Вот решил замутить тему про масла для ДВС работающих на бензине, может кому будет интересно почитать!
Требования к системе смазки двухтактных двигателей
Система смазки двигателя осуществляется маслом в топливе в пропорции 1:50 или впрыском масла в топливовоздушную смесь маслонасосом (раздельная система смазки).
Необходимо использовать специальное двухтактное масло стандарт ASTM/CEC, спецификация API не ниже ТС. Если для смазки двигателя применяется масло на синтетической основе, использовать этилированный бензин запрещено.
Смешение масел разных марок запрещено.
При использовании раздельной системы смазки двигателя температура застывания масла должна быть как минимум на 10°С ниже температуры окружающего воздуха. И при выполнении полного опробования двигателя необходимо добавить масло в бензин в соотношении 1:100.
Система смазки привода дискового золотника заполняется маслом, применяемым для смазки двигателя. Замена масла производится при выполнении 100 и 200 часовых регламентных работ, но не реже чем 1 раз в два года.
Масла для двухтактных двигателей

Двухтактное моторное масло состоит из базового масла и присадок, также как и масло для четырехтактных двигателей. Только присадки немного другие. В качестве присадок используют много растворителей, которые улучшают смешивание масла с топливом, перекачиваемость и распыление масла. В обычных двухтактных маслах доля растворителей около 20%. В некоторых случаях это может отражаться отрицательно на смазывающих свойствах при высоких температурах.

Высокий индекс вязкости говорит о хороших свойствах базового масла (так как в «двухтактных» маслах нельзя использовать много присадок, повышающих индекс вязкости).

Использование масла в двухтактных двигателях зависит от условий эксплуатации двигателя. Авиационные двигатели с воздушным охлаждением имеют высокие рабочие температуры. Также имеют место большие колебания температур на разных высотах. А, например, подвесные лодочные моторы с водяным охлаждением работают в низкой и равномерной температуре. Поэтому в разных двухтактных двигателях необходимо использовать масло, предназначенное именно для них. В двигателях, работающих при высоких температурах, необходимо использовать масла, содержащие металлические присадки. Их главное свойство — отличное смазывание при высоких температурах, но по мере улучшения смазывания, отрицательной чертой становиться большое образование сажи. При низких рабочих температурах в камере сгорания и свечах образуется нагар. При высоких — присадки выгорают без нагара.

Принцип действия двухтактных бензиновых двигателей основан на рабочем цикле, состоящем из двух тактов. Двухтактные двигатели не имеют масляного картера и смазываются топливной смесью, состоящей из бензина и масла.

Рассмотрим разницу между маслами для двухтактных и четырехтактных двигателей. Принципиальное отличие между ними в том, что в двухтактном независимо от того, как масло смешивается с бензином (предварительно растворяется в топливе вручную в определенной пропорции или путем впрыска его масляным насосом во входной патрубок), в процессе работы двигателя оно сгорает, а в четырехтактном двигателе при нормальной работе мотора масло в камеру сгорания не попадает. Это определяет и различные требования к маслам. Масло для двухтактников должно как можно полнее сгорать, не оставляя следов нагара, а для четырехтактников — обеспечивать стабильность смазывающих свойств в течение длительного времени. Поскольку к маслам для четырехтактных двигателей не предъявляется особых требований по части полноты сгорания, присадки подбираются без учета зольности, как следствие, зольность масел может доходить до 2% и более. При применении «четырехтактных» масел в двухтактных двигателях зола, образующаяся при сгорании масла, оседает на поршне и стенках камер сгорания, образуя в смеси с маслом абразивный порошок, действующий на зеркало цилиндра и поршень, как настоящая наждачная бумага. Детали буквально стираются этим абразивом и служат гораздо меньше, чем могли бы служить в более благоприятных условиях. Не меньший вред приносит и сажа: оседая в канавках поршневых колец, она способствует потере подвижности колец и, как следствие вызывает потерю мощности двигателя. Откладываясь в выхлопных окнах, сажа постепенно уменьшает их сечение, вызывая затрудненный выпуск отработанных газов и, опять-таки, потерю мощности. Кроме того, нагар из золы и сажи, откладывающийся на поршнях и головке цилиндров, способствует развитию таких пагубных явлений, как детонация и калильное зажигание, также приводящих к потере мощности и снижению моторесурса. Откладываясь на электродах свечей зажигания, нагар вызывает их замыкание и остановку двигателя.

Масла для двухтактных двигателей окрашиваются в синий, зеленый или красный цвет, чтобы потребитель мог отличить смесь бензина с маслом от чистого бензина.

При подборе «двухтактного» масла необходимо руководствоваться рекомендациями производителей двигателей, которые в большинстве случаев указывают процентное соотношение смеси — масло/бензин.

Классификация API для масел, предназначенных для двухтактных двигателей.Класс
(* - устаревшая классификация) Условия применения
TA (TSC-1)* Масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с воздушным охлаждением; такие двигатели применяются на мопедах, сенокосилках и в малых электрогенераторах
TB (TSC-2)* Масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50-200 см3, с воздушным охлаждением, работающих при больших нагрузках; такие двигатели применяются на мотороллерах, мотоциклах, бензопилах
TC (TSC-3)* Масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, большим соотношением топливо/масло; применяется в мотоциклах, снегоходах и др. (кроме моторных лодок); соответствует требованиям ASTM D 4859-97
TD (TSC-4)* Масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлаждением; соответствует требованиям качества ASTM D 4681-87 и NMMA TC-W


Существует также классификация Японской Организации Автомобильных Стандартов — JASO (Japanese Automobil Standards Organization). По уровню требований масла делятся на три категории: FA, FB, FC. Требования повышаются слева направо (то есть от А к С).

ASTM — Американское Общество Тестирования и Материалов.

D4859-97 — Американский национальный стандарт.

Название: «Стандартная спецификация смазок для двухтактных (ТС) бензиновых двигателей с искровым зажиганием». Область действия: Данная спецификация относится к смазкам, предназначенным для использования в двухтактных бензиновых двигателях с искровым зажиганием, обычно отличным от подвесных лодочных моторов, которые особенно склонны к закоксовыванию компрессионных колец, но которые также подвержены, повреждениям, происходящим из-за преждевременного зажигания, задира поршней, засорения свечей зажигания и нагара на поршнях, вызванных отложениями.

Общие требования: данная спецификация охватывает только те специфические аспекты эксплуатационных характеристик смазок в двигателе, которые определяются в тестовом испытании. Дополнительные требования, такие как, например, смешиваемость с бензином, могут быть согласованы отдельно между поставщиком и покупателем. Поставщик должен гарантировать, что поставляемый продукт удовлетворяет требованиям данной спецификации, и что он соответствует по всем важнейшим показателям той партии смазочного материала, которая прошла тестирование и удовлетворила требованиям настоящей спецификации. Поставщик должен по первому требованию сообщить номера партии и тестового испытания, дату и место проведения тестирования, а также дополнительную информацию по физическим и химическим свойствам смазочного материала, которая могла бы при необходимости помочь покупателю обнаружить загрязнения или подмену продукта. Показатели испытуемого масла должны быть равны (в пределах допусков) или быть лучше, чем эти показатели у эталонного масла, при работе в условиях, установленных в данной спецификации.

Эталонное масло — масло, удовлетворяющее тестовым требованиям данной спецификации, характеристики которого в ходе теста должны соответствовать или быть превышены испытуемым маслом с определенными допусками.

Эталонные масла.Обозначение ASTM 600 601
Вязкость, мм2/с ( сСт) 40°С 100°С 34,2-38,2
6,1-6,6 121,0
12,2
Индекс вязкости 128 90
TANмг KOH/г 1,7 –
TBNмг KOH/г 6,5 4,7
Сульфатированная зольность, масс. % Менее 0,005 0,16
Кальций, масс. % 0 0,045
Барий, масс. % 0 0
Азот, масс. % 0,58 0,17