещё пользуетесь микшером для полёта на ноже…

SVK=

Коллеги, спасибо за ответы.
Про ветер - можно было и не говорить - не первый год замужем. Давайте для простоты считать что ветра нет.
Настройки самолета в реале - Mix РВ-> Элероны 11%
Настройки самолета в симе - никаких миксов. Нож без увода.

Эффект в реале наблюдается как при включенном так и при выключенном миксе. Делаю вывод что первопричина не в нем.

Газ не убирается полностью а “прибирается” до зависания самолета.
РВ думаю вполне достаточно - на Quest’e такая лопата что на ноже он идет при отклонении ручки руддера на одно деление.

В симуляторе и подавно модели должны быть настроены.

Странно то что 2 года на разных моделях проблем с этой фигурой не было. Появились они начиная с середины этого сезона , когда “до посинения” тренировал figure M из B-11.

Делаю вывод что что-то не так скорее всего в моих ручках…

Sergey_I

и в симуляторе и в реале одно и тоже?

SVK=

Да. Фактически одно и тоже.
Выход из срывного разворота с поворотом вокруг продольной оси.

SVK=

Кстати, если не выдерживать строгую вертикаль, а отклонить ее слегка “от себя” то разворот выполняется на ура.
Однако требованиям F3A такое выполнение не отвечает 😦

Izverg

Залетана вполне характерная ошибка. Ни одного правильного описания выполнения я выше не нашел. П.6 Вашего описания и есть грубейшая ошибка при выполнении фигуры. Самолет будет разворачивать за счет гироскопического момента от винта в момент дачи газа. Если на это еще наложатся и другие ошибки, то есть шанс вообще фигуру не выполнить. Кроме того, при такой “даче газа” будет выполнятся не “срывной поворот” а “разворот через крыло”. И самолет НИКОГДА не перевернется вокруг центра тяжести. В лучшем случае при прочих равных это будет через 1-1,5 размаха по радиусу с соответствующей оценкой.
Как выполнять?
Выводим самолет на вертикаль, газ прибираем до практически холостых оборотов, может чуть выше, чтобы обеспечить обдув рулевых поверхностей. В момент когда самолет практически “останавливается”, даем руль направления в сторону против ветра (или его боковой составляющей), и затем, когда самолет начал вращение и перевалился примерно на 45 градусов, вообще УБИРАЕМ обороты. Главной сложностью является “поймать” как раз нужный момент для дачи руля.
Дача же газа при выполнении фигуры является характерной ошибкой, и используется только тогда, когда самолет необходимо “вытащить” из критического состояния, удержав от сваливания на спину либо живот, если тот самый момент дачи руля пропущен. Ибо, гораздо логичнее получит 3-4 за фигуру, чем 0.
При такой даче газа я компенсирую вращения как по элеронам так и по тангажу. Это только опыт.

SVK=

Дмитрий, спасибо.
Попробовал выполнить фигуру в соответствии с вашими рекомендациями в симуляторе - тот же хрен (прошу прощения за мой французский)

В реале сейчас возможности попробовать увы нет т.к. нахожусь в командировке.

mavr
Izverg:

и затем, когда самолет начал вращение и перевалился примерно на 45 градусов, вообще УБИРАЕМ обороты.

Дмитрий, и когда ветер сильный (от 4 м/с), вы тоже газ до нуля сбросите?

Izverg

Да, сброшу, конечно. Только позже чем обычно, иначе есть шанс выпасть из фигуры при ветре в пузо или в спину. При боковом сильном можно вообще в натяг не держать газ, там на вертикали коррекция такая по углу, что он сам упадет куда надо при даче руля.
to SVK: рано даете руль направления. Позже надо давать.
Но вообще в абсолютный штиль сделать эту фигуру очень трудно, лучше чтобы был ветер 1-2 метра. с боковой составляющей

SVK=
Izverg:

to SVK: рано даете руль направления. Позже надо давать.

Если давать позже то скручивает еще сильнее. Абсолютно стабильно на 90 градусов вокруг продольной оси.
При замедленном просмотре записи полета видно что после остановки в верхней точке самолет пытается самопроизвольно выйти в горизонтальный полет и срывается, чем и обусловлен разворот.

Возможно это особенность Phoenix. Сегодня попробую то же в AFPD.

тарик

Может есть возможность записать полёт в симе, с выведенными стиками на экран и выложить сюда?

SVK=

Чуть выit есть видео. На close-up view хорошо видна работа рулями.

Постараюсь сегодня выложить еще видео со стиками.

mavr

Я думаю еще стоит попробовтаь центровку сместить назад, пока не начнет получаться. А потом потиху начать двигать ее обратно.

SVK=

попробовал в AFPD
Та же картина

www.youtube.com/watch?v=TIFLZ9D3V1M

К сожалению AFPD не умеет показывать стики на экране. Но делалось все просто вертикаль - газ в холостые - руддер влево
Момент отклонения руддера видно на close up view
Также хорошо видно вращение вокруг продольной оси влево.

Давайте может зайдем с другой стороны - выложите кто-нибудь видео хорошо исполненного stall turn со стиками. Попробую разобрать по шагам.

andreyengin
SVK=:

попробовал в AFPD Та же картина

На предыдущем видео у вас самолет не успевает остановится,сильно большая вертикальная скорость в момент начала выполнения фигуры,отсюда и не получается,не спешите,подождите практически полной остановки самолета,только затем давайте Р.Н и попробуйте увеличить его отклонение если позволяет симулятор.

SVK=

Андрей, если в симуляторе давать руддер позднее - самолет на руддер не реагирует и заваливается через крыло вперед либо назад.

Izverg

Значит не хватает обдува, т.е. обороты очень сильно убраны. В момент остановки самолета по вертикали должно быть ровно столько оборотов, сколько нужно, (понимаю что ответ странный) в этом то и трудность… Надо обеспечить хороший обдув, и уже потом, после сваливания, убрать обороты до конца.

SVK=

Дмитрий, спасибо, ответ в как раз не странный, а вполне понятный.
Я тоже пришел к такому выводу. Сейчас экспериментирую с настройками в симуляторе. Пытаюсь найти тот самый газ который “ровно столько оборотов, сколько нужно”
Чуть попозже доложу о результатах…

mavr

Я еще заметил что данную фигуру намного легче выполнять с “задней” центровкой. Не зря, не зря применяют изменяемый центр тяжести на моделях F3A. Еще очень сильно влияет винт. На винте с бОльшим диаметром и меньшим шагом делать значительно проще. Ну и последнее, как уже отмечали, это ветер.

11 days later
=Pilot#

По своему опыту скажу, что мне помогло полное освоение висения на винте, т.е. любые входы в него, выходы из него и висения в любых проекциях. После этого срывные повороты (или очень похожее на это) стали получатся даже на самолетах-тренерах без киля.

23 days later
SVK=

Итак, вернулся из командировки.
Полетал в реале.
Никаких проблем со stall turn.

Соответственно делаю вывод что косяк все-таки в реализации физики в симуляторах…