Все о аккумуляторах A123 (Li-Fe)

Володимир
nontype:

Так любой может ответить. ну тогда;)😉

Я опечатался, ты нашел правильное обозначение - постоянный ток\постоянное напряжение (СС\СV). Именно так заряжают свинец, литий (во всех его доступных видах)…

nontype
Володимир:

постоянный ток\постоянное напряжение (СС\СV)

Можно смело сказать, что в любом процессе зарядки используется комбинация этих способов, с доминантой одного, либо другого. Я только хотел сказать, что не стоит экспериментировать с зарядкой определенного АКБ в программе АКБ иного типа. Т. к. негатив неизбежен. На мой взгляд безопасней использовать для каждого типа АКБ свою программу зарядки.

Володимир
nontype:

Т. к. негатив неизбежен. На мой взгляд безопасней использовать для каждого типа АКБ свою программу зарядки.

Безопаснее - кто бы спорил!

Негатив - это если перезарядить, скажем заряжать ЛиФе по программе ЛиПо и не уследить…

А вот наоборот - когда выбранный режим ЗАВЕДОМО не может зарядить до 100% емкости - то для лития (как не имеющего памяти) абсолютно все равно - будет он заряжен полностью или процесс прервется раньше.

nontype
Володимир:

А вот наоборот - когда выбранный режим ЗАВЕДОМО не может зарядить до 100% емкости - то для лития (как не имеющего памяти) абсолютно все равно - будет он заряжен полностью или процесс прервется раньше.

Есть одно но - я сомневаюсь, что зарядник воздействует на балансировку до достижения напряжения балансировки, т. е. крайнего напряжения зарядки, поэтому при таком способе из-за разбалансировки, напряжение на банках может различаться.
Можно окунуться в прошлое и имея нормальный лабораторный источник питания с точным напряжением и показаниями тока, с нагрузочным резистором, заряжать любой АКБ, любого типа. Да и зачем сегодня, когда процесс освобождает от “обязанности непрерывно следить”, рваться назад в прошлое. Купи норм. зарядник и живи спокойно:)

Володимир
nontype:

Есть одно но - я сомневаюсь, что зарядник воздействует на балансировку до достижения напряжения балансировки, т. е. крайнего напряжения зарядки, поэтому при таком способе из-за разбалансировки, напряжение на банках может различаться.

Так ведь уже писал - все, понимаешь абсолютно все современные балансиры работают одинаково, будь они отдельным устройством или встроенные в шульц… Балансируют непрерывно все время зарядки. Засада только в том, что если зарядка будет вестись большим током и потом мы ее резко оборвем - то балансир может не смочь выровнять банки. Однако если это будет напрягать - то подключив балансир без зарядки (если он не встроенный или если встроенный и имеет такой режим) мы сбалансируем банки АКБ - только чуть разрядим АКБ при этом…

nontype
Володимир:

Так ведь уже писал - все, понимаешь абсолютно все современные балансиры работают одинаково, будь они отдельным устройством или встроенные в шульц… Балансируют непрерывно все время зарядки. Засада только в том, что если зарядка будет вестись большим током и потом мы ее резко оборвем - то балансир может не смочь выровнять банки. Однако если это будет напрягать - то подключив балансир без зарядки (если он не встроенный или если встроенный и имеет такой режим) мы сбалансируем банки АКБ - только чуть разрядим АКБ при этом…

Я не сильно вдавался в подробности, и не берусь отвечать однозначно, но по индикации Шульца и подразумеваемой мной логикой, балансир работает как компаратор. На практике, при неисправной банке, ее напряжение выравнивалось только в конце зарядки а не в процессе. Думаю надо привлечь третье лицо, для сравнения.

Володимир
nontype:

Я не сильно вдавался в подробности, и не берусь отвечать однозначно, но по индикации Шульца и подразумеваемой мной логикой, балансир работает как компаратор. На практике, при неисправной банке, ее напряжение выравнивалось только в конце зарядки а не в процессе. Думаю надо привлечь третье лицо, для сравнения.

А ты обрати внимание, что Шульц моргает “лампочками” в процессе заряда - этим его балансир показывает что работает, т.е. балансирует, а не ждет когда заряд достигнет порогового напряжения. Если у твоего есть такая индикация, если графическая - присмотрись к графику побаночного напряжения.

nontype
Володимир:

Если у твоего есть такая индикация, если графическая - присмотрись к графику побаночного напряжения.

Да есть и графическая и на индикаторе и по напряжению. Графики не смотрю, пока нет необходимости, но подключил и настроил. А вот дурацкий LI-FE про который я говорил, при зарядке давал разницу от 200 до 50 мВ, когда балансировка должна быть на уровне 20-5 мВ.
Многие кто читают форум, могут понять по своему и сделать ошибку с непредсказуемыми последствиями. Я не задаю вопросов, если что-то не так - делаю необходимые тесты при разных параметрах и получаю ответ. А если человек не знает как заряжать, то может лучше не советовать с точки зрения “необходимого опыта”?
Я кстати, подумал, что по СТ будем тепловую емкость обсуждать, но это так для улыбки.😃

Goldenpen

Константин,
похоже, у Вас все-таки паленый LiFe. мой тест идет полным ходом - и никаких проблем с падением напряжения от переохлаждения нет.

что касается заряда - я прекрасно понимаю, что “правильно” заряжать LiFe программой для LiFe + с использованием балансира для LiFe. но на практике мне нужно заряжать _сейчас_. ждать, пока приедет зарядник (и вообще заморачиваться с его покупкой ради одного LiFe) я на данный момент смысла не вижу - мой нынешний зарядник во всем меня устраивает. Чуть не половина форума заряжает LiFe, как Бог на душу положит (вплоть до того, что кто-то напрямую от автомобильного аккумулятора через резистор) - и горя не знает.
Эти аккумуляторы стоят копейки, и заморачиваться на тему “ах, неправильная зарядка сокращает срок жизни аккумулятора” я смысла не вижу.

nontype
Goldenpen:

Константин,
похоже, у Вас все-таки паленый LiFe. мой тест идет полным ходом - и никаких проблем с падением напряжения от переохлаждения нет.

Я не против, а всего лишь поделился горьким опытом. Дело в том, что я не хочу проверять АКБ при минусовой температуре, а при плюсовой он работает нормально. Поэтому затрудняюсь ответить как вычислять плохие АКБ. Тем более встает вопрос как конкретный приемник определяет напряжение Fail Safe, т. к. у LI-FE оно перекрывает диапазон питания 4,8 - 6 В. Если все у Вас работает - отлично. Каждому приходиться лично отвечать за свои ошибки и поделиться опытом или предостеречь не лишнее!

Goldenpen

Как и обещал, только что закончил тестирование LiFe осцилографом. Результат выложил сюда - rcopen.com/forum/f4/topic166730/27
Проведя сегодня тесты Ni-Cd и LiFe я сделал для себя однозначный вывод: каждый аккумулятор, планируемый для полетов зимой, должен быть обязательно проверен осцилографом в реальных боевых условиях перед его установкой на самолет.
Если бы я проверил 2 своих Футабовских кадмия - я смог бы избежать 2 крешей.

Господа, а зимой LiFe можно заряжать холодным прямо не снимая с самолета на поле?

nontype
Goldenpen:

Константин,
похоже, у Вас все-таки паленый LiFe. мой тест идет полным ходом - и никаких проблем с падением напряжения от переохлаждения нет.

Да в том то и дело, что у вас результат аналогичный моему - при использовании 30% емкости напряжение при минусе падает до Fail Safe. В чем мой АКБ неисправен?
сегодня летал на NI-CD той же емкости (1100 мА, 4,8 В) и никаких проблем не испытывал, при температуре - 8.
А зарядку LI-FE, при минусе не взял, т. е. вместо установленных 2 А, получалось 200 мА, и то не знаю можно ли его заряжать при минусе.

lurii
Goldenpen:

Как и обещал, только что закончил тестирование LiFe осцилографом.

Если у вас есть такое оборудование - проведите тогда еще тест оригинальных A123, на сколько на практике показания будут отличаться от указанных производителем: a123systems.com/…/ANR26650M1A_Datasheet_APRIL_2009…
(мое IMHO остальные LiFe, отличные от A123, далеко не дотягивают)

Goldenpen
lurii:

Если у вас есть такое оборудование - проведите тогда еще тест оригинальных A123, на сколько на практике показания будут отличаться от указанных производителем: a123systems.com/…/ANR26650M1A_Datasheet_APRIL_2009…
(мое IMHO остальные LiFe, отличные от A123, далеко не дотягивают)

С удовольствием сделаю, как только у меня появится аккумулятор от А123. Кстати, я сейчас жду борт LiFe с Хоббисити, якобы собранный на элементах от А123. Я его в любом случае буду мерять по аналогичной методе, отпишусь в эту ветку.

P.S. только это будет нескоро - я заказал самую дешевую доставку, а в преддверии рождества и НГ с Хоббисити даже EMS конкретно тормозит. Думаю, получу посылку где-то в начале января.

Володимир
Goldenpen:

Господа, а зимой LiFe можно заряжать холодным прямо не снимая с самолета на поле?

Заряжал, без проблем, правда не при слишком больших минусах, иначе сам сижу в машине греюсь и зарядник с АКБ в машину затаскиваю…
Для ЛиФе есть индикатор, причем он не просто показывающий напряжение здесь и сейчас, а реальное нижнее напряжение с момента подключения индикатора к АКБ - т.е. если в полете будет просадка - он ее запомнит! rcmag.ru/index.php?cc=list#product/6980

Goldenpen

А не при слишком больших минусах - это сколько? Скажем, в -10 заряжать пробовали?
О, отличная штука! Ну или, как вариант, ставить счетчик потребленного тока.

Володимир
Goldenpen:

А не при слишком больших минусах - это сколько? Скажем, в -10 заряжать пробовали?
О, отличная штука! Ну или, как вариант, ставить счетчик потребленного тока.

Ну я просто не помню точно температуру, думаю что получалось и при -10С и не один раз, в салоне обычно заряжаю ЛиПо - они в холодном состоянии ни рыба ни мясо…

Счетчик потребленного тока - так это может любой зарядник в любом режиме заряда 😉, но тут главное - не сколько залито, а сколько сможет АКБ отдать потом…

Goldenpen

Спасибо!
А под счетчиком потребленного тока я имел ввиду датчик, который ставится в между аккумулятором и приемником на борту. Он как раз показывает фактически отданное.

DmitryB

Что то я читаю и понять не могу…
Очевидно вы сильно недозарядили аккумулятор.
У меня после полной зарядки через сутки он показывает 7,1В без нагрузки.
Под нагрузкой 0,8А буквально через 30 - 40мАч падает до 6,7В, дальше длительное время падает очень не значительно, 6,4В держит очень долго. Потом постепенно снижается до 5В.
В конце разряда лавинообразно падает напряжение. Притом в моем случае одна банка просаживается значительно раньше другой, после полного разряда одной банки вторая отдает еще 200мАч.
Но все это справедливо для нормальной температуры.
Теперь задумался, буду тестить при минусе, сегодня как раз -20 завернуло.
В субботу летал в -8 градусов, все отлично, но напругу потом не мерил.

nontype

Для исключения недоразумений и выяснения оптимальности использования LI-FEO4, как мне кажется необходимо выяснить коэфициент потери емкости при минусовых температурах при необходимом минимальном бортовом питании. И многие неясности снимутся. Использовал такую сборку для борта a123systems.com/a123/products, напряжение при -6/-1 упало до критического при израсходовании 30% емкости. По офиц. информации для a123systems.com/a123/products, потеря емкости при -20 составляет 30% - …textdriven.com/…/ANR26650M1A_Datasheet_APRIL_2009… .

Володимир

Откуда 30%? На графике Low Temperature Discharge Performance видно что до напряжения 2 вольта при -20С теряется не больше 10%. Да, в течении всего разряда напряжение ниже чем у теплой батареи, но емкость в наличии…