Настройка самолетов 3Д, упрощенная методика

slava135

Нужен совет.
Плосколет Extra 300l Крыло плоское. ЦТ по мануалу. По расчетам это 65мм. В прямом полете - все ровно. При выключении газа модель пикирует под углом 45.
В перевернутом полете сильно отклонение вниз (на кабину) при включенной тяге, ну и соответственно при выключенной, пикирование под углом 80 как минимум. Согласно учебника по настройке - это ЦТ. Но если вес сместить назад для перевернутого полета - это будет сильно задняя. На ноже тоже сильно уводит на кабину.
подскажите, где копать?

Губанов_Игорь

Что то вы все в одну кучу свалили. Судя по ножу с уводом на кабину центровка передневатая. А если действительно “При выключении газа модель пикирует под углом 45.” то очень передняя.

slava135

А как она должна пикировать в прямом полете? Угол должен быть меньше?

Получается, что нужно настраивать по перевернутому полету а на прямой не обращать внимание?

Губанов_Игорь

Видимо у вас приличная путаница, нужно как то разложить все по полкам для себя. В обратном полете только один критерий центровки - если самолет в инверте на крейсерском режиме летит вверх или горизонтально (сам, при отпущенных стиках), центровка слишком задняя

Правда у вас плосколет -зальник, по ним я мало что знаю, лучше спросить по настройкам в профильной ветке у Павла Белова

slava135

Не зальник. 600г для зальника многовато ). Считал, что пикирование должно быть идентичным в прямом и перевернутом. Видимо - заблуждался. Попробую сдвинуть ЦТ назад.

Губанов_Игорь

так у вас в горизонтальном инверсном полете самолет куда то тянет или в пикированиях…

slava135

Ясно. Но на сколько это правильная методика настройки ЦТ (перевернутый полет)?
Этим способом и руководствовался, но задумался, получится, что расчетная ЦТ уходит сильно.
Насколько это верно?

Губанов_Игорь

Попробуйте по разному, все в ваших руках. Если честно, то Ваши вопросы не сильно понятны… Вот смотрите к примеру - говорим, что если на спине в горизонте самолет летит вверх или ровно без поддержки стиками, то центровка слишком задняя. Это единственно, что можно выяснить в горизонтальном инверте. Вы в ответ отвечаете, ага, и спрашиваете - Но на сколько это правильная методика настройки ЦТ (перевернутый полет)?
Этим способом и руководствовался, но задумался, получится, что расчетная ЦТ уходит сильно.

Получается как слепой с глухим, каждый о своем…

slava135

😃 Это точно. Я имел в виду следующее.
При расчете ЦТ руководствуются САХ. Т.е. расчетная ЦТ должна в принципе работать правильно. Но при данной ЦТ модель ведет себя так как я описал. Т.е. симптомы передней ЦТ.
Что может на это влиять кроме ЦТ?
Или все же расчётная ЦТ и ЦТ на которой реально летают может значительно отличаться и ее нужно искать экспериментальным путем.

Alexander53
slava135:

Что может на это влиять кроме ЦТ?

Разность углов установки крыла и ГО.

slava135

Спасибо. пойду экспериментировать 😃.

Губанов_Игорь
slava135:

😃
При расчете ЦТ руководствуются САХ. Т.е. расчетная ЦТ должна в принципе работать правильно. Но при данной ЦТ модель ведет себя так как я описал. Т.е. симптомы передней ЦТ.

  • САХ точно правильно вычисляете? Самый простой способ, графический, занимает пару минут на чистом листе А4
  • Расчетная CG зависит прежде всего от “расчетчика”. Для разных полетов разные проценты. Например на самолете Экстра 300 центровка у меня выставлена для полетов 3Д. Перед полетами F3M гружу на нос 250 гр
slava135

В чертеже указано 65мм. Проверял в калькуляторе при 25% 65 при 30% 72.
Сколько у Вас на Экстре?

Губанов_Игорь

Если мне, то я не знаю… Думаю, в районе 32-37% САХ для 3Д, но точно не знаю, всегда по полету подбирал

2 months later
michael_il

Игорь, прекрасная статья по настройке пилотажки и 3D. Только что заметил.
Вопрос-уточнение. При проверке ЦТ на модели с ДВС, сколько топлива примерно должно быть в баке? Это ведь тоже влияет на центровку. Я предполагаю, что половина. Правильно?

Губанов_Игорь

Спасибо на добром слове. Вообще замер CG предполагает сухой бак. Но в полях такого практически не бывает. Реально 1/3 - 1/2 бака заполнена топливом. Учитывая плотность бензина как 0,736 и то, что бак расположен на очень коротком плече у трубы, остатком топлива можно пренебречь

michael_il

Есть одна вещь, которую я не могу понять. На пилотажках крыло и стабилизатор почему-то установлены “в ноль”. Но ведь тогда, при симметричном профиле, подъемная сила нулевая. Чтобы самолет держался в воздухе, дают небольшой “ап” рулем высоты. Но ведь это, как будто, установили отрицательный угол стабилизатору. Зачем тогде все изначально делать по нулям?

Губанов_Игорь

Что бы иметь симметричную картину в перевернутом полете. Это нормально для любых пилотажных моделей и настоящих пилотажных самолетов. У меня например триммера настроены практически нейтрально. На отпущенной ручке и в прямом и в инверте самолет примерно одинаково летит в низ. Для полета по горизонту его надо держать руками. Это позволяет более точно лететь по траекториям в ветер