правильная посадка самолета

nedz

тренер приловчился сажать, проавда он с гиро на элеронах(без них после ремонта не хотел летать пристойно)

4 months later
Ive

Смотрим по обжатию стоек. Перед касанием машину болтает на левое крыло, касание в 1.05-06 - левая стойка, затем 1.07 - правая стойка и хвостовое колесо практически одновременно. Так что все же на три точки.

nedz

да действительно, что то я погорячился… Но опускание хвоста прям почти за долю сек. до касания основных стоек. Профи…

17 days later
nedz

Прям жаль тему про посадки… Ведь именно она (посадка) является венцом полета. Да и мне, красивый заход, посадка, приносят большое удовлетворение… Если все получилось, весь день ходишь счастливым. Даже жена с тревогой спрашивает: что ты все время улыбаешься?
Ну и как правильно садиться, тут уже все прописано, добавить нечего(лично мне) ну а показать свои недавние посадки хочется…

ну а тренер проще, хотя только при отсутствии ветра рискнул садиться на дорогу у которой провода с обоих сторон…

funtik26

вот в конце клипа посадка так посадка…ширина 2.5 метра полоса…размах 1300, боковой ветер и сильная турбулентность

Van_Der_Graaf

Да, сильно 😃
А как, интересно, в такой ситуации проще сажать, по камере или по обычному виду со стороны? 😃

funtik26

по камере проще, но там для камеры мертвая зона, провода, высоковольтка и металлический забор

NailMan

Давайте и я что ли свои 10 коп. вложу в копилку по посадкам.

Ниже полетное видео с видом “из глаз”, точнее глаза стоят на киле, потому открывается обзор на элероны, и все что на фюзеле:

Ролик содержит 3 взлета, 2 посадки, 1 морковка. Первый взлет и морковка, ну а дальше уже взлет-посадка. Морковка к поломкам не привела, только к обрезанию лишних ушей из-за чего морква и случилась. Но не об этом сейчас.

Ветер был по полосе но по диагонали(при посадках видно направление), так что считай боковой немного. Я летаю 5 лет, и вобщем то мастерство взлета-посадки на двух и трехсточных шассях нажил уже. Собственно на посадке руддером не рулю вообще, да и в полете тоже почти не пользуюсь(я не пилотажник, а копиист немного). С боковиком сажаю как и 1:1 самолеты - заход боком, а на земле в момент касания или сразу после него после пробега метров 5 уже рулю колесьями. Я считаю что в удачной посадке нужно рулить тем что органически воспринимается легко и не использовать лишние рули. Руддер на посадке мне лично чертовски мешает и сбивает с ритма посадки. Лишний руль(свобода движения) добавляет чертовски работе мозга и начинаешь отвлекаться на поддержание крена и проч, и надо не забывать что при касании, точнее за наносекунды перед касанием, руддер надо отпускать если им выравниваешь по курсу, ибо сразу завернешь в кювет самолетину(колесо то повернуто как и руддер).

Все взлеты и посадке показанные ниже делались визуально(не ФПВ). Размах модели 2300(без ушей которые в ролике на фотках), вес 4.1кг. Передняя носовая стойка рулится.

Ролик:

Взлет первый в счет не идет - аэродинамика ушей не дала модели лететь. А вот во втором и третьем взлете ветерок сдувал модель точно против него - сказывается огромный флюгер киля. Вторая посадка была кривоватой, так как ветром немного задуло вбок у земли и самолет легонько чиркнул крылом(весьма длинным для небольшой колесной базы) по траве. А вот третья посадка(крайняя в ролике) была самой идеальной в моей 5 летней практике. Самолет сел как по учебникам. Сначала на задние стойки, а потом носовой, причем все было филигранно как мне показалось. При этом ветер был по прежнему по диагонали полосы.

Теперь о некоторых хитростях. Если на модели нет возможности использовать закрылки или флапероны(у меня возможность есть, но я их сознательно не включаю) и модель электро, то при движении на глиссаде есть коварный и одновременно полезный ньюанс. У меня модель на видео очень и очень летучая. Качество сильно выше чем у катан-путан, но ниже чем у планеров. Потому снижение без аэродинамических тормозов весьма сложная шутка. Заходить приходится далеко и долго терять высоту(небольшую) чтобы точно попасть в габарит полосы. но! как я уже говорил есть ньюанс - я на этой модели активно использую двигатель для торможения. Рег у меня имеет включенный тормоз(на видео хорошо видно его работу), и при снижении я выключаю мотор, но подвключаю его на очень малом ходу когда нужно подтормозить модель для ее снижения, но чтобы не потерять скорости я всегда в этот момент отпускаю ручку высоты. На посадке я всегда самолет держу на ручке - это правило, летящий “без рук” самолет на малом газу нихрена нормально не садится как показала практика. Когда модель вышла на габарит полосы, я просто газ убираю и только ручкой элеронов-высоты довожу до касания. Руддер(точнее колесо), только после некоторого пробега и торможения на земле.
Для использования двигателя как тормоза нужно опытным путем определить такое положение ручки газа при котором мотор не несет но тормозит, это делать на высоте нужно ясен перец воизбежание дров. зато тормозит модель очень надежно.

При заходе на посадку(на любой своей модели, и лектро и нитро и бензо), на четвертом повороте я обычно всегда сбрасываю газ на 0 на полсекунды и подвожу его на такое положение когда мотор тащит модель по глиссаде, но со снижением или без оного. Подводить к этому положению с высокого газа затруднительно - мы не ЧПУ станки, потому проще сбросить на ноль и отвести от себя на вполне запоминающееся подсознательно положение.

На показанном самолете подобное не требовалось в силу его летучести, потому я газ сбрасывал порой и до четвертого поворота и выхода на глиссаду, зато торможение или же наоборот подгон, дав газ чуть больший от “тормозного” модель легко вести по глиссаде до касания.

Вот как бы так.

funtik26

если полетать годик на супер зуме----- сажать научитесь хоть полено… у зума слабое место то где крепится стойка шасси, чайники вырывают их сразу и летают так… а когда хочется эстетики летают с шасси, и если место крепления шасси вырвало- значит посадка была не мягкой ниразу

NailMan

не, чтобы научиться сажать правильно с первого раза, надо взять самолет за $10K (турбиныч), взять $10К с новичка, дать ему в руки пульт и сказать что все что останется после морковки останется ему 😈

1 month later
Merces

Приветсвтую, форумчане.
У меня тут такое наблюдение все покоя не дает: Давеча смотрел видео-ролик в инете про западных модельных “гигантоманов”. Так вот, в нем я увидел один момент - после второй неудачной попытки зайти на посадку(модель все время наровила перелететь), при третьем подходе к торцу полосы модель стала покачивать крыльями градусов эдак по 15-20 на каждый крен - при этом заметно снижая высоту… после чего, она в аккурат приземлилась на ВПП. Подскажите плиз… это прием снижения высоты такой? или же случайность?
P/S Не могу сейчас найти этот ролик 😦 Выложил бы для наглядного восприятия…

NailMan:

Давайте и я что ли свои 10 коп. вложу в копилку по посадкам.

и надо не забывать что при касании, точнее за наносекунды перед касанием, руддер надо отпускать если им выравниваешь по курсу, ибо сразу завернешь в кювет самолетину(колесо то повернуто как и руддер).

Вот как бы так.

Кстати, очень интересный момент, незнаю говорилось о нем здесь или нет - “выравнивание летательного аппарата по оси ВПП перед касанием, при боковике”. Помниться, В.В Ершов в одной из своих книг писал о том, что “выравнивание самолета по оси ВПП перед касанием - одна из распрастраненных ошибок пилотов-новичков”. Он говорил о том, что самолет подходя к ВПП при боковом ветре, идет с определенным компенсируещим углом по курсу относительно оси ВПП… и при касании, по инерции сам разворачивается по оси своего движения - т.е по оси ВПП. Если же пилот пытается перед касанием нащупать носом ось ВПП - это, говорит, неприменно влечет снос ЛА!
Посему, я после прочтения этого совета перестал выравнивать модель по оси ВПП перед касанием… результат - я стал реже промахиваться при посадках.
Во…как! 😃
…но это в большей степени касается самолетов с носовой стойкой ИМХО.

Van_Der_Graaf
Merces:

при третьем подходе к торцу полосы модель стала покачивать крыльями градусов эдак по 15-20 на каждый крен - при этом заметно снижая высоту…

Скорее всего просто сбросил скорость до самого минимума, и уже пытался валиться, вот от наступающего сваливания крыльями и качал…

MaestroEv

Бывает, что сажу самоль без захода, просто кидаю сверху вниз, почти на начало полосы, парашутирую и гашу тем скорость.
Вот мои тренировки прошлогодние со старым мотором SV-50.
Это я к тому, что гасить скорость можно как угодно, главное ближе к касанию иметь - таки нужную…

video.mail.ru/mail/maestroev/1/66.html

nedz
MaestroEv:

Это я к тому, что гасить скорость можно как угодно, главное ближе к касанию иметь - таки нужную…

ну я думаю что на видео это не посадки, а акробатические трюки…(не всем это дано) Самолет все же не так должен садиться… Лично мне так кааажется…

1 month later
nedz

тема для меня интересная, привлекают меня красивые посадки. На лыжах конечно прощее, но тем не менее, сегодня посвятил день посадкам. Взлет-посадка, и т.д. Вот некоторые эпизоды

13 days later
nedz
nedz:

привлекают меня красивые посадки.

вчера был сильный ветер и метель. Но не усидел и полетал на мустанге (2,8кг) Оказалось, что непогода ему нипочем…

1 month later
Peleng
Merces:

Помниться, В.В Ершов в одной из своих книг писал о том, что “выравнивание самолета по оси ВПП перед касанием - одна из распрастраненных ошибок пилотов-новичков”. Он говорил о том, что самолет подходя к ВПП при боковом ветре, идет с определенным компенсируещим углом по курсу относительно оси ВПП… и при касании, по инерции сам разворачивается по оси своего движения - т.е по оси ВПП. Если же пилот пытается перед касанием нащупать носом ось ВПП - это, говорит, неприменно влечет снос ЛА!
Посему, я после прочтения этого совета перестал выравнивать модель по оси ВПП перед касанием… результат - я стал реже промахиваться при посадках.
Во…как! 😃
…но это в большей степени касается самолетов с носовой стойкой ИМХО.

Ершов просто монстр! Три раза его книги перечитывал) У него вообще многое можно подчерпнуть по поводу посадок, причем приминимое не только к Ту-154, но и к моделям.

amulet
Merces:

Подскажите плиз… это прием снижения высоты такой?

Совершенно верно. Этот прием называется скольжение.

Irafas

Ничего подобного.
Здесь нужно разделять способ гашения лишней скорости у тяжёлого и инертного самолёта с помощью принудительного бокового скольжения / от кратковременноуправляемого крена на крыло в результате первых признаков сваливания из-за критически малой скорости.
В любом случае, в таких ситуациях пилот должен чувствовать сам самолёт и режим управления газом всем нутром, чтобы закончить посадку красива

Peleng

Такой способ в планеризме применяется, когда есть только одна попытка совершить посадку, еще ребята расказывали, что наши Ил-76 на горных аэродромах с крутой глиссадой таким приемом пользуются. Есть еще документальный фильм про аварийную посадку MD-10 или 11 , как он садился на аэродром с вставшими из-за недолива топлика двиглами. Пилоты там то же, что бы скорость погасить скользили. Но что бы это сделать на модели она должна быть достаточно большой и обладать инерцией. Скорее всего сваливание парировал…