Бортовые огни в современных условиях (Li-Ion, мощные светодиоды) проблемы и реализация...

V_Alex
Лучников:

Вот вам схема моего действующего макета. Он был сделан на 2 огня, но их можно довести до любого нужного количества.

Для действующего макета прекрасное решение. На практике оно представляет собой ИПП в роли передатчика и “антенны” разнесенные по самолету параллельно сервокабелям и удлинителям 😃

Лучников:

Реально в макете использовался готовый миниатюрный (18 x 30 мм) микроконтроллер “Arduino Mini” (18 x 30 мм). На то время были еще меньше - “Femtoduino” (20.7 x 15.2 мм), но раздобыть их не удалось…

Любая тема гибнет, когда в нее приходит Ардуина 😈
Сейчас для мелких проектов можно использовать такое: carduino.ru/product_info.php?products_id=2172

Yanchak:

Я, кстати, посчитал вариант питания светодиодов от 5 вольт. Вышло 0.63 ВТ на резисторе, при токе 0.35А

Основные потери не на резисторах. Можно считать, подбирать, ставить ШИМы,
но всегда нужно помнить, что кпд светиков (как правило) не превышает 25%. И, несмотря на достижения CREE, натриевую лампу по кпд они пока не превзошли 😃 Такшта основное тепло выделяется именно со светодиода.

Панкратов_Сергей
Лучников:

Главный фокус состоит в том, что огни светятся не одновременно, а поочередно, по “карусельному” приниципу.

Как бы совсем не в теме, потому может и не обоснованные опасения.
Какие импульсные токи по отношению к максимальному постоянному рабочему держат эти светодиоды? ПРи вами заявленной частоте переключения?

Лучников:

До того, как собрать макет, работу схемы вначале отлаживал на эмуляторе “ISIS Proteus”.

???

Лучников

Для действующего макета прекрасное решение. На практике оно представляет собой ИПП в роли передатчика и “антенны” разнесенные по самолету параллельно сервокабелям и удлинителям

Силовые проводники, свитые попарно, запросто решат вашу проблему 😃
А вообще-то импульсные помехи актуальны при индуктивной нагрузке типа моторов, здесь же она чисто пассивная, так что вряли они скажутся.

Сейчас для мелких проектов можно использовать такое: carduino.ru/product_info.php?products_id=2172

Да, приятная малышка. Только есть сомнения, что в ней есть входы прерывания, а без них крутить программные циклы еще то извращение.

Такшта основное тепло выделяется именно со светодиода.

Так в этом никто и не сомневается, зачем лишний раз упоминать об общеизвестном?
Или вы таки предлагаете натриевую лампу? 😉 Тогда уж лучше ксеноновую вспышку! 😁

Панкратов_Сергей:

Какие импульсные токи по отношению к максимальному постоянному рабочему держат эти светодиоды? ПРи вами заявленной частоте переключения?

Сейчас скажу, какие мне достались.

Cree ® XLamp ® XP-E. Работают при токе 1А, при котором яркость такая, что зайчики потом долго в глазах бегают.
Поэтому об “ипульсности” даже задумываться не приходилось - 1А хватало.
Вот ссылка на зеленые, где-то там же и красные.

Вообще-то эту идею до конца не забросил и надеюсь когда-нибудь к ней вернуться.
БАНО мне нужны прежде всего для того, чтобы включать их в случах, когда визуально теряешь квадрик/самик в небе, и наборот, выключать их при посадке, чтобы ротозеи не сбегались (зае…ли уже своими идиотскими вопросами).

Панкратов_Сергей
Лучников:

Cree ® XLamp ® XP-E. Работают при токе 1А, при котором яркость такая, что зайчики потом долго в глазах бегают.
Поэтому об “ипульсности” даже задумываться не приходилось - 1А хватало.

Вопрос не про “хватало”.
Вопрос про то какую часть заявленной мощности светодиода можно использовать.
Вариант использовать 10-ти ватный для того чтоб он максимум светил как 1-вт- не канает.

Лучников

В даташит на эти LED частотные характеристики не обнаружил.
Следовательно, они низкочастотные, и это неудивительно, т.к. мощные п/п приборы обычно имеют большую площадь и - емкость перехода.
Поэтому ни о какой “имульсности” в XR-E речь идти не может, так что смело считайте, что “импульсный” ток в них равен постоянному - 1 А.

Панкратов_Сергей

Значит опасения оправданы.
Этот способ вынуждает использовать светодиоды на мощности меньшего их номинала в количество раз, равное количеству ветвей огней.

Лучников
Панкратов_Сергей:

Значит опасения оправданы.

Смотря в какой ситуации. Если вы планируете БАНО, в которых LED должны гореть постоянно, тогда да, их яркость упадет соответственно кодичеству ветвей.
Но у меня была другая задумка: зеленые и красные огни загораются на 200-300 мсек (переключаясь поочередно с частотой 1000 Гц), затем гаснут на 1200 мс.
В этом случае потери светоотдачи не будет.
Конечно, любое схемотехническое решение не универсально и имеет свои плюсы и минусы, и данное решение не исключение, выбор наиболее приемлемого остается за вами.

Однако хочу напомнить об одном психофизическом свойстве человеческого зрения: оно менее чуствительно к снижению скважности, чем пиковой яркости, т.е. обладает инерционностью “вверх”.
Т.е., если поддерживать пиковую яркость на постоянном уровне, то глаз будет мало замечать снижение общей яркости из-за повышения скважности.

Панкратов_Сергей
Лучников:

Если вы планируете БАНО с LED, которые должны гореть постоянно,

Не обязательно постоянно, достаточно того что они в какие то моменты времени должны гореть одновременно.

V_Alex

У Cree нет данных по импульсным токам. Можно глянуть у Arlight. Они дают 1,5 раза от максимального постоянного при скважности 1/10.
Частоту переключения мощных светодиодов лучше смотреть в даташитах драйверов с возможностью диммирования. Для MT7201 типовая частота составляет 10кГц.

Лучников:

Но у меня была другая задумка: зеленые и красные огни загораются на 200-300 мсек (переключаясь поочередно с частотой 1000 Гц), затем гаснут на 1200 мс.

Это уже на БАНО, а елочная гирлянда 😃

Панкратов_Сергей
V_Alex:

Они дают 1,5 раза от максимального постоянного при скважности 1/10.

То есть почти ничто в данном применении…

Лучников
V_Alex:

Это уже на БАНО, а елочная гирлянда

Но нужную мне задачу она решает. В свою очередь любопытствую: а какие БАНО хотите сделать вы - точь-в-точь соответсвующими стандартам ИКАО?

Plohish

точь в точь не нужно, но если рассматривать постоянно горящие огни на крыльях, периодически включающиеся фары и мерцающие огни на фюзе и хвосте, получается и правда гирлянда с изменяющейся в несколько раз яркостью…
Увы, идея не выдержала проверки…

Панкратов_Сергей
Plohish:

получается и правда гирлянда с изменяющейся в несколько раз яркостью…

Не, изменение яркости программно убирается…
Но светики должны стоять в разы более мощные чем с них будет сниматься.

Панкратов_Сергей:

Этот способ вынуждает использовать светодиоды на мощности меньшего их номинала в количество раз, равное количеству ветвей огней.

ZigZag_ZZ

Встряну…
Для вечернего шоу, летающая ёлка-это самое оно, кто не видел не осознаёт.
Зрелище -потрясающее!
Для копий это другое дело, там своя песня, кстати с годами БАНО меняли своё свечение, с постоянки на мигалки.
А у F-18 например скримент с ГОЛУБЫМИ огнями сделали вместо зелёных, строил надысь, перелопатил кучу бумаг и напоролся на фото с голубыми, прикольно получилось.

Лучников
Plohish:

Увы, идея не выдержала проверки…

Не совсем понятно - какая именно идея не выдержала проверки?

У меня замысел был такой, и он не изменился: монтируем зеленый светодиод в нос самика/квадрика, а красный в хвост.
И допустим, что моделька улетела досточно далеко, и в полете отказали сразу и FPV, и GPS-автовозврат домой, поэтому непонятно, как ею управлять, чтобы она начала лететь домой.
Вот здесь и пригодятся эти квази-БАНО из двух огней: зажигаем их (в пульсирующем режиме 250/1200), и по цвету огня становится понятно, куда она летит, и соответствующим образом корректируем курс.
Если же непонятно (оба огня имеют одинаковую интенсивность), то подворачиваем модель на 90 градусов, и тогда уж точно становится ясно, куда она летит.

SAN

Проверьте на макете\на земле - различите ли вы цвет светодиодов на таком расстоянии

Лучников

А у вас есть обоснованные сомнения? К сожалению, не уверен, что мне скоро удастся это проверить.
Но зато хорошо помню, что на реальных пассажирских или грузовых самолетах, летящих на высоте около 1-1,5 км, снизу хорошо видны цвета БАНО, причем днем.
Если было бы иначе, то зачем они тогда вообще нужны?

SAN
Лучников:

А у вас есть обоснованные сомнения?

Угу, при солнце индикатор борта (яркий светодиод) со 100 метров практически неразличим синий или зелёный, зелёный или красный - скорее угадывается.
К закату различимость, конечно, улучшается 😃

Yanchak

Сергей, а как ты планируешь решить проблему охлаждения светодиодов посадочных фар? Я какраз, восстанавливаю разбитый летом “Пингвин” (меняю фюз) и возникла идея добавить 1вт посадочную фару. Но проблема в том, что радиатор светодиода то находится сзади и как от него забрать тепло пока чето ничего в голову не приходит.

Лучников
SAN:

Угу, при солнце индикатор борта (яркий светодиод) со 100 метров практически неразличим синий или зелёный, зелёный или красный - скорее угадывается.

Ну, тогда получается, что это общая световая проблема, не связанная именно с нашим БАНО-проектом. Значит, нужно как-то увеличивать контрастность огней. Например, не зря на светофорах сверху устанавливаются теневые козырьки.
Еще хорошо бы вместо LED, которые дают относительно широкий спектр, сливающимся с окружающим светом, использовать узкополосные источники света. Например, диодные лазеры, в них и нужную вам импульсность легко получите.
Правда, обойдутся они дороже.