Электропитание бортовухи от генератора

mErLin

Есть чайниковский вопрос по поводу электропитания в авиамоделях. Задача:
Делается радиоуправляемая модель, или уж скорее простенький мини-ДПЛА (поскольку будет полезная нагрузка и некоторая навигация). Помимо аппаратуры управления на неё устанавливается некая сильнопотребляющая целевая электроника (5-6Аx12V, 2-3ч работы). Т.е. ресурсов разумного по весу аккумулятора - недостаточно. Посему, есть непреодолимое желание питать имеющееся БРЭО комбинированно, с использованием небольшого электрогенератора.
Теперь - вопросы знатокам:

  1. Занимался-ли кто-нибудь из форумян подобной задачей, применительно к маломощному калильному или компрессионному движку.
  2. Разумно-ли будет применить с этой целью коллекторный авиамодельный моторчик, либо существуют по доступной цене миниатюрные тахогенераторы
  3. Если да, то можно-ли найти какие-то типовые решения отбора мощности. Избранная компоновка мотогондолы способствует соосной установке двигателя (вероятно, 6-кубовый МДС), генератора и толкающего винта.
    Требуется доступное и дешёвое решение (<$200-300) для двигателя 1-2л.с.
aot001

Данное устройство слабовато по мощности. 800мА x 4.8В это чуть меньше 4 Вт
А человеку надо 5-6А при 12 вольтах ( 60 - 72 Вт).
Как я понимаю, Sullivan делает и другие генераторы вплоть до 200 Вт.
На www.sullivanproducts.com/GenesysMainFrame.htm есть упоминание об этом.

mErLin

Спасибочки. Это уже что-то - по крайней мере есть ключевые слова, по которым искать. Но я-бы удовлетворился и обычным моторчиком МДП за несколько убиенных енотов. лишних 200-300г веса в данном случае - некритичны. Только вал в этом случае получается слишком длинный + 2 сочленения - будет сильно бить. А у меня по вибрации требования жёсткие. Без кардана или шестерёнчатого редуктора никак не обойтись. Хотелось-бы поглядеть на уже отработанную конструкцию.
Кстати, если воспользоваться коллекторным моторчиком на 50-100Вт, то наверное, можно его и как встроенный стартер применить? За 2-3 сек. он, думаю, не сгорит. Жалко только ресурс у них небольшой - до 100 часов.

pakhom

М-да… Очень много нестыковок… Снять с МДС-6,5 такую(1-2л.с) маловероятно… Но это мелочи 😆 В стародавние времена( когда журнал Крылья Родины хоть что-то печатал по авиамодельной тематике), была опубликована ма-а-а-ленькая заметочка про установление рекорда мира на продолжительность полёта RC модели с ДВС. Движок, боюсь ошибиться, но, кажется 10см. куб. с искровым зажиганием. Для работы самой аппаратуры на борту стояли акку смешной ёмкости (толи 100, толи 250мАч), а вся основная електроэнергия бралась от генератора, изготовленного из обычного электромотора с постоянными магнитами (явно ферритовыми, в те времена других не было). Конечно запрашиваемой мощью там и не пахло, но сам факт на лице… Привод простейший - пара прямозубых пятерёнок из пластика, но свои 12 часов они отработали. Компоновка простейшая - електромотор (генератор) под картером ДВС. Долго бились с обеспечением времени работы ДВС, ведь по правилам вес модели не более 5кГ (стартовый, с топливом!) А уж про ресурс в 100(!!!) часов - этто, пардон, опять-таки не к МДСу. 😆 😆 😆

mErLin

А уж про ресурс в 100(!!!) часов - этто, пардон, опять-таки не к МДСу. 😆  😆  😆

Конечно, имелся в виду не ресурс МДС, а электродвигателей МДП 😉 . У низкооборотных ресурс 200-300ч, у высокооборотистых - 100 и менее
По поводу 6.5 кубов и лошадей конечно попутал. Я-ж говорю - чайник я в модельных движках 😕 Имел дело только с МК-17 много лет назад, а теперь, в основном, на М-14П и АШ-62ИР летаю 😆 😆 😆

Glider

В стародавние времена( когда журнал Крылья Родины хоть что-то печатал по авиамодельной тематике), была опубликована ма-а-а-ленькая заметочка про установление рекорда мира на продолжительность полёта RC модели с ДВС.

Видел я эту модель дома у Бориса Николаевича Красноруцкого, ее создателя, установившего, в свое время мировой рекорд продолжительности полета.
Модель - паритель с крылом “чайка”, дикого размаха, кажется, больше 4-х метров.
Только, если не ошибаюсь, моторчик был не 10 кубов, а чуть меньше, но это не важно. Бензин, потому, что удельные расходы у таких движков гораздо меньше, чем у спиртовых.
На борту стояла только RC-аппаратура, плюс маломощные навигационные лампы, включаемые в темное время суток.
Питалось все это от слабенького бортового акку ~ 0.45 А/ч, который постоянно подзаряжался в буферном режиме от генератора, с приводом от мотоустановки.

Теперь о задаче mErLin-а. (Опять вынужден выступить в роли “черного оппонента”. 😃 😦 )

  1. Устанавливать бортовой генератор имеет смысл только в том случае, если он сможет выработать не менее 80% энергии, потребляемой БРЭО, т.е будет иметь мощность не менее 0.8 * 6 V * 12 A= ~ 58 VA. С учетом потерь на передачу (редуктор, привод, даже при последовательном соосном соединении) и КПД генератора, эту величину следует увеличить примерно в 1.2-1.4 раза, и мы получим уже ~ 80 W (0.11 л.с.) - это то, что будет “сжираться” генератором от мощности мотоустановки. И это только в том случае, если мотоустановка обеспечит стабильные и оптимальные для режима генератора обороты. Что само по себе - маловероятно…
  2. Применение в качестве генератора стандартного модельного электромотора типа Спид-600 (это мощность порядка 80 W, но только при оборотах вала не менее ~ 15.000 об/мин) не обеспечит стабильного питающего напряжения, которое прямопропорционально оборотам. Учитывая, что мотоустановка модели не будет работать все 3 часа полета на максимальных оборотах, думаю, этот вариант однозначно отпадает. Требуется специальный генератор с отдельной обмоткой возбуждения и регулировкой выходного напряжения путем изменения напряжения возбуждения. Лучше - трехфазный, с выпрямителем и стабилизирующим блоком. Типа автомобильного или мотоциклетного, но с мощностью порядка 80-100 W.
  3. Калильные (компрессионные просто не рассматриваем, т.к. найти такой двиг с требуемой мощностью 1-2 л.с. не реально) модельные движки не обеспечат требуемого времени непрерывной работы (~ 3 часа) по ряду причин.
    Основные:
  • мощность порядка 1 л.с. (или, все же - 2 л.с.?) , что в пересчете в kW соответствует 0.73 (1.46) kW, длительное время может отдавать только мотор достаточно большой кубатуры, уж никак не 6 куб. МДС! Тут нужен мотор не менее 15-20 кубов, а то и поболее;
  • для того, чтобы подобную калилку “прокормить” в течение 3 часов потребуется не менее 3-5 литров топлива. Хорошего, дорогостоящего топлива…;
  • для того, чтобы “возить” с собой такую канистру, потребуется еще более мощный мотор, а это - очередное увеличение массы как мотоустановки, так и потребного топлива. Дальше - по кругу… 😃 ;
    Выход: переход на бензиновый двигатель объемом от 25 кубов (точнее нужно считать с учетом массы БРЭО). Это сразу уменьшит потребную массу топлива, как миниму, в 3-4 раза. Кроме того, бензиновые моторы имеют гораздо больший ресурс и безболезненно переносят длительный режим работы.

Конечно, я несколько сгустил краски, но, думаю, не сильно, т.к. не учел такой немаловажный фактор, как надежность всей этой техники, которая должна обеспечить сохранность БРЭО, скорее всего - очень дорогостоящего.

Будут дополнительные вопросы - пишите на мыло, с удовольствием помогу, чем смогу. Небольшой опыт есть. 😃

mErLin

[quote=“glider”]

Будут дополнительные вопросы - пишите на мыло, с удовольствием помогу, чем смогу. Небольшой опыт есть. 😃

Благодарствую - отпишу всенепременно

pakhom

Не, Игорь, ты видел не тот самик… Я писал про амика… Конечно, Борис тоже многого добился, тем более он с воды взлетал. А про электронику всё верно, НО чел ведь хотел иметь ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ электроинергию в большом количестве (относительно, конечно) для питания чего-то истчё, о чём скромно умолчал…(Тайна сия велика есть!) Всем хотчется быстро и бесплатно 😆 😆 😆