Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом

drozd79
saaas:

Добротность - термин для определения параметров катушки индуктивности. Она показывает, во сколько раз реактивное сопротивление катушки на резонансной частоте выше сопротивления потерь. К батареям никакого отношения не имеет.

Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же. Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи. А чтобы правильно сравнивать эффективность двух батарей, на мой взгляд нужны следующие параметры:

  • внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);
  • токоотдача, теоретическая (Imax);
  • емкость батареи;
  • количество банок в паке или общее напряжение (Uном)=4.2В;
  • вес батареи (G), гр.

Из указанного выше, мы можем измерить:

  • внутренне сопротивление (пусть даже зарядником или по стандартной методе, важно относительное сравнение),
  • вес - (весы есть у каждого или данные производителя),
  • напряжение - измеряем тестером без нагрузки,
  • емкость-смотрим на этикетке производителя.
  • Токоотдачу сложно измерить, поэтому придется доверять производителям. Тогда эффективность батареи (назовем его как у буржуев - FOM) можно будет рассчитать:

Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах

FOM = Рмах / G (Вт/гр).
Потому, что важно не отвлеченное число - токоотдача, а токоотдача конкретной батареи. ИМХО конечно, готов обсуждать 😃!

MihaD

Вспомнили на минутку про температуру, и опять забыли.
По моим прикидкам 1 градус - 10% сопротивления, 20 градусов - снижение в 4 раза.
А при нагреве ядра акка до 50 градусов этому ядру кирдык настает.
На планере импульсный режим работы, я снимаю с нанотеха 800мач 25-30А, 2 взлета по 25-30 сек, сливается 50% емкости. Сезон отлетали нормально.
На пенолете теплоизолирую плоскости наружных банок, а со всех боковин хороший обдув. Акки те же. Летаю по 6 минут, напряжение после отстоя пены 3,75в/банку, так и храню.
На вертолете я бы собирал акк из двухбаночных и располагал бы эти части отдельно.
Гиперион запрещает ставить отсечку ниже 3,4в/банку, и правильно делает!
Измерения при “комнатной” температуре - пустое, я так думаю.

EugeneV
drozd79:

Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах

Забыли скобки:
Рмах= (Uном-(Imax х Rобщ.)) х Iмах
😉

saaas
drozd79:

Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же.

Давайте говорить конкретными терминами, что бы собеседник и сам говорящий понимал о чем идет речь. Иначе зайдем в такие дебри! 😉

drozd79:

Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи.

Под термином “эффективность батареи” я понимаю энергию на грамм веса батареи.

EugeneV:

Забыли скобки

Со скобками нормально. Арифметика. Первыми действиями выполняются умножение и деление. Затем сложение и вычитание.

Concord
drozd79:
  • внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);

Что такое среднее (Rобщ)? Как его получить?

drozd79:

токоотдача, теоретическая (Imax);

Вы имеете ввиду С-рейтинг на этикетке? Вся наша тема говорит о том, что это С не имеет к реальной жизни никакого отношения

drozd79:

емкость батареи;

Какая? Опять с этикетки? А реальная (заливка после отсечки или пищалки) на 20-30% а то и 50% меньше!

drozd79:

(Uном)=4.2В

Это Uном говорит только о химии, что у Вас в руках литий-полимер и то, только в заряженном состоянии.

drozd79:

Тогда эффективность батареи

Это удельная (по массе) мощность. Не знаю кому она интересна, так как увеличение тока - это уменьшение полетного времени. Например, постоянный ток в 10С говорит о том, что полетное время не превысит 6 мин (1Ач/10А=1/10ч). Исключение могут составить планеристы, где использование аккумуляторов импульсное, о чем писал Михаил.

На мой взгляд, самый интересный показатель для хоббистов - это цена за один полет (цикл). Если Rino в два раза дороже Zippy, но держить в 3 раза больше циклов без заметной деградации, то они дешевле (парадокс) в расчете на 1 полет!
Лет пять назад, когда появились полимеры (Kokam) я прикинул - батарея в 50$ отходила 50 циклов, т. е. цена 1 полета оказалась 1$! Теперь этот показатель для хороших батарей снизился в 7-10 раз!
Так что предлагаю взять за основу сравнения все же забугорный опыт (Rвн) и калькулятор, но методику получения этого пресловутого внутреннего сопротивления надо стандартизировать.

PS Можно, конечно, плюнуть на эти замеры, а взять за порог использования батареи - падение емкости до отсечки (срабатывания сигнализатора). Она определяется при зарядке. Но отданная емкость сильно зависит от температуры окр. воздуха и стиля полета. Т.е. придется делать контрольный разряд в стабильной температуре (дома), например, током 10С.

7 days later
Concord

Подниму тему.
Что-то никто не отреагировал на мое предложение стандартизовать методику определения Rвн., поэтому подкину еще пару мыслей:

  • Выбрать в качестве рабочего тока разряда ток в 10 С (по этикетке) как наиболее типовой ток разряда на моделях. Как этого добиться? Я могу предложить шунт (нихромовую проволоку от плитки). Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда. Разъемы, конечно, у шунта д.б. надежными, выдерживать температуру спирали. Шунта желательно два (зачем - читай ниже), которые можно подключать быстро.
    Второй способ - стенд для испытаний винтомоторной установки (этот способ имеет плюсы и минусы). Плюсы - получение х-к мотоустановки (тяги, оборотов, реактивного момента, кпд). Минусы - много шума и пыли 😃
    Во время разряда нужно записывать показания U на банке, ток через равные промежутки времени. Желательно сделать несколько ступенчатых проб (регулировать газ 50-100%). Это даст замерить дельты U и I, т.е. определить Rвн.
    Конечно логгер намного упрощает задачу, но не дает возможность считывать значения побаночно.
novichek

парни извините что вклиниваюсь в вашу тему.в акумах я далекий человек но у меня проблемка купленые для работы шуруповерты “макита” 14.4v 1.3 а.ч через месяц перестали держать заряд .зарядники заряжают их за 5 минут и хватает акума тоже на пятеру.что посаветуете?может какую липошку подобрать так как их выкидывать просто нет смысла.заранее благодарен

Concord
novichek:

может какую липошку подобрать так как их выкидывать просто нет смысла

Я так и делаю. 2200 (пара 3S последовательно) отлично входят в коробку аккумулятора шуруповерта. Балансирные разъемы вывел наружу, по ним контролирую разряд.

novichek

надо попробывать.спасибо.а что случилось с никель кадминивыми?интерсколовские и те по пару лет ходят,а эти … и самое главное что все 3.

Concord

Китайцы туда разве что тараканов не засовывают 😃

MihaD
Concord:

стандартизовать методику определения Rвн

Нагрузку стандартизировать хлопотно, но можно. Но температура будет расти в процессе замера, и сопротивление падать. Или надо с обдувом, как в полете.
Я бы посоветовал греть (термостатировать) аккумулятор и тестировать зарядником на малых токах. Тоже хлопотно, но будет больше похоже на правду.
ЗЫ Все равно никто возиться не будет, так что статистику вряди соберешь 😦

saaas
Concord:

могу предложить шунт (нихромовую проволоку от плитки). Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда.

MihaD:

Нагрузку стандартизировать хлопотно, но можно.

Если нихромовая проволока, то ее потребуется поместить в емкость с холодной водой. Так на момент замеров изменение нагрузочного тока будет в небольших пределах. Иначе использовать другую проволоку (писал выше).

Concord:

никто не отреагировал на мое предложение стандартизовать методику определения Rвн

Стандарт будет только для участников этой ветки. Обмен данными с другими пользователями LiPo окажется неинформативным.

MihaD:

Все равно никто возиться не будет, так что статистику вряди соберешь

😃
Хлопотно, ошибки в замерах при спешке, плохая повторяемость результатов. 😦
На своих батареях, без замера Re, определяю худшую банку. Ставлю на контроль и с дальнейшим ухудшением заменяю донором. Критерий пора менять - подождать определяю по результатам полета на конкретной ВМГ с конкретным стилем полета.

dangerousgluck
Concord:

Конечно логгер намного упрощает задачу, но не дает возможность считывать значения побаночно.

извини, но полужирным выделена чушь собачья. тот же поверлоггер с хк читает 6 банок одновременно со считыванием с силовых разъемов. проверял. больше - проблемнее.

Concord
saaas:

подождать определяю по результатам полета

Переведите, пожалуйста

dangerousgluck:

извини, но полужирным выделена чушь собачья.

Извините, нахожусь в плену своих представлений, мой логгер (точнее рег. с логгером) но не дает возможность считывать значения побаночно. А с Вашими оценками (чушь собачья) - полегче!

saaas
Concord:

Переведите, пожалуйста

Перевожу:

saaas:

Критерий пора менять - подождать

Т.е. пришло время или еще чуть подождать?

saaas:

определяю по результатам полета на конкретной ВМГ с конкретным стилем полета.

Для 3Д отбор жесче, для блинчика мягче. Может стоять ВМГ с большим потреблением, либо с длительным временем полета.

Перевод засчитан?

Concord
MihaD:

Или надо с обдувом, как в полете.

Вот поэтому я и предложил второй метод, самый близкий к “боевому”. Стенд как раз обеспечивает все требования по температуре и току. Особенно при использовании логгера. Предлагаю выкладывать здесь графики (% газа, U, I) разряда (скрины с экрана). Выставляем ток - 10С и с таким уровнем газа гоним до отсечки (3,2 В/б или 10 В для 3S например). Можно сделать 2-3 ступенчатых пробы (снизить газ до 50 %). Время разряда д.б. в районе 6мин для нового аккумулятора. Супеньки можно делать по времени, например, через 1,3,5 мин от старта. По кривым разряда все будет видно

MihaD

Я примерно так и делал, когда искал на Гиперионе G3 заявленные 4 миллиома на банку. На холодную было 16 миллиома, а на токах 5-10 ампер с обдувом получилось около 8 мОм. Дать ей ампер 40, как положено, можно и до 4-х нагреть 😃
Как в книжке про капитана Вругнеля. В каюте висел барометр, который при умелом постукивании мог показывать любую требуемую погоду. 😃

dangerousgluck

седня-завтра попробую собрать стенд… воткну на него наномума (микроавтожир), для него как раз свежесобраны две батарейки 3s240мач. с логгером. если всё получится по такой методике - выложу что логгер налогирует.
тестироваться будут банки zippy, 20c с хк.

Concord
MihaD:

при умелом постукивании мог показывать любую требуемую погоду

Так я за это и ратую 😃
Чтобы “постукивания” у тех кому интересно были одинаковые.
Пока органичение одно - 10С. Температура думаю у всех в доме в районе 20 град.

Concord
MihaD:

А летом?

И летом не на много больше бывает. Давайте фиксировать в таблице температуру окружающего воздуха. Тоже будет интересно проследить зависимость. Можно и предварительное термостатирование замутить - в холодильнике 😃